Автор: Вавилова Людмила Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-д/с №39 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Альметьевск
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Агрессивность и типы семейного воспитания в неполных семьях
Раздел: дошкольное образование
В последнее время проблемы, связанные с семьей, приобретают все большую
актуальность
в
обществе.
Современная
семья
претерпела
серьезные
изменения:
уменьшился ее размер и количество детей, не столь велики стали старшего брата и сестры,
не безоговорочно влияние старшего поколения. Но самое главное то, что резко возросло
количество разводов – распадается почти каждый второй брак. А ведь развод – это сильное
потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей.
Гармоничное
развитие
личности
ребенка
возможно
при
наличии
здоровья,
определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Это
благополучие
всегда
связано
с
семьей.
«Семейное
и
общественное
воспитание
взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменить друг друга,
но в целом они не равнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание
более эмоционально по своему характеру, чем любое другое
воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая
ответные чувства детей к родителям и не только» (А.И.Захаров ).
Накапливающиеся в психологии факты не только подтверждают влияние развода
родителей
на
последующее
развитие
и
поведение
детей,
но
и
указывают,
что
это
воздействие может оказаться даже более значительным, чем смерть родителей.
Из
всего
выше
написанного,
следуют
выводы
о
том,
что
эта
проблема
еще
полностью не изучена и требует дальнейшего изучения. Поэтому я решила взять для
исследовательской работы именно эту проблему.
Цель работы выявить выраженность (или уровень) агрессии у детей дошкольного
возраста и его сопряженность с нарушениями семейного воспитания в полных и неполных
семьях.
Задачи:
1.
Изучить понятие агрессия, ее природу и теории ее возникновения.
2.
Рассмотреть виды семейного воспитания.
3.
Рассмотреть особенности неполных семей.
4.
Выявить
психологические
различия
агрессивности
у
детей
из
полных
и
неполных семей.
5.
Выявить взаимосвязь между показателями агрессивности и типами семейного
воспитания.
Объект исследования: дошкольники 6-7 лет из неполных семей.
Предмет
исследования:
особенности
агрессии
детей
дошкольного
возраста
в
условиях разных типов семейного воспитания в полных и неполных семьях.
Гипотезы:
1.Существует
сопряженность
между
нарушениями
семейного
воспитания
и
агрессией дошкольников.
2. Существуют различия в показателях агрессии у детей из неполных и полных
семей.
База исследования: в исследовании участвовали 50 дошкольников , а также их
родители, из которых 25 детей живут в неполных семьях.
Практическая значимость: данные моих исследований могут быть использованы в
дошкольных и школьных учреждениях при решении проблем семейного воспитания.
Из проделанной мною работы я пришла к таким выводам:
1.
Агрессивность
–
это
саморазрушение,
обращенное
во
вне
и
направленное
против замещающих объектов.
Она имеет качественную и количественную
характеристику.
Как
и
всякое
свойство,
она
имеет
различную
степень
выраженности, от почти полного отсутствия до его определенного развития.
Каждая
личность
должна
обладать
определенной
степенью
агрессивности.
Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное
развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать
конфликтной,
неспособной
на
сознательную
кооперацию.
Сама
по
себе
агрессивность
не
делает
субъекта
сознательно
опасным,
так
как,
с
одной
стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является
жесткой, а с другой- сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные
и
неодобряемые
формы.
В
житейском
сознании
агрессивность
является
синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное
поведение
«злонамеренностью»
не
обладает,
таковой
ее
делает
мотив
деятельности,
те
ценности,
ради
достижения
и
овладениям
которыми
активность
разворачивается.
Внешние
практические
действия
могут
быть
сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из
этого,
можно
разделить
агрессивные
проявления
на
два
основных
типа:
мотивационная агрессия, как самоценность и инструментальная агрессия, как
средство.
2.
Существует
множество
стилей
семейного
воспитания,
каждый
из
которых
воздействует на развитие личности ребенка по-разному. Воспитание по типу
«золушка»
развивает
у
детей
робость,
неуверенность;
воспитание
по
типу
«кумира семьи»-капризность, эгоизм; гипероопека -инфантилизм, пассивность;
гипоопека -агрессивность, недоверчивость; воспитание по типу «кронпринца»
низкая коммуникабельность, замкнутость.
3.
Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что этот
«невидимый»
по
причине
частого
отсутствия
в
доме,
«некомпетентный»
и
порой невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие
без отцов, нередко имеют пониженный уровень притязаний, у них, особенно у
мальчиков,
выше
уровень
тревожности,
чаще
невротические
симптомы.
Мальчики
из
материнских
семей
труднее
налаживают
контакты
со
сверстниками,
хуже
усваивают
мужские
половые
роли
и
соответствующий
стиль поведения. В нашей стране опыт одиноких отцов мал: суд обычно все же
оставляет ребенка с матерью. Даже в случае смерти опеку часто берут бабушки.
А вот в Англии такой опыт есть. Там среди семей с одним родителем 12%
-отцовских.
По
мнению
английских
социологов,
сравнивших
стиль
жизни
одиноких
отцов
и
одиноких
матерей,
у
них
много
общего:
ограничена
социальная жизнь, сужены рамки общения, трудно вступить в новый брак.
Однако
у
одиноких
матерей
и
одиноких
отцов
есть
свои
социально-
психологические
особенности.
Женщинам
обычно
труднее
добиться
послушания, особенно от мальчиков. Мужчинам не всегда удается наладить
эмоциональный контакт, особенно с девочками.
4.
Разница между показателями агрессивности детей из полных и неполных семей
оказалась незначительной.
5.
Проведя
работу
я
выявила
некоторые
связи:
связь
между
шкалой
РРЧ
и
коэффициентом активности; между шкалой У- и коэффициентом агрессивности;
между шкалой НРЧ и зависимостью; между шкалой ПЖК и зависимостью.
6.
В
ходе
проделанной
работы
гипотеза
подтвердилась:
семейное
воспитание
оказывает влияние на развитие у ребенка агрессивности.
В
работе
использовались:
тест
Руки,
методика
«Анализ
семейного
воспитания».