Автор: Мамчур Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя Советского Союза С.А.Черновского"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методические рекомендации по театральному обучению младших школьников средствами жанра "Музей-театр"
Раздел: начальное образование
Музейный жанр «музей-театр» для младших школьников
Понимание необходимости реформирования системы образования приводит
на практике к неизбежности включения педагогического коллектива
образовательного учреждения в инновационные процессы.
Понятие “инновация” в педагогику пришло из естественных наук,
социологии и связано с понятиями реформирование, совершенствование,
модернизация. Этот термин по-разному определяется разными авторами.
Придерживаясь мнения А. Каспаржак, инновационная деятельность
образовательного учреждения - это деятельность, связанная с иной, чем в
массовой практике концепцией процесса становления личности, с иным
взглядом и подходом к образовательному процессу .
. Педагоги нашей школы стали активными участниками инновационного
проекта по теме «Школьный музей как ресурс духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС».
Педагогический коллектив осознал, что существует объективная
необходимость не только научного осмысления данной идеи, но её активная
реализация. В связи с воплощением в жизнь инновационного проекта группа
учителей начальных классов изучила проблемы формирования любви к
чтению не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
С введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного
образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами
учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение
напрямую связано с умением читать, быть компетентным читателем.
Государственные образовательные стандарты определили: усиление духовно-
нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного
произведения на читателя школьника; воспитание самосознания,
гражданственности, ответственности.
Перед учителями начальных классов любой школы стоит извечный
вопрос: как ввести маленького человека в мир литературы, как научить его
любить книгу? Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе
содержательной, активной, интересной, творческой. Мы нашли новые пути
духовно-нравственного
развития
средствами
художественного
и
эстетического образования детей, развивая творческие способности младших
школьников,
вводя
элементы
музейной
педагогики
в
образовательную
деятельность.
Интегрироваться в образовательный процесс школьный музей может
через
определение
жанра. Совмещение
интересов
по
решению
задач
формирования
личности
с
широким
культурным
кругозором,
стоящих
одновременно
и
перед
школой,
и
перед
музеем,
позволяет
установить
партнерство, планировать общую деятельность и создавать интегрированные
программы, способствующие выявлению новой проблематики, методики, в
свою очередь преломляющиеся в новые проекты. Широкий спектр проблем,
связанных с развитием культуры, позволяет включать элементы музейной
педагогики в русский язык, чтение, математику и другие предметы .
Школьный
музей
представляет
собой
своеобразное собрание,
сочетание различных характеристик профиля и жанров. На методическом
объединении учителей начальных классов была предложена инициатива о
создании театральных мастерских, поскольку именно жанр «Музей-театр»
является
практическим
воплощением
идеи
духовно-нравственного
воспитания для возрастной группы младших школьников. Выбранный жанр
содействует
развитию
клубно-кружковой
деятельности.
Жанр
«Музей-
театр»
органично
включается
в
работы
школьного
театра,
становится
основой для изучения культуры, обычаев, преподавания родного языка и
литературы.
Основанием
выбора
данного
жанра
послужили
следующие
факторы:
краеведческо-исследовательская деятельность;
наличие музея школы мемориальной тематики;
использование
интерактивных
форм
культурно-образовательной
деятельности;
постоянное участие школьников в различных творческих проектах
музея;
желание педагогов донести посредством творчества идей духовности
и нравственности;
преодоление
трудностей
образовательного
характера
у
урочной
деятельности.
усиление
влияния
музея
и
кукольного
театра
на
духовно-
нравственное воспитание школьников.
Школьный
музей
становится
социально
значимым,
если
учитывать
категории:
1) ориентация на социокультурные интересы детей. Важно, когда дети –
инициаторы деятельности музея;
2) постоянная доступность школьного музея детям;
3) сплоченность детей и взрослых вокруг музея.
Музей, театральное искусство и книги имеют общие первоистоки. Жанры
театрального искусства перекликаются с литературными, и как выяснилось
музейными жанрами.
Для привлечения родителей к выделенному нами музейному жанру был
проведено
анкетирование, которое
среди
прочих
включало
два
вопроса,
направленных
на
выяснение
представлений
родителей
о
смысле
и
необходимости детского чтения. Первый вопрос – «Хочется ли Вам, чтобы
Ваш
ребенок
любил
читать
и
почему?»
–
был
направлен
на
выявление
родительского мотива привлечения ребенка к чтению. Второй – «Что дает
современному ребенку чтение книг?» – на выявление представления о том,
что такое чтение для ребенка, что оно дает современному школьнику.
В опросе приняли участие 50 родителей.
Анкетирование показало, что родители не в полной мере понимают
(37%) важность чтения, не смогли они объяснить, к каким последствиям
приводит
отказ
от
полноценного
чтения.
При
следующих
встречах
мы
разъяснили родителям, что данный навык является важнейшим условием
успешного обучения в школе по всем предметам. Чтение – основной способ
приобретения
информации,
оно
является
необходимым
источником
всестороннего воздействия на школьника.
Для учащихся 2-4 классов была проведена диагностика изучения
литературных предпочтений учащихся и представлений о театральном
искусстве. Выяснилось, что учащиеся мало читают, поэтому с трудом могут
выбрать понравившееся литературное произведение. О театральном
искусстве тоже знают очень мало. Из диагностируемых 149 учащихся только
44
смогли выполнить задания.
После проведения констатирующего эксперимента, педагоги пришли к
пониманию необходимости неформального и информального повышения
квалификации, поскольку в своей деятельности необходимо учитывать
реальные потребности школы в рамках темы МИП. Постепенно пришло
осознание того, что не хватает знаний и навыков, необходимых для
реализации музейной педагогики, связанной с мемориальным профилем
музея школы, а также реализацией выбранного жанра.
Результаты
проведенного
анализа,
позволили
сделать
вывод,
о
необходимости
системной
работы
по
формированию
читательской
грамотности у младших школьников средствами жанра «Музей-театр». На
первых
же
занятиях
мы
познакомили
детей
с
кукольным
театром,
представили им как он работает, вместе посетили городской театр кукол, где
нам, в том числе, показали, как правильно одевать куклу на руку. Дети
убедились: когда такая кукла надета на руку, то маленький кукловод может
управлять
движениями
ее
головы
и
ручек,
кукла
оживает.
Ребенок
превращается
в
волшебника.
Он
начинает
понимать,
что
у
каждого
кукольного
персонажа
свой
характер,
темперамент
и
стоит
к
нему
притронуться, он оживает … По мнению К. И. Чуковского одна из задач
театра заключается в том: «…чтобы пробудить в восприимчивых детских
душах эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться,
без которых человек не человек». В общем – театр, сказка поддерживают,
воскрешают в маленьком человеке те нравственные нормы, которые в нем
заложены природой. Нормы, соблюдая которые он бы нравился себе, был
нужен окружающим, а значит, был счастлив.
Кукольный театр - особый вид театрального представления, в котором вместо
актеров (или с актерами) действуют куклы. Занятия в школьном кукольном
театре исключительно творческие, способные пробудить и развить детскую
фантазию, духовное общение, а при правильной организации дают импульс к
самостоятельной деятельности. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дети
смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними; чувствуют и
думают так же, как они.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ учащихся. Он
привлекает их своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном
театре ребята видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку,
кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще
привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает
учащихся, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все
необыкновенно все возможно. Работа в жанре «музей-театр» была
представлена в 3 уровнях.
Достижение следующих уровней:
1 уровень (1 год
занятий)
2 уровень (2-3
год занятий)
3 уровень (4 год
занятий)
Содержание
сценария
Работа по
готовым
авторским
сценариям.
Дополнение
сценариев
своими идеями.
Сочинение сказок.
придумывание
своих сценариев.
Посещение
спектаклей
Просмотр
спектаклей,
обмен
впечатлениями.
Анализ
просмотренных
сказок.
Переходный этап.
Анализ игры
актеров,
декораций,
авторских
находок, задумок.
Выход
результата
На уровне класса
(классные
мероприятия,
классные часы).
На уровне школы
(показ спектаклей
для младших
школьников 2-3
классов).
На уровне
взаимодействия с
дошкольными
детскими
образовательными
учреждениями).
Взаимодействие с
родителями
Родители как
помощники
(шьют костюмы,
помогают делать
декорации).
Переходный этап
к следующему
уровню.
Родители как
участники при
подготовке
спектакля.
Жанровое
разнообразие
Сказки
разговорного
жанра,
музыкальные
сказки.
Русские
народные сказки
(«Колобок»,
«Теремок»).
Детские
патриотические
произведения
(«Честное слово»
Л.Пантелеева).
Кадровый
потенциал
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель,
учитель музыки
Кукольный театр доставляет ребятам удовольствие и приносит много
радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его
воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это
период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы,
определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям
этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости,
находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими
возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым
комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и
музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления
младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять
содержание литературного произведения, влияет на развитие его
художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро
поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в
действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их
поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально
пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим
лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям
и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет
кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся
впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие
разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои
чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки
отдельных персонажей и целые сцены.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх:
дети
устраивают
театр
и
сами
или
при
помощи
кукол
разыгрывают
увиденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей.
Примеры театральных игр.
1.
«Существительное
–
прилагательное».
Группа
делится
пополам.
Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены
первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При
броске
каждый
называет
любое
существительное.
Учащийся,
поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при
этом подходящее по смыслу прилагательное. Например:
«Солнце –
хрустальное».
Важно
не
правильно
ответить,
а
придумать
первый
возникший
образ.
В
дальнейшем
игра
усложняется.
Используется
литературный материал, литературные образы, что помогает ребятам
разобраться
в
своём
отношении
к
персонажам,
«вскрыть»
их
внутренний мир.
2.
«Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются
по
пространству
помещения,
выбирают
для
себя
воображаемую
звучащую игрушку: куклу, машинку, пищалку. У каждого игрушка со
своим
звуком.
По
команде
ведущего
играющие
«превращаются»
в
маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя
звучание своего инструмента обменяться с ним игрушками. Главная
задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
3.
«Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая
команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки
и
слов
песни,
инсценирует
её.
Получается
маленький
музыкально-
пластический спектакль.
Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания
всестороннего развития детей.
Серьезная проблема, с которой мы столкнулись в работе, - трудности в
выборе нужного репертуара. Предпочтение было отдано жанру народных
сказок («Теремок», «Колобок»). Их дети хорошо знают с раннего детства, эти
сказки
формируют
и
трудолюбие,
честь,
совестливость,
порядочность,
преданности семейному очагу. Следует отметить, что почти во всех сказках,
известных ныне, есть элемент дидактизма, но есть сказки, которые целиком
посвящены духовно-нравственным проблемам, а, следовательно, могут быть
успешно
использованы
с
педагогической
целью.
Такие,
специально
создаваемые или приспособленные для целей обучения сказки, выполняющие
функции наставления, поучения, называются дидактическими. Учащиеся 3-
го
класса
взяли
авторское
произведение
«Честное
слово»,
которое
учит
честности, ответственности, любви к Родине. Дети тщательно отрабатывали
выразительное чтение ролей каждого персонажа, выбирали героев сказки и
делали зарисовки. Помимо рисунков на заданную тему демонстрировали
кукол, сделанных из варежек. В процессе занятий дети изготавливали афиши,
декорации, реквизит, а главное - кукол. Сначала это были бумажные игрушки
–
«пальчиковый»
театр,
который
постепенно
перешел
в
«варежкин».
Но
куклы были выполнены в разной технике, не всегда эстетичны. Учащиеся на
это обратили внимание и решили обратиться к помощи родителей.
На родительских собраниях учителя убедили родителей в том, что
хорошо рассказанная сказка – это еще и начало культурного воспитания.
Наши
слова
нашли
отклик
в
их
душах,
сегодня
родители
–
наши
единомышленники. Именно они вместе с детьми помогли изготовить кукол
для нашего театра, смастерить декорации, сделать ширму-занавес.
Пока еще небольшой опыт показал, что умелая организация работы в
кукольном
театре
подталкивает
учащихся
на
создание
собственных
небольших пьес. Учащиеся сами предлагают темы, которые их интересуют,
где бы им хотелось сыграть, придумывают реплики будущих героев. Это
естественно:
ведь
дети
шести
–
десяти
лет
–
прекрасные
сочинители,
импровизаторы. Ведь через кукол легче высказать свое мнение, легче о чем-
то
спросить
-
говорит-то
кукла!
Сегодня
школьники
с
удовольствием
составляют сценарии для кукольных представлений, сочиняя и переделывая
сказки, изготавливая кукол, участвуя в спектаклях.
Таким
образом,
представление
в
театре
кукол
со
временем
можно
использовать как чудесный ключик, который откроет дверцу в окружающий
ребенка волшебный мир образов, красок, звуков, действий, мир, в создании
которого он сам принимал участие.
Занятия посещают дети с разными способностями, некоторые хорошо
читают, интересуются литературой, но есть и ребята, которые пока ничем не
интересуются, плохо читают. Но начав посещать занятия, такие дети при
инсценировании сказок нередко получали свои роли. Вскоре эти школьники
стали меньше конфликтовать с одноклассниками, их поведение изменилось в
лучшую
сторону.
Очевидно,
что
занятия
в
кукольном
театре
оказывают
положительное
воздействие
на
всех
детей,
в
том
числе,
тех
которые
испытывают затруднения.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что работа в кукольном театре
не
только
формирует
у
младших
школьников
коммуникативные
умения,
любовь
к
чтению,
развивает память,
мышление, мелкую
моторику,
адаптирует их к современной жизни, но и расширяет кругозор, воспитывает
высоконравственную личность. Кукольный театр формирует читательскую
культуру, поскольку знакомит с множеством детских сказок. Все участники
кружка,
несмотря
на
то,
что
некоторым
из
них
сложно
дается
учеба,
замечательные
и
способные
артисты.
Это
отмечают
и
наши
зрители
(учащиеся
1–5
классов
школы).
Были
организованы
выходы
за
пределы
нашей школы: близлежащий детский сад, а также спектакль увидели ребята
из
детского
дома.
Перед
нами
стоит
задача
-
разработка
сценариев
экскурсий-спектаклей,
позволяющих
наиболее
полно
раскрыть
тематику
экспозиций школьного музея.
Методические рекомендации
Одним
из
непременных
условий
успешной
реализации
курса
является
разнообразие
форм
и
видов
работы,
которые
способствуют
развитию
творческих
возможностей
учащихся,
ставя
их
в
позицию
активных
участников.
С
целью
создания
условий
для
самореализации
учащихся
используется:
-
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и
активность детей;
-
создание
благоприятных
диалоговых
социально-психологических
условий для свободного межличностного общения;
-
моральное поощрение инициативы и творчества;
-
продуманное
сочетание
индивидуальных,
групповых
и
коллективных
форм деятельности;
-
регулирование активности и отдыха (расслабления).
-
На занятиях широко применяются:
-
словесные
методы
обучения
(рассказ,
беседа,
побуждающий
или
подводящий диалог);
-
метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа,
сценической речи и пр.;
-
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр
пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
-
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной
информации на определённую тему).
-
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее
сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь
активен
каждый,
он
не
слушатель,
не
сторонний
наблюдатель,
а
непосредственный
участник,
вникающий
во
все
детали
работы.
Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо
более
эффективно
в
данном
возрасте,
чем
просто
указание
условий
конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают
театральные
и г р ы , способствующие
развитию
фантазии,
воображения,
мышления,
внимания учащихся, помогающие устранить телесные и психологические
зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в
кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
- игрового самочувствия;
- от простого к сложному;
- от элементарного фантазирования к созданию образа.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж
–
это
своеобразная
школа,
в
которой
дети
постигают
азы
сценического
мастерства,
основы
кукловождения.
Это
работа
актёра
над
собой.
Она
помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться
на сцене (ширме), общаться с партнёрами.
Этюдный тренаж включает в себя:
- этюды (упражнения) на развитие внимания;
- этюды на развитие памяти;
- этюды на развитие воображения;
- этюды на развитие мышления;
- этюды на выражении эмоций;
- этюды
по
развитию
сценической
речи
(«разогрев
суставов»;
дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по
активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок;
упражнения на развитие диапазона голоса);
- этюды на выразительность жеста;
- этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
- этюды на отработку движений кукол различных видов.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях
кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация
позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать
реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими
школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей,
независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет
возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.
Музей-театр – новый жанр нашего музея. Мы убедились, что использование
музейных жанров заинтересовало школьников, привлекло их внимание к
чтению действительно хороших, настоящих книг. А это способствует
расширению кругозора, позволяет каждому желающему, независимо от
возраста и статуса, открывать для себя новый увлекательный мир, где,
помимо умения отбирать, анализировать и особым образом комбинировать
интересный, разноплановый, оригинальный материал, понадобятся и
способности дизайнера-оформителя, и талант автора-составителя, и
энергичность специалиста по рекламе своей интеллектуальной продукции.
Итогом нашей работы стал выпуск альбома «Наше творчество», в классах
были созданы музейные уголки с теми куклами, которые были использованы
в спектаклях.
Следует
отметить,
что
благодаря
инновационной
деятельности
в
коллективе удалось в значительной мере преодолеть характерный для многих
учреждений
разрыв
между
деятельностью
музея
и
образовательной
организации. Современное развитие школьного музея, его воспитательное
воздействие
на
школьников
более
всего
появляется
в
инновационных
процессах, частью
которых является изучение и активное использование
музейных жанров во внеурочной деятельности. В ближайшей перспективе
нам
предстоит
разработать
и
внедрить тематические
театрализованные
экскурсии.
Диаграмма №1 Уровень читательских умений младших школьников до
и после организации театрализованных действий
Опросник для педагогов, направленный на изучение самоотношения
к театрализованной деятельности
Уважаемые педагоги! Ответьте на предлагаемые вопросы, исполь-
зуя следующие варианты ответов: «да», «нет», «иногда».
1. Любите ли Вы ходить в театр?
2. Вы бываете в театре не реже, чем 1 раз в месяц?
3. Вам интересна театральная жизнь нашего города?4. Вы скорее предпочтете
посмотреть по телевизору передачу о жизни театральных актеров,
режиссеров, исторической судьбе театра, чем художественный фильм,
развлекательную программу?
5. Вы проявляете эрудицию при выборе спектакля, театра?
6. Вы бываете на всех премьерных спектаклях?
7. Вы активно участвуете в самодеятельных театральных постановках всю
свою жизнь?
8. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на игру
актеров?
9. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на лите-
ратурную основу спектакля, ее режиссерскую интерпретацию, постанов-
ку?
10. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на кос-
тюмы актеров, сценографию (оформление сцены, декорации, свет)?
Обработка ответов осуществляется в соответствии с балльной шкалой:
ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» в 0 балов, «иногда»— 1 балл.
Интерпретация ответов.
Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы равнодушны к театру, Вас
не очень привлекает данный вид искусства, Вы не являетесь его цените-
лем. Скорее всего, у Вас другие интересы. Имея подобное отношение к те-
атральному искусству, не ожидайте особых результатов от театрализован-
ной деятельности своих воспитанников.
Если Вы набрали от 10 до 15 баллов,Если Вы набрали от 10 до 15 баллов, то
Вас можно назвать челове-
ком, проявляющим интерес к театру. Ваш интерес к театральному искусст-
ву, возможно, охарактеризовать как неустойчивый. Скорее всего, у Вас не
хватает времени для постоянного поддержания подобного отношения к те-
атру. Но если Вам удается попасть в театр, то Вы получаете истинное на-
слаждение и удовольствие, долго находитесь под впечатлением от спек-
такля. Скорее всего, увлекшись, Вы можете получить высокие результаты
в работе с детьми по развитию театрализованной деятельности.
Если Вы набрали 15—20 баллов, то Вы — заядлый театрал, поклон-
ник театрального искусства. Вы — ценитель театра. Вне театрального про-
странства Вы себя не представляете. Возможно, Вы и не подозревали об
этом, но у Ваших воспитанников есть.
Опросник для педагогов, направленный на изучение самоотношения
к театрализованной деятельности учащихся
Уважаемый педагог, продолжите, пожалуйста, предложения.
1. Под театрализованной деятельностью ребят я понимаю...
2. Мое отношение к театрализованной деятельности детей...
3. Оно проявляется в том, что я...
4. Театрализованная деятельность в младшем школьном возрасте — один из
важнейших развивающих видов детской деятельности, так как...
5. Фрагменты театрализации помогают мне решать такие педагоги-
ческие задачи, как...
6. Я предпочитаю использовать в работе с детьми следующие виды
театра...
7. Детское творчество в играх-драматизациях заключается в том,
что...
8. В организации детских игр-драматизаций я, прежде всего, учиты-
ваю..
9. Театрализованная деятельность дошкольников развивается в опре-
деленных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой
взгляд, являются...
Проанализируйте полученные результаты, обращая внимание на
следующие моменты:
♦ Я скорее декларирую положительное отношение к театрализован-
ной деятельности.
♦ Я много делаю для развития театрализованной деятельности до-
школьников.
♦ Я недостаточно делаю для развития театрализованной деятельно-
сти дошкольников.
♦ Я испытываю трудности в развитии театрализованной деятельно-
сти дошкольников (попытайтесь сформулировать их характер).
Диагностика профессиональной компетентности
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.
Ситуация 1.
Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь».
Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия воз-
ник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети
постепенно теряют интерес к игре. Как разрешить сложившуюся ситуа-
цию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была про-
должена.
Ситуация 2.
Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между со-
бой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу
играть!» расстроенный ребенок садится на стул. Ваши дальнейшие дейст-
вия по оптимизации данной игровой ситуации? Подготовьте рекомендации
по предупреждению подобных ситуаций.
Ситуация 3.
Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит
обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку
«Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к
этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, пред-
лагают новый вариант сказки «Теремок». Ваша реакция в этой ситуации?
Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуа-
ции? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализо-
ванной деятельности детей?
Ситуация 4.
После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один
ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки кукол и приглашает
других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откли-
каются на предложение. Ваша реакция на сложившуюся ситуацию? Опи-
шите свои действия.
Обратите внимание на следующие моменты.
√ Конструктивность решения ситуаций — Вам удается предложить
решение, которое носит преобразующий позитивный характер. Удается
найти не одно решение, при этом Вы не испытываете затруднений в их по-
иске. Решать ситуации, связанные с развитием театрализованной деятель-
ности детей, Вам профессионально интересно.
√ Деструктивность решения ситуаций — не удается найти решения,
позволяющего снять возникшие противоречия внутри ситуации. У Вас по-
является много вопросов, связанных с театрализованной деятельностью
детей, их поведением в ней и Вашими действиями в руководстве рас-
сматриваемым процессом. При этом Вы не испытываете интереса и не мо-
тивированы на решение ситуаций, связанных с развитием детской те-
атрализованной деятельности.
√ Отказ решать предлагаемые ситуации. Преобладает раздражитель-
ность в попытке решить их. Вам необходимо задуматься об этом состоя-
нии, проанализировать его.