Автор: Абдуллова Галина Христофоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п.Тикси
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Моя Якутия
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Якутия – мой край родной!»
Выполнила: Абдуллова Г.Х. – воспитатель, ВКК
Тикси, 2017г.
Цель: дать представление о Якутии, её растительном и животном мире, познакомить с
городами и реками Якутии.
Задачи:
1.
Расширять представление детей о Якутии, её животном и растительном мире.
2.
Активизировать в речи детей слова используемые в беседе: россияне, тайга, название
рек и городов Якутии.
3.
Учить самостоятельно подбирать материал и узор для оформления якутского
сувенира.
4.
Воспитывать чувство любви к своей родине.
Материал и оборудование: проектор, слайды зимней тайги, реки Лены, слайды посёлка,
картинки для игры размер А-4. Шаблоны кукол из бархатной бумаги, тесьма, ножницы, клей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Якутии, деревьев якутской тайги,
животных Якутии. Знакомство с якутским орнаментом, изготовление шаблонов куколки-
якутянки.
Ход:
I
. Организационный момент
1. Слушание стихотворения.
Прилетишь и влюбишься в тайгу,
Ты полюбишь этот край суровый.
Здесь вас ждёт такая целина,
У которой нет конца и края.
Здесь вас ждёт прекрасная страна –
Милая Якутия родная!
- Ребята, о чём это стихотворение?
2. Мотивация.
Правильно, оно о нашей Якутии, которая огромна и прекрасна. И чтобы мы лучше могли с
ней познакомиться отправимся сегодня в путешествие.
Путешествие необычное, воображаемое – мы увидим нашу прекрасную Якутию с высоты
птичьего полёта. Ну, что же, приготовимся к полёту
II. Основная часть.
1.
Беседа по вопросам.
Вопросы к детям:
1.
Как называется наша Республика?
2.
А в какой стране она находится?
- Правильно, наша республика называется Якутия, а расположена она в России, и все мы с
вами россияне. (слайд)
3. Что вы видите перед собой сейчас?
4. Как называется наш лес? (тайга)
Ребята тайга – это сплошной, безбрежный лес, который тянется тысячи километров. Тайга –
дом для многих животных и птиц, тайга кормит, одевает и дарит тепло человеку.
- Какие деревья растут в тайге? (ель, сосна, кедр, лиственница, осина, рябина).
Молодцы, ребята – вот сколько много деревьев назвали, а сможете ли вы узнать эти деревья
на картинках.
2.Игра «Узнай и назови» (картинки деревьев).
Вот как хорошо вы справились с заданием, почти все деревья узнали и назвали правильно.
3.Показ слайдов
Но сейчас зима, все деревья укутаны снегом
«Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно».
Всю долгую зиму спит под снежным покровом наша тайга. А как вы думаете, все ли в тайге
спят?
Посмотрите на экран – вот перед вами белые, снежные поляны, на которых многое можно
прочесть.
Давайте почитаем, что написано на этих белых страницах, вот, сколько зверей расписалось в
ней.
Вот следы зайца – передние лапки маленькие, а задние большие, а вот следы лисицы – как
будто цепочка на снегу – видно за зайцем охотится. Вот мелкие узоры на снегу – это следы
куропатки и рябчика. А теперь перед нами круглый след как бы разделён на две половинки –
это лось прошёл, обламывая своими большими рогами ветки деревьев. А что это за снежный
бугор перед нами, над которым поднимается парок? Конечно, ребята, это медвежья берлога,
но мы не будем его будить, пусть мишка спит до весны.
4.Разгадывание загадок.
Ребята, а какие ещё животные живут в нашей тайге? ( росомаха, лось, соболь, ондатра и.т.)
1.
Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (волк)
2.
Летом серый – зимой белый (заяц)
3.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко, рога раскинув широко (олень)
4.
С веточки на веточку прыгает, резвится
Ловкая, проворная – а не птица (белка)
Ребята вы молодцы, много всего знаете, но нам пора
отдохнуть, давайте приземлимся и
сделаем зарядку.
Динамическая пауза «У оленя дом большой»
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежал,
В дверь к нему стучал.
Тук-тук-тук, олень, открой
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.
Рассказ воспитателя «Просторы Якутии».
Вот мы отдохнули и можем продолжить свой полёт над просторами нашей Якутии. (на
экране река Лена)
- Ребята, как называется главная река нашей республики? Правильно, это Лена.
«Лена – рекам родины царица,
Ни одна не может с ней сравниться.»
Река Лена самая длинная, широкая, красивая.
- А какие ещё реки вы знаете? (Алдан, Вилюй, Яна, Оленек, Колыма, Индигирка).
- Но самая главная наша река это Лена, она течёт через всю нашу республику до моря
Лаптевых.
6. Беседа по вопросам.
Наша республика – это не только тайга и реки, в ней много городов и посёлков, в которых
живут и работают прекрасные люди.
Скажите, как называется наш посёлок? ( п. Тикси) (слайд)
А как называется главный город нашей республики? Это Якутск – столица Якутии. (слайд)
А какие ещё города Якутии вы знаете? ( Ленск, Нерюнгри, Мирный, Алдан, Вилюйск,
Покровск, Нюрба, Томмот)
Ребята, а ещё в Якутии находится самое холодное место на земле, оно называется «полюс
холода» и располагается это место в Оймяконе – это далеко на севере нашей республики, и
живёт там наш якутский Дед Мороз и зовут его
Чис-Хан. Живёт он в холодной, ледяной пещере в глубине тайги. Давайте порадуем Чис-
Хана, сделаем ему в подарок сувенир – «якутяночку».
7. Игра «Водяной».
Но сначала мы с вами приземлимся и поиграем в якутскую игру «Водопой».
«Эй, зверюшки, все за мной
Поспешим на водопой.
Вот река – широка и глубока
Не достанешь до дна, а водица вкусна! Пейте!»
Ну, вот и отдохнули, подкрепили силы вкусной водичкой, пора продолжить работу.
8. Изготовление поделки «Куколки-якутяночки».
Посмотрите на экран – какие красивые поделки мы видим. Куколки – якутянки в красивых
национальных костюмах.
У вас на столах лежат готовые фигурки девочек вырезанных из бархатной бумаги, а также
кусочки тесьмы, бумаги.
Я предлагаю вам украсить её по своему желанию и мы отправим их в подарок Чис-Хану.
Рассмотрите внимательно кукол на экране и начинайте работать.
Самостоятельная работа детей.
Рефлекция.
Ребята, вы славно потрудились, у вас получились прекрасные «якутяночки», мы обязательно
отправим их в посылке якутскому Деду Морозу.
- Ребята, а вам наше путешествие понравилось?
- Что вам понравилось больше всего?