Автор: Костюкевич Радмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ ЦО "Возрождение"
Населённый пункт: П. Куйтун, Иркутская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Региональный компонент в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Региональный компонент в образовательном процессе ДОУ»
Опыт работы
воспитателя ЦО
«Возрождение»
Костюкевич Р.В.
Федеральный государственный стандарт рассматривает
учет регионального компонента, как необходимое условие
вариативности дошкольного образования. Содержание и
объём регионального компонента определяются природно-
экологическим, географо - демографическим, этнически,
социально- экономическим и историко- культурным
своеобразием региона.
И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что
великая страна начинается с малой Родины – с того место,
где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю
своего села, интересуется, чем он живет сейчас и хочет
стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет
настоящим патриотом не только малой Родины, но и
большой, великой страны под названием – Россия.
Использование регионального компонента предполагает:
1.Ознакомление
дошкольников
с
родным
краем
в
ходе
реализации
образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного
перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к
менее близкому – культурно-историческим фактам.
3.
Деятельностный
подход
в
приобщении
детей
к
истории,
культуре,
природе родного края, когда дети сами выбирают деятельность, в которой
они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления
об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5.Обобщение
опыта
педагогической
деятельности,
изуч ение
эффективности
инновационной
деятельности
и
ее
результатов
по
основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Программа «С чего начинается Родина»
Цель:
Создание условий для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества и формирования у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям
1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду,
друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой
родине на основе приобщения к родной природе, культуре и
традициям.
3. Формировать представлений о России как о родной стране, о
Москве как о столице России
4. Воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к
памятникам истории, культуры края, сохранение традиций.
5. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому
России средствами эстетического воспитания: музыка, продуктивная
деятельность, художественное слово.
Задачи:
Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по
следующим направлениям:
создание и обновление предметно-
пространственной среды;
инновационная или экспериментальная
работа;
формы сотрудничества с семьей;
преемственность в работе ДОУ и школы;
взаимодействие ДОУ с социумом
Формы и методы работы с детьми
целевые прогулки и экскурсии;
наблюдения;
рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным
наблюдением детей;
беседы с детьми;
игры;
использование художественной литературы, фольклора (народных игр,
хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «Масленица»,
«Посиделки», «Волшебство в Рождество» и др.
использование современных информационных технологий, мультимедиа
изданий, видеофильмов, презентаций;
разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому
пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в
космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День
защитника Отечества», «День Победы», «День посёлка» и т.д.)
Знакомство с природой родного края на
экскурсиях и прогулках
Воспитание умения эстетически воспринимать красоту окружающего
мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.
Формирование желания больше узнать о родной природе, стать ее
защитником.
Наши праздники и традиции
Большое место в приобщении дошкольников к культуре
родного края занимают народные праздники и традиции,
которые изучаются во время подготовки к календарно-
обрядовым праздникам: Рождество, Новый год,
Масленица, и др.
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и социума: библиотека, клуб, музей, школа, парикмахерская, другие
дошкольные образовательные учреждения, в рамках которых проходят
различные мероприятия
Организация эффективного взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и семьи
Наши выставки
Региональный компонент в организации
предметно-развивающей среды
В группе старшего дошкольного
возраста - уголки нравственно-
патриотического воспитания и
уголки регионального
содержания (образцы символики
края, альбомы: родословные
семей воспитанников, семейные
традиции, фото-пейзажи.
После знакомства с выставкой дети отражают свои
Впечатления в различных видах деятельности
Тематические выставки книг
Проект «Удивительный мир Байкала»
- растительный мир Прибайкалья
-животный мир Прибайкалья
-быт, традиции, культура народов Прибайкалья»
Изготовление лепбука « Удивительный мир Байкала»
Озеро Байкал
Презентации для детей
Байкальская нерпа
в тех водах
живёт,
А берег –
гнездовье для птицы,
Увидишь орланов
и чаек полёт.
Медведи
приходят кормиться.
В горах Прибайкалья
живёт кабарга - Олень,
самый маленький в мире,
Народы Прибайкалья
-
Эвенки
-
Тофалары
- Буряты
Знаменитые люди Куйтунского района
На Байкале воздух терпкий.
Дружим мы с байкальской нерпой.
Нерпа здесь давно живёт
И загадкою слывёт.
Альбина Викторовна Хомич —
спортсменка (тяжелая атлетика,
штанга), заслуженный мастер спорта,
многократная чемпионка Европы,
чемпионка мира в супертяжелом весе,
серебряный призер Игр доброй воли.
Знакомство с живописью художников Куйтунского района
Планируемые итоговые результаты освоения программы
по краеведению « С чего начинается Родна»:
дети имеют первичные представления о своей семье, родном крае
(ближайшем социуме), природе Иркутской области;
проявляют заботу о своей семье;
имеют первичные представления об истории родного края; о
людях, прославивших край;
могут рассказать о своем родном селе, назвать его;
знают государственную символику области;
знают представителей растительного и животного мира
Иркутской области;
Спасибо за внимание !