Напоминание

Формирование культуры речевого общения в классном коллективе


Автор: Мокиенко Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МЛГ гимназия 33
Населённый пункт: Г.О. Мытищи
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры речевого общения в классном коллективе
Раздел: начальное образование





Назад




В

младшем

школьном

возрасте

ребенок

приходит

все

стороны

отношений, прежде всего со своими сверстниками. В связи с развитием

класса

как

коллектива

необходимо

рассматривать

совокупность

его

характеристик в зависимости от возраста учащихся. Это позволит говорить о

возрастных особенностях как классного коллектива.

Для коллектива младших школьников характерны следующие черты:

слабая организованность,

низкий уровень способности к коллективной деятельности,

эмоциональная неустойчивость,

слабовыраженная половая дифференциация взаимоотношений,

неустойчивость дружеских групп.

В то же время у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к

единству, к совместной игре, стремление к подражанию классом старших

возрастов.

Также психологами А.В. Бабаян и И.А. Сикорским было установлено,

что

младший

школьный

возраст

характеризуется

также

повышенной

восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Главным в

развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование

гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства,

эмоциональную отзывчивость .

Одну

из

важных

ролей

в

нравственном

развитии

ребенка

играет

эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания

другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм

поведения.

Сочувствие

-

устойчивое

свойство,

оно

побуждает

человека

к

альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная

потребность

в

благополучии

других

людей,

на

его

основе

формируется

представление о ценности другого .

В дальнейшем способность ребенка переживать за другого развивается

и переключается с реакции на физический ущерб человека на реакцию на его

чувства и далее - на реакцию, на жизненную ситуацию в целом. В младшем

школьном

возрасте

наряду

с

развивающимся

чувством

«Я»

у

ребенка

складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного.

В этом возрасте дети особенно восприимчивы к воздействиям взрослых.

Можно заметить, что у учеников младших классов развиваются элементы

социальных

чувств,

формируются

навыки

общественного

поведения

(коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и

др.)

Так

же

возникают

коллективные

связи,

формируется

общественное

мнение. Таким Образом младший школьный возраст предоставляет большие

возможности

для

формирования

нравственных

качеств

и

положительных

черт личности .

Это позволяет сделать вывод о том, что знание особенностей развития

младших школьников дает возможность учителю учитывать их в создании

сплоченного

коллектива

класса,

его

развитии

и

совершенствовании,

что

обеспечит

большую

степень

вероятности

выбора

наиболее

эффективных

форм и методов осуществления данного процесса.

В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее

поколение можно обвинять в бездуховности, безнравственности. Проблемы

воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество

нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими

научными знаниями, но и нравственной культурой. Проблема нравственного

развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя

факторами, которые определяет Т.В. Морозова:

Во-первых,

придя

в

школу,

ребенок

переходит

от

«житейского»

усвоения

окружающей

действительности,

в

том

числе

и

морально-

нравственных

норм,

существующих

в

обществе,

к

его

научному

и

целенаправленному изучению;

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную

коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм,

регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения

учеников с учителем;

и третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной

школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего,

формирование нравственной личности .

Необходимость формирования коллективизма у учащихся в условиях

целенаправленной учебно-воспитательной работы широко исследовали А.С.

Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Коллективом, по мнению А.С. Макаренко, называется группа детей,

имеющая единые общественно ценные цели, для достижения которых свои

органы и организованный, воспитательный коллектив.

С точки зрения А.В. Петровского, коллектив - группа объединенных

общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной

совместной деятельности высокого уровня развития.

В. Лебедев дает современное понимание коллектива, как относительно

автономной

системы,

которой

свойственны

процессы

саморегуляции,

самоорганизации,

самоуправления

скоординированное

единство

двух

структур:

официальной,

складывающейся

под

влиянием

взрослых,

определяющих его организационное строение и деятельность,

неофициальной,

складывающейся

в

значительной

степени

в

процессе межличностного общения.

Коллектив, по его мнению, это субъект деятельности по реализации

единых

общественно

-

значимых

целей,

это

целостное

образование

с

общественном

мнением,

эмоциональными

реакциями

и

ценностными

ориентациями, с традициями, определяющими поведение его членов .

Наиболее

ярким

последователем

трудов

педагогов,

является

Ш.А Амонашвили. Его подходы к процессу образования и воспитания, без

принуждения, стали основными в его труде. Основой и целью воспитания он

считал

творение

счастья

каждого

из

воспитанников:

«Воспитание

заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться

к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать,

засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет

человеку личное счастье» .

В исследованиях Сластенина В., Исаева И. определяются следующие

функции коллектива:

Организационную - он становится субъектом управления своей

общественно полезной деятельностью;

Воспитательную

-

становится

носителем

и

пропагандистом

определенных идейно-нравственных убеждений;

Функцию

стимулирования

-

способствует

формированию

нравственно

ценных

стимулов

общественно-полезных

дел,

регулирует

поведение своих членов, их взаимоотношения .

Коллектив

как

социальная

группа

обладает

рядом

признаков,

А.С.

Макаренко выделял следующие признаки коллектива:

Общая

социально-значимая

цель

(цель

коллектива

обязательно

совпадает

с

общественными

целями,

поддерживается

обществом

и

государством).

Общая

совместная

деятельность

и

ее

организация

для

достижения

поставленной цели (совместными усилиями быстрее достичь определенной

цели, каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной

деятельности,

необходима

высокая

личная

ответственность

за

результаты

совместной деятельности).

Отношения ответственной зависимости (между членами коллектива

устанавливаются

специфические

отношения,

отражающие

не

только

единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний

и оценочных суждений).

В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы

управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании

наиболее

авторитетных

членов

коллектива.

Но

особенно

отчетливо

они

проявляются лишь при коллективной организации. Соглашаясь с признаками

коллектива Макаренко, А.В. Петровского выделяет, ещё один признак, - это

психологическое признание членами группы друг друга и отождествление

себя

с

нею.

В

основе

группы

лежит

совместный

интерес,

принципы,

сходство.

Кроме

выше

названных

основных

признаков

колле кт и ва

А.С. Макаренко называет и другие очень важные особенности:

сплоченность, взаимопонимание, защищенность,

«чувство локтя», причастность к коллективу,

взаимопомощь и взаимоответственность,

доброжелательность и бескорыстие,

здоровая критика и самокритика,

соревнование.

Помимо признаков, А.С Макаренко выделяет принципы формирования

коллектива.

Принципы:

гласности (открытости),

ответственной

зависимости

(возникает

в

ходе

какой-либо

деятельности

требует,

чтобы

был

назначен

персонально

ответственный человек),

перспективных линий (близкая, средняя, далёкая),

параллельного

действия

его

основе

лежит

требование

воздействовать

на

школьника

не

непосредственно,

а

опосредованно, через первичный коллектив) .

В.А. Сухомлинский сформулировал совокупность принципов, которые

должны быть положены в основу формирования коллектива:

руководящая роль педагога;

богатство

отношений

между

учениками

и

педагогами,

между

учениками, между педагогами;

ярко

выраженная

гражданственность

духовной

жизни

воспитанников и воспитателей;

самодеятельность, творчество, инициатива;

гармония

высоких,

благородных

интересов,

потребностей

и

желаний;

создание

и

заботливое

сохранение

традиций,

передача

их

от

поколения к поколению как духовного достояния;

эмоциональное богатство коллективной жизни;

дисциплина

и

ответственность

личности

за

свой

труд

и

поведение.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования (2010) предъявляет современные требования к личности

младшего

школьника,

которые

являются

критериями

развитости

коммуникативных

способностей

младших

школьников.

К

личным

результатам

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего образования относятся:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки

на

основе

представлений

о

нравственных

нормах,

социальной справедливости и свободе;

формирование уважительного отношения к иному мнению;

умение использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных и познавательных задач;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной

отзывчивости,

понимания

и

сопереживания

чувствам других людей;

развитие

навыков

сотрудничества

со

сверстниками,

умения

избегать конфликтов.

Таким образом, можем сделать вывод, что коллективом можно называть

группу

людей

высокого

уровня

развития,

отличающуюся

сплоченностью,

интегративной

деятельностью,

коллективистической

направленностью.

Самое

существенное

качество

группы

-

уровень

ее

социально-

психологической

зрелости.

Именно

высокий

уровень

такой

зрелости

превращает

группу

в

качественно

новое

социальное

образование,

новый

социальный организм - в группу-коллектив.

В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется

разумным

сочетанием

личных

и

общественных

интересов,

умением

подчинять

личное

общественному.

Такая

система

формирует

ясную

и

уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности,

преодолевающего субъективные и объективные препятствия .

Младший

школьный

возраст

-

это

этап

развития

ребёнка,

соответствующий

периоду

обучения

в

начальной

школе.

Переход

к

систематическому

обучению

в

школе

меняет

весь

образ

жизни

ребёнка:

формируется

осознание

своих

общественных

обязанностей,

становятся

разнообразными

интересы,

усиливается

стремление

к

участию

в

общественной жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и

отношения ребёнка с взрослыми, кардинально изменяется круг общения со

сверстниками.

Заметным

своеобразием

отличается

нравственное

развитие

младших

школьников.

В

их

моральном

сознании

преобладают

главным

образом

императивные

(повелительные)

элементы,

обусловливаемые

указаниями,

советами

и

требованиями

учителя.

Их

моральное

сознание

фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке

поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно

поэтому

они

замечают

малейшие

отклонения

от

установленных

норм

поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана

и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей,

ребята

зачастую

не

замечают

собственных

недочетов

и

некритически

относятся

к

себе.

Самосознание

и

самоанализ

у

младших

школьников

находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и

специальной педагогической работы. Поступки ребят этого возраста зачастую

носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими

внутренними побуждениями .

По

мнению

Строгановой

Л.В.

можно

выделить,

психологические

особенности

младших

школьников.

Где

отмечается,

что

психика

ребёнка

развивается

быстро,

процесс

возбуждения

преобладает

над

процессом

торможения, основным видом деятельности становится обучение в школе.

Отношения ребёнок - учитель переходят в отношения ребёнок - общество .

В социальном плане класс - это, прежде всего детский коллектив, в

котором

обнаруживаются

социально

-

психологические

феномены,

характерные для малых социальных групп. К наиболее значимым вопросам

можно

отнести

групповую

сплочённость,

ведущие

социальные

ценности,

лидерство,

социальные

роли.

От

уровня

взаимоотношений

в

коллективе

зависит

преобладающий

стиль

взаимоотношений

между

учениками:

товарищество, взаимопомощь, конкуренция, враждебность, изоляция и т.д.

Вырабатываются стереотипы полового поведения. Мальчики и девочки

образуют однородные группы по половому признаку, со своими нормами

поведения.

Отношения

с

противоположной

группой

часто

принимают

характер противостояния. Может происходить фиксация на определённых

стереотипах, которые могут дезадаптировать ребёнка. Эти специфичные роли

свидетельствуют

о

психологических

затруднениях

ребёнка.

Он

не

всегда

занимает ту или иную социальную нишу, бывает, что его подводят к выбору,

который является результатом социальных взаимодействий.



В раздел образования