Автор: Даудова Зарема Гаджимурзаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №26" Радость"
Населённый пункт: ХМАО. г. Нефтеюганск
Наименование материала: Проект
Тема: "Лекарственные растения"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения
города Нефтеюганска
« Детский сад № 26 «Радость»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
( познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Старшая группа №1
Воспитатель Даудова З.Г.
Место
проведения
исследования: территория
МАДОУ
«Детский
сад
№26«Радость».
Сроки выполнения проекта: 1 месяц
Актуальность.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений
в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание,
взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении
с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что
наша Земля не может существовать без растений, так как они не только
помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и
сохранять
их,
уметь
правильно
пользоваться
их
лечебными
свойствами.
Беседуя
с
детьми
на
тему
растений,
мы
увидели,
что
дети
имеют
недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения».
Поэтому
вместе
с
воспитанниками
и
их
родителями
был
разработан
экологический проект «Лекарственные растения».
Гипотеза:
Если
дошкольники
узнают,
как
могут
обыкновенные
растения
ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним
относиться.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных
растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и
сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
Уточнить и расширить знания детей о названиях
лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.
Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего
живого на планете, а также с художественной литературой для создания
целостного образа изучаемого объекта.
Развивающие
задачи:
Развивать
у
дошкольников
любознательность,
наблюдательность, речь,
а
также
умение
сравнивать
и
анализировать.
Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.
Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания
через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать коммуникативные навыки,
самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение
к природе.
Этапы осуществления проекта:
Организационный этап.
Реализация проекта.
Обобщающий этап.
Организационный этап.
1.
Подбор методической и художественной литературы.
2.
Наблюдение на участке детского сада.
3.
Создать
развивающую
среду:
подбор
картин,
дидактических
игр,
энциклопедий.
4.
Изготовление пособий.
5.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
6.
Разработка бесед, Развлечение.
7.
Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Познавательная
деятельность
1.
Беседа «Лекарственные растения ».
2.
Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
3.
Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
4.
Беседа «Друг или враг»
5.
Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
6.
Викторина «Знатоки лечебных трав»
7.
Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
8.
Занятие – сказка «Старый подорожник»
Продуктивная
деятельность
1.Рисование «Наш друг - подорожник»
2.Аппликация «Ромашковое поле»
3. Рисование «Чудо – растения»
Художественно –
речевая
деятельность
Чтение литературных произведений:
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А, Плешакова «Зеленые страницы»,
- А. Онегова «Тропинка полевая»,
А. Плешакова «Зеленые страницы»,
- Заучивание загадок и стихов о растениях
- Составление рассказов детей от имени растений
(перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-
крапива…»
Игровая
деятельность
Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки
корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения
часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека».
Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по
описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”.
Поисково –
исследовательская
деятельность
1.Составление рассказа «Путешествие семечки»
(схематическое изображение).
2.«На участке ищем полезные растения»
3.«Где лучше посадить растения?»
4. Составление схем «Что лечит растение»
Работа с родителями
1.
Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
2.
Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
3.
Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
4.
Оформление альбома из гербарий «Зеленая аптека»
5.
Посадка деревьев «Аллея Золотой рыбки»
6.
Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных
растений.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
1.
Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
2.
Выставка рисунков «Чудо – растения»
3.
Альбом из гербарий «Зеленая аптека»
4.
Памятки для родителей
5.
Дидактическая игра «Фитодоктор»
6.
Загадки о лекарственных растениях
7.
Развлечение с родителями и воспитанниками «Знатоки лечебных трав»
Результаты реализации проекта:
- Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим
здоровью человека.
- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о
природе.
-Сформировались знания о лекарственных растениях.
- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания
.
В ходе проекта мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и
должны бережно относиться к ней. Мы решили, что надо выращивать
лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить
вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои
богатства и радость общения.
Познавательно
-
развлекательного
мероприятия
с
родителями
на
тему
:
«
Знатоки
лечебных
трав
»
ЦЕЛЬ
:
1.
Взаимодействие
д
/
сада
с
родителями
.
2.
Закрепить
умение
детей
использовать
полученные
знания
,
способствовать
развитию
связной
речи
.
3.
Расширить
знания
родителей
и
детей
о
здоровом
образе
жизни
.
4.
Создать
положительный
эмоциональный
микроклимат
между
родителями
,
детьми
и
педагогами
.
5.
Воспитать
любовь
и
интерес
к
природе
Родного
края
.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
:
1.
Информация
для
родителей
«
Край
,
в
котором
я
живу
».
2.
Выставка
семейных
работ
«
Путешествие
в
страну
здоровья
».
3.
Оформление
лесной
полянки
. .
Ход
мероприятия
:
Воспитатель
:
Дорогие
друзья
,
взрослые
и
дети
!
Сегодня
мы
собрались
для
того
,
чтобы
еще
раз
поговорить
и
прославить
нашу
богатую
и
обильную
,
щедрую
и
благодатную
землю
,
на
которой
мы
живем
.
Скажите
,
как
называется
наш
округ
?
Город
?
Подскажите
,
чем
же
богат
наш
северный
край
? (
Ответы
,
как
детей
,
так
и
взрослых
).
Воспитатель
:
Молодцы
!
Но
сегодня
мы
подробнее
рассмотрим
такую
,
интересную
замечательную
тему
,
как
растения
нашего
края
и
не
просто
растения
,
а
лекарственные
.
Лекарственные
растения
и
травы
и
раньше
были
в
почете
,
а
сейчас
интерес
к
ним
возрос
в
связи
с
лекарственным
дефицитом
.
Человек
издавна
,
замечал
,
что
животные
среди
множества
растений
выбирают
только
те
,
которые
помогут
им
излечиться
.
Человек
начал
изучать
эти
растения
и
их
свойства
и
заносил
их
в
особую
книгу
.
Так
появились
знания
о
лечебных
растениях
,
которыми
мы
сейчас
пользуемся
.
Для
нашей
сегодняшней
встречи
мы
придумали
девиз
:
Дети
и
взрослые
: «
Все
горы
высокие
будут
исхожены
Все
тайны
природы
будут
открыты
!»
Воспитатель
:
Лес
,
как
сказачное
царство
Здесь
кругом
цветут
лекарства
Каждой
травке
,
в
каждой
ветке
,
И
микстура
и
таблетки
,
Ну
а
чем
и
как
лечить
,
Мы
вас
можем
научить
Нужно
только
не
лениться
Нужно
только
научиться
Находить
в
лесу
растения
Что
пригодны
для
леченья
.
И
так
встречаем
первого
героя
нашего
вечера
.
Воспитатель
:
Стоит
в
лесу
кудряшка
-
Белая
рубашка
В
середине
золото
Кто
она
такая
?(
Ромашка
).
Давным
,
давно
,
как
сорняк
,
я
попала
вместе
с
зерном
в
трюм
парохода
,
затем
поехала
по
железной
дороге
.
В
вагонах
были
щели
,
и
мои
мелкие
семена
расселись
вдоль
железного
полотна
.
Вскоре
насыпи
покрылись
мягкой
,
ароматной
травкой
.
Так
я
попала
в
Россию
.
(
Ребенок
)
на
голове
маска
Ромашки
Воспитатель
:
Милая
Ромашка
,
а
чем
же
ты
полезна
?
Ромашка
:
Если
случится
тебе
простудиться
,
Появится
кашель
,
Поднимется
жар
,
Придвинь
к
себе
кружку
,
В
которой
дымится
Слегка
горьковатый
Душистый
отвар
.
Воспитатель
:
А
сейчас
друзья
,
,
послушайте
,
мою
следующую
загадку
:
На
конце
его
сережки
На
земле
лежат
листочки
,
Нам
он
,
как
хороший
друг
,
Лечит
ранки
ног
и
рук
!
«
Подорожник
»
Воспитатель
.
Правильно
.
Существует
легенда
о
том
,
как
были
открыты
целебные
свойства
подорожника
.
Лежали
на
дороге
две
змеи
,
грелись
на
солнышке
.
Вдруг
из
-
за
поворота
выехала
телега
,
одна
змея
успела
уползти
,
а
другая
попала
под
колеса
.
Люди
остановились
и
увидели
,
как
та
змея
,
которая
уползла
,
принесла
раненой
змее
листок
подорожника
и
через
некоторое
время
они
обе
скрылись
в
лесной
чаще
.
Ребенок
Ты
найдёшь
его
всегда
Вдоль
дорожки
без
труда
.
Листья
крупные
растут
,
Подорожником
зовут
.
Воспитатель
:
На
наш
вечер
продолжают
приходить
гости
.
Ребенок
:
…….
хочет
рассказать
стихотворение
об
одном
замечательном
цветке
,
который
растет
в
нашем
северном
крае
:
Носит
одуванчик
Желтый
сарафанчик
Прорастет
нарядится
В
беленькое
платьице
Легкое
,
воздушное
Ветерку
послушное
!
В
_-
у
одуванчик
полезено
все
и
корень
,
и
стебель
,
и
листья
,
и
цветок
.
Может
лечить
как
желудок
,
печень
,
так
и
кишечник
.
Только
,
пожалуйста
,
помните
,
что
у
одуванчика
корешки
собирают
осенью
,
а
стебель
и
цветы
во
время
цветения
.
Из
его
молодых
побегов
можно
приготовить
очень
вкусный
и
полезный
салатик
.
Воспитатель
:
Кто
следующая
гостя
вы
узнаете
после
моего
описания
?
Девочка
:
Мои
ягоды
полезны
при
лечении
глаз
и
кишечника
.
Я
являюсь
ценным
пищевым
продуктом
.
Прошу
вас
всех
помнить
о
том
,
что
она
дает
зрение
слепым
людям
,
а
зрячим
счастье
и
радость
.
(
на
слайде
черника
)
Воспитетль
Послушайте
мою
загадку
:
Где
-
то
в
чаще
дремучей
За
оградой
колючей
У
заветного
местечка
Есть
волшебная
аптечка
Там
красные
таблетки
Развешены
на
ветке
.
Меня
зовут
царем
кустов
За
цвет
и
запах
моих
лепестков
.
Хоть
куст
мой
зеленый
Вас
ранить
готов
,
Но
я
помогу
всем
больным
И
тем
,
кто
здоров
! (
Шиповник
)
Воспитатель
:
Пейте
для
профилактики
шиповника
настой
.
Очень
вкусный
и
полезный
.
В
шиповнике
очень
много
содержится
витамина
«
С
» .
И
тогда
вы
не
будете
болеть
простудными
заболеваниями
.
Брусничка
:
Послушайте
внимательно
и
все
поймете
:
Листок
с
глянцем
Ягодки
с
румянцем
,
А
сами
кусточки
-
Не
выше
кочки
.
Воспитатель
:
Друзья
,
вы
догадались
,
кто
это
?
Да
,
конечно
,
это
«
Брусничка
».
А
как
же
он
помогат
людям
?
Брусничка
:
Жар
,
головные
боли
,
Плохой
аппетит
–
Выпей
отвар
брусничных
листьев
,
Мгновенно
забудешь
о
них
.
Черемуха
.
Я
знаю
,
что
в
нашем
северном
крае
растет
замечательное
деревце
–
Черемуха
!
Говорят
люди
,
что
давным
,
давно
жила
на
земле
красавица
,
они
ею
всегда
любовались
,
солнышко
золотило
ее
кудри
и
кожу
,
месяц
всегда
кланялся
ей
в
пояс
,
а
ветерок
ласкал
ее
нежные
веточки
.
И
хотела
эта
девица
остаться
всегда
молодой
.
Бог
услышал
ее
и
превратил
ее
в
дерево
черемуху
.
С
тех
пор
она
приносит
людям
большую
пользу
:
очень
хорошо
лечит
внутренние
органы
(
желудок
и
кишечник
),
а
какие
замечательные
и
вкусные
пирожки
с
черемухой
.
Просто
объеденье
!
Воспитатель
:
Наши
родители
вместе
со
своим
детьми
собрали
гербарии
.
И
они
нам
сейчас
расскажут
и
покажут
из
каких
растений
они
сделали
гербарии
.
Слова
благодарности
И
хотим
закончит
нашу
встречу
с
песней
Люблю
тебя
,
мой
край
родной
Люблю
тебя
.
мой
край
родной
,
О
,
как
мне
дорог
ты
,
О
,
как
мне
дорог
ты
.
Твоею
скромной
красотой
Полны
мои
мечты
.
Тенистый
сад
зовёт
меня
,
И
над
речной
волной
Шумит
камыш
густой
.
Здесь
юности
прошли
года
,
Здесь
мы
росли
с
тобой
.
/
повтор
1-
го
куплета
/
Твоею
скромной
красотой
Полны
мои
мечты
.