Автор: Костюкевич Радмила Виктороана
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ ЦО "Возрождение"
Населённый пункт: П. Куйтун, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ
Раздел: дошкольное образование
«Реализация регионального компонента в образовательном процессе
ДОУ»
Федеральный государственный стандарт рассматривает учет регионального
компонента,
как
необходимое
условие
вариативности
дошкольного
образования. Содержание и объём регионального компонента определяются
природно-
экологическим,
географо
-
демографическим,
этнически,
социально- экономическим и историко- культурным своеобразием региона.
Необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой
Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю
своего
села,
интересуется,
чем
он
живет
сейчас
и
хочет
стать
частью
происходящих
в
нём
событий,
то
он
вырастет
настоящим
патриотом
не
только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Использование регионального компонента предполагает:
1.Ознакомление
дошкольников
с
родным
краем
в
ходе
реализации
образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного
перехода
от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к
менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе
родного края, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели
бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном
и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности
инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям
работы с детьми, педагогами, родителями.
Региональный
компонент
в
условиях
ДОУ
реализуется
по
следующим
направлениям:
*создание и обновление предметно-пространственной среды;
*инновационная или экспериментальная работа;
*формы сотрудничества с семьей;
*преемственность в работе ДОУ и школы;
* взаимодействие ДОУ с социумом
Знакомство с природой
родного края происходит на
экскурсиях и
прогулках.
У
детей
воспитываем
умение
эстетически
воспринимать
красоту
окружающего
мира,
относиться
к
природе
поэтически,
эмоционально,
бережно. Формируем
желание больше узнать о родной природе, стать ее
защитниками.
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края
занимают народные праздники и традиции, которые изучаются
во время
подготовки к календарно-обрядовым
праздникам: Рождество, Новый год,
Масленица, и др.
Региональный
компонент
должен
отражаться
в
организации
предметно-
развивающей среды. Так, в группе старшего дошкольного возраста имеются
уголки
нравственно-патриотического
воспитания
и
уголки
регионального
содержания
(образцы
символики
края,
альбомы:
родословные
семей
воспитанников, семейные традиции, фото-пейзажи природы своего края).
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное
наследие — памятники архитектуры,
декоративно-прикладного искусства,
художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные
игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать
свою принадлежность к своей «Малой Родине».
В
результате
осуществляется
духовно-нравственное
постижение
мира,
формируются ценные ориентации, пробуждается интерес к родному краю,
воспитывается любовь к Родине.