Напоминание

Первые шаги ребенка в познании окружающего мира или о сенсорном воспитании.


Автор: Хадиулина Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с№17 "Искорка"
Населённый пункт: Город Южноуральск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Первые шаги ребенка в познании окружающего мира или о сенсорном воспитании.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Первые шаги ребенка в познании окружающего мира или о

сенсорном воспитании.

Подготовила воспитатель 1 категории

Хадиулина Ирина Петровна

МДОУ д/с.

17 «Искорка»

г. Южноуральск

Аннотация: В статье показана возможность детей по усвоению сенсорных

способностей, которые должны развиваться благодаря взрослым.

Мир красок, звуков, запахов и других ощущений раскрывается перед

ребенком в своем бесконечном разнообразии. Глаз ребенка видит мельчайшие

оттенки цветов и форм. Различает оттенки человеческого голоса, музыки, пения

птиц. Сравнивая предметы, дети видят различия и сходства между ними.

Получая новые знания, ребенок не только узнает знакомые предметы, но и

выделяет незнакомые оттенки в новых, неизвестных вещах. Он может спросить:

« А какой это цвет?», «Как называется запах?», « Что это?». Ребенок не

только различает, но и хочет знать. Так, зная красный цвет как сигнал,

запрещающий переход через улицу, дети, как и взрослые, одинаково

реагируют, независимо от оттенка. Красным цветом дети называют карандаш,

флажок, ягоду. Словом «белый» бумагу, снег, двери.

Таким образом, с одной стороны дети выделяют признаки в предмете, а с

другой- объединяют сходные, однородные признаки в одну группу.

Только в повседневной практической деятельности, в играх, занятиях, дети

различают цвета и их оттенки.

Имеющаяся у новорожденного младенца возможность первичного

анализа, обеспеченная строением его сенсорного аппарата, превращается в

условиях систематического упражнения в сложнейшее умение видеть, слышать,

осязать качества предметов окружающей действительности.

Необходимым условием развития знаний о качестве предметов и явлений

является- слово. Слово обозначает признак (цвет, форма, величина, положение

в пространстве.) Ребенок выделяет формы предметов (круг- колесо, руль). Мяч

отличается от кубика- и это возможно когда ребенок владеет словом.

Дети понимают инструкцию: «Дай такой же», «Найди такой же». Вне речи такая

игра не существует. Маленький ребенок действует по образцу. А по мере того

как развивается речь, ребенок действует по предложению «Дай кубик», «Дай

пирамидку». Слово здесь заменяет зрительное восприятие.

Зная слово «чайник» ребенок 2х лет, взглянув на красный чайник, безошибочно

выберет красный среди других предметов. Кроме того, незнакомые названия,

не являются препятствием для правильного подбора предметов.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы точно воспринимать предметы,

их свойства и отношения (форма, цвет, величина, высота).

Воспитание- сложный процесс. Чтобы освоить сенсорные эталоны ребенок

должен быть готов к этому. Детям 2х лет не следует предъявлять прочное

усвоение эталонов. Достаточно постоянно организовывать такие действия с

предметами, которые бы вели к образованию представлений. Стремиться к

тому, чтобы цвет и форму ребенок запоминал. Необходимо сопоставлять

предметы по форме, величине, цвету, подбирать пары. Зрительно детям 2х лет

сложно это делать, поэтому они прикладывают, накладывают.

С 3х лет новый этап сенсорного воспитания. Дети начинают усваивать

сенсорные эталоны в области цвета (спектр), в области форм (геометрические

фигуры), в области величины- условные меры (самый большой, самый

маленький). Важно не только называть эталоны, а выполнять действия и

использовать их названия. Это: «Обведи контур», «Собери пирамидку»,

«Собери матрешек», «Чистый цвет или сложный», «Найди такой же по форме».

Важным фактором в планировании деятельности по сенсорному развитию

должна быть систематичность, последовательность, повторяемость, но при

повторном проведении игры, она не должна быть идентичной

первоначальному варианту, иначе простое копирование приведет к

механическому заучиванию, а у ребенка должно быть поступательное развитие

умственных способностей. Важно организовать игровое место для ребенка,

насыщать предметами, игрушками, играя с которыми он приобретает

сенсорный опыт.

Умелое, ненавязчивое руководство взрослого позволяет перейти ребенку от

примитивного манипулирования к практической деятельности. Пользоваться

надо краткой речевой инструкцией, лишними словами не отвлекать детей.

Разработанные мной дидактические упражнения объединены под общим

названием «

Сундучок фетровых фантазий» - это набор оригинальных и

полезных пособий и игр изготовленных мной из фетра. Оно включает в себя

следующие игры: «Чудо-сапожок», «Времена года», «Кто что ест?», «Большие-

маленькие», «Одень куклу», «Цветик-семицветик», «Строим дом», «Черепаха и

черепашата», «Божья коровка», различные искалочки и другие.

А так же несколько мягких фетровых книг: «Времена года», «Сорокины

уроки» , «Сказки», «Транспорт», «Нужные машины», «Космос», «Военная

техника»

Развивающие панно «Увельский район- частица Южного Урала» и «Край

родной, земля Уральская»

Эти игры- упражнения помогают накопить определенный опыт о свойствах

предметов (цвет, форма, величина, развитие мелкой моторики, речи) и

окружающем мире.



В раздел образования