Авторы: Гоцуцура Ирина Леонидовна, Мягкова Алла Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: начальной школы - детского сада "Созвездие"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район, город Видное
Наименование материала: "Выступление на педагогическом совете"
Тема: "Подвижные игры – важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей"
Раздел: дошкольное образование
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД «СОЗВЕЗДИЕ»
Выступление на педагогическом совете.
Обобщение опыта работы по теме:
«Подвижные игры – важнейшее средство в процессе
сохранения и укрепления здоровья детей»
Работа с детьми младшего возраста.
Составили:
воспитатели
Гоцуцура И. Л.,
Мягкова А. А.
г. Видное, 2017 г.
Уважаемые коллеги!
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным
играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как
основное
средство
и
метод
физического
воспитания.
Подвижные
игры
оказывают
оздоровительное
воздействие
на
организм
ребенка
–
он
упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье,
перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. При этом активизируются
дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою очередь, оказывает
плодотворное
влияние
на
психическую
деятельность.
Оздоровительный
эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
При подборе игры важное значение
имеют время г о д а
и
д а ж е
отрезок дня. Некоторые игры необходимо планировать на осенний или зимний
период, другие — на весенний или летний. В зимний период на участке
необходимо играть в самые простые игры с несложными движениями, чаще
всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Не безразлично, проводится ли
игра в начале дня, т. е. является как бы частью утренней гимнастики, или игра
подготавливается как занятие.
В
проце сс е
подвижной игры
воспитатели
с л е д я т
з а
выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это
очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства
детей,
или
слишком
возбужденное
их
состояние
являются
признаками
утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более
спокойную деятельность.
Основной задачей работы наших групп является укрепление здоровья,
охрана нервной системы, гармоничное физическое развитие, двигательная
активность и развитие движений.
Считаем
работу
в
этом
направлении
интересной,
перспективной,
дающей возможность направить свою деятельность на решение актуальных
задач обучения, воспитания, развития ребенка.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного
детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению
двигательного
опыта
малышей,
приобретению
новых
навыков
и
умений
способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой —
специально
организованные
мероприятия
по
физической
культуре,
направленные на решение задач
как
оздоровительного,
так
и
воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то
же время весьма существенное место в системе физического воспитания
дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во
всех возрастных группах.
Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий
доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных
действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными
движениями.
Для успешной реализации данного направления нами были поставлены
следующие цели и задачи:
1
Особое внимание уделять эмоциональному состоянию и развитию детей.
Создавать
эмоциональную
близость
между
взрослыми
и
детьми,
формировать
жизнерадостное
настроение,
прививать
любовь
и
привязанность
к
воспитателям,
няням
и
другому
персоналу,
к
сверстникам.
2
Обеспечить
гигиенический
уход,
четкое
выполнение
режима
дня.
Поддерживать спокойное поведение, предупреждать утомление
3
Осуществлять
индивидуальный
подход
с
учетом
возрастных
особенностей
4
Вызывать и поддерживать желание детей играть в подвижные игры с
простым содержанием, несложными движениями и правилами (бег в
одном
направлении,
движения
в
кругу),
постепенно
усложняя
их,
вводить более сложные правила, смену видов движений и выполнение
ролей (например, «Догони мяч», «Зайка беленький сидит» и др.).
5
Поддерживать и развивать игры, в которых совершенствуются основные
движения (ходьба, бег, бросание, прокатывание). Учить правильным
движениям.
6
Создавать в группе условия для этого: простор для движений и место для
отдыха, обеспечить детей пособиями и игрушками, стимулирующими
движения
7
Развивать и поощрять взаимодействия детей в игре, учить играть рядом,
не мешая друг другу, и вместе.
8
Учить пользоваться пособиями для развития движений. Следить за
осанкой. Регулировать двигательную активность детей. Своевременно
переключать на другие виды деятельности и отдых сидя. Следить за
чередованием подвижных и спокойных игр в помещении и на прогулке.
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
- сбор детей на игру
- создание интереса у воспитанников
- объяснение правил игры
- распределение ролей
- руководство ходом игры
- подведение итога.
Сбор детей на игру. Младших дошкольников можно собрать словами:
давайте поиграем, давайте покажем кукле Маше, как мы умеем играть…
Объяснение правил игры происходит с учетом возрастных и
психологических особенностей детей. Воспитатель должен изложить
содержание игры, ее правила, напомнить движения, распределить роли,
раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые
действия.
Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на
главную роль дети должны воспринимать как поощрение.
Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со
стороны. В младших группах, как правило, воспитатель участвует в игре.
Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия
растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет
детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение
на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку,
которая должна увеличиваться постепенно.
Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех,
кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто
нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в
игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и
занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать
всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более
сознательное отношение к выполнению правил игры.
По своим возрастным группам мы составили картотеку подвижных
игр. Она представлена в презентации.