Автор: Фёдорова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №35" городского округа
Населённый пункт: город Стерлитамак Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание учащихся начальных классов"
Раздел: начальное образование
Экологическое воспитание учащихся начальных классов
В условиях современного сильного и разностороннего антропогенного воздействия
на природную среду России всё более возрастает значение экологического образования
младших школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей
жизни цивилизации на Земле, вызывает необходимость модернизации, обновления всей
системы учебно-воспитательной работы в школе, направленной на воспитание, обучения
поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих
отношений с окружающей средой.
Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем
мире,
развития
многогранных
отношений
младшего
школьника
к
природному,
социальному
окружению,
способствующих
становлению
личности,
формированию
экологической
культуры.
От
правильно
построенных
взаимоотношений
человека
с
природой
зависит
многое,
в
том
числе
и
благополучие
самого
человека.
Бережное
отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет
внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставлять задумываться над тем,
что можно сделать над тем, чтобы наша земля стала краше, зеленее, богаче.
С первых дней пребывания детей в школе не упускаю ни одной возможности на
любом уроке, чтобы использовать её для воспитания и бережного отношения к природе.
Давая знания о разумном
природопользовании, считаю, что воспитываю человека -
гражданина, ведь экологическое образование - элемент общего образования.
Совершая экскурсию в первые дни пребывания первоклассников в школе, обращаю их
внимание
на
красоту
осенних
цветов,
деревьев,
напоминаю,
что
к
растениям
надо
относиться бережно. И в нашем классе много комнатных растений, которые украшают его.
Напоминаю, что за цветами надо тщательно ухаживать.
Уже в букварный период при изучении звука и буквы Г провожу беседу о грибах,
рассказываю о том, как правильно собирать их, предупреждаю, что нельзя без надобности
сбивать ядовитые грибы - они служат лекарством для некоторых животных.
Знакомя детей с насекомыми, рассказываю о той большой пользе, которую приносят
муравьи: истребляют вредителей леса.
В Азбуке (УМК «Планета знаний») есть картинка, на которой изображены
перелётные и зимующие птицы. В беседе обращаю внимание на то, как трудно птицам
добывать
корм
зимой,
говорю,
как
помочь
птицам
в
это
время.
Некоторые
дети
рассказывают,
что
уже
подкармливают
птиц.
К
концу
декабря
провожу
внекласс ное
занятие на тему: «Кто живёт в зимнем лесу». Цель его – познакомить детей с зимующими
птицами, воспитать желание заботиться о них. Учащиеся рассказывают о зимующих
птицах,
о
том,
какую
пользу
они
приносят.
На
занятия
ребята
приносят
кормушки,
изготовленные вместе с родителями, читают стихи, поют песни о зимней природе. После
занятия дети развешивают кормушки возле своих домов.
Многие дети рассказывают, что рвут в лесу ландыши, жгут на отдыхе с родителями
костры, ловят бабочек и стрекоз. На уроке нет времени много говорить на эту тему,
поэтому провожу классный час, на котором рассказываю о «Красной книге» России и
Башкортостана, о поведении в лесу, о бережном отношении к природе. Ребята готовят
выставку плакатов по теме.
Каждый раз, отправляя детей на каникулы, провожу беседу о поведении у водоёмов, об
охране водоёмов,
В 1 классе на уроках чтения, а во 2 - 4 на уроках окружающего мира обяза тельно
спрашиваю,
какие
изменения
произошли
в
природе.
Поэтому
дети
стараются
быть
внимательными, заметить малейшие изменения, обратить на это изменение внимание
своих
товарищей,
если
нужно
оказать
помощь
природе.
Эти
качества
со
временем
перерастают в постоянное чувство ответственности за всё живое, бережное, разумное
отношение к природе в целом.
Экологическое воспитание можно осуществлять на всех уроках в началь ной школе. На
уроках
чтения
учащиеся
не
только
упражняются
в
выразительном
чтении
стихов
о
природе, но и затрагивается эмоциональная сфера личности ребёнка. Уроки, на которых
изучается материал, связанный с природой, строю так, чтобы художественное слово,
картина
и
музыкальное
произведение
составляли
единое
целое
с
живой
природой,
увиденной на экскурсии, на прогулке в лес. Это развивает у детей творческое мышление,
художественный вкус. Так, например, изучение текстов о весне, начинаю с прослушивания
музыки из альбома П.И Чайковского «Времена года», короткого рассказа о композиторе.
Ребята слушают музыку и пытаются представить журчание весенних ручьёв, звон
капели,
пение
первых
весенних
птиц.
Затем
рассматривают
репродукции
картин
В.
Саврасова,
И.Левитана.
Дети
вспоминают
увиденное
и
пережитое
ими
самими,
сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках звучат стихи Ф. Тютчева, А.Толстого,
В. Жуковского, прозаические отрывки А. Чехова и других писателей. Обращаю внимание,
на то, что писатели по-разному воспринимают и передают одно и тоже явление. Например,
у Некрасова осень вызывает чувство бодрости, у Майкова - чувство грусти, сожаления о
золотой поре.
После таких занятий, бывая на природе, дети ещё полнее воспринимают
окружающее, сравнивая его с тем, о чём говорилось в классе.
На уроках математики, использую природоведческий материал, например, при
решении задач:
1. «Сотни птиц гнездятся на территории Башкирского заповедника. Все зна ют, какую
большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, одна пара
синиц приносит птенцам за день около 300 гусениц, дятлы в 3 раза больше, чем синицы, а
скворцы в 5 раз больше синиц. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам
скворцы, чем дятлы?» 2. « Мы поплывём на плоту вниз по течению реки Белой 200км.
Сколько дней займёт наше путешествие, если мы будем плыть по 10 часов в день, а ско -
рость течения реки 2 км/ч?»
Решая
подобные
задачи,
ребята
не
только
закрепляют
умение
решать
задачи,
но
и
знакомятся с богатством родного края, учатся бережно относиться к его природе.
И, конечно, огромная роль в экологическом воспитании учащихся принадлежит
природоведению.
Именно
на
этих
уроках
дети
постоянно
убеждаются,
что
нельзя
рассматривать объекты природы отдельно - в природе всё связано.
Например: тема «Снег и лёд». Важно не только назвать свойства вещества, но
главное показать их значение в природе, в жизни людей. А для этого каждое понятие
наполнить
содержанием.
С
этой
целью
традиционные
задания
можно
дополнить
следующими вопросами:
-Что значит рыхлый, плотный? Объясни, как понимаешь? - А
как такое состояние
образуется в природе?
С помощью следующих вопросов подвести учащихся к выводу, какое
значение это качество снега имеет для живых организмов (растений, животных). - Что
общего между снегом и льдом?
- При каких условиях образуется снег? Лёд?
- Почему под снегом тепло?
-
Лёд прозрачный. А какое это имеет значение для жизни растений и
животных
водоёмов?
(В кусочке льда дети наблюдают воздух.)
- А почему зимой желательно в водоёмах пробивать проруби'? Постепенно в сознании
формируется
понимание
того,
что
всё
в
окружающем
мире
взаимосвязано
и
взаимозависимо.
К
правильному
выводу
ученики
приходят
сами:
нельзя
бездумно
уничтожать животный и растительный мир.
Большую роль в изучении природы играют внеклассные мероприятия: экс курсии,
походы, КВН, праздники на экологическую тему.
Всё перечисленное расширяет кругозор, формирует внутренний мир ребён ка,
воспитывает в нём добрые чувства, учит бережному отношению к природе.