Авторы: Гоцуцура Ирина Леонидовна, Мягкова Алла Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: начальной школы - детского сада "Созвездие"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район, город Видное
Наименование материала: Проектная деятельность в детском саду
Тема: "Вырастим витамины на грядке"
Раздел: дошкольное образование
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД «СОЗВЕЗДИЕ»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДЕТСКОМ САДУ
Тема: «Вырастим витамины на грядке»
В соответствии с ФГОС ДО.
(группа раннего возраста)
Разработали
воспитатели:
Мягкова А.А.,
Гоцуцура И.Л.
г. Видное 2016г.
0
Тип проекта: познавательно – исследовательский, здоровье
— сберегающий.
Включает в себя творческую, познавательную и практическую
деятельность.
Вид
проекта: групповой.
Участники
дети младшей
группы (2-3года), родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: долгосрочный. Составляет 3
месяца.
Актуальность
проекта: Данный
проект
предназначен
для
детей младшей группы ДОУ и ориентирован на изучение вопросов,
связанных
с
сохранением
здоровья
у
малышей.
Работа
над
проектом направлена на систематизировании и расширении знаний
детей об овощах; ознакомление с «витаминами», значении их для
здоровья
человека;
на
закрепление
знаний
о
правильном,
качественном
питании
и
бережном
отношением
к
своему
здоровью. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в
общей творческой работе.
Цель: Формировать
и
обобщать
знания
детей
об
овощах
через
разные
виды
деятельности.
Объяснить,
что
в
овощах
содержатся витамины, необходимые для нашего здоровья.
Показать
и рассказать детям об условиях, необходимых для роста и развития
растений (почва, влага, тепло и свет).
Задачи: Создать
условия
для
формирования
у
детей
познавательного
интереса.
Познакомить
детей
с
выращиванием
овощей в тепличных условия. Учить различать овощи по цвету,
форме, величине. Закреплять приобретенные знания. Развивать у
детей стремление отражать свои представления в продуктивной
деятельности
(рисование,
лепка,
загадки).
Расширить
кругозор,
развивать
наблюдательность,
любознательность,
связную
речь,
обогащать словарь детей. Воспитывать у детей желание участвовать
в трудовой деятельности (посадка рассады); воспитывать культуру
питания,
понимать,
что
за
каждым
овощем
скрывается
определенная польза.
Предполагаемый результат:
-Дети знают и называют овощи по внешнему виду, цвету,
форме.
-Дети понимают, что овощи растут в теплице на грядке.
-У детей сформированы представления о пользе овощей.
-Развитие
познавательно-исследовательских
и
творческих
способностей детей.
1
-Повышение
речевой
активности,
активизация
словаря
по
теме «Овощи»
-Проявить желание у детей есть овощи в любом виде.
-Привлечь родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
*Беседа с детьми по теме проекта.
*Обсуждение цели и задач, обоснование ,предсказание путей
реализации проекта со всеми участниками проекта .
*Подборка и изучение необходимой литературы.
*Подборка материалов и создание необходимых условий для
реализации проекта.
2 этап – основной (практический)
*Внедрение в воспитательно–образовательный процесс
инновационных и эффективных методов и приёмов по расширению
знаний о полезности для здоровья и происхождении овощей.
*Заготовка материалов для создания проекта (рассады, семян).
*Посев семян и посадка рассады.
*Полив, уход за растениями.
*Срыв первого урожая, беседа по картинке «Овощи».
*Выставка детских работ – рисунки, лепка «Что мы вырастим»
*Создание фотоальбома «Как мы потрудились»
*Разработка и накопление методических материалов, разработка
советов по теме проекта.
2
3 этап – заключительный
*Подведение итогов.
*Приложения
Беседа по картинке
Цель: формировать обобщённые представления об овощах. Овощи
– это части и плоды растений, которые выращиваются на грядке для
употребления в пищу.
Рассматривание иллюстраций «Овощи»
Рассматривание муляжа «Овощи». Знакомство с понятием овощи.
Обратить внимание на цвет, форму, размер.
Воспитатель приносит в группу поднос с овощами.
Спрашивает, что на подносе лежит и как это назвать одним словом?
(Овощи). Откуда пришли к нам овощи? Где они растут? (На
грядках). Кто выращивает овощи? Воспитатель уточняет: верно,
ребята, человек сажает в землю рассаду или семена овощей,
ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только
в конце лета осенью получает урожай овощей.
Овощи – это плоды растения, его часть. Скажите, ребята, все
ли овощи растут на поверхности земли? Есть овощи, которые
находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют
овощи – корнеплоды). Овощей очень много и все они разные.
Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети
рассматривают овощи и делают заключения о различии овощей по
форме, цвету, величине, какова наощупь поверхность. Для чего же
3
люди выращивают овощи? (Чтобы употреблять их в пищу). Все ли
овощи одинаковые на вкус? Значит овощи различаются по вкусу.
Послушай загадки и найди отгадки
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали.
(Морковь)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(Помидор)
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
(Лук)
4
Экскурсия в теплицу
Цель: дать детям представление о том, как растут овощи,
научить
узнавать
и
называть
помидоры,
огурцы,
лук,
редис,
морковь.
Ход
занятия:
воспитатель
показывает
детям
грядки,
предлагает
повторить
слова
«теплица»,
«грядки».
Обращая
внимание
детей
на
растущий
на
грядке
редис,
воспитатель
рассказывает:
- Редиску не видно, она растет в земле. Сейчас я потяну за
хвостик и вытащу редиску.
Дети
рассматривают
редиску,
отмечают,
что
все
овощи
грязные
и
их
надо
помыть.
Далее
дети
с
помощью
педагога
знакомятся
с
тем,
как
растут
помидоры
и
огурцы.
Если
есть
возможность, воспитатель показывает им зелёные и красные плоды.
Рассмотрев
с
детьми
все
овощи,
педагог
просит
детей
показать, где растут помидоры, огурцы, редис, салат.
Подвижная игра
Ц е л ь : Активизировать
детей,
способствовать
эмоциональной
разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать
моторику. Уделять особое внимание тексту, игровым словам и их
проговариванию, проводить логопедическую и лексическую работу.
«Огуречик»
В одном конце площадке – воспитатель «ловишка», в другом дети . Дети
приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку,
произносимую воспитателем:
Огуречик, огуречик ,
5
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.
Физминутка «Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения
топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем
вид, что солим капусту)
Мы
капусту
жмем,
жмем! (2
раза)
(энергично
сжимаем
и
разжимаем
кулачки)
Мы
морковку
трем,
трем! (2
раза)
(правую
ручку
сжимаем
в
кулачок
и
двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
Познание «Втаминки растут на грядке»
Игровая деятельность:
Д/игра «Лото-овощи»
Д/игра «Что можно приготовить из овощей?»
Создание альбома «Мой любимый овощ»
Пробуем овощи на вкус (в сыром или вареном виде)
Коммуникация
«Что растет на грядке?» (иллюстрации)
6
«Чудо-овощи» (муляжи)
Игровая деятельность:
Словесная игра « Какие овощи растут на грядках?»
Д/игра «Чудесный мешочек» (угадай овощи на ощупь)
Составление рассказа об овощах (совместно с детьми) с
фотографиями детей.
Экспериментальная деятельность и наблюдения:
Определение овощей по цвету, форме, величине.
Раскрашивание картинок « Овощи»
Лепка: « Помидор» и « Морковка для зайчат»
Выводы по результатам исследования:
Овощи выращивают на огороде. Растениям необходим свет,
плодородная почва, вода, тепло. Чтобы овощи выросли большими и
полезными, за ними нужен постоянный уход.
7
Приложение к проекту
1.Сценарий развлечения «В гостях у доктора Витаминкина».
Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с
чемоданчиком в руках.
Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Вы меня узнали? Кто я?
8
— Я доктор Витаминкин. И пришел я к вам не с пустыми руками, а
с витаминами. Не с теми витаминами, что продаются в аптеке, а с
теми, которые растут на грядках.
Достает из своей сумки овощи.
Витаминкин: Дети, посмотрите, что это за овощ? (Показывает
морковь). Она длинная и оранжевая, полезна для зрения.
— А посмотрите, что это за овощ? (Достает огурец). Он зеленый,
хрустящий.
Дети: Огурец
Витаминкин: правильно. Огурец помогает работать нашему
желудку, улучшает аппетит.
А что это за овощ? (достает капусту). Она нужна нам для роста, и
еще в капусте много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней
много листьев.
Достает следующий овощ (показывает помидор) и спрашивает у
детей, что это за овощ?
Дети: помидор.
Витаминкин: А какого он цвета? Ответы детей. Помидор важный
овощ, он улучшает работу сердца, защищает его от болезней.
Витаминкин: А у меня для ребят есть коробочка с сюрпризом.
Показывает коробочку с дырочками и предлагает детям понюхать
и угадать, какой овощ лежит в этой коробочке? (коробочка из под
киндер-сюрприза).
Дети нюхают и определяют по запаху овощ, который там
находится – лук!
Витаминкин: А где растут все овощи, о которых мы сегодня
говорили?
Дети: на грядке.
Витаминкин: А чего много содержится в этих полезных для
нашего здоровья овощах?
Дети: витаминов.
Витаминкин: Правильно. В овощах много витаминов. А что из
овощей можно приготовить?
Дети: супы, салаты … (ответы детей).
Дидактическая игра «Разложи овощи в корзины».
Витаминкин: Много мы капусты посолили. Молодцы ребята!
Ой, ребятки, посмотрите все овощи перемешались. Давайте
разложим их по цвету и форме.
В одну тарелку положим все овощи округлой формы (картофель,
помидор, лук, чеснок).
9
А в другую тарелочку положим овощи зеленого цвета (капуста,
огурец, кабачок, перец болгарский).
Витаминкин: молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что
овощи - полезные продукты!
Растут они…(где?)
Дети: на грядках.
Витаминкин: И чего в них (овощах) много?
Дети: витаминов.
Витаминкин: правильно, витаминов! Деткам их обязательно надо
кушать – тогда вы будете сильными и здоровыми, и никогда не
будете болеть!
Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали и выполняли
мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей
витаминами. Прощается с детьми и уходит.
Дидактическая игра «Кто быстрее соберет помидоры».
Воспитатель: Наши бабушки и мамы на зиму консервируют
огурцы и помидоры. Мы с вами уже закрывали в банки красные
помидоры. Но на моем огороде уродились разные помидоры:
красные, желтые, есть еще и зеленые (они покраснеют). Они все
перемешались в корзинке. Помогите ребята их разложить по
ящикам.
Инсценировка сказки «Репка».
Воспитатель:
Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее.
Всех с собой возьму я в сад
Будет радость для ребят!
Воспитатель спрашивает у детей: Какие овощи вы
знаете? (Ответы детей)
Молодцы. А я знаю одну семью, где вырастили очень большой
овощ. Хотите узнать какой? Тогда смотрите инсценировку сказки
«Репка».
10
Вот решил однажды дедка
Посадить большую репку.
Входит дед и репка (дед сажает репку и уходит, репка сидит на
корточках)
Ведущий: Выросла репка
Крупная да крепкая,
Круглая да гладкая,
Сочная да сладкая.
Ай да, репка на гряде!
Золотая, наливная
И большая — пребольшая, —
Не найти такой нигде!
Дед: (выходит, пытается тянуть репку)
Ну и репка, вот так репка,
Как в земле засела крепко!
Бабушка, скорей беги,
Тянуть репку помоги!
Выходит бабка:
Иду, иду! Вот так репка, ай — я — ай,
Как большущий каравай!
Ведущий: Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Дед: Нет, не можем мы сорвать,
Надо внучку нам позвать.
Бабка: Внучка, внученька беги,
Тянуть репку помоги!
Выходит внучка:
Вот так репка, ай — я — ай,
Как большущий каравай!
Ведущий: Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Бабка: Нет, не можем мы сорвать,
Надо Жучку нам позвать.
Внучка: Жучка, Жучка, к нам беги,
Тянуть репу помоги!
11
Выбегает Жучка:
Вот так репка, ай — я — ай,
Как большущий каравай!
Ведущий: Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Внучка: Нет, не можем мы сорвать,
Надо кошку нам позвать.
Жучка: Кошка, кошка, к нам беги,
Тянуть репку помоги!
Выходит Кошка:
Вот так репка, ай — я — ай,
Как большущий каравай!
Ведущий: Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Жучка: Нет, не можем мы сорвать,
Надо мышку нам позвать.
Кошка: Эй, мышонок, выходи,
Тянуть репку помоги!
Выбегает Мышка:
ПИ — пи — пи!
Ведущий: Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Постарались, как могли,
Репку вытянули!
Зеленеет огород,
Веселится народ,
В небе солнышко смеётся,
12
Нас плясать зовет!
Дидактическая игра «Овощное лото».
Цель: Активизировать словарный запас ребёнка. Расширять запас
имён существительных в активном словаре детей. Закреплять
обобщающие понятия.
Оборудование: Предметные картинки, карточки с такими же
картинками, карточки с пустыми окошками.
Описание игры: В игру могут играть от одного до пяти человек.
1 вариант: Ребёнку предлагается найти такие же картинки как на
карточке и назвать предметы.
2 вариант: Ребёнок находит все картинки и классифицирует.
Например: «Я собрал овощи» и т.д.
Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (овощи).
Цель – учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Воспитатель прячет все овощи в мешочек, а дети по очереди на
ощупь отгадывают и называют, что это за овощ.
Подвижная игра «Кабачок».
Дети идут по кругу, держась за руки, В середине круга сидит
ребенок — «кабачок» ( в маске)
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставим,
Танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
«Кабачок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который
становится «кабачком».
Литература
1.С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в
дошкольном детстве»
2. С.М.Мартынов « Овощи +фрукты +ягоды»= Здоровье.
3.О.С.Соломенникова « Формирование элементарных
экологических представлений».
13
4. Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»
14
15
16
17
18