Автор: Васильева Людмила Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2
Населённый пункт: п. г. т. Безенчук Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование орфографической зоркости в начальных классах"
Раздел: начальное образование
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
ФГОС перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать
безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры,
применять орфографические правила при записи собственных и предложенных
текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую
задачу.
Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфографических ошибок в
работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования.
Цель работы: показать приемы работы по формированию орфографической зоркости
на уроках русского языка в начальной школе с учётом ФГОС.
Изучение развития орфографической зоркости у учащихся позволило выявить
противоречие между тем, что у учащихся есть желание писать без ошибок и тем, что
для этого у них нет определенных умений и навыков. Поэтому учитель должен создать
условия, которые помогут обрести эти умения и навыки.
Чтобы сократить количество допущенных ошибок, учитель должен усилить
мотивацию орфографической работы, то есть развивать орфографическую зоркость.
Орфографическая зоркость на уроках русского языка будет развиваться при условии: а)
систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо,
зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое
проговаривание);
б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить
допущенные ошибки.
Чтобы добиться результатов в формировании прочных навыков безошибочного
письма, необходима постоянная работа. Часто бывает так, что ученик знает правило,
но допускает ошибки при письме, т.к. фонетически глух. Учитель должен научить
ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и
является результатом многократных действий. Также учитель должен научить детей
самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки
своей работы. Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и
графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль - вот что
необходимо для выработки безошибочного письма.
Проблема орфографической зоркости учащихся связана с особенностями сохранения
материала в памяти и его воспроизведением, сложным составом орфографического
навыка и длительностью его формирования. Именно поэтому без знания и учета
индивидуальных особенностей младших школьников, организации продуктивной
деятельности на уроке нельзя добиться решения основных задач, сформулированных в
ФГОС. Трудность орфографической задачи, по сравнению с арифметической, состоит
в том, что ученик, в сущности, должен сам перед собой поставить эту задачу: в
процессе письма он должен, не отвлекаясь от содержания того, что пишет, и от
техники письма, найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу, которую нужно
решить.
Школьник для решения орфографической задачи должен пройти 6 этапов: увидеть
орфограмму в слове; определить её вид; определить способ решения задачи; составить
алгоритм решения задачи; решить задачу; написать слово и осуществить
самопроверку.
Приведу примеры упражнений, которые способствуют формированию
орфографической зоркости.
Подчеркни нужную букву
(Б,б)абушка (Т, т)атьяна (С, с)ергеевна, поэт
(А, а)лександр (С,с)ергеевич (П, п)ушкин,
(В, в)еточка (В, в)ербы, (П, п)олевая (Ф, ф)иалка,
(П, п) ёс (Б, б)арбос, (П, п)олевая (М, м)ышка.
Подчеркни нужную букву.
Рядом запиши полные имена.
(А, а)лёша - ________________________
(Б, б)оря - __________________________
(И, и)ра - ___________________________
(В, в)итя - ___________________________
(В, в)аня - ___________________________
(С, с)ерёжа - _________________________
Найди и исправь 4 ошибки
Мои любимые сказочные Герои – буратино, дюймовочка, Чебурашка и
карлосон.
Найди и исправь 4 ошибки
Бобик, шарик и барбос –
Каждый в кашу сунул нос.
Та горячая была
И носы им Обожгла…
Найди и исправь 4 ошибки
-
Вы куда?
-
Я к Дяде боре,
Он живёт на чёрном море,
Побываю я в Крыму…
А вы куда?
-
Я в кострому.
Вставь пропущенные предлоги
Птицы стайки летели
____ родину.
_____ дороге они остановились
отдохнуть _____ заливчике. _____ море растаяли последние льдинки
_____
песочке
видны
крестики
следов.
Это
птички
выходили
____
заливчику.
Исправь ошибки в употреблении предлогов.
На центре клумбы расцвели анютины глазки. Их яркие головки дружно
качались для ветра. Пчёлы и шмели садились под цветки. Бабочки порхали
с ними.
Найди и исправь 5 ошибок. Зачеркни «лишнее».
Это предлоги:
К, для, от, ит, меня, х, под, кот, вдоме, жж
Найди и исправь 6 ошибок. Зачеркни «лишнее».
Это предлоги:
В, у, и, си, до, мой, без, изба, лл, кмаме, на.
Найди и исправь 4 ошибки
Уворот – огород.
Вогороде дуб растёт.
Надгорами нависает,
Вморе жёлуди бросает
Найди и исправь 7 ошибок
Где коза водворе, там козёл беззову вгостях.
Емеля дурачок, а напечи подрова ездил.
Ешь пирог сгрибами, а язык держи зазубами.
Подчеркни слова, в которых есть слог из одной буквы. Над каждым словом
укажи количество слогов.
Маяк, игра, утюг, поэма, стой, июль, моё, друзья,
арбуз, балерина, кольцо.
Подчеркни слова, которые нельзя
переносить. Остальные слова
выпиши, разделяя для переноса.
Каюта, кросс, осёл, ученик, олень, ухо, стекло, ирис, тетрадь, слой, окно,
марш.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____
Исправь ошибки в переносе слов.
Запиши правильно.
Инд-юк, о-лень, ма-йка, прав-ило, ль-ёт, бол-ьница, бель-ё, стр-иж, за-йка,
арб-буз.
_________________________________________________________________
_________________________
_____________________________________________
Исправь ошибки в переносе слов.
Запиши правильно.
И-рис, стро-йка, ию-нь, ос-ень, пел-ьмень, ламп-очка, репе-йник, по-ю, бер-
ёза, лет-о.
_________________________________________________________________
_________________________
_____________________________________________
Подчеркни слоги с мягким согласным. Допиши букву так, чтобы
получились слова.
Ма__, плю__, кро__, ки__, мя___, ме__, сэ___, йо___, ши___, ча___, чу__,
жи___, рё___, су__, щу___.
Выпиши
слоги,
мягкость
согласных
звуков
в
которых
зависит
от
гласных.
_________________________________________________________________
_________________________
Подчеркни слоги с мягким согласным. Допиши букву так, чтобы
получились слова.
Ла___,
клю____,
лю____,
пла____,
ми____,
гра___,
чи____,
жи_____,
йо____, ши____, ча_____, щи____, жи_____, мё____.
Выпиши
слоги,
мягкость
согласных
звуков
в
которых
зависит
от
гласных.
_________________________________________________________________
_________________________
Подчеркни слова, в которых все согласные твёрдые.
Лесок, игла, восторг, лайка, щука, часто, чаща, мышонок, желток, машина,
пройма, парашют.
Подчеркни слова, в которых все согласные твёрдые.
Лесок, игла, восторг, лайка, щука, часто, чаща, мышонок, желток, машина,
пройма, парашют.
Подчеркни слова, в которых все согласные мягкие.
Пюре, лейка, клюв, женихи, щавель, чайки, билеты, чашки, пеньки, тюбик,
мебель, пищать.
Подчеркни слова, в которых все согласные твёрдые.
Лесок, игла, восторг, лайка, щука, часто, чаща, мышонок, желток, машина,
пройма, парашют.
Подчеркни слова, в которых все согласные мягкие.
Пюре, лейка, клюв, женихи, щавель, чайки, билеты, чашки, пеньки, тюбик,
мебель, пищать.
Замени гласные, обозначающие твёрдость согласных, на гласные,
обозначающие мягкость так, чтобы получились новые слова.
Нос, смыть, пар, лук, воз, пас, ров, сало, лаз, бант, гора.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____
Замени гласные, обозначающие мягкость согласных, на гласные,
обозначающие твёрдость так, чтобы получились новые слова.
Кит, мять, ряд, липки, тюк, вял, мех, крен, плющ, гири, пюре.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____
Замени гласные, обозначающие твёрдость согласных, на гласные,
обозначающие мягкость так, чтобы получились новые слова.
Нос, смыть, пар, лук, воз, пас, ров, сало, лаз, бант, гора.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____
Подчеркни слова с сочетаниями жи, ши.
Жираф,
шершень,
жезл,
престиж,
шимпанзе,
душистый,
щиколотка,
пружина, живопись, ежевика, широкий, дрожит, лишний.
Подчеркни слова с сочетаниями жи, ши.
Ковшик,
положить,
малыши,
вышивка,
жужжит,
шептать,
ершистый,
защитник, коржик, вершина, вишня, ширма, лижет.
Подчеркни слова с сочетаниями жи, ши.
Жираф,
шершень,
жезл,
престиж,
шимпанзе,
душистый,
щиколотка,
пружина, живопись, ежевика, широкий, дрожит, лишний.
Подчеркни слова с сочетаниями жи, ши.
Ковшик,
положить,
малыши,
вышивка,
жужжит,
шептать,
ершистый,
защитник, коржик, вершина, вишня, ширма, лижет.
Подчеркни слова с сочетаниями жи, ши.
Жираф,
шершень,
жезл,
престиж,
шимпанзе,
душистый,
щиколотка,
пружина, живопись, ежевика, широкий, дрожит, лишний.
Вставь пропущенные сочетания жи, ши.
Век про____л, да ума не на_____л.
Дело вер_______, да не спе______.
Добрая слава ле______т, а плохая бе_____т.
Поспе______шь, людей насме______шь.
Измени и запиши слова
Лужа - две ___________________________________
Этаж – верхние _______________________________
Вираж – крутые _______________________________
Малыш – чумазые _____________________________
Чиж – шустрые _______________________________
Измени и запиши слова
Ухо – мои ____________________________________
Стриж – дружные _____________________________
Камыш – густые ______________________________
Гараж – тёмные _______________________________
Уж – подмосковные ___________________________
Вставь пропущенные буквы. Измени и запиши слова так, чтобы они
отвечали на вопрос какой?
Ш___рина – (какой?) широкий
Ж__в - _______________________________________
Ш____рь - ___________________________________
Пассаж__р - __________________________________
Вставь буквы и или ы
Ш___на,
ст__ковка,
м___шеловка,
лыж___,
зверён____ш,
сп____сок,
вод____ца, кр____лья, корж____, морж____, в_____года, мал___ш.
Вставь буквы и или ы
Б____лина,
ш____повник,
выш___вка,
ж____знь,
д____мок,
еж____ный,
верш___на, пруж_____на, гр_____зун, яз____к, наж____ва, см___сл.
Найди и исправь 4 ошибки
Жыли – были трое троллей
На вершынах дальних гор…
(Норвежская песенка)
Светло – пушыстая снежынка белая,
Какая чистая, какая смелая!..
(К.Бальмонт)
Найди и исправь 3 ошибки
Я рубашку сшыла мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришыть
И платочек положыть.
(З.Александрова)
Подчеркни слова с сочетаниями ча, ща.
Печально, кочан, трещётка, совещание, шарманка, причал, пачка, защищать,
начало, плащ.
Подчеркни слова с сочетаниями ча, ща.
Мочалка, ощущать, пороша, передача, участие, трещал, учащийся, ворчал,
тащу, тачка.
Вставь пропущенные сочетания ча, ща.
Кто ничего не изу____ет,
Тот вечно хнычет и ску___ет.
(Р. Сеф)
Сна___ла думай, потом делай.
Сам погибай, а товари_____ выру_____й.
Выпей ____йку – забудешь тоску.
Запиши слова в форме множественного числа
он
они
бельчонок – _________________________________
волчонок – __________________________________
скворчонок – _________________________________
барсучонок – _________________________________
Запиши слова в форме множественного числа
много
один
передачи – _________________________________
кручи – _____________________________________
свечи – _____________________________________
рощи – ______________________________________
Измени и запиши слова по образцу
Образец: лещ – нет леща.
Ключ – нет __________________________________
Борщ – нет ___________________________________
Трубач – нет __________________________________
Плащ – нет ___________________________________
Вставь пропущенные сочетания ча, ща.
Жур_____ние,
ов____рка,
у____сток,
пе_____ть,
пло_____дка,
про_____ние.
Вставь пропущенные сочетания ча, ща.
Обе____ние, _____йник, пи_____ть, сей___с, кур___вый, уго____ть.
Вставь буквы а или я.
М___льчик, поч__ток, площ____дка, рощ___, зар___дка, пр___жа, р___д,
ч___сики, л____гушка, м____киш, пищ____ть, печ____ль.
Вставь буквы а или я.
Ч__родейка,
нач___льник,
настоящ___я,
гус___р,
щ___вель,
коч___н,
м____та, ярм___рка, Рич__рд, тысяч___, св___зистка, отвеч__й.
Найди и исправь 3 ошибки.
Промчялись по улице в облаке пыли,
Потом через площядь, потом через – сад…
И только одно по пути говорили:
- Прощяйте! Мы вряд ли вернёмся назад.
(Перевод С.Маршака)
Найди и исправь 5 ошибок.
Подогрела чяйка чяйник,
Пригласила восемь чяек:
-
Приходите все на чай!
Сколько чяек, отвечяй!
Найди и исправь 5 ошибок.
Обещял бычка, а даёт тычка.
Голова –что чян, а ума – на капустный качян.
Много щявеля – к тёплой зиме.
Ясный месяц обещяет сильный мороз.
Вставь в слова сочетания чу, щу.
Коль____га,
____плый,
_____чело,
м____сь,
вор____,
_____рились,
____дный, ______ку, тре_____, _____жое.
Вставь в слова сочетания чу, щу.
Вер____сь, при____рился, и____, жем______жина, сту____, со____ствие,
____до, ______дак, вклю____, ____чку.
Измени слова по образцу.
Образец: задача – решу задачу.
Пища – пережёвывай __________________________
Чаща - проезжали _____________________________
Туча – вижу __________________________________
Свеча – задуть ________________________________
Вставь букву у или ю.
Ч___шь,
из____м,
утащ___,
ч____гун,
кост____м,
ч____лан,
пол____с,
с_____жет, отращ_____, вкл____ч____, могуч____ю.
Найди и исправь 8 ошибок.
Если только захочю, Всех учиться научю:
Щюка, щюриться, драчюн,
Чювство, чюдится, молчюн.
Найди и исправь 7 ошибок.
Чюдесный, причуда, тащю, чюмазый, ищю, печюрка, чюгун, щюп.
Подчеркни мягкие шипящие согласные.
Солнечный,
больница,
яичница,
носочки,
лещина,
дружина,
чирикать,
пушистый, сверчок, щебет, огоньки, майка.
Подчеркни мягкие шипящие согласные.
Речной, живот, щегол, пушистый, прореха, патруль, смельчак, прощание,
читать, косичка, мелочный, плащик.
Вставь, где нужно мягкий знак.
Внуч__ка, мелодич___ный, пузыр___ки, окун____ки, ч___тение, туч__ный,
мен___ше, ключ___ник, жил____цы, банан____чик, тактич___но, кон___ки,
булоч____ник, крыл____цо, мел____ком.
Вставь, где нужно мягкий знак.
Стрел____ба,
огур___чик,
крол____чатник,
ноч__ник,
пис____мо,
гоноч____ный, кон____чик, ниточ____ка, привыч____ка, жестян____щик,
немощ____ный, поч____та.
Найди и исправь 4 ошибки.
Ходит вишенка бочьком,
Бьёт вишнёвым каблучьком.
(В.Степанов)
Течёт в стране песочьной
Песочьная река…
(Н.Дилакторская)
Найди и исправь 3 ошибки.
Белые ромашки-сестричьки,
У ромашек белые ресничьки…
(Перевод И.Токмаковой)
На солнечьной опушке
Фиалка расцвела…
(Е.Серова)
Буквы парных глухих согласных подчеркни, парных звонких
согласных обведи в кружок.
А, Б, В, Г, Д, Ё, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я
Буквы звонких глухих согласных подчеркни, непарных глухих
согласных обведи в кружок.
А, Б, В, Г, Д, Ё, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я
Подчеркни слова, в которых все согласные буквы обозначают
непарные глухие звуки.
Штатив, койка, стук, паста, фишка, трость, кошка, щётка, паспорт, цех,
тесто, шёпот, тиски, шторка.
Подчеркни слова, в которых все согласные буквы обозначают
непарные звонкие звуки.
Жёлудь, база, жаба, зубы, зубр, ваза, вагон, завод, звезда, дуга, жалоба,
вьюга, дружба, багаж, дождь.
Подчеркни парные согласные, нуждающиеся в проверке.
Плащ,
обувь,
малыш,
мороз,
адвокат,
пульс,
карапуз,
пассаж,
творог,
снеговик, ястреб, велосипед, шарф, груздь.
Подчеркни парные согласные, нуждающиеся в проверке.
Запас, верфь, листок, грош, вернисаж, плющ, восторг, бутерброд, рассказ,
голубь, трус, свекровь, круг, горох, дрозд.
Выбери и подчеркни проверочные слова. Вставь пропущенную букву.
Зу___- зубчик, зубастый, зубы.
Горо___ - города, городок, городки.
Дру____ - друзья, дружок, (нет) друга.
Бро____ь – броши, брошка, брошечка.
Остро____ - острова, островки, островной.
Расска____ – рассказчик, рассказы, сказка.
Запиши проверочное слово и вставь необходимую парную согласную
___________________________ - мира______
___________________________ - огоро______
___________________________ - штра______
___________________________ - выхо_______
___________________________ - сторо_______
Запиши проверочное слово и вставь необходимую парную согласную
___________________________ - блинда______
___________________________ - алма______
___________________________ - гер______
___________________________ - маршру_______
___________________________ - обры_______
Найди и исправь 3 ошибки
Аист ест большой арбус –
С виду алый, а на вкуз?
Он и сам не разберёт:
То ли сахар, то ли мёт.
(С.Маршак)
Найди и исправь 4 ошибки
Когда зима приходит в горот
Осенний завершая век
И ночь несёд в ладонях холот, -
Её мы ждём, как первый снек.
(Е.Деймин)
Найди и исправь 4 ошибки
Железом хлеп добывают,
Не в брофь, а в глаз.
Не ударить лицом в грясь.
Береги нос в сильный морос.
Найди и исправь 4 ошибки
Неизведанный друк не хорош для услуг.
Съел бы пирок, да в печи сжёг.
Трут человека кормит, а лень портит.
Лесом шёл, а дроф не нашёл.
Подчеркни безударные слоги.
Тенёк, ясень, плечо, хлопья, зима, ресницы, кольцо, звонок, дерево, гряда.
Подчеркни ударные слоги.
Лесник,
ёжик,
вязать,
гроза,
балалайка,
письмо,
весело,
малина,
лето,
василёк.
В каждой группе родственных слов подчеркни одной чертой слова,
которые нужно проверять, двумя – проверочное слово.
Гора, гористый, горный.
Пилка, пила, пилил.
Речной, речка, речушка.
Плясунья, плясал, пляска.
В каждой группе родственных слов подчеркни одной чертой слова,
которые нужно проверять, двумя – проверочное слово.
Листья, листок, листик.
Солёный, соль, солить.
Мастерская, мастер, мастерица.
Грязный, грязнуля, грязища.
Запиши проверочное слово и вставь пропущенные буквы е или и.
Образец: меч – мечи.
_____________________________ - з__мовье
_____________________________ - пт___нцы
_____________________________ - в___сят
_____________________________ - гр___бы
_____________________________ - д___карь
Запиши проверочное слово и вставь пропущенные буквы е или и.
Образец: вес – весы.
_____________________________ - стр__жата
_____________________________ - с___няк
_____________________________ - м___ховой
_____________________________ - б___нты
_____________________________ - п___нёк
Запиши проверочное слово и вставь пропущенные буквы а, о или я.
Образец: час – часок.
_____________________________ - п___тно
_____________________________ - т___йник
_____________________________ - ___зёра
_____________________________ - п____рник
_____________________________ - к____лоть
Запиши проверочное слово и вставь пропущенные буквы а, о или я.
Образец: лось – лосёнок.
_____________________________ - к___вёр
_____________________________ - тр___сти
_____________________________ - п___лзут
_____________________________ - вр____ги
_____________________________ - т____гач
Запиши проверочное слово и вставь пропущенные буквы а, или о.
Всю ночь кричал с___вёнок____________________
В т_ инственном б__ру,_________________________
А за __кошком клёны__________________________
К__чались на ветру.____________________________
(Т.М.Белозёров)
Запиши проверочное слово и вставь пропущенные буквы е, или и.
В_сною степь з__лёная _________________________
Цв__тами вся разубрана,________________________
Всё птичками л__тучими - ______________________
П_вучими полным-полна…_____________________
(А.В.Кольцов)
Найди и справь 5 ошибок
Хрустит за акошком
Морозный динёк,
Стаит на акошке
Цвиток-огонёк.
(Е.Благинина)
Найди и справь 4 ошибки
Рикою тихо лодка шла.
Вирхушки ив зилёных рделись,
Валежник, рыба, камни, пни,
Как на палу, на дне виднелись.
(И.З.Суриков)
Найди и справь 3 ошибки
После гребного даждя начинают буйно лезть грибы – липкие маслята,
жёлтые
лесички,
боровики,
румяные
рыжики,
опёнки
и
бесчисленные
поганки.
(По К.Паустовскому)
Найди и справь 4 ошибки
Висна в природе. Солнечная теплота неизменна. Она растапливает снег,
нагревает воздух, почву и диревья. Зимля наполняется шумом, плеском,
игрой капель и талой вады.
(По К.Паустовскому)