Автор: Березкина Алена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Соболохская СОШ"
Населённый пункт: с.Соболох, Момский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
В ы я в л е н и е
у р о в н е й
р а з в и т и я
в о с п р и я т и я
у детей старшего дошкольного возраста.
С
восприятием предметов и явлений
окружающего мира
начинается
познание.
Формирующиеся
в
процессе
восприятия
образы
обладают
качествами,
которые
позволяют
регулировать
целесообразное
поведение.
В
дошкольном
возрасте
полноценное
формирование
восприятия
влияет
на
всестороннее развитие личности ребенка.
Цель
экспериментальной
работы -
определить
уровень
развития
восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1 .
И з у ч и т ь методики для выявления особенностей восприятия у детей
старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития восприятия у старших дошкольников.
На данном этапе исследования были использованы метод наблюдения, беседы,
зона ближайшего развития, а также методики.
Опытно-эксперимент а льная
работ а
проводилась
на
б а з е
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
«Детский
сад
«Чебурашка»»
с. Соболох
Момского
улуса
и
«Детский
сад
«Кунчээн»» с. Буор-Сысы Момского улуса.
В эксперименте участвовало 5 детей контрольной группы и 5 детей
экспериментальной группы (Приложение 1).
ОЭР
состояла
из
трех
этапов:
констатирующей,
формирующей
и
контрольной.
Для проведения диагностики были использованы следующие методики:
1.Методика
«Изучения восприятия
формы, цвета и
величины»,
Венгер Л.А.
Материал: 64 карточки, выполненные на плотной белой бумаге. Размер 6´6
см. На каждой изображены цветные фигуры. Используются 2 размера (большие
и
маленькие),
4
цвета
(синий,
желтый,
красный,
зеленый),
4
формы
круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник). Выполняется по 2 карточки каждого
вида
Выполнение:
словесная
инструкция
к
данному
заданию
не
дается.
Экспериментатор
берет
все
карточки,
перемешивает
их
и
начинает
молча
раскладывать их на группы, классифицируя по цвету. Через некоторое время он
предлагает
ребенку
продолжить:
«Делай
так
же,
как
я».
Во
второй
части
эксперимента карточки классифицируются по форме и затем по величине.
Обработка
результатов:
Работа
испытуемого
оценивается
следующим
образом:
Высокий
уровень
-
справляется
с
работой
сам,
с
незначительной
помощью экспериментатора и самостоятельно ориентируется в классификации
(форм, цвет, величина).
Средний уровень - выполнение задания с помощью экспериментатора, с
помощью наводящих вопросов
Низкий уровень - выполняет задание после прямой подсказки или не
выполняет. Признаки классификации не видит или часто путается.
2.
Методика:
«Восприятие
на слух текста
стихотворения» Венгер
Л.А
Материал: 5 четверостиший, в каждом из которых 1 слово заменено на
«чужое»:
1.Стала льдом вода и грязь,
Снег покрыл дома
Это значит «кончилась»
В городе зима.
2. Травка «розовеет».
Солнышко блестит
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
3. «Зачирикали» котята
Надоело нам мяукать,
Мы хотим как поросята
Хрюкать.
4. Спят усталые дорожки,
Спят горбатые мосты,
По дорожкам ходят кошки
Только кошки на «собаки».
5. Тишина немая
На улицах пустых
И не слышно «смеха»
Псов сторожевых.
Выполнение:
Испытуемому
зачитывают
стихотворения
и
предлагается
найти «чужое» слово и заменить его правильным. В случае необходимости,
четверостишие зачитывается несколько раз. Можно спросить ребенка, о чем это
стихотворение, какую картинку он к нему нарисовал бы.
Обработка
результатов:
За
быстрое
и
правильное
самостоятельное
решение ставим 1 бал. За решение найденное со 2-ой попытки, ставим 0,5
балла.
Критерии оценки:
5 – 4,5 баллов – высокий уровень, справляется с работой сам.
4
– 3,5
баллов – средний
уровень,
выполнение
задания
с
помощью
экспериментатора, с помощью наводящих вопросов.
3 – 2,5 баллов – низкий уровень, выполняет задание после прямой подсказки
или не выполняет.
3.Методика:
«Восприятие реальных
и контурных картинок»
Венгер Л.А
Материал:
4
контурных
рисунка
с
полными
и
неполным и
изображениями животных и предметов. Прежде чем применять эту методику,
ребенку
объясняют,
что
ему
будут
показаны
части,
фрагменты
некоторого
рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти
части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
Выполнение:
Ребенку
показывается
изначально
рисунок
«А».
Дошкольнику
предлагается
по
данному
фрагменту
сказать,
какому
общему
рисунку
принадлежит
изображенная
деталь.
На
решение
данной
задачи
отводится 10 секунд. Если ребенок за это время не сумел правильно ответить на
поставленный
вопрос,
то
на
такое
же
время
-
10
секунд
ему
показывают
следующий, чуть более полный рисунок «Б», и так далее до тех пор, пока
дошкольник не догадается, что изображено.
Обработка результатов: 10 баллов - ребенок по фрагменту изображения
«А» за время меньше чем 10 секунд, сумел правильно определить, что на целом
рисунке изображена собака. Ставим 7-9 баллов - ребенок установил, что на
данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «Б»
затратив на это в целом 11-20 секунд. Ставим 4 - 6 баллов - ребенок определил,
что это собака, только по фрагменту «В» затратив на решени задачи 21 -30
секунд. Ставим 2-3 балла - ребенок справился с заданием по фрагменту «Г» за
31-40 секунд.
Выводы об уровне развития:
10 – 8 баллов – высокий уровень,
7 – 5 баллов – средний уровень,
4 – 2 балла – низкий уровень.
Описанные
выше
методики
позволяют
оценить
во сприятие
дошкольников
с
различных
сторон,
выявляя
одновременно
характеристики
перцептивных процессов и способность ребенка формировать образы, детали.
Анализ полученных данных после проведения диагностики позволяет
сделать следующие выводы:
В зависимости от выполнения задания определялся уровень восприятия
дошкольников.
С
высоким
уровнем
восприятия
считался
тот,
который
справлялся с работой сам, с незначительной помощью экспериментатора и
самостоятельно ориентируется в классификации (форм, цвет, величина).
Средний уровень - выполнение задания с помощью экспериментатора, с
помощью наводящих вопросов
Низкий уровень - выполняет задание после прямой подсказки или не
выполняет. Признаки классификации не видит или часто путается.
По ответам детей мы составили таблицу 1.
Таблица 1
Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням
развития восприятия по методике Л. А. Венгер «Изучение восприятия формы,
цвета и величины».
Показатель
уровня
восприятия
Экспериментальная группа
Контрольная группа
человек
%
человек
%
высокий
1
20
2
40
средний
3
60
2
40
низкий
1
20
1
20
Данные таблицы 1 свидетельствуют о примерной равноценности состава
групп.
В
контрольной
и
экспериментальной
группах
соотношение
между
детьми по уровню развития восприятия детей составило примерно одинаково.
исунок 1 – Распределение детей старшего дошкольного возраста в
контрольной и экспериментальной группах по уровням развития восприятия
по методике Л. А. Венгер «Изучение восприятия формы, цвета и величины».
По результатам данной методики
можно сделать вывод,
что
все
дети
могут полно и расчленено воспринимать свойства предметов умеют применять
способы
анализа
формы
и
величины
предметов,
понимают
сравнительные
сложные
связи
и
отношения
между
предметами,
умеют
сконцентрировать
внимание и воспринять, из 64 карточек, отдельные категории цвета, формы и
величины. Дети с низким уровнем восприятия не могут сконцентрировать
внимание и воспринять, из 64 карточек, отдельные категории цвета, формы и
величины, не могут осуществлять выбор из большого количества элементов,
затрудняются
при
различении
близких
свойств,
не
могут
учитывать
эти
свойства в действиях с картинками.
Таким образом, результаты исследования
показывают, что дети всех групп имели приблизительно один уровень развития
восприятия.
Результаты
выполнения
методики
«Восприятия н а
с л у х
стихотворного текста» Венгер Л.А.
В ходе проведения диагностики уровня развития восприятия у
детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе из данных таблицы
видно, что у 5-ти испытуемых 60 % (3детей) высокий уровень восприятия, 20%
(1
ребенок)
показал
средний
уровень,
низкий
уровень
сформированности
восприятия выявлен у 20%. Среди детей дошкольного возраста в контрольной
группе, превалирует средний уровень восприятия. Никита А. с первого раза
воспринял
предложенный
текст
и
безупречно
выявил
ошибочные
слова
стихотворений. Ира С. Очень быстро определила ошибочные слова. Таня Р.
практически
без
ошибок
выявила
ошибочные
слова
в
четверостишиях,
некоторое замешательство было в последнем сказала, что все правильно, а
затем
засмеялась
и
исправилась,
вместо
«смеха»
-
«лая»
-
псов
сторожевых. Юля Ш. пришлось зачитывать текст несколько раз и медленно, для
того, чтобы девочка смогла воспринять и определить ошибочные слова. Саше
П. пришлось зачитывать четверостишия несколько раз, так как ребенок не смог
с
первого
раза
воспринять
стихотворения,
но
ошибки
выявил
не
сразу,
с
подсказками.
В ходе проведения диагностики
уровня развития восприятия
у
детей
старшего дошкольного возраста экспериментальной группы у 5-ти испытуемых
40% (2детей) с низким уровнем восприятия. Со средним уровнем 40% (2детей),
с высоким уровнем восприятия 20% (1 ребенок). Юра П.так и не смог выявить
ошибки в стихотворении, поэтому у него низкий уровень восприятия. Кате П.,
Саше Т. пришлось зачитывать несколько раз стихотворения. Галя догадалась и
ответила сразу. После проведенного исследования результаты были обобщены в
таблице 2.
Таблица 2
Показатели уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного
возраста в контрольной и экспериментальной группах по методике Л. А. Венгер
«Восприятие на слух стихотворного текста»
Показатель
уровня
восприятия
Экспериментальная группа
Контрольная группа
человек
%
человек
%
высокий
1
20
3
60
средний
2
40
1
20
низкий
2
40
1
20
Рис. 2. Распределение детей старшего дошкольного возраста в
контрольной и экспериментальной группах по уровням развития восприятия.
Вывод: исходя из результатов по данной методике и опираясь на наше
наблюдение за детьми в реальной жизни, можно в очередной раз подтвердить
утверждения педагогов и психологов, что у дошкольников более эффективными
в обучении является наглядность. Восприятие на слух стихотворений и другой
информации
проходит
хуже,
нежели
зрительное
восприятие
с
опорой
на
наглядность (картинки, схемы, рисунки).
Уровень
восприятия
п о
м е т од и ке Л .А.
В е н г е р «Восприятие
реальных контурных картинок» отражен в таблице 3.
Таблица 3
Показатели уровня восприятия у детей старшего дошкольного возраста в
контрольной и экспериментальной группах по методике Л .А.
Венгер «Восприятие реальных контурных картинок»
Показатель
уровня
восприятия
Экспериментальная группа
Контрольная группа
человек
%
человек
%
высокий
1
20
3
60
средний
1
40
1
20
низкий
3
20
1
20
Из таблицы 3 видно, что из 5-ти испытуемых контрольной группы 60%
(3детей)
с
высоким
уровнем,
20%
(1ребенок)
показал
средний
уровень
выполнения задания, 20% (1ребенок) с низким уровнем восприятия. Никита А.,
Ира С., Таня Р. по первой картинке «А» определили, что изображена собака, без
всяких
затруднений
и
подсказок.
Юля
Ш.
показала
средний
уровень
восприятия, увидев рисунок «Б» длительное время смотрела на него, затратила
11 секунд, затем сказала: «Это же собака». Саша П.получил низкий уровень, т.к.
только после предъявления картинки «В», ребенок, внимательно посмотрев,
ответил, что это собака и ей не хватает головы.
Когда
был показан рисунок «Г»,
где
нарисована
со
всеми деталями
собака, дети, перебивая друг друга, кричали, что видели такую же собаку, кто-то
у соседей, кто-то у родственников и т.д.
У детей экспериментальной группы из 5-ти испытуемых 60% (3детей) с
низким уровнем восприятия. Со средним уровнем 20% (1 ребенок) с низким
уровнем восприятия, высоким 20% (1 ребенок). Оля С., Юра П., Галя С. на
определение изображенной собаки затратили очень много времени обдумывали
варианты
животных,
из-за
чего
получила
низкий
уровень.
Саша
Т.увидев
рисунок «Б» длительное время смотрел на него только после предъявления
картинки «В», мальчик внимательно посмотрев, ответил, что это собака и ей не
хватает головы. Катя П. справилась с заданием , когда была показана вторая
картинка. После проведенного исследования результаты были обобщены.
Рис. 3. Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням
развития восприятия.
После проведенного исследования результаты были обобщены. Наблюдения
и беседы с воспитателями помогли выявить следующее: дети с низким уровнем
восприятия редко посещают детский сад, из-за чего происходит не равномерное
формирование процесса восприятия.
Таким образом, исходя из рисунка диаграммы, мы видим что у детей в
контрольной группе превалирует высокий уровень развития восприятия 66%, а
у детей экспериментальной группы низкий уровень восприятия 20%, можно
сделать
вывод,
что
для
полноценного
формирования
и
развития
таких
психологических
процессов,
как
восприятие,
необходимо
последовательное,
поэтапное
обучение
и
воспитание,
которое
достигается
систематическими
знаниями.
Немаловажное
значение
имеют
способности
ребенка,
которые
должны
учитываться
в
индивидуальном
подходе
к
каждому
ребенку.
Если
усвоение и формирование восприятия происходит стихийно, без разумного
педагогического руководства, оно будет поверхностным, не полноценным.
На основе полученных данных, можно сделать вывод, что продуктивная
деятельность способствует выделению нормативных свойств самим характером
используемых материалов (формы и цвета кубиков, элементов мозаики, цвета
карандашей, красок и др.) и создает условия для их систематизации. Огромное
значение
при
этом
имеет
специальное
обучение,
знакомящее
детей
с
разновидностями и систематизацией свойств.