Напоминание

Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников


Автор: Ловкова Алла Марковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 113
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития

творческих способностей младших школьников

В рамках урока литературного чтения есть возможность использовать

элементы театра, так как литература и театр - два искусства, общим для

которых

является

слово.

Театрализация

на

уроках

литературного

чтения

развивает

память,

образное

мышление,

речь,

усиливает

эмоциональную

сторону анализа художественного произведения.

В обучении театрализации выделяется несколько этапов:

-

подготовительный:

первичное

чтение,

фрагментальное

чтение,

непосредственное чтение текста, осмысление, анализ текста;

- исполнительский: интерпретация художественного текста, дополненный

элементами театральной технологии (интонирование, костюмы, декорации:

- репетиционный: репетиции перед воображаемым зрителем;

- презентационный: выступление перед зрителями:

- рефлексивный: обмен впечатлениями после просмотра.

Инсценирование представляется наиболее эффективной формой урока,

которая

позволяет

превратить

школьный

урок

в

своеобразный

импровизированный спектакль, не выходя за рамки школьной программы.

Дети, играя в театр, находятся в творческой зависимости друг от друга,

свободно фантазируют, овладевают актерским мастерством.

В 3 - 4 классах, когда дети уже имеют навыки коллективной

самостоятельной работы, для инсценирования им будут интересны басни

И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Кукушка и петух», «Свинья под дубом»,

«Две

собаки»,

«Муравей

и

стрекоза»;

отрывки

из

сказочной

повести

С.Козлова «Лисичка», «Разрешите с вами посумерничать...», философская

сказка М.Метерлинка «Синяя птица»

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в

котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения.

Чтение по ролям начинают вводить еще на уроках обучения грамоте. Можно

использовать такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два

ученика,

сидящих

за

одной

партой

или

даже

целый

ряд.

Это

позволяет

включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх

перед чтением, раскрепощает детей

Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая

учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией,

но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно

использовать карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, нужно учить

детей, отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях.

Я пришла к выводу, что театрализация на уроках литературного чтения

является

творческой

формой

изучения

учебного

материала,

и

ее

можно

рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с

внесением элементов драматического действия.

Театрализация на уроках литературного чтения играет огромную роль в

развитии творчества детей и включает в себя: инсценирование, режиссёрский

комментарий, сценически - игровые упражнения, театральное видение пьесы

и является творческой формой изучения учебного материала.

При правильной организации и проведении уроков литературного

чтения с элементами театрализации комплексно развиваются и сенсорные

способности

детей,

расширяется

сфера

самостоятельной

и

коллективной

творческо-мыслительной

деятельности,

что

создает

комфортные

и

естественные условия для процесса учения-общения.

Учащиеся разыгрывают мини-сценки с участием пальчиковых героев.

Они знакомятся друг с другом, с семьей, рассказывают, где живут, с кем

дружат, чем интересуются, поют песни или декламируют стихи.

Таким образом, я вижу огромную значимость целенаправленной работы

по активизации творческой деятельности младших школьников на уроках

литературного чтения.

Пример урока литературного чтения на тему «На горке» по

произведению Н.Носова.

Цель урока:

- знакомство учащихся с произведениями Н.Носова,

- развитие умения работать с текстом,

- развитие творческих способностей, восприятия, мышления.

В ходе урока учащимся было предложено научиться работать с текстом,

составлять план по картинкам, наблюдать за главными героями произведения,

их

поведением

и

выразительно

читать

(инсценировать)

отрывок

из

произведения.

После знакомства ребят с биографией писателя Н.Носова и прочтения

рассказа «На горке» состоялась беседа по содержанию: понравилось ли детям

произведение, что больше всего понравилось, какое впечатление произвели

на учащихся герои рассказа.

После пересказа каждой иллюстрации произведения детям было

предложено проинсценировать отрывок произведения с помощью выбранных

из класса учащихся: актеров, декораторов, звукорежиссеров и костюмеров.

Каждому из них досталась своя роль.

Актеры играли роль Котьки и ребят, читая по ролям рассказ, декораторы

подбирали инвентарь из рассказа (лопата, ведро, метла), выбирали заранее

приготовленные иллюстрации и наклеивали их на доску, звукорежиссеры

голосом

изображали

скрип

коньков

на

льду,

хруст

снега,

смех

ребят,

а

костюмеры выбирали персонажам одежду (шапки, брюки, коньки).

Учащимся очень понравилось театрализованное представление, никто из

детей класса без роли не остался. В конце урока были подведены итоги о том,

чему научило ребят это произведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что такие мероприятия, как уроки

литературного чтения с элементами театрализации способствовали развитию

и формированию у детей творческих способностей.



В раздел образования