Напоминание

"Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ"


Автор: Лазарева Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока

класс: 9

Тип

урока:

урок

комплексного

применения

знаний,

умений

и

навыков

учащихся

Тема: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ОГЭ )

ЦЕЛЬ

УРОКА:

подготовка

к

основному

государственному

экзамену

по

русскому

языку

(повторение

вопросов

различных

разделов

языкознания;

совершенствование

навыков

правописания;

обобщение

и

расширение

сведений

об

особенностях

текстов,

относящихся

к

публицистическому

стилю)

Задачи:

1.

Образовательные

1.

Продолжить работу с текстом.

2.

Отрабатывать

навыки

учащихся

по

написанию

сжатого

изложения.

3.

Готовить

к

выполнению

творческого

задания

по

написанию

сочинения - рассуждения.

2.

Развивающие:

1.

Развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

2.

Развитие

умения

логически

излагать

свои

мысли,

используя

литературный язык;

3.

Развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;

4.

Развитие умения слушания и распределения внимания во время

слушания;

3.

Воспитательные:

1.

Формирование

навыков

контроля

и

самоконтроля

путем

заполнения листа самооценки.

2.

Воспитание любви к русскому языку посредством литературного

текста.

Оборудование

урока:

мультимедийный

комплекс,

лист

самооценки

(на

каждого

учащегося),

презентация

хода

урока

с

тестовыми

заданиями,

аудиозапись текста, памятки «Способы сжатия текста».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя 3 мин.

Откройте тетради и запишите число. Кл. работа.

Грызя гранит науки неустанно,

Давая пищу здравую уму,

Опять очередное испытанье

Нам выдержать бы вопреки всему!

_ К какому испытанию мы готовимся на каждом уроке? (учащиеся с

помощью учителя формулируют тему урока). Комплексный анализ

текста. Подготовка к ОГЭ.

-

Какие

умения,

на

ваш

взгляд,

помогут

это

сделать?

(учащиеся

формулируют цель урока).

Конечно,

это

и умение написать сжатое изложение, и орфографическая и

пунктуационная

грамотность.

А

сформировать

все

эти

умения

помогает

комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Мы готовимся к

входной контрольной работе.

Свою работу на протяжении всего урока вы будете оценивать самостоятельно

и объективно! (листы самооценки).

2. Орфографическая разминка – 6 мин. Работа в парах сменного состава

(К1, К2, К3, К4). Какие орфограммы, необходимые на ОГЭ повторили? Поставили

отметку в листах.

3. «Выразительная разминка» - 5 мин. на карточках подписать средства

выразительности – обязательное задание ОГЭ. Устная проверка – оценка в листах.

4. Работа с текстом.

- Работать сегодня мы будем с текстом по Сухомлинскому.

3. Представление текста «Доброта».

-Я предлагаю вам прочитать текст – 3 мин и определить тему, стиль,

тип речи, идею.

(1) Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком

тебе

хочется

стать.

(2)

Сильным,

храбрым,

мужественным,

умным,

находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему

доброта

не

ставится

в

один

ряд

с

такими

доблестями,

как

мужество

и

храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна

душевная красота.

(6) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими

корнями в детство.(7) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их

никогда

не

воспитаешь,

потому

что

они

усваиваются

одновременно

с

познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность

жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. (8) Человечность,

доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и

печалях.

(9)Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие

человечности. (10) Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит

быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к

другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые

смелые поступки во имя добра. (11) Следование путем добра – путь самый

приемлемый и единственный для человека. (12)Он испытан, он верен, он

полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

4. Работа с текстом: комплексный анализ.

1)

Повторение теоретических сведений + написание сжато 7 мин.

– Докажите, что данный отрывок является текстом. (Текст – это сочетание

предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства

грамматической

связи

предложений

в

тексте

порядок

предложений;

порядок слов в предложениях; интонация.)

- Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём

говорится) (о воспитании человечности-добрых чувств)

- Определите идею. В какой микротеме звучит идея текста? (Следование

путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека).

_ Определите стиль и тип речи (публицистический, рассуждение)

- Итак, перед нами рассуждение о необходимости воспитания человечности,

доброты.

(Публицистический, во-первых, автор говорит о прекрасной человеческой

черте доброте, т.е, поднимает важную для нас проблему. Во-вторых, в тексте

ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в

том, что доброта раскрывается в умении чувствовать другого человека и

сопереживать ему)

2) Работа над приемами сжатого изложения (памятка)

- Вспомните известные вам приемы сжатия текста.

- Используя данные приемы, запишите сжато 1 абзац текста – 1 ряд и

т.д. 4 мин.

Проверка сжатых текстов.

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, какими они хотят

стать. Они называли многие ценные человеческие качества, но никто не говорил

о доброте. Неужели доброта не является такой же доблестью, как мужество

и храбрость? Без нее нет теплоты сердца, невозможна душевная красота.

- Какие приемы сжатия вы использовали?

5) Выполнение тестовых заданий ОГЭ

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) волнениях 2) рождается

3) переживания 4) растений

2. Замените словосочетание душевная красота,

построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите

получившееся словосочетание.

3.

Определите количество грамматических основ в предложении 12.

Ответ запишите цифрой.

4. Среди предложений 4-6 найдите сложноподчинённое предложение.

(6).

5. Среди предложений

1-3 найдите слово, написание которого

обусловлено правилом «В приставках на –з, -с перед глухим согласным

звуком пишется –с) - Бесстрашным

Взаимопроверка. Меняются

тетрадями.

Оценку

ученик

переносит

в

лист самооценки.

6) Самостоятельная работа

7) Итог урока (рефлексия).

Итак, возвращаясь к поставленным задачам и цели урока, делаем вывод.

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря

чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились

применять их на практике.

- Продолжили подготовку к итоговой аттестации.

- Какое умение понадобится вам не только на русском языке? (умение

сжимать текст, выделять главное).

6. Домашнее задание: (разноуровневое, на выбор учащегося)

1. Упр.

Или

2. Написать сочинение-рассуждение на тему «Я добрый человек?» В

качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в

реальных жизненных ситуациях. Не забывайте о смысловой цельности, речевой

связности и последовательности изложения. Объем сочинения по регламенту не

менее 70 слов.

(1) Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким

человеком

тебе

хочется

стать.

(2)

Сильным,

храбрым,

мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто

не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с

такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без

доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота.

(6) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить

своими корнями в детство.(7) Если добрые чувства не воспитаны в

детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются

одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из

которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного

мира и растений. (8) Человечность, доброта, доброжелательность

рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

(9)Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие

человечности. (10) Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам

стоит

быть

более

терпимыми,

внимательными

и

добрыми

по

отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому

миру

и

совершать

самые

смелые

поступки

во

имя

добра.

(11)

Следование

путем

добра

путь

самый

приемлемый

и

единственный для человека. (12)Он испытан, он верен, он полезен и

человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

(По В.А. Сухомлинскому)

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) волнениях 2) рождается

3) переживания 4) растений

2. Замените словосочетание душевная красота,

построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите

получившееся словосочетание.

3. Определите количество грамматических основ в предложении 12.

Ответ запишите цифрой.

4. Среди предложений 4-6 найдите сложноподчинённое предложение.

5. Среди предложений

1-3 найдите слово, написание которого

обусловлено

правилом «В приставках на –з, -с перед глухим согласным

звуком пишется –с)

Лист самооценки ученика(цы) 9 «Б» класса ______________________

Я знаю

отлично

(«5»)

Я знаю

хорошо

(«4»)

Я знаю

плохо

(«4»)

Я не знаю

(«2»)

1.Орфографическа

я разминка

2.«Выразительная»

разминка

3. Приемы сжатия

текста

4. Письменная

работа над

сжатием текста

5. Выполнение

тестовых заданий

6. Самостоятельная

работа

Лист самооценки ученика(цы) 9 «Б» класса ______________________

Я знаю

отлично

(«5»)

Я знаю

хорошо

(«4»)

Я знаю

плохо

(«4»)

Я не знаю

(«2»)

1.Орфографическа

я разминка

2.«Выразительная»

разминка

3. Приемы сжатия

текста

4. Письменная

работа над

сжатием текста

5. Выполнение

тестовых заданий

6. Самостоятельная

работа



В раздел образования