Автор: Кормакова Светлана Олеговна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с 39
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Фитбол-гимнастика, как эффективное средство физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи."
Раздел: дошкольное образование
Фитбол-гимнастика,
как эффективное средство физического воспитания
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Кормакова С.О.
Инструктор по физкультуре МБДОУ д/с 39
Г.Арзамас
20
лет
я
работаю
инструктором
по
физической
культуре
в
детском
саду
комбинированного
вида,
который
посещают
дошкольники
с
общим
недоразвитием речи, и я заметила, что с каждым годом число таких детей
увеличивается.
Их опыта работы я поняла, что физическое воспитание для
них
играет
еще
большую
роль,
чем
для
их
нормально
развивающихся
сверстников,
потому
что
данным
детям
свойственны
разнообразные
изменения в двигательной сфере. Наиболее частыми из них являются:
недостаточно точная координация и неуверенность в движениях,
трудность сохранения статистического и динамического равновесия,
относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве.
Такие особенности в развитии этих детей связаны с нарушением работы
вестибулярного
аппарата.
Поэтому
на
занятиях
мы
и
решили
особое
внимание обратить акцент на развитие данных физических качеств и, а для
этого
решили
попробовать
использовать
фитбол-мячи,
как
средство
воздействия на данный аппарат. Для детей с нарушением речевого развития
применение фитбол-мячей особенно актуально, потому что они имеют ряд
преимуществ, среди другого спортивного инвентаря. Эти мячи были выбраны
нами в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный и
связочно-мышечный аппараты. Их упругая и неустойчивая среда необходима
для формирования вестибулярного аппарата, а так же для развития механизма
равновесия
и
ритма
движений.
Такие
мячи
расширяют
возможности
физкультурно-оздоровительной
работы
и
способствуют
повышению
эффективности психолого-педагогической и коррекционной и
поддержке
ребёнка с общим недоразвитием речи.
Именно таким требованиям отвечает методика работы с фитбол- мячами,
или фитболами, которую разработали педагоги Санкт-Петербурга. В своей
работе
авторы:
Т.С.Овчинникова,
кандидат
педагогических
наук
и
А.А.Потапчук,
кандидат
медицинских
наук,
доцент
предложили
свои
разработки коррекции движений у дошкольников с проблемами речевого
развития.
Познакомившись
с
этой
методикой,
я
начала
применять
её
в
группах для детей с недоразвитием речи: в комплексах утренней гимнастики,
на
физкультурных
занятиях,
как
физкультминутки.
Данные
авторы
предложили
методику
занятий
с
фитболами
в
очень
интересных
и
разнообразных формах. Это: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-
сказки и т.д. В занятих на фитболах сочетаются физические упражнения,
музыка,сам фитбол. Когда дети проговаривают стихи в ритм движений или
пения, в такт
мелодии, это развивает ритмическое чувство, координацию,
речь,
равновесие,
осанку,
а
так
же
вызывает
у
ребят
чувство
радости
и
удовольствия.
В
основе
этой
методики
лежат
различные
свойства
мяча,
которые
мы
используем
для
оздоровительных,
коррекционных
и
дидактических целей. Это и размер данных мячей, и их яркий цвет, и особая
упругость.
Фитбол
имеет
форму
шара,
который
посылает
оптимальную
информацию
всем
анализаторам.
При
выполнении
упражнении
на
мяче
начинают работать двигательные, зрительные, тактильные и вестибулярные
анализаторы, что и приводит к усилению эффекта занятий. Эти мячи бывают
не
только
разного
размера,
но
и
разного
цвета,
а
различные
цвета,
по
разному,
воздействуют
на
физиологические
функции
ребёнка
и
на
его
психическое
состояние.
Учёные
выяснили,
что
тёплый
цвет
(красный,
оранжевый)
повышает активность, усиливает возбуждение центральной
нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Жёлтый
и зелёный цвет способствует проявлению выносливости.
Занятия на фитболах позволили нам реализовать принцип комплексного
коррекционного воздействия на детей с общим недоразвитием речи, и она
не имеет противопоказаний. Само использование данных мячей является
оздоровительным
фактором,
а
стихи
и
речёвки
коррекционной
направленности,
помогает
развивать
речь
данных
детей,
ритмичность,
интонационную выразительность. Это делает упражнение интересным для
дошкольников, а усвоение идет для них быстрее и успешнее. Мы так же ещё
заметили,
что
балансирующие
движения
на
мяче
и
проговариваемые
стихотворные
строчки,
положительно
влияют
на
состояние
вербальной
памяти
и
на
продуктивность
запоминания.
Стала
очень
заметна
и
эффективность сочетания дыхательной и звукоречевой гимнастики, пения и
музыки с данными свойствами мяча. Особенно важными для детей с общим
недоразвитием
речи
являются
приемы,
которые
приучают
дошкольника
выполнять
задание
в
заданном
ритме,
координируя
движения
и
речь.
Внутренний ритм таких детей часто ускорен или, наоборот замедлен. У них
так же изменен мышечный тонус, поэтому мы включаем для них упражнения
на активное расслабление и напряжение мышц. Это особенно необходимо в
сочетании со стихами, которые активизируют силу и артикуляцию их голоса,
что
так
же
является
необходимым
в
работе
с
детьми
с
речевыми
расстройствами. Такие игры на мячах ещё и очень интересны и доступны.
Интересный сюжет, игровая форма занятий стимулируют у детей потребность
в
общении,
развивают
моторику,
речевое
подражание,
интерес
к
происходящему, приносят массу положительных эмоций!
Проводя занятия на фитболах, я заметила, что у ребят улучшилась осанка,
настроение, внимание, повысилось желание заниматься физкультурой. Дети
стали более сильными, ловкими, выносливыми.
Опыт работы с фитбол-
мячами теперь позволяет мне рекомендовать их в качестве доступного и
высокоэффективного
средства
в
работе
с
дошкольниками
с
общим
недоразвитием
речи,
да
и
в
работе
с
обычно
развивающимися
детьми
данная методика принесет много пользы.
Литература:
3.Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровленииорганизма.-СП6.,2001
2.Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для
дошкольников.- СП6.: Речь, 2002
3.Потапчук А.А. Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. Учеб.-
метод. Пособие / Под ред.С.П. Евсеева/-СПб.,1999