Автор: Лопаткина Любовь Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ
Населённый пункт: с. Кулыги Вятскополянского района Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование базовой национальной ценности "Семья" на уроках литературы и во внеурочной деятельности"
Раздел: среднее образование
Лопаткина Любовь Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с. Кулыги Вятскополянского
района
Кировской области
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ «СЕМЬЯ»
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в 5 – 11 классах
О Боже, ты даёшь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба.
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба.
А.Н. Майков.
Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова звучат
актуально и злободневно.
Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-
нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного,
духовно-нравственного
наследия,
исторических
и
культурных
традиций
и
норм
общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России.
В настоящее время российское общество
находится в
духовно-нравственном
кризисе.
Заставляют задуматься данные последних лет:
На
сегодняшний
день
Россия
занимает
1
место
в
Европе
по
количеству
самоубийств среди детей и подростков. За последние годы количество детских
суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Всего же в период с
1990 по 2010 гг. в России было зарегистрировано около 800 тыс. самоубийств.
В России все еще есть, кому рожать. Но уже некому жениться. Сегодня на каждую
тысячу браков приходится более 800 разводов. Детей в России становится все
меньше: в 1989-м их было 36 миллионов, сегодня 26,3 миллиона.
Динамично растет число бездетных семей. Количество бездетных пар в России в
наши
дни
достигает
15-20%,
«во
многих
случаях
бездетность
-
следствие
сделанных
ранее
абортов,»
-
по
данным
директора
департамента
развития
медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития РФ
Валентины Широковой.
Семьи
становятся
малочисленными:
65
процентов
родителей
ограничиваются
одним чадом, 28 процентов - двумя, лишь у 7 процентов растут трое и больше
малышей.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов привел
такую цифру - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России почти
700 тысяч.
Оценки масштабов беспризорности, которые приводят эксперты, ужасают. Они
называют цифру в 1,5 миллиона.
Та же статистика считает, что ежегодно в стране появляется 115-120 тысяч сирот.
Около 200-220 детей ежедневно государство отбирает у нерадивых родителей.
По данным Павла Астахова, с 2000 по 2011 год иностранцы вывезли из страны
около 65 тысяч детей.
«В
российском
обществе
стал
ощущаться
недостаток
сознательно
принимаемых
большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах
корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров,»
такой
вывод
обозначен
в
«Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности гражданина России» (авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М.), принятой в 2010
году.
Причиной этого является смена ценностных ориентиров с 90 – х годов прошлого
столетия. «За прошедшие годы сменились жизненные приоритеты молодёжи, произошло
разрушение
ценностей
старшего
поколения
и
отчётливо
наблюдается
деформация
традиционных для страны моральных норм и нравственных установок».
В «Концепции…» указано также, что «ценности личности формируются в семье … и
… сфере общего образования». Поэтому данный документ стал методологической основой
разработки
и
реализации
новых ФГОС
ОО,
в
которых
прописаны
требования
к
выпускникам школы разных ступеней обучения:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. № 373:
Выпускник начальной школы характеризуется в документе как человек, любящий свой
народ,
свой
край
и
свою
Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и
общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий
основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый
самостоятельно
действовать
и
отвечать
за
свои
поступки
перед
семьей
и
обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного
для себя и окружающих образа жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 г. № 1897):
Документ определяет модель выпускника основной школы как человека, который любит
свой край и своё Отечество, знает русский и родной язык, уважающий свой народ, его
культуру и духовные традиции; осознает и принимает ценности человеческой жизни,
семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества;
умеет
учиться,
осознает
важность
образования
и
самообразования
для
жизни
и
деятельности, способен применять полученные знания на практике; социально активен,
уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями,
осознает свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважает других
людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать
для
достижения
общих
результатов;
осознанно
выполняет
правила
здорового
и
экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его
среды;
ориентируется
в
мире
профессий,
понимает
значение
профессиональной
деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки от 17 мая
2012 г. № 413):
Характеризует выпускника средней школы как человека, который: любит свой край и свою
Родину, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции; осознает и принимает
традиционные
ценности
семьи,
российского
гражданского
общества,
многонационального российского народа, человечества, осознает свою сопричастность
судьбе Отечества; креативно и критически мыслит, активно и целенаправленно познает
мир, осознает ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеет
основами
научных
методов
познания
окружающего
мира;
мотивирован
на
творчество
и
инновационную
деятельность;
готов
к
сотрудничеству,
способен
осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную
деятельность;
осознает
себя
личностью,
социально
активен,
уважает
закон
и
правопорядок, осознает ответственность перед семьей, обществом, государством,
человечеством;
уважает
мнение
других
людей,
умеет
вести
конструктивный
диалог,
достигать
взаимопонимания
и
успешно
взаимодействовать;
осознанно
выполняет
и
пропагандирует правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни;
подготовлен
к
осознанному
выбору
профессии,
понимает
значение
профессиональной деятельности для человека и общества; мотивирован на образование и
самообразование в течение всей своей жизни.
Как видим, появление новых вызовов времени породило принципиально новые
требования
к
образованию
и
его
результатам.
Фундаментальное
ядро
общего
образования
ФГОС открывается главой «Базовые национальные ценности» (БНЦ),
которая начинается словами: «Важнейшая цель современного образования
и одна
из
приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России». Отметим, что первым в этом ряду
стоит определение «нравственный».
В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
России» сказано, что «традиционными источниками нравственности являются: Россия,
многонациональный
народ
РФ,
гражданское
общество, семья, труд, искусство, наука,
религия, природа, человечество». Именно БНЦ должны лежать в основе всего уклада
школьной жизни.
Я неслучайно выделяю слово «СЕМЬЯ». Мы часто можем слышать: «Всё плохое идёт
из семьи». И, наверное, сегодня уже неважно, кто впервые сказал эту фразу, но её трудно
оспорить. Неслучайно ещё великий педагог А.С. Макаренко писал: «Семья – очень
важное,
очень
ответственное
дело
человека.
Семья
приносит
полноту
жизни,
семья
приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим
государственное значение».
Наши учащиеся, наши выпускники, по окончании школы выбирают различные
профессии:
строителя,
экономиста,
переводчика,
а
кто-то
становится
парикмахером,
юристом… Но всех их объединяет нечто общее: все они будущие родители, мамы и папы,
у всех у них будут свои семьи и дети.
Перед школой встают вопросы: как подготовить школьников к семейной жизни?
Как помочь им правильно понять, в чем заключаются семейные ценности, осознать, что
семья – это основа общества?
У нас, словесников, перед учителями других предметов большое преимущество,
помогающее решать данные
проблемы, мы имеем сильное
средство – это слово,
художественные произведения. Неслучайно Д. С. Лихачев сказал в одном из интервью, что
«XXI век должен быть гуманитарным, а иначе…конец всему». Необходимо объединить
все
предметы
одной
общей
гуманистической
идеей:
«Мы
изучаем
не
предметы,
мы
постигаем мир, в котором мы живем. И только определив место человека (а значит, и свое)
в этом мире, обозначив для себя важнейшие ценности, мы можем жить достойно и
осмысленно».
Формирование
семейных
ценностей
очень
важный
и
сложноорганизованный
процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного
времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все
времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к
родным
и
близким, доверительные
и
уважительные
отношения между
членами
семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных
традиций.
У меня сложился определенный опыт работы по формированию БНЦ «Семья».
Ведущей
педагогической
идеей моего
опыта
является
идея
формирования
духовно-
нравственной
культуры
школьника
в
процессе
интеграции
урочной
и
внеурочной
деятельности.
Концептуальной основой моей работы являются
педагогическая
система
Е.Н.
Ильина,
педагога,
методиста,
видевшего
цель
работы
учителя
-
словесника
в
воспитании
высоконравственной
личности,
и
утверждавшего, что
цель учителя - словесника «разбудить в ученике лучшие
качества личности и подвести его к высотам гуманизма и гражданственности»;
гуманно-личностная
технология
Ш.
А.
Амонашвили,
целевая
ориентация
которой
«способствовать
становлению,
развитию
и
воспитанию
в
ребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, облагораживать
душу и сердце ребенка».
Также я познакомилась с
опытом
работы Чижовой Наталии Александровны, учителя русского языка и
литературы
МКОУ СОШ им. Калинина д. Верхняя Троица Кашинского района
Тверской области, которая организовала работу н а социально - педагогическом
партнерстве субъектов школы с субъектами социализации.
опытом работы Столяровой Любови Геннадьевны, учителя русского языка и
литературы МБОУ "Юнгинская СОШ им. С.М.Михайлова" Моргаушского района
Чувашской Республики, по духовно – нравственному воспитанию учащихся.
Почему именно «СЕМЬЯ»? Я проранжировала все базовые национальные ценности и
считаю эту ценность самой главной, потому что сегодня мы достаточно хорошо понимаем,
что
основы
нравственности,
безусловно,
формируются
в
семье.
Именно
поэтому
традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский
сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в
семье он проводит большую часть своей жизни. Пример родителей всегда у ребенка перед
глазами, причем особенно он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются
в непосредственном общении с ним. Мать добра и справедлива к детям - этой доброте и
справедливости они учатся у нее легко и естественно, потому что, обращенные к ним, эти
качества становятся частицей их личного опыта. Родительский пример - пример доброты и
справедливости.
Если у родителей с детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают
любить
то,
что
любят
их
родители,
ненавидеть
то,
что
ненавидят
они,
убеждения
родителей становятся их убеждениями.
Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую
беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе
с трудностями и жизненными невзгодами.
«Сынок, все, что ты делаешь, надо делать честно, на совесть, - говорит отец. - Делать
так хорошо, как только можешь». Сын знает: эти слова - от души. Потому, что видит, каков
сам отец в деле. Отцовское наставление навсегда западает в душу, потому что оно
подкреплено примером его собственной жизни.
Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости
и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье. Таким образом, перед нами
выстраивается следующая цепочка: семья — ребенок — нравственность — поведение —
поступок
—
семья.
И
если
всё
благополучно
в
СЕМЬЕ,
то
будет
положено
начало
формированию
других
базовых
ценно стей:
ПАТРИОТИЗМ,
ПРИР ОДА,
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ и др.
Изучение литературы по обозначенной теме, собственные наблюдения,
анализ
ситуации
позволили
определить
концептуальные
основы
ценностно-
ориентационной работы на уроках литературы.
Ценности – это некие лично и добровольно осознанные или неосознанно
выбранные нравственные
аксиомы,
идеалы,
признаваемее
культурным
сообществом,
которые исповедуют и которыми руководствуются в своих поступках, действиях, оценках,
решениях. Ключевыми здесь являются слова «лично», «добровольно», «выбранные», т.е.
эти
ценности
должны
быть
личностно
значимыми,
осознанными
и
добровольно
выбранными. Их формирование должно происходить не «извне», а «изнутри».
Сущность
ценностно-ориентационной
деятельности
школьников
состоит
в
целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений,
процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их
личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца
и разума в их единстве.
Уроки литературы
Русская литература достаточно большое время отводит описанию внутрисемейных
отношений своих персонажей. Причем показываются примеры как позитивные, так и
негативные, направленные на разрушение личности.
Авторы недвусмысленно дают понять, как, по их мнению, следует воспитывать
ребенка, какие ценности необходимо культивировать в семье, какие традиции сохранять, а
от каких отказываться.
Я покажу, на примере каких произведениях изучаемой программы ( авт. В. Я.
Коровина, 2010 г.) и произведений для внеклассного чтения, можно формировать БНЦ
«Семья»:
Клас
с
Программа В. Я.
Коровиной
Основные моменты
урока
Возможные варианты произведений
Внеклассное
чтение
Основные моменты
урока
5
В.
Короленко
«В
дурном обществе»
Взаимоотношения в
семье Васи и Сони.
В .
Б е л о в
«Скворцы»
М и р
и
взаимопонимание
в
семье
В .
А с т а ф ь е в
«Васюткино озеро»
Общая
семейная
беда.
В .
К р у п и н
«Вятское
детство».
Р о л ь
с е м ь и
в
нравственном
воспитании
Рассказы
А.
Алексина
«Самый
счастливый
день»,
«Про
нашу семью»,
«Бумажный
кораблик»
Тема семьи, сложных
взаимоотношений
ребенка, подростка с
самыми
близкими
людьми
–
о т ц ом ,
матерью,
б р ат о м ,
сестрой.
6
А. Н. Толстой
«Русский
характер»
Встреча
с
семьёй.
Герой щадит чувства
членов семьи. Но они
любят
его
т а к и м,
какой он есть.
А .
С .
П у ш к и н
«Дубровский»
Взаимоотношения
между
«отцами
и
д е т ь м и » .
Р о л ь
семьи в воспитании
ребёнка.
А.
Костюнин
«Совенок»
В рассказе «Совенок»
п о в е с т в у е т с я
о
маленькой
девочке
Н а т а ш е ,
о ч е н ь
похожей
на
совенка,
единственным
родным
человеком
у
к о т о р о й
б ы л
соседский
мальчик,
с ы н
а в т о р а .
Рассказывает ся
о
довольно
привычной
истории
семьи
без
отца, где мама ведет
разгульный
о б р а з
жизни,
совершенно
н е
з а н и м а я с ь
воспитанием
дочери,
не заботясь о ней.
А .
С .
П у ш к и н
«Барышня-
крестьянка»
Известно, что семья
в
с т а н о в л е н и и
человека
и г р а е т
р е ш а ю щ у ю роль.
Личность
человека
создается в семье, в
а т м о с ф е р е ,
в
которой он растет.
7
«Поучение
Владимира
Мономаха»
Нормы поведения в
семье
«Повесть о Петре и
Февронии
Муромских»
Традиции
христианской
семьи
А .
С .
П у ш к и н
«Станционный
смотритель»
Нельзя
забывать
о
родителях,
необходимо щадить
их чувства.
М.
Ю.
Лермонтов
«Песня
про
царя
Ивана Васильевича,
молодого
о п р и ч н и к а
и
удалого
купца
Калашникова»
Уд а л о й
к у п е ц
Степан
Парамонович
защищает
ч е с т ь
жены,
свою
честь,
честь
семьи
ценой
жизни.
Нарушил
семейную святыню
Кирибеевич–
басурманский
сын
(обращаем
в н и м а н и е
н а
нерусскую
фамилию).
Н. В. Гоголь «Тарас
Бульба»
Семья,
семейные
ценности,
семейное
воспитание,
честь,
достоинство
–
это
т е
о с н о в н ы е
составляющие
человеческой
Б .
Е к и м о в
«Ночь
исцеления»
«Баба Дуня осталась
о д н а ” .
В е д е т
хозяйство
одна,
ей
физически
трудно.
Но
главное
–
она
о д и н о к а .
И
э т о
одиночество
тяжело
д а в и т
н а
н е е . Ей
жизни,
благодаря
которым
формируется
характер.
очень
не
хватает
д е т е й .
О н а
и х
вырастила
с
такой
любовью,
всю
душу
в л о ж и л а
в
н и х ,
борол ась
за
н и х ,
спасла их в трудные
в о е н н ы е
и
послевоенные годы.
Н.
А.
Н е к р а с о в
«Русские
женщины»
Поэт
написал
о
величайшем
самопожертвовании
жен
декабристов,
п о е х а в ш и х
в
сибирскую
ссылку
вслед
за
мужьями.
Верность
супружескому
долгу.
И .
С .
Тургенев
«Порог»
Э т о
о б р а з е ц
самоотверженности,
высокой
нравственности,
духовности,
гражданственности,
человеческого
подвига.
А .
М .
Го р ь к и й
«Детство»
Взаимоотношения в
семьях деда и отца
Алеши Пешкова.
Е .
Н о с о в
«Лоскутное
одеяло»
С а м о е
гл а в н о е
–
ж и з н ь
д у ш и ,
семейные отношения.
Б а б у ш к е
е ё
воспоминания
даются нелегко, в её
п а м я т и
и с т о р и я
с е м ь и ,
н а р од а ,
-
трагическая
история.
Но
она,
переживая
заново
свои
печали,
“ ч и т а е т ”
к н и г у
семьи,
родословную
с в о е м у
в н у к у :
“Завтра
ещё
ч е го
вспомним…”.
Р .
Г а м з а т о в
«Берегите матерей»
Н а к а з
с т а р ш и х
м л а д ш и м ,
к а к
нужно
относиться
детям к матери.
В .
М .
Шукшин
«Материнское
сердце»
Взаимоотношения
м а т е р и
и
с ы н а ;
готовность
матери
защитить сына.
8
А .
С .
П у ш к и н
«Капитанская
дочка»
П о н я т и е
ч е с т и ,
службы,
семейного
долга
Д.
И.
Фонвизин
«Недоросль»
Семейное
воспитание.
Б.
Васильев
«Не стреляйте
в
б е л ы х
лебедей»
Ко л ь к а
в ы р а с т е т
настоящим
человеком,
потому
что
Егор
Полушкин,
его
отец,
заложил
в
сыне доброе начало.
А.
П.
П л ато н о в
«Возвращение»
Как здорово, когда
е с т ь ,
к у д а
возвращаться.
М .
Гл у ш к о
«Мадонна
с
пайковым
хлебом»
Н и н а
Н е ч а е в а ,
оставшись
в
начале
в о й н ы
о д н а ,
б е р е м е н н а я ,
н е
сделала
аборт
(хотя
е й
м н о г и е
советовали), родила и
выходила
ребенка
в
тяжелейших,
невыносимых
у с л о в и я х .
А
к а к
сейчас,
в
мирное,
в р е м я ?
П о ч е м у
р а с т ё т
ч и с л о
матерей-кукушек?
Г.К.
Паустовский
«Телеграмма».
Взаимоотношения
родителей и детей:
матери
и
дочери.
Любите
матер ей
при жизни!
Ф.
Абрамов
«Пелагея»,
«Алька»
Непростые
взаимоотношения
дочери и матери
9
Н.
М.
Карамзин
«Бедная Лиза»
Мать и дочь нежно
привязаны
друг
к
д р у г у ,
в м е с т е
переживают
п о т е р ю
о т ц а
и
мужа — кормильца.
Бедность не мешает
героиням сохранять
чувство
собственного
достоинства.
Лиза,
р е ш и в ш и с ь
н а
самоубийство,
п р е ж д е
в с е г о
думает о матери и
просит
“любезную
подружку” Анюту о
ней позаботиться.
А .
С .
П у ш к и н
«Евгений Онегин»
Русское
национальное
воспитание в семье
Л а рины х
( и д е я ,
д у х ,
в е р н о с т ь
русским
традициям, старина
и т.д.)
М .
А .
Ш ол охо в
«Судьба человека»
В.Астафьев
«Печальный
детектив»
Семья, для чего она
нужна: «Муж и жена.
Сошлись. Не самец и
самка, а человек с
человеком,
соединенные для
того, чтобы помочь
друг другу и
обществу,
усовершенствоваться,
из сердца в сердце
перелить кровь свою
и вместе с ней
передать все, что в
них есть хорошее».
Н .
В .
Г о г о л ь
«Мертвые души»
Павлу
Чичикову
отцом
было
дано
т а к о е
« у м н о е »
наставление:
«С
т о в а р и щ а м и
н е
водись,
они
тебя
добру
не
научат…
Не
угощай
и
не
потчевай
никого;
б о л ь ш е
в с е г о
б е р е г и
и
к о п и
копейку…»
Мальчик,
усвоив
уроки
отца,
уже
в
ш ко л е
п р о я в и л
изворотливость,
расчетливость
и
н и з о с т ь
д у ш и .
М е ш о ч е к
с
деньгами
заменил
е м у
с е м ь ю ,
и
друзей, и коллег.
10
А.
Н.
Островский
«Гроза»
Страдает
Катерина
в
семье
мужа
–
семье,
где
царят
ханжество,
лицемерие,
жестокость даже по
о т н о ш е н и ю
к
близким.
И
рядом
же
–
о п и с а н и е ,
светлого,
наполненного
верой
и
любовью
детства Катерины
И .
А .
Го н ч а р о в
«Обломов»
Полное отсутствие
обязанностей,
потакание капризам
ребенка
вырастили
Илюшу
Обломова,
не
способного
к
самореализации,.
Сравнительная
характеристика
семейного
м и р а
О б л о м о в а
и
Штольца.
И .
С .
Ту р г е н е в
«Отцы и дети».
Любовь и уважение
к старшим – основа
счастья детей.
В.
Распутин
«Последний
срок»
Страшное явление —
отчуждение
д а ж е
с а м ы х
б л и з к и х ,
родных
людей
друг
от друга.
Л .
Н .
Т о л с т о й
«Война и мир»
Доверительны
и
прекрасны
отношения
между
р о д и т е л я м и
и
детьми
в
с е м ь е
Ростовых.
Самый
близкий
человек
–
это
мать,
и
как
важно
взаимопонимание
между
матерью
и
детьми.
В
самые
трудные
минуты
жизни
мать
будет
рядом,
поможет,
утешит.
Тогда
и
горе
уменьшится
В .
П .
Астафьев
«Людочка»
В и н а
м а т е р и
в
трагедии дочери.
вполовину.
А .
П .
Ч е х о в
«Вишнёвый сад»
Образец
любви
к
матери – Аня.
11
М .
А .
Ш о л охо в
«Тихий Дон»
Семейные
традиции,
семейные
советы,
культ старших
В.
Распутин
«Деньги
для
Марии»
Мария
г о в о р и т
о
семье своего деверя:
"Мы
для
них
что
есть, что нету"
А. М. Горький «На
дне»
Невозможность
существования
семьи
в
ужасных
условиях быта.
М .
А .
Булгаков
«Белая
гвардия»
Автор, рассказывая о
ж и з н и
б р ат ь е в
и
сестры
Турбиных,
описывая
их
дом,
отразил на страницах
книги родной дом на
Андреевском
спуске,
где
главой
большой
д р у ж н о й
с е м ь и
(среди семерых детей
будущий
пис атель
б ы л
с т а р ш и м )
являлся
профессор
Киевской
Духовной
а к а д е м и и ,
г д е
увлекались
чтением
художественной
литературы, музыкой,
т е а т р о м
и
г д е
революцию —
и
Ф е в р а л ь с к у ю ,
и
Октябрьскую —
встретили
отрицательно.
Возможно,
именно
приверженность
писателя
семейным
традициям
и
устоям
способствовала тому,
что
ведущим
в
его
романе
стал
мотив
сохранения
д ом а ,
родного очага, семьи
во
всех
перипетиях
р е в о л ю ц и и
и
Гражданской войны.
На уроках я часто использую
притчи, найти которые в век
Интернета совсем не
сложно.
Мы
вместе
с
учащимися
определяем
идею,
соотносим
её
с
современным
положением в обществе, и каждый учащийся составляет для себя «Путёвку в жизнь». Вот
некоторые из них:
Притча «Пятьдесят лет вежливости»
Одна
пожилая
супружеская
пара
после
долгих
лет
совместной
жизни
праздновала
золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь
угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей
корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».
Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее
ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет
я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что
она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.
Притча «Семейное счастье»
Жили по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорились, виня друг друга во всех
бедах, а вторые – друг в друге души не чаяли. Соседка из первой семьи, пытаясь разгадать
секрет их счастья, говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все мирно и гладко.
Пришел тот к дому соседей, спрятался под окном, подсматривает.
А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от
пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, и женщина поставив вазу на краешек стола,
пошла отвечать. Но тут ее муж пришел за книгой в комнату и, проходя мимо, зацепил вазу,
та и разбилась.
"Вот сейчас-то и посмотрим, будет ли у них мир да лад", – думает сосед у окна.
Вернулась в комнату жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы
большего несчастья.
Защемило сердце у соседа. Пришел он домой – жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них?
– У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
Притча «Понимание»
В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об
этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить,
никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то.
Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово
…«ПОНИМАНИЕ».
Притча «Тепло семейного очага»
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена
той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у
нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила,
что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, —
велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?»
Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного
очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что
счастье живет только там, где горит семейный очаг!
Главный вывод, к которому должны прийти
выпускники школы: для хорошей
семьи характерно: уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство
интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан
со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг
друга,
доверяют
друг
другу,
совместно
проводят
досуг;
разделение
ответственности
происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг
с другом, заботятся о детях. В неблагополучной семье все наоборот — психологически
незрелые
люди
не
умеют
строить
отношения
в
семье,
часто
появляется
насилие,
чрезмерные
требования
друг
к
другу,
возникают
проблемы
во
взаимоотношениях,
проявляется безответственность по отношению друг к другу, психологическая и другие
виды зависимостей от членов семьи. Какую семью будет строить каждый из вас? Семья,
где нет духовности, – распадается. А сейчас – пропаганда свободной любви.
Проблемам
семьи
и
семейного
воспитания
уделяется
сегодня
большое
внимание
в
государственных и правительственных документах.
В
«Конституции
Российской
Федерации»
(1993 г.)
в
статье
28
установлено:
«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях,
их воспитание – равное право и обязанность родителей».
В документах совместного заседания Госсовета и Совета по взаимодействию с
религиозными
объединениями
при
Президенте
«О
взаимодействии
государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-
нравственного развития и гражданского образования молодёжи» 11 марта 2009 года
были особо выделены следующие положения:
- «…ценностный вакуум, который образовался и в советский период, и в 90-е годы,
негативно сказался на молодом поколении. Утрата нравственных ориентиров стала и
одной из причин пьянства, наркомании среди молодёжи. Утрата ценностных ориентиров
привела и к падению авторитета семьи, что, естественно, повлияло самым отрицательным
образом и на демографическую динамику нашей страны»;
- «…И, конечно, все мы заинтересованы в том, чтобы молодые люди
имели благополучные семьи, полноценные семьи, потому как крепкая
семья – это естественная, а потому и наиболее благотворная, лучшая
среда для воспитания детей и, конечно, одно из главных условий
повышения рождаемости в нашей стране, что по вполне понятным
причинам для нашего государства является сверхактуальной задачей»;
- «Истоки общественной морали – в религиозных традициях народов
нашей страны, в их гуманистической направленности…».
Работа с родителями
Спланированная работа на уроке помогает организовать работу с родителями. Вот
пример из моей практики.
Урок литературы в 10 классе по теме «Семейные традиции в романе Л. Н. Толстого
«Война и мир».
Основные моменты этого урока:
Традиции, что это такое? (То, что перешло от одного поколения к другому).
Традиции – идеи, вкусы, обычаи, этикет, образ действий, вкусы.
Назовите традиции русской жизни по роману. (Вечера, званые обеды, семейные
чаепития,
деревенские
праздники,
охота,
святки
с
гаданиями,
пожертвования,
рауты, балы).
Какую из традиций бывшей русской жизни вам более всего жаль?
А вот сейчас я зачитаю вам некоторые ответы учащихся:
1. «…Мне более всего жаль традицию вечернего семейного чаепития, когда все сидели
за столом и о чём-то говорили, а теперь все смотрят телевизор и молчат…»
2.
«Мне
очень
жаль,
что
нет
вечеров,
на
которых
можно
было
поговорить
об
интересующей тебя проблеме, мои проблемы для моих родителей незначимы».
3. « Мне жаль, что родители никогда не считаются с моим мнением, а Наташу Ростову
слушали: разгрузили подводы и отдали раненым».
Эти ответы ребят
становятся
одной из
тем для разговора на родительском
собрании.
В
ходе
подобной
работы
родились
темы
родительских
собраний
для
родителей детей любого возраста:
«Диалог в семейном общении»,
«Необходимость семейных традиций в жизни ребенка»,
"Формирование нравственных ценностей в семье",
«Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях»,
«Воспитательный
потенциал
семьи.
Значение
воспоминаний
о
собственных
детских переживаниях в культуре родительства»,
"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому" и другие.
Мне как учителю приходится вовлекать школьников в деятельность не только на уроке,
но и после него. Много лет я занимаюсь вопросами краеведения. И, как вы понимаете, без
родителей она была бы невозможной. Наиболее удачной
за последние годы формой
сотрудничества являются исследовательские и проектные работы, например:
«Мир родной кулыжской речи»
«А по приметам ли живём?»
«Их имена на карте Вятскополянского района Кировской области»
«Несказочная проза (предания, легенды, былички) Кулыжского сельского поселения
Вятскополянского района Кировской области»
Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на
уроках и во внеурочной деятельности мы
сможем сохранить духовное и физическое
здоровье подрастающего поколения.
Какова
степень
нравственной
зрелости
моих
учеников,
старшеклассников,
выпускников школы? Отметки за нее поставит сама жизнь.:
В заключение мне хотелось бы обратиться к словами Святейшего Патриарха всея
Руси Алексия II: “Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что
само слово “образование” восходит к понятию “образ Божий”, который по учению Церкви,
необходимо восстановить в человеке”. Величие народа в том, что носит в сердце он
своём».
Именно здесь уместно
замечательное стихотворение
нашей современной поэтессы
Бельгалис Галины Алексеевны :
Говори красивые слова,
Чтобы губы стали еще слаще,
Чтоб от счастья кругом голова,
Чтоб хотелось видеть тебя чаще.
Хлебом ты с голодным поделись —
То души надежная подкова,
На людскую глупость ты не злись,
Ведь духовность — красоты основа.
Чтобы волос шелком отливал —
Прядями малыш пускай играет.
Боль других ты сердцем принимай —
Душу равнодушье обижает.
Человек нуждается в тепле —
Даже вещь оставленная плачет…
Души тонут лишь в холодном зле —
И судьбу оно переиначит.
Мы, старея, вдруг осознаем —
Две руки от Бога мы имеем:
Ближнему одной мы отдаем,
А другой — себя всю жизнь жалеем.
Красота в глазах отражена —
Значит, есть любовь в твоем сердечке,
Значит, эта дверь отворена,
И тепло струится, как из печки.
Легче станут к старости шаги,
Только тверже будут убежденья…
И прошепчешь внуку: “Сбереги
Ты в душе своей любви волненья.
Близких ты заботой напои,
Поднимайся без оглядки к звездам,
Чтобы пели в сердце соловьи,
И свивала чтоб удача гнезда.
Будь красивым с детства, и тогда
Красота души богатством станет…
К нам приходит в дом тогда беда,
Коль душа легко и смело ранит”.
Данное стихотворение
глубоко проникло в мою душу, и я обязательно
буду
использовать его на своих уроках. Сколько теплоты, любви в нём!
Вот почему, по словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы – бередить
совесть, пробуждать чувство вины».
И это особенно важно сегодня, когда повсеместным стало стремление найти
виновных вокруг себя и не спрашивать с самого себя. В руках учителя – будущее народа…
Забудь покой, забудь уют,
К чертям отошли усталость.
Ты выбрал в жизни трудный путь
И на судьбу не жалуйся…
Скорее в жизнь смелей внедряй
Ты школьную реформу,
Чтобы быстрей поставить все
На новую платформу.
Пусть недосуг тебе порой
Сходить в кино с сынишкой
И не дочитана ему
Обещанная книжка.
Но счастлив ты, что день прожил
Сегодня не напрасно.
Ты дать урок сумел на «5»
В самом трудном классе.
Полсотни глаз зажечь сумел
Ты на своем уроке.
Десятки душ увлечь сумел
Сегодня на уроке.
Ты добрый след оставил
В сердцах своих детей.
И жизнь пройдет недаром,
И это всех важней.
Заключение
Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо
прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо
делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий,
духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий,
духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает
слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта
духовная
часть
человека,
совесть,
действует
так
же,
как
стрелка
компаса.
Стрелка
двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она
показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но
стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он
сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».
Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с
осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в
пользу
другого
человека
в
обмен
на
обыкновенное
чувство
благодарности.
И
наша
обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не
может,
но
та
работа,
которая
проводится
учителями
на
уроках
русского
языка
и
литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не
спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем
воспитательных средств, а действовали в согласии.
Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой,
Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем
каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое
отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры,
смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына
Отечества.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОМПЕТЕНТНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 8 КЛАССЕ
Тема урока:
«Мысль семейная»: семья и семейные ценности - в повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Тип урока:
урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Цели урока:
Предметные:
обеспечить
понимание
учащимися
ценностных
позиций
повести
А.С.Пушкина
«Капитанская дочка;
продолжать учить читать и анализировать художественное произведение.
Метапредметные:
учить умению понимать проблему художественного произведения;
развивать
интеллектуальные
способности
учащихся,
необходимые
для
их
успешной социализации;
продолжать учить давать оценку и суждение по поводу прочитанного и увиденного;
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
формулировать выводы.
Личностные:
показать на примере художественного произведения ценности семьи;
помочь в осознании учащимися ценностей семьи;
помочь понять, что история государства складывается из истории каждой семьи.
Межпредметные:
учить саморегуляции во время письма на уровне каллиграфии, орфографии;
пополнять лексикон подростков;
продолжить учить умению работать с лексическим значением слова.
Для детей:
определить ценностные позиции автора в повести.
Оборудование
к
уроку:
текст
повести
«Капитанская
дочка»,
рабочие
листы
(Приложение № 1) , компьютерная презентация (Приложение № 3), правила групповой
работы (Приложение № 2).
Приложение № 1
РАБОЧИЙ ЛИСТ
№
п/п
Задания
Вывод
1.
Пронумеруй по мере значимости для тебя области
жизни человека (1 место – самое важное и т. д.):
карьера
материальные блага
отдых
дети
семья
2.
Тема урока:
3.
Цель урока:
4.
Важность цели для меня:
5.
Ценности семьи Мироновых и Гриневых:
6.
Кому из героев я хотел бы позиционировать?
7.
Что для этого нужно?
8.
Что для меня было ценным на уроке?
9.
«Путевка в жизнь»:
Приложение № 2.
ПРАВИЛА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
1.
Работать дружно.
2.
Быть внимательными и терпимыми друг к другу.
3.
Работать по совместно выработанному плану.
4.
Доводить начатое дело до конца.
5.
Слушать всех.
6.
Говорить спокойно и ясно.
7.
Говорить только по делу.
8.
Не говорить всем сразу.
9.
Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
10. Обращаться друг к другу по имени.
11. Прийти к единому решению.
12. Все члены группы отвечают за результат.
13. Ответ начинать со слова «Мы…»
14. Среди членов группы распределяются ролевые функции:
Капитан - отвечает за работу группы в целом
Докладчик - выступает перед классом, озвучивает результаты работы.
Секретарь - записывает высказанные идеи.
Контролёр – следит за временем, все ли задания выполнены.
15. Алгоритм действий при выполнении задания в группе:
Индивидуальное прочтение задания или инструкции.
Индивидуальный анализ условия.
Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки
зрения).
Выяснение точки зрения партнеров, выявление разницы.
Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения
задания.
Совместное принятие решения.
Анализ решения задания, его оформление.
Проговаривание в группе выступления докладчика.
16. Использовать речевые клише:
"Ты согласен?",
"Не возражаешь?",
"Почему ты так думаешь?"
«Я не согласен (не согласна), потому что…»
«В
тексте
(работе,
очерке,
произведении
и
т.д.)
рассмотрены…,
показаны;
настоящая
работа...
рецензируемая
работа
посвящена
проблеме…,
которая
указывает на актуальность проводимых автором исследований)»;
«Исследование (разговор писателя с читателем, монолог публициста и т.д.) ведется
через рассмотрение такой важной проблемы, как…)».
«Центральным вопросом работы (очерка, статьи, произведения и т.д.), наиболее
интересным
и
существенным,
основной
мыслью
работы
(
исследования
)
является…, большое место занимает, приводятся значительные данные, привлекает
авторская позиция, …)».
«Безусловной
заслугой
автора
является,
нельзя
не
согласиться
с
мнением
(позицией)автора,
привлекательна
позиция
автора,
можно
поспорить
с
точкой
зрения, выдвигаемой автором…следует отметить, что...и т.д»).
В ходе работы мы выяснили…»
«Мы пришли к общему выводу…»
ХОД УРОКА
Формируемые
УУД
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап – Мотивационный
Цели:
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
создание условия для эффективного процесса по получению суммы знаний для
обогащения
личного
опыта
учащихся,
для
повышения
их
интеллектуального,
эмоционального развития и саморазвития;
актуализация социального опыта и знаний учащихся.
Методы обучения:
словесный (объяснение, беседа);
метод стимулирования познавательной деятельности (похвала, оценка).
Формы учебной деятельности:
индивидуально – обособленная;
фронтальная.
Коммуникативные:
умение слушать,
включаться в
учебный процесс
Личностные:
моральные нормы,
личностный смысл
(вам придется…)
Коммуникативные:
умение выражать
свои мысли в
соответствии с
условиями
коммуникации
Предложение:
в
течение
у р о ка
з а п о л н я т ь
р а б о ч и е
л и с т ы
(Приложение № 1). Ознакомьтесь с
его содержанием. Есть ли вопросы
по его заполнению?
Учитель напоминает, что
Рабочий лист – это «лицо» ученика.
В любой профессии и просто в быту
вам
придется
заполнять
кому-то
журналы, кому-то путевки. Но всем:
документы
для
коммунальных
служб и т.д. Культура оформления,
качество письма! По тому, как вы
заполните бумаги, о вас будут судить
люди.
-
Скажите,
это
ед и н с тве н н а я
позиция,
по
которой
о
вас
будут
судить в будущем люди? (нет)
-
Приведите
примеры.
(
к а к
одеваешься,
как
общаешься,
каков
ты в профессии, какой ты семьянин)
Слушают рекомендации
учителя,
задают вопросы учителю.
Участвуют в беседе
Личностные:
личностный смысл,
нравственная
позиция
Коммуникативные:
умение выражать
свои мысли в
-
С е й ч а с
в ы п о л н и т е задание
( у р о в е н ь
с л о ж н о с т и
1
–
ознакомление) в рабочем листе:
Пронумеруй по мере значимости
для тебя области жизни человека (1
место – самое важное и т. д.):
карьера
материальные блага
отдых
дети
Самостоятельная работа
Внутренняя речь
Внешняя речь
соответствии с
условиями
коммуникации
семья
- Слово учащимся:
«Проговори и
объясни свою позицию».
Регулятивные:
самоконтроль
- Итак, мы пришли к выводу, что
семья – важнейшая ценность.
- В рабочем листе продолжи фразу:
Семья – важнейшая ценность …
Самостоятельная работа
(рефлексия)
2
этап – Целеполагание
Цель:
формирование
у учащихся способности самостоятельной постановки целей на
урок;
продолжение обучению планировать свою деятельность по достижению целей.
Методы обучения:
словесный (беседа);
метод выработки учебных умений и накопления опыта;
метод развития личностных качеств учащихся.
Формы учебной деятельности:
фронтальная;
личностно-обособленная.
Познавательные:
самостоятельное
формулирование
темы урока
-
Ка к
б ы
в ы
п р е д л о ж и л и
сформулировать
тему
у р о к а ?
(выслушивает мнения)
(«Семья и семейные ценности»)
-
Правильно.
Я
про сто
хоч у
у т о ч н и т ь т е м у.
М ы
п р о ч л и
последнее
большое
произведение
А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Поэтому
«Семья
и
с емейные
ценности в повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».
Предлагают варианты
Записывают тему урока в
рабочий лист
Регулятивные:
целеполагание
- Как можно сформулировать цель
нашего урока?
У т о ч н е н и е
у ч и т е л я :
п р о а н а л и з и р о в ат ь
с е м е й н ы е
ценности на примере повести А.С.
Пушкина «Капитанская дочка.
Отвечают
Записывают цель в
рабочий лист
Личностные:
нравственно-
этическая
ориентация
- В чём важность этой цели для вас?
(Будущие родители. Свои семьи)
Записать личностную цель
в рабочий лист
Личностные:
идентификация
поступков
-
Вспомните
основных
героев
повести
(Петр
Гринев,
Маша
Миронова Швабрин, Пугачев)
-
Почему,
на
ваш
взгляд,
повесть
называется «Капитанская дочка»? А
не «Капитанская дочь»? А не звучит
Отвечают
Предполагают,
затрудняются
Размышляют
Регулятивные:
планирование
в названии ни имя Петра Гринева,
ни имя Пугачева? (затрудняются)
-
Вы
тоже
все
дочки
и
сыновья
своих родителей. С кем
из героев
п о в е с т и
в ы
б ы
м о гл и
с е б я
позиционировать?
Затруднение!
- Почему ваши позиции нечёткие?
Почему стало трудно ответить?
- Что нужно сделать, чтобы ответить
на вопрос? (Подумать).
- Как вам будет удобней это сделать,
ведь персонажей 4 ? (в группах)
-
Вы
выбрали
групповую
форму
работы. На столах памятки для тех,
кто
несколько
забыл
правила
групповой работы. (Приложение №
2)
3 этап – Применение знаний и способов деятельности
Цель:
Обеспечение усвоения учащимися знаний и способов деятельности на уровне их
применения в разнообразных ситуациях;
Обеспечение
развития у учеников умений самостоятельно применять знания и
способы деятельности в разнообразных ситуациях с учётом их индивидуального
познавательного стиля.
Методы обучения:
Метод совместного нахождения решения учебной задачи.
Словесный (объяснение).
метод стимулирования познавательной деятельности (похвала, оценка).
Форма учебной деятельности:
Групповая.
Коммуникативные:
Общение и
взаимодействие,
обмен информацией
Познавательные:
умение использовать
знаково-
символические
средства
Проблемный вопрос:
-
Как
А.С.
Пушкин
показал
роль
семьи
в
становлении
личности
в
своей повести?
Задание (уровень сложности 4 –
анализ):
Отразите в схеме путь (↑↓→)
1 группа – Петра Гринева
2 группа – Маши Мироновой
3 группа – Швабрина
Инструктаж учителя: схема может
б ы т ь
п р о и з в о л ь н о й ,
н о
показывающей основные, значимые
события в жизни героя и роль семьи
в эти моменты. Можно использовать
ц в е т о в у ю
г а м м у
в
с х е м е .
Групповая работа
Приготовьтесь
к
защите
своей
работы.
Регулятивные:
контроль, коррекция,
оценка
Коммуникативные:
умение представлять
информацию в
устной форме
-
Представление
результатов
группами.
Инструктаж
учителя:
п о с л е
в н и м ат е л ь н о
п р о с л у ш а н н ы х
сообщений,
вы
можете
корректно
уточнить
схемы
одноклассников,
исправить, дать оценку.
-
Учитель поощряет работу групп,
оригинальность замыслов, в случае
необходимо сти
п од с к а з ы в а е т
важный момент при его отсутствии
в схеме.
Слушают.
Все учащиеся переносят
схемы других групп в
рабочие листы.
Дополняют.
Коммуникативные:
умение выражать
свои мысли в
соответствии с
условиями
коммуникации
-
Что
было
в
начале
пути
Петра
Гринева и Маши Мироновой? (дом,
семья)
- А у Швабрина? (ничего)
Участвуют в беседе
Коммуникативные:
умение слушать и
слышать друг друга,
совместная работа,
поиск информации
Задание (уровень сложности 4 –
анализ)
-
Какие
наказы
от
родителей
получали Маша и Петр?
-
Какие
примеры
родителей
они
видели?
Групповая работа
Коммуникативные:
умение представлять
информацию в
устной форме
П р е д с т а в л е н и е
р е з у л ь т а т о в
группами.
Инструктаж
учителя:
п о с л е
в н и м ат е л ь н о
п р о с л у ш а н н ы х
сообщений,
вы
можете
корректно
д о п о л н и т ь
в ы с т у п л е н и я
одноклассников,
уточнить,
дать
оценку.
Коммуникативные:
умение выражать
свои мысли в
соответствии с
условиями
коммуникации
- Оформите выводы: какие понятия,
ценности
передали
своим
детям
родители
Гриневы
и
Мироновы?
(честь,
долг,
верность,
доброта,
любовь, традиции)
-
Что
объединяет
эти
семьи?
( п р а в о с л а в н ы е
т р а д и ц и и ,
супружеская
верность,
уважение
друг к другу)
-
Почему
мы
наблюдаем
падение
Швабрина?
(Человек,
забывший
историю
семьи,
своего
рода
–
безнравственен).
Коммуникативные:
умение выражать
свои мысли в
соответствии с
условиями
коммуникации
Регулятивные:
оценка
- Так почему все-таки «Капитанская
дочка»?
(Впервые
у
Пушкина
появилась
героиня,
борющаяся
за
счастье. И эта борьба была лишена
эгоистического
начала,
подлости.
Она была достойной дочерью своего
отца
–
преданного
солдата
и
показала
силу
характера,
спасая
Гринева.
Дочка
–
это
ласково,
от
д у ш и .
П у ш к и н
п о ка з а л
н а м
героиню,
которая
в
будущем
д о с т о й н о
в ы п ол н и т
м и с с и ю
женщины,
жены,
матери.
Это
лучший персонаж в повести.)
4
этап – Рефлексия
Цели:
Инициирование рефлексии деятельности, эмоционального состояния учащихся, их
взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Обеспечение усвоения учащимися саморегуляции и сотрудничества.
Методы обучения:
Словесный (беседа)
Метод стимулирования познавательной деятельности (похвала, оценка).
Формы учебной деятельности:
Индивидуально-обособленная;
Фронтальная.
Личностные:
Коммуникативные:
умение выражать
свои мысли в
соответствии с
условиями
коммуникации
-
Ребята,
каждого
из
вас
в
конце
урока в рабочем листе я попрошу
честно ответить:
1 .
С
к е м
и з
г е р о е в
я
с е б я
позиционирую? ( я пока не Маша)
2. А мне хочется быть как Маша?
3. Что для этого нужно?
-
Кто
хочет
поделиться
своими
мыслями?
-
Полезен ли для каждого из вас
сегодняшний урок? Обоснуйте свой
ответ.
-
Получили
ли
вы
желаемое
от
урока?
-
А к т у а л ь н а
л и
п о в е с т ь
«Капитанская
дочка»
для
наших
дней?
Самостоятельная работа
5
этап – Подведение итогов урока
Цели:
Качественная оценка успешности достижения целей урока.
Перспектива на последующую работу.
Методы обучения:
Словесный (слово учителя)
Формы учебной деятельности:
индивидуально-обособленная.
Личностные:
нравственно-
этическая
ориентация,
самоопределение
Что показал А.С. Пушкин в своей
повести?
- Всё ценное в человеке воспитано в
семье.
- Семья не существует сама по себе.
Если всё благополучно в семье – всё
благополучно и в государстве.
- История государства – в истории
каждой семьи.
- Человек 21 века должен не бояться
у ч и т ь с я
д у х о в н о с т и
и
нравственности
у
героев
19
и
20
веков.
- Какой будет семья у каждого из
вас? Пока сказать трудно.
-
Посмотрите несколько
слайдов
(Приложение
№
3),
(сюжеты
неблагополучных и положительных
семей).
Вам выбирать!
Слушают
6
этап – Домашнее задание
Цели:
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания.
Методы обучения:
Словесный (объяснение)
Формы учебной деятельности:
индивидуально-обособленная.
Коммуникативные:
умение слушать и
слышать
Выберите одно задание:
-
Письменный
ответ:
«Какую
«путевку в жизнь» я получил?»
-
Презентовать
ценности
своей
семьи.
-
Составить
синквейн
по
теме
урока.
-
В
каких
прочитанных
вами
произведениях
авторы
затрагивают
тему семейных ценностей?
Слушают, записывают.