Автор: Швацкая Нина Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МКДОУ Д/с№117 "Дружная семейка" Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов Тема: "Утренник без стресса" Раздел: дошкольное образование
Автор: Швацкая Нина Владимировна, музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории
г. Новосибирск, 2016
Подготовка и проведение детского утренника—дело сложное как для
музыкальных руководителей, так и для воспитателей.
Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как дети—
только тогда он сможет
прочувствовать изнутри те сложности, с
которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много. Не
раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе
разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети ( а порой у
детей получается лучше! ). Только на себе можно понять все тонкости и
сложности перестроений в танце, интонировании при пении, исполнения
партий в оркестре.
Утренник—не только долгожданный праздник, но и стресс для детей.
Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и
пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание
происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без
взрослого
и
внимательного
взрослого
помощника
и
наставника
недопустимо!
Очертим круг задач , стоящих на утреннике перед каждым ребёнком.
1.
Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней
ритмические
движения
в
танцах,
вовремя
перестраиваться
и
поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении,
правильно играть на музыкальных инструментах и др.
2.
Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на
номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.
3.
Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с
помощью жестов, мимики, интонации и др.
4.
Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул, что
делать во время выступления других детей; что делать, если тебя
обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как
выразить своё возмущение, как быть внимательным и вежливым к
товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
5.
Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось,
если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре,
если на тебя все смотрят и снимают на видео—ужас!
Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребёнка,
но и обязан решать на утреннике ещё и свои, «взрослые» задачи.
Задачи воспитателя при проведении утренника
Музыкально-исполнительские:
знать проблемные для детей места в
песнях
( подсказать
начало
следующего
куплета,
сопровождающее
движение ),
танцах
( перестроения ),
оркестре
( неточный
ритм
у
некоторых
детей,
распределение
инструментов
);
использовать
возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности
( спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре ).
Организационные:
уметь организовать выход детей на номер,
посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-
уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию «на
сцене»
при
проведении
каждого
номера,
распределить
обязанности
ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально-речевые:
создать
воображаемую
ситуацию,
эмоциональную атмосферу утренника—этому способствует выразительная
речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых
акцентов.
Указания
детям
даются
с
использованием
повелительной
формы глаголов ( «встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих
«встали», «прошли», «сели» )—это связано с тем, что дошкольники,
особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени
как обращённые лично к себе.
Коммуникативные: общение взрослого со взрослым ( взаимодействие
со вторым воспитателем, персонажами, родителями ); общение взрослого с
ребёнком—умение видеть проблемы каждого ребёнка и умение оказать
вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с
другом
и
со
взрослыми,
доброжелательное
отношение
к
каждому
ребёнку, высказывание только положительных оценок.
Надо признать, что проведение утренника—стресс ещё и для
взрослого,
особенно
для
того,
кто
два
предшествующих
месяца
подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает
навыками выступлений перед зрителями. Наша задача—избежать стресса.
Методика подготовки воспитателя к проведению утренника
Данная методика включает в себя три этапа:
1-ый этап:
«воспитатель как ребёнок»
( первые 4-5 недель
подготовки
к
утреннику ).
Музыкальный
руководитель
учит,
а
воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты
песен,
движения
и
перестроения
в
танцах,
правила
игр,
партии
оркестра. Времени на это у воспитателя--4 занятия, или 2 часа ( это за
месяц-то!) Цель: понять изнутри музыкально-исполнительские трудности
детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.
2-й этап: «воспитатель как ведущий» ( 6-7-я неделя подготовки
утренника ). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по
подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т. Е.
готовит себя и детей к проведению утренника. Цель: понять и решать
организационно-сценические и коммуникативные проблемы.
3-й этап: «воспитатель как актёр» ( за неделю до утренника ).
Музыкальный
руководитель
может
давать
новый,
не
связанный
с
проведением утренника материал ( чтобы праздничный репертуар не
надоел детям ), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели
осваивают
без детей
методику проведения утренника, распределение
обязанностей,
взаимодействие
с
персонажами.
Цель:
работа
над
решением
собственных
сценических,
речевых
и
организационных
проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою
роль,
особенно
стихотворные
тексты
и
инструкции-указания,
адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником
необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что
будет
раздавать,
кто
и
где
будет
стоять,
как
перемещаться,
где
разложить «подсказки» в зале.
Если
на
всех
трёх
этапах
воспитатель
проявляет
внимание,
заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу
возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдёт без
стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для
музыкального руководителя.
В идеале утренник должен быть итогом двухмесячных занятий всех
специалистов, работающих с детьми данной группы—тогда это станет
подлинно «кровным» делом каждого и принесёт радость и удовольствие!
Рассмотрим вопросы организации культурно-досуговой деятельности с
детьми в контексте ФГОС—важнейшего раздела работы детского сада,--
которая обеспечивает:
Культурный
отдых
детей,
их
эмоциональную
разрядку,
что
необходимо
для
психического
и
физического
здоровья
дошкольников;
Развитие детского творчества в различных видах художественной
деятельности;
Развитие способностей к импровизации, готовности к экспромту;
Создание
условий
для
творческого
взаимодействия
детей
и
взрослых;
Формирование коммуникативной культуры дошкольников;
Расширение
кругозора
детей,
их
обогащение
разнообразными
впечатлениями за счёт средств интеграции содержания различных
образовательных областей;
Формирование
представлений
о
формах
культурного
отдыха,
воспитание потребности в культурных развлечениях.
Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на
воспитание и развитие ребёнка, на формирование его Я-концепции. Но
главной,
приоритетной
задачей
является
создание
условий
для
эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения ( что
является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и
напряжения современной жизни! ). Реализация этого условия требует от
педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым,
импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. С
целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить
за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для
творческого самовыражения ( снимать чувство неуверенности, зажатости,
боязни сделать что-то не так ). Поэтому на развлечениях должны быть
не
подготовленные
заранее
детские
выступления,
а
спонтанная
импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает
оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные
«ключи» к организации детских досугов--это три «И»: Интеграция—Игра
—Импровизация.
Если
педагоги
владеют
этими
тремя
«ключами»,
значит, они готовы к организации и проведению лёгких и весёлых
развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с
ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления ( что приводит к
их переутомлению ).
Содержание
развлечений
с
детьми
планируется
педагогами
(
воспитателями,
музыкальным
руководителем,
инструктором
по
физическому воспитанию и другими специалистами ) исходя из текущей
работы,
в
которой
отражается:
время
года,
тематика
разделов
из
различных
образовательных
областей,
владение
детьми
различным
игровым
и
музыкальным
репертуаром.
Например,
это
могут
быть
«Зимние забавы» ( игры, аттракционы зимней тематики ), «Кем быть?»
( развлечение с родителями—знакомство с профессиями ), «В гостях у
сказки» ( чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов, загадки,
призы
и
др. )
и
т. д.
Как
правило,
развлечения
планируются
и
проводятся
в
соответствии
с
реализацией
различных
тематических
образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное
планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы,
рационально
спланировать
формы
взаимодействия
с
детьми
и
их
родителями.
Цикличность организации досугов предполагает еженедельное их
проведение ( от 15 до 35 минут, в зависимости от возраста ) во вторую
половину дня. Содержание и форма развлечений должны варьироваться,
поскольку
каждый
досуг
должен
нести
новизну,
быть
сюрпризом.
Ответственным за проведение различных по форме и содержанию
развлечений должны быть разные педагоги ( оптимальным является
чередование организаторов детского досуга: воспитатели, музыкальный
руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др. ). Например,
воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок,
игр, аттракционов, поэтические вечера, инструктор по физическому
воспитанию—спортивные развлечения в спортивном зале и на улице,
музыкальный руководитель—музыкальные вечера, вечера любимых песен
и др.
На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный
руководитель
рекомендует
и
помогает
воспитателям
подобрать
фонограммы для каждой темы.
Важно привлечь к организации детских досугов родителей, бывших
выпускников,
учащихся
музыкальных
школ,
воспитанников
детских
юношеских спортивных школ и др.
Возможными формами досугов и развлечений, которые будут
интересны детям и не потребуют длительной подготовки, могут быть:
«Песенные
посиделки»--пение
в
кругу
знакомых
песен;
театрализованное обыгрывание песен;
«Сам
себе
костюмер»
( ряжение )—примеривание
различных
костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов
игровых образов, спонтанные костюмированные игры, диалоги;
«Мы
играем
и
поём»--игры
с
пением
( по
показу,
без
предварительного разучивания ), аттракционы;
«Танцевальное ассорти»--свободное движение детей под музыку,
образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;
«Магазин
музыкальных
игрушек»--свободные
игры
с
инструментами, которые могут заканчиваться импровизированным
оркестром;
«Кукольный
театр»--всевозможные
варианты
кукольных
представлений:
от
показа
взрослыми
до
спектакля,
который
показывают старшие дети малышам;
«В гостях у сказки»--две-три коротких сказки разных народов,
прочитанные
в
музыкальном
зале
в
особой
атмосфере
с
настольной
лампой,
либо
спонтанное
обыгрывание
знакомой
сказки;
«Кинофестиваль»--просмотр любимых мультфильмов по известным
сказкам, операм, балетам в условиях музыкального зала;
«Будь
здоровым,
сильным,
ловким!»--спортивно-физкультурные
досуги с различными эстафетами и соревнованиями;
«Наши
любимые
игрушки»--обыгрывание
любимых
игрушек,
которые дети принесли из дома; загадки и стихи, исполнение
песен об игрпушках, игры-аттракционы или танцы с ними;
«Театральные
встречи»--выступления
бывших
выпускников,
учащихся музыкальных школ, театральных групп с различными
спектаклями в детском саду;
Музыкально-литературные гостиные ( подготовленные педагогами,
учащимися музыкальных школ, родителями );
Фольклорные развлечения ( «Капустница», «Масленица», «Святки»
и др. );
«Папа,
мама,
я—спортивная
семья»--совместные
физкультурные
развлечения, походы;
«Выпускники детского сада в гостях у малышей»--совместные
танцы, песни, игры старших и младших дошкольников;
«День
рождения»--групповые
праздники
с
чаепитием
и
угощениями, на которых поздравляют всех, кто родился, например,
летом, осенью, весной или зимой ( возможен вариант проведения
таких развлечений каждый месяц );
Экскурсии, посещения музеев, игры в музей ( дети принимают на
себя роль экскурсоводов по своей группе, детскому саду ).
Эти и другие формы развлечений планируются и проводятся четыре
раза в месяц для каждой группы. При планировании досуга учитывается
время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей,
возможности, которые есть в детском саду. Например, вечер игр после
Нового года может быть посвящён зимним забавам, в которые играли
дети на празднике. Осенью вечер стихов и сказок для малышей можно
составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся
к зиме. В марте можно организовать с детьми 6-7 лет игры с
инструментами
как
озвучивание
стихов
на
весенние
темы
или
творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».
Перечисленные формы досугов и развлечений представляют собой
примерный список, на основе которого можно составить тематический
план развлечений на год и более конкретно—на каждый месяц.