Автор: Хмельницкая Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №34
Населённый пункт: пгт. Краснобродский, Кемеровская область
Наименование материала: Технологическая карта внеурочного занятия
Тема: Хвойные деревья и их особенности
Раздел: начальное образование
МБОУ «СОШ № 34»
Учитель начальных классов: Хмельницкая Т.П.
Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе
Тема
Хвойные деревья и их особенности
Тип занятия
Открытие новых знаний
Цель
Дать представление о том, как размножаются хвойные деревья
Задачи
Обучающие:
- формировать представления о многообразии хвойных деревьев, умение различать их по их
составляющим частям (хвое, шишке, внешнем виде);
- Формировать знания о важности растения для всего живого на Земле, о бережном
отношении к ним;
Развивающие: создать условия для развития внимательности, умения сравнивать, обобщать и
делать выводы;
- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
Воспитывающие: создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей
среде;
- способствовать воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в паре
выслушивать и уважать мнения других, ответственности за результаты своего труда, чувства
взаимопомощи, поддержки;
Термины и понятия
Хвоя, шишка, семена-орешки, чешуйки, в пазухах, стратификация
Планируемые
результаты
Предметные:
- знать и уметь называть хвойные деревья, уметь различать их по внешним признакам;
- учить детей работать с текстом, ориентироваться по тексту;
- уметь высказывать свои мысли, формулировать правильную и грамотную речь;
Личностные:
- способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- способствовать развитию познавательного интереса к данной теме;
- владеть навыками совместной деятельности, соблюдая нормы поведения;
Метапредметные:
- понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;
- Взаимодействовать в паре при выполнении учебной задачи;
-формулировать выводы из изученного материала;
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Формы работы
Фронтальная, парами, индивидуальная
Образовательные
ресурсы
Компьютер, рисунки хвойных деревьев, ветки и шишки сосны, кедра, лиственницы, ели,
пихты. Земля, стаканчики, семена кедра
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный этап.
Цель: настроить на
положительные эмоции,
способствовать созданию
внутреннего комфорта.
Проводит энергодозирующую
разминку, мотивирует на урок,
побуждает к активной деятельности.
Настрой. Сегодня хороший день. Я
люблю свою школу. У меня все
получится.
Повторяют настрой.
Л: Выражать положительное
отношение к процессу познания,
проявлять внимание.
Р: Нацеливание на успешную
деятельность.
Коммуникативно-
регулятивные: волевая
саморегуляция.
2. Формулирование темы
урока. Постановка цели
урока.
Цель: суметь
проанализировать ситуацию
и назвать тему и цель урока.
- Посмотрите, сколько интересных
предметов у вас на столах и определите
тему занятия.
- Какую цель поставим перед собой?
- Сегодня будем говорить о шишках,
хвойных лесах.
- Узнать, как из семян вырастают
деревья.
Р: принимать и сохранять
учебную задачу; в сотрудничестве с
учителем ставить новые учебные
задачи.
К: уметь высказывать свое
мнение в доступной форме.
3. Первичное усвоение
новых знаний.
Цель: Организовать и
направить к восприятию
нового материала.
- На экскурсии вы рассмотрели
хвойные деревья, научились их
различать.
- Работа в парах. Выберите себе пару,
возьмитесь за руки. Задание: выберите
себе дерево, и к нему
- Выполняют задание.
- По договоренности отвечают на
вопросы.
- Дети читают стихотворение
«Праздник леса».
Л: Учебно-познавательный
интерес к новому учебному
материалу и способам решения
новой задачи.
К: уметь высказывать свое
мнение в доступной форме.
соответствующую веточку и шишку.
Прочитайте вопросы и подготовьте к
ним ответы.
- Как называется лес, в котором растут
одни кедры? Сосны? Ели? Пихты?
Лиственницы? (лиственничные или
листвяг).
- Лес для людей и всего живого имеет
большую ценность или не очень
- Прочитаем стихотворение С..Я.
Маршака «Праздник леса»
4.Изучение нового
материала.
Цель:
- Рассмотрим шишки и найдем семена.
- У сосновой шишки чешуйки, в
пазухах которых мелкие черненькие
семена.
- У лиственницы мелкие шишки и
семена мелкие.
- У еловой шишки …
- У кедровой крупной шишки
чешуйки, в пазухах которой семенные
чешуи с двумя семечками (орешками).
- Находят семена, описывают их,
помещают их в пакетики,
подписывают.
П: логический – анализ
объектов с целью выделения
признаков
К: умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении.
5. Физминутка.
Цель: снять и предупредить
физическую и
эмоциональную усталость
- Представьте, что вы деревья. Крепко
вросли корнями в землю. Вдруг подул
ветер, закачались деревья, замахали
ветками, ветер стих, деревья
успокоились, расслабились.
- Выполняют упражнение на
напряжение и расслабление.
К: Проявлять активность в
коллективной деятельности.
6. Практическое применение
знаний (этап закрепления).
Посадка семян кедра.
Цель: умение применять
ранее полученные знания в
самостоятельной
практической работе.
- Чтобы семена проросли, надо знать
секрет. Попробуем сами открыть его.
Кедровая шишка созревает 2 года.
Созрела в сентябре и что с ней
происходит? Зимует на холоде, а
весной прорастает. Называется это
стратификация. Можно в
холодильнике подержать семена?
-План работы: набираю в стаканчик
землю, уплотняю, пальчиком делаю
углубление, кладу орешек, засыпаю
- Дети выполняют практическую
часть, после посадки кедра, стаканчики
подписывают, помещают в контейнер.
П: логический анализ
объектов с целью выделения
признаков; решение проблемы,
построение
логической цепи
рассуждений.
Л: проявлять интерес к
новому учебному материалу.
Р: планирование,
прогнозирование.
землей, уплотняю, поливаю.
7. Итог урока.
Цель: проанализировать,
дать оценку успешности
достижения цели и наметить
перспективу на будущее.
-Над какой темой работали?
- Закончилась наша работа на этом?
- Давайте помечтаем и представим,
какой лес у нас вырастит?
- Чтение рассказа про лес. (играет
музыка леса).
- Изучали семена хвойных деревьев.
-Учились сажать хвойные деревья.
- Работа не закончилась. Надо
ухаживать за всходами.
К: высказывать и
аргументировать свое мнение.
Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
выделение и осознание того, что
уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и
уровня усвоения.
8. Рефлексия.
Цель: Осознание
обучающимися своей
учебной деятельности,
самооценка результатов
своей работы.
У детей на столах листики разного
цвета.
- Если у вас все получилось, то
выберите зеленый листик.
- Если у вас возникли затруднения, то
выберите желтый листик.
- Если вы считаете, что вам надо еще
потрудиться, не все было удачно, то
выберите оранжевой листик.
- Дети выбирают листик и
прикрепляют к дереву.
К: высказывать и
аргументировать свое мнение.
Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
выделение и осознание того, что
уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и
уровня усвоения.