Напоминание

Тема гражданского мужества в лирике А.А.Ахматовой


Автор: Дегтярева Елена Витальевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7 "Эдельвейс"
Населённый пункт: г.Находка
Наименование материала: конспект урока
Тема: Тема гражданского мужества в лирике А.А.Ахматовой
Раздел: среднее образование





Назад




Тема гражданского мужества в поэзии Ахматовой.

Она была поэтом

Форма урока – литературное кафе.

Оборудование – портрет Ахматовой, освещённый пламенем свечи; раскрытая книга её

стихов; буклеты, тексты.

Цель – способствовать повышению мотивации учения, формированию познавательного

интереса учащихся и целостной научной картины мира.

Эти цели обусловливают совокупность следующих задач:

Образовательные – продолжить работу по формированию умения литературного анализа

текста, выразительного чтения наизусть;

Развивающие

способствовать

развитию

речи,

формированию

интеллектуального

умения учащихся: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать умозаключения.

Воспитательные - Расширить кругозор и способствовать формированию разносторонне

развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок.

Тема гражданского мужества в поэзии Ахматовой.

Она была поэтом

Учитель:

Анна

Андреевна

Ахматова.

Это

слово

обладает

необъяснимой

загадочной

силой, она очаровывала и продолжает очаровывать нас, читателей.

Какова цель нашего урока?

Познакомиться с гражданской позицией Ахматовой;

Понять основные особенности поэтического мира;

Проанализировать произведения, в которых звучит тема гражданского мужества.

Поэтому прежде чем начать урок, запишите домашнюю работу.

Написать творческую работу по творчеству А.А.Ахматовой (темы предложены заранее).

Обратиться к темам.

Стихотворение

А.А.Ахматовой

«Мне

ни

к

чему

одические

рати…».

(Восприятие,

истолкование, оценка).

«Не с теми я, кто бросил землю…» (Патриотическая тема в лирике А.А.Ахматовой).

«Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой

истории» (И.Бродский).

«Поэзия Ахматовой – лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего

современника сложной и величественной эпохи» (А.Т.Твардовский).

Поэт и родина в лирике А.А.Ахматовой.

«Я научилась просто, мудро жить…» (Философские мотивы лирики А.А.Ахматовой).

Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А.Ахматовой «Реквием».

Как разворачивается трагическая тема в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»?

Тема материнского страдания в поэме А.А.Ахматовой «Реквием».

«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое

богатство русского романа 19 века» (О.Мандельштам).

Тема гражданского мужества в лирике А.А.Ахматовой.

Учитель: урок поможет вам в выполнении домашнего задания.

В ходе уроков делайте для себя записи, которые необходимы вам.

Ход урока: в зал входят околитературные сплетники с папками в руках. Их беседа идёт в

быстром темпе под музыку Прокофьева (начало 7 симфонии).

- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей.

- Правильно, они давно исписались.

- Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.

- Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.

- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших

воинах не написала.

- Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы

невпроворот, а она про любовь…

- Правильно, правильно. Ахматова, что – то фамилия знакомая…

- Какая – то странная фамилия.

- Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия

прабабки Анны Андреевны, татарки.

Да кто ж такая Ахматова?

Слайд – шоу.

Родилась 11 июня 1889 года под Одессой.

Отец – отставной инженер-механик.

Годовалым ребёнком была перевезена на север – в Царское село. Там прожила 16 лет.

Каждое дето проводила под Севастополем и там подружилась с морем.

Читать училась по азбуке Льва Толстого.

Первое стихотворение написала, когда было 11 лет.

Училась в Царскосельском женской гимназии. Сначала плохо, потом лучше, но всегда

неохотно.

В 1905 году родители расстались, и мама с детьми уехала на юг, жили в Евпатории.

Дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому селу и

писала великое множество беспомощных стихов.

Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории.

Последний класс проходила в Киеве, в фундуклеевской гимназии, которую окончила в

1907 году.

Поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.

Пока изучала историю права и латынь была довольна; когда же пошли чисто юридические

предметы, к курсам охладела.

Учитель:

-

Уже

простое

перечисление

событий

из

её

автобиографии

показывает,

насколько

активны и насыщены были её дни.

- Время шло. Революция.

- Ахматова не приняла революцию.

Почему?

-

конечно,

декадентские

настроения

сказались…(утрата

надежд,

идеалов,

бессмысленность существования).

Ахматова не приняла революцию, но чётко определяет – эмиграция для неё невозможна.

А.Блок отмечал: «Ахматова права. Это недостойная роль. Убежать от русской революции –

позор».

Учитель: Мы знаем, что она не уехала из страны, и написала стихотворение, посвящённое

данной теме. Какое?

На фоне музыки Шуберт « Ave Maria» читаем стихотворение «Не с теми я, кто бросил

землю…»

Учитель:

подумайте,

что

Ахматова

хотела

сказать

своим

стихотворением?

(Анализ

стихотворения).

Вывод: стихотворение подчёркивает факт глубокой осознанности и осмысленности

сделанного

ею

выбора.

Мысль

выражена

предельно

чётко

и

выпукло.

В

последних

двух

строчках заключена самооценка ахматовского поколения людей, оставшихся в России.

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

Окололитературные сплетники:

К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Её возглавил

Георгий Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилёв, Ахматова вначале были с ним, а потом создали

свой «Цех поэтов», своё поэтическое течение – акмеизм.

- Да что вы всё: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?

На фоне музыки Бетховена (соната «Патетическая) читаем стихотворение «Многим» («Я

– голос ваш, жар вашего дыханья»).

Слайд – шоу Ахматова.

Забытой? Никогда…

Окололитературные сплетники.

- Большая радость: узнали!

Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.

-

Неправда.

У

Ахматовой

есть

стихотворения,

в

которых

звучит

тема

гражданского

мужества.

Учитель: какие «Клятва», «Мужество», «Птицы смерти в зените стоят», «Щели в саду

вырыты». Читаем стихотворения на фоне музыки Бетховена «Лунная соната». Восприятие,

истолкование,

оценка

стихотворений.

В

ЫВОД

.

Сороковые годы прошлого века для Ахматовой – пора наиболее тяжёлых испытаний:

но

и

время

поэтического

взлёта.

Она

всё

преодолела

и

восславила

свободу

в

самый

жестокий век.

В стихотворениях раскрывается богатство души поэта.

- Что можно сказать о жизни Ахматовой в военные годы?

(Использование статьи «Коротко о Себе»).

Отечественная война 1941 года застала Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже

во время блокады вылетела на самолёте в Москву.

До мая 1944 года жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте, как и

другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам.

В Ташкенте впервые узнала, что такое палящий жар, древесная тень и звук воды.

А ещё узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте много и тяжело болела.

В

мае

1944

года

прилетела

в

весеннюю

Москву,

уже

полную

радостных

надежд

и

ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.

Учитель.

- прослушайте, пожалуйста, песню А.Розенбаума «Дорога длиною в жизнь».

- подумайте, почему именно сейчас я включаю эту песню, зачем?

Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Николая

Гумилёва.

Он

был

обвинён

в

причастности

к

контрреволюционному

заговору

и

расстрелян.

У Анны Андреевны остался сын Лев.

Да

его

могла

постичь

участь

отца,

но

он,

пройдя

ад

сталинских

лагерей,

всё-таки

выжил.

Голос.

Лёгкие летят недели,

Что случилось, не пойму,

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоём кресте высоком

И о смерти говорят.

Как – то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы

передать

сыну

тёплые

вещи

и

продукты.

Какая

то

женщина

с

синими

губами

спросила её: «Говорят, Вы стихи пишете? А вот об этом Вы могли бы написать?»

- Да, я знаю, Ахматова ответила, что могла бы.

Семнадцать месяцев кричу…

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек

И долго ль казни ждать.

- Откуда эти строки?

Из – за столика, который стоит рядом с портретом Ахматовой, поднимается девушка.

«Реквием» долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах,

полных

страдания,

прозвучал

измученный,

но

требовательный

материнский

голос,

необходимо было всё мужество поэтессы.

Трагическая исповедь, лирическое

заклинание, горестный вопль обретают эпический

характер. «Посвящение», написано о судьбе матери, у которой отняли сына.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных марусь.

Учитель.

Горе

матери

беспредельно.

И

гнев

матери

беспределен.

Но

трагедия

развёртывается в Истории, и оттого остаётся Надежда, ибо преступления влекут за собою

неминуемое

Возмездие.

Ни сына страшные глаза –

Окаменелое

страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдалённый лёгкий звук –

Слова последних утешений.

Это призыв к нам, ныне живущим и грядущим, чтобы помнили.

- однажды английский корреспондент спросил: «О, госпожа Ахматова. Думаете ли

ВЫ, что после революции люди стали счастливее?

- она ответила: «Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо ещё

кого

нибудь

спросить.

Но

одно

знаю.

У

нас

люди

научились

теперь

гораздо

больше

помогать друг другу, чем прежде.

Сплетники.

- да что вы всё кричите Ахматова, Ахматова.

- Ерунда, ничего особенного.

- стих неплохой, но мысли, мысли маловато.

- Это всё для слезливых.

- Да кем она вообще была – то, Ахматова?

Слайд – шоу (Цитаты, критика (подобраны учащимися заранее).

ОНА БЫЛА ПОЭТОМ.

Музыка « Аve Maria». Поэма «Реквием». Эпилог (2).

Ахматова всегда была «там, где мой народ, к несчастью был». И мы должны быть

вечно благодарны звезде первой величины, что она, к счастью, была, есть и будет со своим

народом.

Урок

подошёл

к

завершению,

и

я

хочу

услышать,

что

вы

поняли.

Кто

хочет

высказаться?

Спасибо за работу.

Оценки

Презентация

Анализ

Наизусть

За подготовку материала сплетников

Музыкальное

оформление

Проект буклетов

Визитки

Рекламный

буклет

Подготовка

критического

материала

Слайды о войне.

Выводы.

Ахматова говорит о том, что с ней происходило.

Увидели,

как

проявляет

себя

гражданская

позиция

поэтессы

(патриотизм,

отказ

от

эмиграции).

Осуждение

кровопролитий,

насилия.

Неприятие

революционных

преобразований.

Увидели,

что

гражданский

долг

поэтессы

заключается

в

том,

чтобы

стать

голосом

трагической

эпохи.

Она говорит от имени народа, а не от себя.



В раздел образования