Автор: Лазарева Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ"
Раздел: среднее образование
Конспект урока
класс: 9
Тип
урока:
урок
комплексного
применения
знаний,
умений
и
навыков
учащихся
Тема: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ОГЭ )
ЦЕЛЬ
УРОКА:
подготовка
к
основному
государственному
экзамену
по
русскому
языку
(повторение
вопросов
различных
разделов
языкознания;
совершенствование
навыков
правописания;
обобщение
и
расширение
сведений
об
особенностях
текстов,
относящихся
к
публицистическому
стилю)
Задачи:
1.
Образовательные
1.
Продолжить работу с текстом.
2.
Отрабатывать
навыки
учащихся
по
написанию
сжатого
изложения.
3.
Готовить
к
выполнению
творческого
задания
по
написанию
сочинения - рассуждения.
2.
Развивающие:
1.
Развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
2.
Развитие
умения
логически
излагать
свои
мысли,
используя
литературный язык;
3.
Развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;
4.
Развитие умения слушания и распределения внимания во время
слушания;
3.
Воспитательные:
1.
Формирование
навыков
контроля
и
самоконтроля
путем
заполнения листа самооценки.
2.
Воспитание любви к русскому языку посредством литературного
текста.
Оборудование
урока:
мультимедийный
комплекс,
лист
самооценки
(на
каждого
учащегося),
презентация
хода
урока
с
тестовыми
заданиями,
аудиозапись текста, памятки «Способы сжатия текста».
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя 3 мин.
Откройте тетради и запишите число. Кл. работа.
Грызя гранит науки неустанно,
Давая пищу здравую уму,
Опять очередное испытанье
Нам выдержать бы вопреки всему!
_ К какому испытанию мы готовимся на каждом уроке? (учащиеся с
помощью учителя формулируют тему урока). Комплексный анализ
текста. Подготовка к ОГЭ.
-
Какие
умения,
на
ваш
взгляд,
помогут
это
сделать?
(учащиеся
формулируют цель урока).
Конечно,
это
и умение написать сжатое изложение, и орфографическая и
пунктуационная
грамотность.
А
сформировать
все
эти
умения
помогает
комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Мы готовимся к
входной контрольной работе.
Свою работу на протяжении всего урока вы будете оценивать самостоятельно
и объективно! (листы самооценки).
2. Орфографическая разминка – 6 мин. Работа в парах сменного состава
(К1, К2, К3, К4). Какие орфограммы, необходимые на ОГЭ повторили? Поставили
отметку в листах.
3. «Выразительная разминка» - 5 мин. на карточках подписать средства
выразительности – обязательное задание ОГЭ. Устная проверка – оценка в листах.
4. Работа с текстом.
- Работать сегодня мы будем с текстом по Сухомлинскому.
3. Представление текста «Доброта».
-Я предлагаю вам прочитать текст – 3 мин и определить тему, стиль,
тип речи, идею.
(1) Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком
тебе
хочется
стать.
(2)
Сильным,
храбрым,
мужественным,
умным,
находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему
доброта
не
ставится
в
один
ряд
с
такими
доблестями,
как
мужество
и
храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна
душевная красота.
(6) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими
корнями в детство.(7) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их
никогда
не
воспитаешь,
потому
что
они
усваиваются
одновременно
с
познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность
жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. (8) Человечность,
доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и
печалях.
(9)Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие
человечности. (10) Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит
быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к
другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые
смелые поступки во имя добра. (11) Следование путем добра – путь самый
приемлемый и единственный для человека. (12)Он испытан, он верен, он
полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
4. Работа с текстом: комплексный анализ.
1)
Повторение теоретических сведений + написание сжато 7 мин.
– Докажите, что данный отрывок является текстом. (Текст – это сочетание
предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства
грамматической
связи
предложений
в
тексте
–
порядок
предложений;
порядок слов в предложениях; интонация.)
- Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём
говорится) (о воспитании человечности-добрых чувств)
- Определите идею. В какой микротеме звучит идея текста? (Следование
путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека).
_ Определите стиль и тип речи (публицистический, рассуждение)
- Итак, перед нами рассуждение о необходимости воспитания человечности,
доброты.
(Публицистический, во-первых, автор говорит о прекрасной человеческой
черте доброте, т.е, поднимает важную для нас проблему. Во-вторых, в тексте
ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в
том, что доброта раскрывается в умении чувствовать другого человека и
сопереживать ему)
2) Работа над приемами сжатого изложения (памятка)
- Вспомните известные вам приемы сжатия текста.
- Используя данные приемы, запишите сжато 1 абзац текста – 1 ряд и
т.д. 4 мин.
Проверка сжатых текстов.
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, какими они хотят
стать. Они называли многие ценные человеческие качества, но никто не говорил
о доброте. Неужели доброта не является такой же доблестью, как мужество
и храбрость? Без нее нет теплоты сердца, невозможна душевная красота.
- Какие приемы сжатия вы использовали?
5) Выполнение тестовых заданий ОГЭ
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) волнениях 2) рождается
3) переживания 4) растений
2. Замените словосочетание душевная красота,
построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
3.
Определите количество грамматических основ в предложении 12.
Ответ запишите цифрой.
4. Среди предложений 4-6 найдите сложноподчинённое предложение.
(6).
5. Среди предложений
1-3 найдите слово, написание которого
обусловлено правилом «В приставках на –з, -с перед глухим согласным
звуком пишется –с) - Бесстрашным
Взаимопроверка. Меняются
тетрадями.
Оценку
ученик
переносит
в
лист самооценки.
6) Самостоятельная работа
7) Итог урока (рефлексия).
Итак, возвращаясь к поставленным задачам и цели урока, делаем вывод.
- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря
чему развивали свои языковые способности и навыки.
- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились
применять их на практике.
- Продолжили подготовку к итоговой аттестации.
- Какое умение понадобится вам не только на русском языке? (умение
сжимать текст, выделять главное).
6. Домашнее задание: (разноуровневое, на выбор учащегося)
1. Упр.
Или
2. Написать сочинение-рассуждение на тему «Я добрый человек?» В
качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в
реальных жизненных ситуациях. Не забывайте о смысловой цельности, речевой
связности и последовательности изложения. Объем сочинения по регламенту не
менее 70 слов.
(1) Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким
человеком
тебе
хочется
стать.
(2)
Сильным,
храбрым,
мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто
не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с
такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без
доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота.
(6) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить
своими корнями в детство.(7) Если добрые чувства не воспитаны в
детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются
одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из
которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного
мира и растений. (8) Человечность, доброта, доброжелательность
рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
(9)Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие
человечности. (10) Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам
стоит
быть
более
терпимыми,
внимательными
и
добрыми
по
отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому
миру
и
совершать
самые
смелые
поступки
во
имя
добра.
(11)
Следование
путем
добра
–
путь
самый
приемлемый
и
единственный для человека. (12)Он испытан, он верен, он полезен и
человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
(По В.А. Сухомлинскому)
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) волнениях 2) рождается
3) переживания 4) растений
2. Замените словосочетание душевная красота,
построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
3. Определите количество грамматических основ в предложении 12.
Ответ запишите цифрой.
4. Среди предложений 4-6 найдите сложноподчинённое предложение.
5. Среди предложений
1-3 найдите слово, написание которого
обусловлено
правилом «В приставках на –з, -с перед глухим согласным
звуком пишется –с)
Лист самооценки ученика(цы) 9 «Б» класса ______________________
Я знаю
отлично
(«5»)
Я знаю
хорошо
(«4»)
Я знаю
плохо
(«4»)
Я не знаю
(«2»)
1.Орфографическа
я разминка
2.«Выразительная»
разминка
3. Приемы сжатия
текста
4. Письменная
работа над
сжатием текста
5. Выполнение
тестовых заданий
6. Самостоятельная
работа
Лист самооценки ученика(цы) 9 «Б» класса ______________________
Я знаю
отлично
(«5»)
Я знаю
хорошо
(«4»)
Я знаю
плохо
(«4»)
Я не знаю
(«2»)
1.Орфографическа
я разминка
2.«Выразительная»
разминка
3. Приемы сжатия
текста
4. Письменная
работа над
сжатием текста
5. Выполнение
тестовых заданий
6. Самостоятельная
работа