Напоминание

"Региональный компонент в образовательном процессе ДОУ"


Автор: Костюкевич Радмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ ЦО "Возрождение"
Населённый пункт: П. Куйтун, Иркутская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Региональный компонент в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Региональный компонент в образовательном процессе ДОУ»

Опыт работы

воспитателя ЦО

«Возрождение»

Костюкевич Р.В.

Федеральный государственный стандарт рассматривает

учет регионального компонента, как необходимое условие

вариативности дошкольного образования. Содержание и

объём регионального компонента определяются природно-

экологическим, географо - демографическим, этнически,

социально- экономическим и историко- культурным

своеобразием региона.

И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что

великая страна начинается с малой Родины – с того место,

где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю

своего села, интересуется, чем он живет сейчас и хочет

стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет

настоящим патриотом не только малой Родины, но и

большой, великой страны под названием – Россия.

Использование регионального компонента предполагает:

1.Ознакомление

дошкольников

с

родным

краем

в

ходе

реализации

образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного

перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к

менее близкому – культурно-историческим фактам.

3.

Деятельностный

подход

в

приобщении

детей

к

истории,

культуре,

природе родного края, когда дети сами выбирают деятельность, в которой

они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления

об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

5.Обобщение

опыта

педагогической

деятельности,

изуч ение

эффективности

инновационной

деятельности

и

ее

результатов

по

основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Программа «С чего начинается Родина»

Цель:

Создание условий для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества и формирования у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям

1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду,

друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой

родине на основе приобщения к родной природе, культуре и

традициям.

3. Формировать представлений о России как о родной стране, о

Москве как о столице России

4. Воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к

памятникам истории, культуры края, сохранение традиций.

5. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому

России средствами эстетического воспитания: музыка, продуктивная

деятельность, художественное слово.

Задачи:

Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по

следующим направлениям:

создание и обновление предметно-

пространственной среды;

инновационная или экспериментальная

работа;

формы сотрудничества с семьей;

преемственность в работе ДОУ и школы;

взаимодействие ДОУ с социумом

Формы и методы работы с детьми

целевые прогулки и экскурсии;

наблюдения;

рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным

наблюдением детей;

беседы с детьми;

игры;

использование художественной литературы, фольклора (народных игр,

хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);

проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «Масленица»,

«Посиделки», «Волшебство в Рождество» и др.

использование современных информационных технологий, мультимедиа

изданий, видеофильмов, презентаций;

разучивание с детьми современных песен и стихотворений;

приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому

пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в

космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День

защитника Отечества», «День Победы», «День посёлка» и т.д.)

Знакомство с природой родного края на

экскурсиях и прогулках

Воспитание умения эстетически воспринимать красоту окружающего

мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.

Формирование желания больше узнать о родной природе, стать ее

защитником.

Наши праздники и традиции

Большое место в приобщении дошкольников к культуре

родного края занимают народные праздники и традиции,

которые изучаются во время подготовки к календарно-

обрядовым праздникам: Рождество, Новый год,

Масленица, и др.

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного

учреждения и социума: библиотека, клуб, музей, школа, парикмахерская, другие

дошкольные образовательные учреждения, в рамках которых проходят

различные мероприятия

Организация эффективного взаимодействия дошкольного

образовательного учреждения и семьи

Наши выставки

Региональный компонент в организации

предметно-развивающей среды

В группе старшего дошкольного

возраста - уголки нравственно-

патриотического воспитания и

уголки регионального

содержания (образцы символики

края, альбомы: родословные

семей воспитанников, семейные

традиции, фото-пейзажи.

После знакомства с выставкой дети отражают свои

Впечатления в различных видах деятельности

Тематические выставки книг

Проект «Удивительный мир Байкала»

- растительный мир Прибайкалья

-животный мир Прибайкалья

-быт, традиции, культура народов Прибайкалья»

Изготовление лепбука « Удивительный мир Байкала»

Озеро Байкал

Презентации для детей

Байкальская нерпа

в тех водах

живёт,

А берег –

гнездовье для птицы,

Увидишь орланов

и чаек полёт.

Медведи

приходят кормиться.

В горах Прибайкалья

живёт кабарга - Олень,

самый маленький в мире,

Народы Прибайкалья

-

Эвенки

-

Тофалары

- Буряты

Знаменитые люди Куйтунского района

На Байкале воздух терпкий.

Дружим мы с байкальской нерпой.

Нерпа здесь давно живёт

И загадкою слывёт.

Альбина Викторовна Хомич —

спортсменка (тяжелая атлетика,

штанга), заслуженный мастер спорта,

многократная чемпионка Европы,

чемпионка мира в супертяжелом весе,

серебряный призер Игр доброй воли.

Знакомство с живописью художников Куйтунского района

Планируемые итоговые результаты освоения программы

по краеведению « С чего начинается Родна»:

дети имеют первичные представления о своей семье, родном крае

(ближайшем социуме), природе Иркутской области;

проявляют заботу о своей семье;

имеют первичные представления об истории родного края; о

людях, прославивших край;

могут рассказать о своем родном селе, назвать его;

знают государственную символику области;

знают представителей растительного и животного мира

Иркутской области;

Спасибо за внимание !



В раздел образования