Напоминание

Программа художественно-эстетической направленности для детей с ЗПР "Очумелые ручки"


Автор: Лункина Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБПОУ "1-й МОК"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Программа художественно-эстетической направленности для детей с ЗПР "Очумелые ручки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное

Учреждение города Москвы

«Первый Московский Образовательный Комплекс»

Согласовано:

(ФИО родителя (ей)

Подпись родителя (ей)

Дата...................

Принято на педагогическом совете

Протокол № ...... от ........

Утверждаю: директор ..../Иванова М.И./

Дата .................

Программа

художественно-эстетической направленности

для детей с ЗПР

«Очумелые ручки»

Срок реализации 1 год

Возраст 5-7 лет.

Составила:

Лункина Ольга Геннадьевна

Воспитатель группы для детей с ЗПР

1.

Актуальность Программы.

В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на

кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за

речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции

кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети

всей двигательной проекции. Это позволяет рассматривать кисть руки как

«орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо

развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием,

мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью,

воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому

систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются

мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая

моторика – основа развития, своего рода, «локомотив» всех психических

процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной

модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей

детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий

для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач

педагогической теории и практики на современном этапе.

Программа дополнительного образования «Очумелые ручки» носит

инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством

различных техник (рисование ладошкой, рисование пальчиками, работа с

природным материалом, работа с крупой, яичной скорлупой и т.д.) и дает

немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной

обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность.

Работа в студии позволяет систематически последовательно решать задачи

развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь

необходимый материал, место для выставки детских работ. На занятиях в

применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию

выразительного художественного образа.

Программа разработана как специализированная для дополнительного

образования детей по художественно-творческому развитию и рассчитана для

детей с ЗПР 5-7 лет.

Программа «Очумелые ручки» способствует развитию художественного

вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и

коммуникативной компетентности детей.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка

дошкольного возраста с ЗПР, его индивидуальности, направлена на

гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на

психологических особенностях развития детей и представляет собой

реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их

чувственный мир.

2.Цель программы: создание творческой среды для развития

художественно-творческих способностей у воспитанников, обучение

создавать поделки из разного вида материалов; повышение уровня развития

связной речи и коммуникативной

компетентности.

3. Задачи:

-развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение,

ассоциативное мышление и любознательность.

развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных

процессов,

воспитание положительных качеств личности ребенка (трудолюбия,

самостоятельности).

Коррекционные задачи:

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое,

переключение внимания, увеличение объема внимания) ,

коррекция и развитие связной устной речи ,

пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса,

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

коррекция и развитие зрительных восприятий…

развитие слухового восприятия;

коррекция и развитие тактильного восприятия;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование

ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений,

соразмерности движений)…;

4. Прогнозируемый результат:

у детей разовьется мелкая моторика рук;

сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами

художников, замечать и творить Красоту;

разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение,

ассоциативное мышление и любознательность;

появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

сформируется художественный вкус и чувство гармонии;

сформируются навыки самостоятельности.

5. Участники Программы : данная программа рассчитана на детей с ЗПР 5-

7 лет . Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 64 часа в год.

Формы диагностики уровня освоения программы:

- проведение диагностики в начале, середине и в конце года.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие

в художественных конкурсах, тематических выставках для детей с ОВЗ.

Педагогические условия для реализации программы:

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

(изобразительная студия);

- разработка занятий по развитию детских художественных способностей

средствами нетрадиционных художественных техник и их апробация.

Для успешной реализации программных задач предусматривается

взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы

работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум,

анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы

формирует у взрослых определенные представления и практические умения

в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении

нетрадиционных изобразительных средств.

Методы и приемы обучения:

продуктивная деятельность детей, экспериментирование- словесные

(рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение,

пояснение);

наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

практические (самостоятельная).

Принципы.

1.

От простого к сложному. Программа построена по принципу

поэтапного усложнения и расширения объёма сведений. Такой принцип

позволяет повторять, закреплять и дополнять полученные знания и умения в

течении первого года обучения.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита

наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или

представление.

3. Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации - обеспечивает

развитие каждого ребенка.

4. Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого

обучающегося на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел 1. «Рисование ладошкой».

(8часов)

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы

большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю

кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

Раздел 2. Работа с природным материалом. ( 8 часов)

Работа с природными материалами помогает детям развить воображение,

чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к

прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов,

ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе

знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к

окружающей среде. Материалы : еловые шишки, семена дуба и каштана,

листья.

Материалы: Засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, веточки

деревьев, ножницы, клей

Развитие умения делать поделки из природного материала, обучение работать

в коллективе, воспитание творческого подхода к работе.

Раздел 3. Работа с крупой ( 8ч.)

Все знают много видов крупы, хранящихся на кухне. Но мало кто

догадывается, что из неё можно изготовить огромное количество прекрасных

поделок. А еще работа с крупой отлично развивает мелкую моторику.

Материалы: Крупа, картон, клей, ножницы, палочки, зубочистки.

Развитие умения делать поделки из крупы.

Раздел 4. Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона. (8 ч)

Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию,

изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов,

желание экспериментировать с ними.

Материалы: Скорлупа, клей, бисер, мишура, фольга, картон.

Развитие умения создавать художественные образы.

Раздел 5.

Оригами ( 8ч).

Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию,

изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов,

желание экспериментировать с ними.

Материалы: Бумага.

Развитие умения создавать художественные образы.

Раздел 6. Работа с соленым тестом ( 8ч.)

Ознакомление с новым материалом для изготовления поделок – соленое

тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при

тепловой обработке).

Материалы : Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски,

кисти

Раздел 7. Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом (8 ч.)

Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию,

изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материала ,

желание экспериментировать с ним.

Материалы: трубочки коктейльные, баночки из-под йогурта, старые газеты и

журналы.

Раздел 8. Плетение из резинок (6 часов)

Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию

свойств материала , желание экспериментировать с ним.

Материалы: разноцветные резинки, крючки пластмассовые

Раздел 9. Заключительный (2 часа)

Учебно-тематический план.

№ Раздела, темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Художественное

творчество.

Рисование

Рисование ладошкой:

«Солнышко-колоколнышко»,

«Разноцветные рыбки»,

«Осминожки», «Ой люли-

люленьки, прилетели гуленьки»,

«Сказочная птица». Маленькая

елочка», «Вкусные ягодки», «

Озорные горошки на чайной

чашке», «Цветущие сады».

8

0

8

Работа с

природным

материалом

Вводное занятие. Знакомство с

природным материалом1.

«Краски осени», 2. «Жители

сказочного леса», 3. «Природные

фантазии», 4. «Цветы из шишек»,

5. «Кот Котофей», 6. «Паучок

Лесовичок», 7. «Пингвины»

8

1

7

Работа с крупой

1.«Чудо – дерево».2.«Ёжик».

3.«Хризантема». 4. «Солнышко».

5. «Цыпленок». 6. «Осенний

лес». 7. «Подводное царство».

8. «Цветы небывалой красоты».

8

1

7

Аппликации из

яичной скорлупы,

фольги, картона.

«Мозаика из яичной скорлупы »

«Мозаика по мотивам любимой

сказки». Аппликация из картона

и фольги «Золотая рыбка», «Дед

Мороз», «Загадочные снежинки»,

«Зимнее дерево», «Карнавальная

маска»

8

1

7

Оригами

«Журвлик», «Лилия»,

«Самолет», «Рубашка для папы»,

«Зоопарк», «Коробочка»,

«Военная пилотка».

8

1

7

Работа с соленым

тестом

«Улитка», «Валентинка»,

«Маленькая куколка»

«Снеговик», «Подарок для

папы», «Фруктовая корзинка»,

«Подсвечник»

8

1

7

Сделаем планету

чище. Работа с

бросовым

материалом.

« Рамка для фотографии»

(коктейльные палочки), «Бытовая

техника» (трубочки, стаканчики

из-под йогурта), «Панно «Цветы»

(ячейки из-под яиц), «Корзина»

(старые газеты и журналы).

«Игрушки», «Коврик» (пакеты),

«Цветы» (пластиковые ложки»,

«Солнышко» (пластиковая

посуда»

8

0

8

Плетение из

резинок

« Браслет» вариант 1, «Браслет»

вариант 2, «Сердечко»

«Рыбка» , «Брелок для ключей»

6

0

6

Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во

занятий

сентябрь

1.«Солнышко-колоколнышко»,

1

2. «Разноцветные рыбки»,

1

3. «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки»,

1

4. «Осминожки»

1

5. «Маленькая елочка»

1

6. «Вкусные ягодки»

1

7. «Озорные горошки на чайной чашке»

1

8. «Цветущие сады»

1

Работа с природным материалом

октябрь

Вводное

занятие.

Знакомство

с

природным

материалом

1

1.

«Краски осени»,

1

2. «Жители сказочного леса»,

1

3. «Природные фантазии»,

1

4. «Цветы из шишек»

1

5. «Кот Котофей»

1

6. «Паучок Лесовичок»

1

7. «Пингвины»

1

Работа с крупой

ноябрь

1.«Чудо – дерево».

1

2.«Ёжик».

1

3.«Хризантема».

1

4. «Солнышко».

1

5. «Цыпленок».

1

6. «Осенний лес».

1

7. «Подводное царство».

1

8. «Цветы небывалой красоты».

1

Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона.

декабрь

Вводное

занятие,

знакомство

с

материалами.

Показ презентации.

1

1.«Мозаика из яичной скорлупы»».

1

2.«Мозаика по мотивам сказки»

1

3.«Золотые рыбки».

1

4.«Дед мороз».

1

5.«Загадочные снежинки».

1

6.«Зимнее дерево».

1

7.«Карнавальная маска».

1

Оригами

январь

1.знакомство

с

техникой

оригами.

История

Оригами

1

2.«Журавлик».

1

3.«Лилия».

1

4.«Самолет».

1

5.«Праздничный Рубашка для папы»

1

6.«Зоопарк».

1

февраль

7. «Коробочка»

8.«Военная пилотка».

1

Работа с соленым тестом

1.«Как приготовить соленое тесто»

1

2.«Улитка»

1

3.«Валентинка»

1

4. «Маленькая куколка»

1

5. «Снеговик»

1

6. «Подарок для папы»

1

март

7. «Фруктовая корзинка»

1

8. «Подсвечник»

1

Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом

1.«Рамка для фотографий»

1

2.«Бытовая техника»

1

3.Панно «Цветы»

1

4.«Корзина»

1

5. «Игрушки»

1

6. «Коврик»

1

апрель

7. «Цветы»

1

8. «Солнышко»

1

Плетение из резинок

1.« Браслет» вариант 1

1

2.«Браслет» вариант 2

1

3.«Сердечко»

1

4.«Рыбка»

1

5.«Брелок для ключей»

1

Май

6.«Шарик»

1

Мастер-класс для родителей!

1

Выставка поделок студии «Очумелые ручки»

1

Итого:

64

Учебно-методическое обеспечение программы.

1. Учебно-методический комплекс.

1) Учебные и методические пособия:

- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

2) Материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;

- альбомы, фотографии лучших работ;

- перспективные тематические планы;

- конспекты занятий;

- фонотека.

2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;

- пластилин, стеки; природный материал (шишки, каштаны, желуди, листья

кленовые, березовые)

-

бросовый

материал

(коктейльные

трубочки,

баночки

из-под

йогурта,

картонные и пластиковые ячейки из-под яиц, крышки, пакеты)

-соленое тесто или глина

- цветные резинки «Радужки»

3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».

Литература :

Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на

–Дону «Феникс», 2006- 217с.

И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.

В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве

щение», 1985 -140 с.

И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.

А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.

О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону

И.В. Новикова. Конструирование из природного материала в детском саду.

Ярославль,- Академия развития, 2009-90с

И. Лыкова. Конструирование в детском саду.

Л. Хоппинг "Радужные браслеты из резинок"

М. Крупская Браслеты и фигурки из резиночек. Мастер-класс для

начинающих. М.,- ООО «Издательство «Эксмо».

О. Щеглова . Оригами. Волшебный мир бумаги.



В раздел образования