Напоминание

"Фитбол-гимнастика, как эффективное средство физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи."


Автор: Кормакова Светлана Олеговна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с 39
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Фитбол-гимнастика, как эффективное средство физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фитбол-гимнастика,

как эффективное средство физического воспитания

дошкольников с общим недоразвитием речи.

Кормакова С.О.

Инструктор по физкультуре МБДОУ д/с 39

Г.Арзамас

20

лет

я

работаю

инструктором

по

физической

культуре

в

детском

саду

комбинированного

вида,

который

посещают

дошкольники

с

общим

недоразвитием речи, и я заметила, что с каждым годом число таких детей

увеличивается.

Их опыта работы я поняла, что физическое воспитание для

них

играет

еще

большую

роль,

чем

для

их

нормально

развивающихся

сверстников,

потому

что

данным

детям

свойственны

разнообразные

изменения в двигательной сфере. Наиболее частыми из них являются:

недостаточно точная координация и неуверенность в движениях,

трудность сохранения статистического и динамического равновесия,

относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве.

Такие особенности в развитии этих детей связаны с нарушением работы

вестибулярного

аппарата.

Поэтому

на

занятиях

мы

и

решили

особое

внимание обратить акцент на развитие данных физических качеств и, а для

этого

решили

попробовать

использовать

фитбол-мячи,

как

средство

воздействия на данный аппарат. Для детей с нарушением речевого развития

применение фитбол-мячей особенно актуально, потому что они имеют ряд

преимуществ, среди другого спортивного инвентаря. Эти мячи были выбраны

нами в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный и

связочно-мышечный аппараты. Их упругая и неустойчивая среда необходима

для формирования вестибулярного аппарата, а так же для развития механизма

равновесия

и

ритма

движений.

Такие

мячи

расширяют

возможности

физкультурно-оздоровительной

работы

и

способствуют

повышению

эффективности психолого-педагогической и коррекционной и

поддержке

ребёнка с общим недоразвитием речи.

Именно таким требованиям отвечает методика работы с фитбол- мячами,

или фитболами, которую разработали педагоги Санкт-Петербурга. В своей

работе

авторы:

Т.С.Овчинникова,

кандидат

педагогических

наук

и

А.А.Потапчук,

кандидат

медицинских

наук,

доцент

предложили

свои

разработки коррекции движений у дошкольников с проблемами речевого

развития.

Познакомившись

с

этой

методикой,

я

начала

применять

её

в

группах для детей с недоразвитием речи: в комплексах утренней гимнастики,

на

физкультурных

занятиях,

как

физкультминутки.

Данные

авторы

предложили

методику

занятий

с

фитболами

в

очень

интересных

и

разнообразных формах. Это: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-

сказки и т.д. В занятих на фитболах сочетаются физические упражнения,

музыка,сам фитбол. Когда дети проговаривают стихи в ритм движений или

пения, в такт

мелодии, это развивает ритмическое чувство, координацию,

речь,

равновесие,

осанку,

а

так

же

вызывает

у

ребят

чувство

радости

и

удовольствия.

В

основе

этой

методики

лежат

различные

свойства

мяча,

которые

мы

используем

для

оздоровительных,

коррекционных

и

дидактических целей. Это и размер данных мячей, и их яркий цвет, и особая

упругость.

Фитбол

имеет

форму

шара,

который

посылает

оптимальную

информацию

всем

анализаторам.

При

выполнении

упражнении

на

мяче

начинают работать двигательные, зрительные, тактильные и вестибулярные

анализаторы, что и приводит к усилению эффекта занятий. Эти мячи бывают

не

только

разного

размера,

но

и

разного

цвета,

а

различные

цвета,

по

разному,

воздействуют

на

физиологические

функции

ребёнка

и

на

его

психическое

состояние.

Учёные

выяснили,

что

тёплый

цвет

(красный,

оранжевый)

повышает активность, усиливает возбуждение центральной

нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Жёлтый

и зелёный цвет способствует проявлению выносливости.

Занятия на фитболах позволили нам реализовать принцип комплексного

коррекционного воздействия на детей с общим недоразвитием речи, и она

не имеет противопоказаний. Само использование данных мячей является

оздоровительным

фактором,

а

стихи

и

речёвки

коррекционной

направленности,

помогает

развивать

речь

данных

детей,

ритмичность,

интонационную выразительность. Это делает упражнение интересным для

дошкольников, а усвоение идет для них быстрее и успешнее. Мы так же ещё

заметили,

что

балансирующие

движения

на

мяче

и

проговариваемые

стихотворные

строчки,

положительно

влияют

на

состояние

вербальной

памяти

и

на

продуктивность

запоминания.

Стала

очень

заметна

и

эффективность сочетания дыхательной и звукоречевой гимнастики, пения и

музыки с данными свойствами мяча. Особенно важными для детей с общим

недоразвитием

речи

являются

приемы,

которые

приучают

дошкольника

выполнять

задание

в

заданном

ритме,

координируя

движения

и

речь.

Внутренний ритм таких детей часто ускорен или, наоборот замедлен. У них

так же изменен мышечный тонус, поэтому мы включаем для них упражнения

на активное расслабление и напряжение мышц. Это особенно необходимо в

сочетании со стихами, которые активизируют силу и артикуляцию их голоса,

что

так

же

является

необходимым

в

работе

с

детьми

с

речевыми

расстройствами. Такие игры на мячах ещё и очень интересны и доступны.

Интересный сюжет, игровая форма занятий стимулируют у детей потребность

в

общении,

развивают

моторику,

речевое

подражание,

интерес

к

происходящему, приносят массу положительных эмоций!

Проводя занятия на фитболах, я заметила, что у ребят улучшилась осанка,

настроение, внимание, повысилось желание заниматься физкультурой. Дети

стали более сильными, ловкими, выносливыми.

Опыт работы с фитбол-

мячами теперь позволяет мне рекомендовать их в качестве доступного и

высокоэффективного

средства

в

работе

с

дошкольниками

с

общим

недоразвитием

речи,

да

и

в

работе

с

обычно

развивающимися

детьми

данная методика принесет много пользы.

Литература:

3.Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровленииорганизма.-СП6.,2001

2.Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для

дошкольников.- СП6.: Речь, 2002

3.Потапчук А.А. Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. Учеб.-

метод. Пособие / Под ред.С.П. Евсеева/-СПб.,1999



В раздел образования