Автор: Лункина Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБПОУ "1-й МОК"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Программа художественно-эстетической направленности для детей с ЗПР "Очумелые ручки"
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное
Учреждение города Москвы
«Первый Московский Образовательный Комплекс»
Согласовано:
(ФИО родителя (ей)
Подпись родителя (ей)
Дата...................
Принято на педагогическом совете
Протокол № ...... от ........
Утверждаю: директор ..../Иванова М.И./
Дата .................
Программа
художественно-эстетической направленности
для детей с ЗПР
«Очумелые ручки»
Срок реализации 1 год
Возраст 5-7 лет.
Составила:
Лункина Ольга Геннадьевна
Воспитатель группы для детей с ЗПР
1.
Актуальность Программы.
В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за
речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции
кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети
всей двигательной проекции. Это позволяет рассматривать кисть руки как
«орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо
развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием,
мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью,
воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому
систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются
мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая
моторика – основа развития, своего рода, «локомотив» всех психических
процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной
модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей
детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий
для самовыражения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе.
Программа дополнительного образования «Очумелые ручки» носит
инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством
различных техник (рисование ладошкой, рисование пальчиками, работа с
природным материалом, работа с крупой, яичной скорлупой и т.д.) и дает
немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной
обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность.
Работа в студии позволяет систематически последовательно решать задачи
развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь
необходимый материал, место для выставки детских работ. На занятиях в
применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию
выразительного художественного образа.
Программа разработана как специализированная для дополнительного
образования детей по художественно-творческому развитию и рассчитана для
детей с ЗПР 5-7 лет.
Программа «Очумелые ручки» способствует развитию художественного
вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и
коммуникативной компетентности детей.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка
дошкольного возраста с ЗПР, его индивидуальности, направлена на
гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития детей и представляет собой
реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их
чувственный мир.
2.Цель программы: создание творческой среды для развития
художественно-творческих способностей у воспитанников, обучение
создавать поделки из разного вида материалов; повышение уровня развития
связной речи и коммуникативной
компетентности.
3. Задачи:
-развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение,
ассоциативное мышление и любознательность.
развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных
процессов,
воспитание положительных качеств личности ребенка (трудолюбия,
самостоятельности).
Коррекционные задачи:
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое,
переключение внимания, увеличение объема внимания) ,
коррекция и развитие связной устной речи ,
пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса,
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
коррекция и развитие зрительных восприятий…
развитие слухового восприятия;
коррекция и развитие тактильного восприятия;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование
ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений,
соразмерности движений)…;
4. Прогнозируемый результат:
у детей разовьется мелкая моторика рук;
сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить Красоту;
разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение,
ассоциативное мышление и любознательность;
появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
сформируются навыки самостоятельности.
5. Участники Программы : данная программа рассчитана на детей с ЗПР 5-
7 лет . Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 64 часа в год.
Формы диагностики уровня освоения программы:
- проведение диагностики в начале, середине и в конце года.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие
в художественных конкурсах, тематических выставках для детей с ОВЗ.
Педагогические условия для реализации программы:
- создание художественно-развивающей среды в детском саду
(изобразительная студия);
- разработка занятий по развитию детских художественных способностей
средствами нетрадиционных художественных техник и их апробация.
Для успешной реализации программных задач предусматривается
взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы
работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум,
анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы
формирует у взрослых определенные представления и практические умения
в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении
нетрадиционных изобразительных средств.
Методы и приемы обучения:
продуктивная деятельность детей, экспериментирование- словесные
(рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение,
пояснение);
наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
практические (самостоятельная).
Принципы.
1.
От простого к сложному. Программа построена по принципу
поэтапного усложнения и расширения объёма сведений. Такой принцип
позволяет повторять, закреплять и дополнять полученные знания и умения в
течении первого года обучения.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита
наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или
представление.
3. Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации - обеспечивает
развитие каждого ребенка.
4. Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого
обучающегося на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1. «Рисование ладошкой».
(8часов)
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы
большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю
кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
Раздел 2. Работа с природным материалом. ( 8 часов)
Работа с природными материалами помогает детям развить воображение,
чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к
прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов,
ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе
знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к
окружающей среде. Материалы : еловые шишки, семена дуба и каштана,
листья.
Материалы: Засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, веточки
деревьев, ножницы, клей
Развитие умения делать поделки из природного материала, обучение работать
в коллективе, воспитание творческого подхода к работе.
Раздел 3. Работа с крупой ( 8ч.)
Все знают много видов крупы, хранящихся на кухне. Но мало кто
догадывается, что из неё можно изготовить огромное количество прекрасных
поделок. А еще работа с крупой отлично развивает мелкую моторику.
Материалы: Крупа, картон, клей, ножницы, палочки, зубочистки.
Развитие умения делать поделки из крупы.
Раздел 4. Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона. (8 ч)
Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию,
изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов,
желание экспериментировать с ними.
Материалы: Скорлупа, клей, бисер, мишура, фольга, картон.
Развитие умения создавать художественные образы.
Раздел 5.
Оригами ( 8ч).
Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию,
изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов,
желание экспериментировать с ними.
Материалы: Бумага.
Развитие умения создавать художественные образы.
Раздел 6. Работа с соленым тестом ( 8ч.)
Ознакомление с новым материалом для изготовления поделок – соленое
тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при
тепловой обработке).
Материалы : Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски,
кисти
Раздел 7. Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом (8 ч.)
Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию,
изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материала ,
желание экспериментировать с ним.
Материалы: трубочки коктейльные, баночки из-под йогурта, старые газеты и
журналы.
Раздел 8. Плетение из резинок (6 часов)
Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию
свойств материала , желание экспериментировать с ним.
Материалы: разноцветные резинки, крючки пластмассовые
Раздел 9. Заключительный (2 часа)
Учебно-тематический план.
№ Раздела, темы
Название разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
Художественное
творчество.
Рисование
Рисование ладошкой:
«Солнышко-колоколнышко»,
«Разноцветные рыбки»,
«Осминожки», «Ой люли-
люленьки, прилетели гуленьки»,
«Сказочная птица». Маленькая
елочка», «Вкусные ягодки», «
Озорные горошки на чайной
чашке», «Цветущие сады».
8
0
8
Работа с
природным
материалом
Вводное занятие. Знакомство с
природным материалом1.
«Краски осени», 2. «Жители
сказочного леса», 3. «Природные
фантазии», 4. «Цветы из шишек»,
5. «Кот Котофей», 6. «Паучок
Лесовичок», 7. «Пингвины»
8
1
7
Работа с крупой
1.«Чудо – дерево».2.«Ёжик».
3.«Хризантема». 4. «Солнышко».
5. «Цыпленок». 6. «Осенний
лес». 7. «Подводное царство».
8. «Цветы небывалой красоты».
8
1
7
Аппликации из
яичной скорлупы,
фольги, картона.
«Мозаика из яичной скорлупы »
«Мозаика по мотивам любимой
сказки». Аппликация из картона
и фольги «Золотая рыбка», «Дед
Мороз», «Загадочные снежинки»,
«Зимнее дерево», «Карнавальная
маска»
8
1
7
Оригами
«Журвлик», «Лилия»,
«Самолет», «Рубашка для папы»,
«Зоопарк», «Коробочка»,
«Военная пилотка».
8
1
7
Работа с соленым
тестом
«Улитка», «Валентинка»,
«Маленькая куколка»
«Снеговик», «Подарок для
папы», «Фруктовая корзинка»,
«Подсвечник»
8
1
7
Сделаем планету
чище. Работа с
бросовым
материалом.
« Рамка для фотографии»
(коктейльные палочки), «Бытовая
техника» (трубочки, стаканчики
из-под йогурта), «Панно «Цветы»
(ячейки из-под яиц), «Корзина»
(старые газеты и журналы).
«Игрушки», «Коврик» (пакеты),
«Цветы» (пластиковые ложки»,
«Солнышко» (пластиковая
посуда»
8
0
8
Плетение из
резинок
« Браслет» вариант 1, «Браслет»
вариант 2, «Сердечко»
«Рыбка» , «Брелок для ключей»
6
0
6
Календарно-тематический план
№
Тема занятия
Кол-во
занятий
сентябрь
1.«Солнышко-колоколнышко»,
1
2. «Разноцветные рыбки»,
1
3. «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки»,
1
4. «Осминожки»
1
5. «Маленькая елочка»
1
6. «Вкусные ягодки»
1
7. «Озорные горошки на чайной чашке»
1
8. «Цветущие сады»
1
Работа с природным материалом
октябрь
Вводное
занятие.
Знакомство
с
природным
материалом
1
1.
«Краски осени»,
1
2. «Жители сказочного леса»,
1
3. «Природные фантазии»,
1
4. «Цветы из шишек»
1
5. «Кот Котофей»
1
6. «Паучок Лесовичок»
1
7. «Пингвины»
1
Работа с крупой
ноябрь
1.«Чудо – дерево».
1
2.«Ёжик».
1
3.«Хризантема».
1
4. «Солнышко».
1
5. «Цыпленок».
1
6. «Осенний лес».
1
7. «Подводное царство».
1
8. «Цветы небывалой красоты».
1
Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона.
декабрь
Вводное
занятие,
знакомство
с
материалами.
Показ презентации.
1
1.«Мозаика из яичной скорлупы»».
1
2.«Мозаика по мотивам сказки»
1
3.«Золотые рыбки».
1
4.«Дед мороз».
1
5.«Загадочные снежинки».
1
6.«Зимнее дерево».
1
7.«Карнавальная маска».
1
Оригами
январь
1.знакомство
с
техникой
оригами.
История
Оригами
1
2.«Журавлик».
1
3.«Лилия».
1
4.«Самолет».
1
5.«Праздничный Рубашка для папы»
1
6.«Зоопарк».
1
февраль
7. «Коробочка»
8.«Военная пилотка».
1
Работа с соленым тестом
1.«Как приготовить соленое тесто»
1
2.«Улитка»
1
3.«Валентинка»
1
4. «Маленькая куколка»
1
5. «Снеговик»
1
6. «Подарок для папы»
1
март
7. «Фруктовая корзинка»
1
8. «Подсвечник»
1
Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом
1.«Рамка для фотографий»
1
2.«Бытовая техника»
1
3.Панно «Цветы»
1
4.«Корзина»
1
5. «Игрушки»
1
6. «Коврик»
1
апрель
7. «Цветы»
1
8. «Солнышко»
1
Плетение из резинок
1.« Браслет» вариант 1
1
2.«Браслет» вариант 2
1
3.«Сердечко»
1
4.«Рыбка»
1
5.«Брелок для ключей»
1
Май
6.«Шарик»
1
Мастер-класс для родителей!
1
Выставка поделок студии «Очумелые ручки»
1
Итого:
64
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. Учебно-методический комплекс.
1) Учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
2) Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;
- пластилин, стеки; природный материал (шишки, каштаны, желуди, листья
кленовые, березовые)
-
бросовый
материал
(коктейльные
трубочки,
баночки
из-под
йогурта,
картонные и пластиковые ячейки из-под яиц, крышки, пакеты)
-соленое тесто или глина
- цветные резинки «Радужки»
3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».
Литература :
Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на
–Дону «Феникс», 2006- 217с.
И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.
В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве
щение», 1985 -140 с.
И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.
А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.
О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону
И.В. Новикова. Конструирование из природного материала в детском саду.
Ярославль,- Академия развития, 2009-90с
И. Лыкова. Конструирование в детском саду.
Л. Хоппинг "Радужные браслеты из резинок"
М. Крупская Браслеты и фигурки из резиночек. Мастер-класс для
начинающих. М.,- ООО «Издательство «Эксмо».
О. Щеглова . Оригами. Волшебный мир бумаги.