Автор: Чернявская Элина Хамитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ НШ "Прогимназия"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Особенности организации воспитательной деятельности с
детьми дошкольного возраста
Слайд 2.Мы живем в динамичном мире, который предъявляет к нам
все
новые
и
новые
требования,
причем
ко
всем
сферам
жизни.
И
воспитание детей - не исключение.
Воспитание
определяется
как
целенаправленное
формирование
личности. Это процесс разностороннего, полноценного развития ребенка
в соответствии с его возрастными возможностями.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности,
когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются
ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению
и пониманию других людей.
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления
личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется
мировоззрение, нравственно-патриотические позиции.
Целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание
эмоционально
благополучного,
разносторонне
развитого
счастливого
ребёнка.
Воспитательная
работа
в
дошкольном
отделении
сложна
и
м н о го о б р а з н а :
э т о
в о с п и т а н и е
в
п р о ц е с с е
с о в м е с т н о й
жизнедеятельности детей и взрослых, воспитание в детском коллективе,
в процессе труда, игры, общения, творчества.
Целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее разви-
тие
ребенка.
В
статье
29
Конвенции
о
правах
ребенка
написано,
что
воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных,
духовных и физических способностей в их полном объеме.
К
задачам
воспитания
детей
дошкольного
возраста
относится
умственное,
физическое,
трудовое,
духовно-нравственное,
экологическое,
художественно-эстетическое, социальное развитие и т.д.
Решая
задачи
духовно-нравственного
воспитания,
воспитатели
дошкольного
отделения
уже
несколько
лет
реализуют
программу
«Социокультурные
истоки»,
целью
которой
является
воспитание
традиционных
культурных
ценностей
России
и
национальной
духовной
культуры.
Слайд 3.
Руководствуясь
ФГОС
дошкольного
образования,
воспитательная
деятельность обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей в разных образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие; художественно-эстетическое и физическое развитие.
Каждая из которых имеет следующие воспитательные задачи:
Одними из воспитательных задач в области «Социально-коммуникативного
развития» является:
- воспитание норм и ценностей, принятых в обществе;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, городу; -
- воспитание уважения к труду, гуманного отношения к природе;
- воспитание культуры поведения, общения, речи.
Воспитательные задачи в области «Познавательного развития» это: -
воспитание любознательности и познавательной активности;
- воспитание нравственных чувств, выражающихся в сопереживании
природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
В области «Речевого развития» воспитательные задачи включают: -
воспитание интереса и любви к чтению;
- воспитание желания и умения слушать художественные произведения,
следить за развитием действия.
В области «Художественно-эстетического развития» воспитательные
задачи следующие:
- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений
изобразительного искусства;
- воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности.
Область «Физическое развитие» воспитательные задачи:
- воспитание личностных качеств (выносливость, дисциплинированность,
чувство коллективизма);
- воспитание гигиенических навыков, привычки самообслуживания.
Реализация
образовательных
областей
осуществляется
через
организацию различных видов деятельности детей, которые способствуют
решению
задач
воспитания
и
направлены
на
умственное,
физическое,
нравственное, эстетическое, социальное развитие детей.
Слайд 4. Этотакие виды деятельности, как:
игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и
другие виды игр;
коммуникативная
(общение
и
взаимодействие
со
взрослыми
и
сверстниками);
познавательно-исследовательская
( и с с л ед о ва н и я
о б ъ е к т о в
окружающего мира и экспериментирования с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении
и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная
(восприятие
и
понимание
смысла
музыкальных
произведений,
пение,
музыкально-ритмические
движения,
игры
на
детских музыкальных инструментах);
двигательная
деятельность(овладение
основными
движениями),
формы активности ребенка.
Таким
образом,
задача
воспитателя
–
предложить
детямсамые
разнообразные
виды
деятельности,
которые
позволят
организовать
воспитательную деятельность в группе.
Слайд 5. Реализации и организации воспитательной деятельности с
детьми
дошкольного
возраста
в
полной
мере
способствует
системно-
деятельностный подход.
Суть воспитания с точки зрения данного подхода заключается в том, что в
центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность
детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.
Е г о
ц ел ь ю в
воспитательно-образовательном
процессе
является
воспитание
личности
ребенка
как
субъекта
жизнедеятельности,
активно
участвующего в сознательной деятельности.
Системно-деятельностный предполагает использование таких форм
взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования,
которые обеспечивают
всестороннее
развитие
ребенка
в
активной
деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации,
игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-
исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская
деятельность, коллекционирование, викторины, и т.д.
Системно-деятельностный
подход позволяет
создать
условия,
в
которых
дети
выступают
активными
участниками
образовательной
деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на
практике.
Что
позволяет
воспитать
в
ребенке
такие
качества
как:
взаимопомощь, сопереживание, умение работать в команде и коллективе и
т.д.
Слайд 6.Система воспитательной работы организуется по
следующимпринципам:
• воспитание личности в процессе совместной деятельности;
• единство требований к воспитаннику и его уважение;
• сочетание педагогического руководства с развитием инициативы,
творчества и самодеятельности детей;
• соответствие воспитательного процесса возрастным и
индивидуальным особенностям детей.
Одной
из
главных
задач
воспитания
дошкольников
являются
создание
у
детей
чувства
эмоционального
благополучия
и
психологической
защищённости.
В
детском
саду
ребёнку
важно
чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является
и развивающая предметно-пространственная среда, в которой проходит
воспитательный процесс.
Слайд 7.Приоритетным направлениемвоспитательной деятельности в
дошкольном учреждении является работа с родителями.
Реализуя
ФГОС
ДО,
воспитатели
обеспечивают
психолого-
педагогическую поддержку семьи; повышают компетентность родителей в
вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья
детей.
Родители являются активными участниками воспитательно-
образовательного процесса, что создаёт условия для полноценного развития
детей дошкольного возраста.
В
процессе
воспитательной
работы
мы
используем
такие
формы
взаимодействия с родителями, как: беседы, консультации, круглые столы,
родители привлекаются к участию в праздниках День семьи, День матери;
развлечениях,
выставках
семейного
творчества,
совместных
проектах;
применяются
средства
наглядной
агитации
(информационные
буклеты,
родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.).
Для эффективного взаимодействия с родителями существует сайт
образовательной организации, где родители могут получить любую
интересующую их информацию.
Воспитание в образовательном учреждении осуществляется с учетом
отечественных
традиций,
национально-региональных
особенностей,
взаимопроникновения
государственного,
общественного
и
семейного
воспитания во благо ребенка.
Воспитательная
система
не
статична,
она
постоянно
развивается
и
совершенствуется.
Выбирая
систему
методов
воспитания
педагогу
необходимо учитывать, что воспитательный процесс должен быть выстроен
как взаимодействие между воспитателем, воспитанником и родителем, целью
которого является всестороннее и гармоничное развития личности ребенка.