Напоминание

Агрессивность и типы семейного воспитания в неполных семьях


Автор: Вавилова Людмила Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-д/с №39 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Альметьевск
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Агрессивность и типы семейного воспитания в неполных семьях
Раздел: дошкольное образование





Назад




В последнее время проблемы, связанные с семьей, приобретают все большую

актуальность

в

обществе.

Современная

семья

претерпела

серьезные

изменения:

уменьшился ее размер и количество детей, не столь велики стали старшего брата и сестры,

не безоговорочно влияние старшего поколения. Но самое главное то, что резко возросло

количество разводов – распадается почти каждый второй брак. А ведь развод – это сильное

потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей.

Гармоничное

развитие

личности

ребенка

возможно

при

наличии

здоровья,

определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Это

благополучие

всегда

связано

с

семьей.

«Семейное

и

общественное

воспитание

взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменить друг друга,

но в целом они не равнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание

более эмоционально по своему характеру, чем любое другое

воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая

ответные чувства детей к родителям и не только» (А.И.Захаров ).

Накапливающиеся в психологии факты не только подтверждают влияние развода

родителей

на

последующее

развитие

и

поведение

детей,

но

и

указывают,

что

это

воздействие может оказаться даже более значительным, чем смерть родителей.

Из

всего

выше

написанного,

следуют

выводы

о

том,

что

эта

проблема

еще

полностью не изучена и требует дальнейшего изучения. Поэтому я решила взять для

исследовательской работы именно эту проблему.

Цель работы выявить выраженность (или уровень) агрессии у детей дошкольного

возраста и его сопряженность с нарушениями семейного воспитания в полных и неполных

семьях.

Задачи:

1.

Изучить понятие агрессия, ее природу и теории ее возникновения.

2.

Рассмотреть виды семейного воспитания.

3.

Рассмотреть особенности неполных семей.

4.

Выявить

психологические

различия

агрессивности

у

детей

из

полных

и

неполных семей.

5.

Выявить взаимосвязь между показателями агрессивности и типами семейного

воспитания.

Объект исследования: дошкольники 6-7 лет из неполных семей.

Предмет

исследования:

особенности

агрессии

детей

дошкольного

возраста

в

условиях разных типов семейного воспитания в полных и неполных семьях.

Гипотезы:

1.Существует

сопряженность

между

нарушениями

семейного

воспитания

и

агрессией дошкольников.

2. Существуют различия в показателях агрессии у детей из неполных и полных

семей.

База исследования: в исследовании участвовали 50 дошкольников , а также их

родители, из которых 25 детей живут в неполных семьях.

Практическая значимость: данные моих исследований могут быть использованы в

дошкольных и школьных учреждениях при решении проблем семейного воспитания.

Из проделанной мною работы я пришла к таким выводам:

1.

Агрессивность

это

саморазрушение,

обращенное

во

вне

и

направленное

против замещающих объектов.

Она имеет качественную и количественную

характеристику.

Как

и

всякое

свойство,

она

имеет

различную

степень

выраженности, от почти полного отсутствия до его определенного развития.

Каждая

личность

должна

обладать

определенной

степенью

агрессивности.

Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное

развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать

конфликтной,

неспособной

на

сознательную

кооперацию.

Сама

по

себе

агрессивность

не

делает

субъекта

сознательно

опасным,

так

как,

с

одной

стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является

жесткой, а с другой- сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные

и

неодобряемые

формы.

В

житейском

сознании

агрессивность

является

синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное

поведение

«злонамеренностью»

не

обладает,

таковой

ее

делает

мотив

деятельности,

те

ценности,

ради

достижения

и

овладениям

которыми

активность

разворачивается.

Внешние

практические

действия

могут

быть

сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из

этого,

можно

разделить

агрессивные

проявления

на

два

основных

типа:

мотивационная агрессия, как самоценность и инструментальная агрессия, как

средство.

2.

Существует

множество

стилей

семейного

воспитания,

каждый

из

которых

воздействует на развитие личности ребенка по-разному. Воспитание по типу

«золушка»

развивает

у

детей

робость,

неуверенность;

воспитание

по

типу

«кумира семьи»-капризность, эгоизм; гипероопека -инфантилизм, пассивность;

гипоопека -агрессивность, недоверчивость; воспитание по типу «кронпринца»

низкая коммуникабельность, замкнутость.

3.

Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что этот

«невидимый»

по

причине

частого

отсутствия

в

доме,

«некомпетентный»

и

порой невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие

без отцов, нередко имеют пониженный уровень притязаний, у них, особенно у

мальчиков,

выше

уровень

тревожности,

чаще

невротические

симптомы.

Мальчики

из

материнских

семей

труднее

налаживают

контакты

со

сверстниками,

хуже

усваивают

мужские

половые

роли

и

соответствующий

стиль поведения. В нашей стране опыт одиноких отцов мал: суд обычно все же

оставляет ребенка с матерью. Даже в случае смерти опеку часто берут бабушки.

А вот в Англии такой опыт есть. Там среди семей с одним родителем 12%

-отцовских.

По

мнению

английских

социологов,

сравнивших

стиль

жизни

одиноких

отцов

и

одиноких

матерей,

у

них

много

общего:

ограничена

социальная жизнь, сужены рамки общения, трудно вступить в новый брак.

Однако

у

одиноких

матерей

и

одиноких

отцов

есть

свои

социально-

психологические

особенности.

Женщинам

обычно

труднее

добиться

послушания, особенно от мальчиков. Мужчинам не всегда удается наладить

эмоциональный контакт, особенно с девочками.

4.

Разница между показателями агрессивности детей из полных и неполных семей

оказалась незначительной.

5.

Проведя

работу

я

выявила

некоторые

связи:

связь

между

шкалой

РРЧ

и

коэффициентом активности; между шкалой У- и коэффициентом агрессивности;

между шкалой НРЧ и зависимостью; между шкалой ПЖК и зависимостью.

6.

В

ходе

проделанной

работы

гипотеза

подтвердилась:

семейное

воспитание

оказывает влияние на развитие у ребенка агрессивности.

В

работе

использовались:

тест

Руки,

методика

«Анализ

семейного

воспитания».



В раздел образования