Напоминание

"Экологическое воспитание учащихся начальных классов"


Автор: Фёдорова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №35" городского округа
Населённый пункт: город Стерлитамак Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание учащихся начальных классов"
Раздел: начальное образование





Назад




Экологическое воспитание учащихся начальных классов

В условиях современного сильного и разностороннего антропогенного воздействия

на природную среду России всё более возрастает значение экологического образования

младших школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей

жизни цивилизации на Земле, вызывает необходимость модернизации, обновления всей

системы учебно-воспитательной работы в школе, направленной на воспитание, обучения

поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих

отношений с окружающей средой.

Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем

мире,

развития

многогранных

отношений

младшего

школьника

к

природному,

социальному

окружению,

способствующих

становлению

личности,

формированию

экологической

культуры.

От

правильно

построенных

взаимоотношений

человека

с

природой

зависит

многое,

в

том

числе

и

благополучие

самого

человека.

Бережное

отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет

внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставлять задумываться над тем,

что можно сделать над тем, чтобы наша земля стала краше, зеленее, богаче.

С первых дней пребывания детей в школе не упускаю ни одной возможности на

любом уроке, чтобы использовать её для воспитания и бережного отношения к природе.

Давая знания о разумном

природопользовании, считаю, что воспитываю человека -

гражданина, ведь экологическое образование - элемент общего образования.

Совершая экскурсию в первые дни пребывания первоклассников в школе, обращаю их

внимание

на

красоту

осенних

цветов,

деревьев,

напоминаю,

что

к

растениям

надо

относиться бережно. И в нашем классе много комнатных растений, которые украшают его.

Напоминаю, что за цветами надо тщательно ухаживать.

Уже в букварный период при изучении звука и буквы Г провожу беседу о грибах,

рассказываю о том, как правильно собирать их, предупреждаю, что нельзя без надобности

сбивать ядовитые грибы - они служат лекарством для некоторых животных.

Знакомя детей с насекомыми, рассказываю о той большой пользе, которую приносят

муравьи: истребляют вредителей леса.

В Азбуке (УМК «Планета знаний») есть картинка, на которой изображены

перелётные и зимующие птицы. В беседе обращаю внимание на то, как трудно птицам

добывать

корм

зимой,

говорю,

как

помочь

птицам

в

это

время.

Некоторые

дети

рассказывают,

что

уже

подкармливают

птиц.

К

концу

декабря

провожу

внекласс ное

занятие на тему: «Кто живёт в зимнем лесу». Цель его – познакомить детей с зимующими

птицами, воспитать желание заботиться о них. Учащиеся рассказывают о зимующих

птицах,

о

том,

какую

пользу

они

приносят.

На

занятия

ребята

приносят

кормушки,

изготовленные вместе с родителями, читают стихи, поют песни о зимней природе. После

занятия дети развешивают кормушки возле своих домов.

Многие дети рассказывают, что рвут в лесу ландыши, жгут на отдыхе с родителями

костры, ловят бабочек и стрекоз. На уроке нет времени много говорить на эту тему,

поэтому провожу классный час, на котором рассказываю о «Красной книге» России и

Башкортостана, о поведении в лесу, о бережном отношении к природе. Ребята готовят

выставку плакатов по теме.

Каждый раз, отправляя детей на каникулы, провожу беседу о поведении у водоёмов, об

охране водоёмов,

В 1 классе на уроках чтения, а во 2 - 4 на уроках окружающего мира обяза тельно

спрашиваю,

какие

изменения

произошли

в

природе.

Поэтому

дети

стараются

быть

внимательными, заметить малейшие изменения, обратить на это изменение внимание

своих

товарищей,

если

нужно

оказать

помощь

природе.

Эти

качества

со

временем

перерастают в постоянное чувство ответственности за всё живое, бережное, разумное

отношение к природе в целом.

Экологическое воспитание можно осуществлять на всех уроках в началь ной школе. На

уроках

чтения

учащиеся

не

только

упражняются

в

выразительном

чтении

стихов

о

природе, но и затрагивается эмоциональная сфера личности ребёнка. Уроки, на которых

изучается материал, связанный с природой, строю так, чтобы художественное слово,

картина

и

музыкальное

произведение

составляли

единое

целое

с

живой

природой,

увиденной на экскурсии, на прогулке в лес. Это развивает у детей творческое мышление,

художественный вкус. Так, например, изучение текстов о весне, начинаю с прослушивания

музыки из альбома П.И Чайковского «Времена года», короткого рассказа о композиторе.

Ребята слушают музыку и пытаются представить журчание весенних ручьёв, звон

капели,

пение

первых

весенних

птиц.

Затем

рассматривают

репродукции

картин

В.

Саврасова,

И.Левитана.

Дети

вспоминают

увиденное

и

пережитое

ими

самими,

сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках звучат стихи Ф. Тютчева, А.Толстого,

В. Жуковского, прозаические отрывки А. Чехова и других писателей. Обращаю внимание,

на то, что писатели по-разному воспринимают и передают одно и тоже явление. Например,

у Некрасова осень вызывает чувство бодрости, у Майкова - чувство грусти, сожаления о

золотой поре.

После таких занятий, бывая на природе, дети ещё полнее воспринимают

окружающее, сравнивая его с тем, о чём говорилось в классе.

На уроках математики, использую природоведческий материал, например, при

решении задач:

1. «Сотни птиц гнездятся на территории Башкирского заповедника. Все зна ют, какую

большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, одна пара

синиц приносит птенцам за день около 300 гусениц, дятлы в 3 раза больше, чем синицы, а

скворцы в 5 раз больше синиц. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам

скворцы, чем дятлы?» 2. « Мы поплывём на плоту вниз по течению реки Белой 200км.

Сколько дней займёт наше путешествие, если мы будем плыть по 10 часов в день, а ско -

рость течения реки 2 км/ч?»

Решая

подобные

задачи,

ребята

не

только

закрепляют

умение

решать

задачи,

но

и

знакомятся с богатством родного края, учатся бережно относиться к его природе.

И, конечно, огромная роль в экологическом воспитании учащихся принадлежит

природоведению.

Именно

на

этих

уроках

дети

постоянно

убеждаются,

что

нельзя

рассматривать объекты природы отдельно - в природе всё связано.

Например: тема «Снег и лёд». Важно не только назвать свойства вещества, но

главное показать их значение в природе, в жизни людей. А для этого каждое понятие

наполнить

содержанием.

С

этой

целью

традиционные

задания

можно

дополнить

следующими вопросами:

-Что значит рыхлый, плотный? Объясни, как понимаешь? - А

как такое состояние

образуется в природе?

С помощью следующих вопросов подвести учащихся к выводу, какое

значение это качество снега имеет для живых организмов (растений, животных). - Что

общего между снегом и льдом?

- При каких условиях образуется снег? Лёд?

- Почему под снегом тепло?

-

Лёд прозрачный. А какое это имеет значение для жизни растений и

животных

водоёмов?

(В кусочке льда дети наблюдают воздух.)

- А почему зимой желательно в водоёмах пробивать проруби'? Постепенно в сознании

формируется

понимание

того,

что

всё

в

окружающем

мире

взаимосвязано

и

взаимозависимо.

К

правильному

выводу

ученики

приходят

сами:

нельзя

бездумно

уничтожать животный и растительный мир.

Большую роль в изучении природы играют внеклассные мероприятия: экс курсии,

походы, КВН, праздники на экологическую тему.

Всё перечисленное расширяет кругозор, формирует внутренний мир ребён ка,

воспитывает в нём добрые чувства, учит бережному отношению к природе.



В раздел образования