Автор: Закаблукина Анна Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 42 "Красная шапочка"
Населённый пункт: г. Туапсе
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей детей посредством народного фольклора
Раздел: дошкольное образование
Тема статьи: Развитие творческих способностей детей посредствам
народного фольклора
Автор:
Музыкальный руководитель Закаблукина Анна Ивановна
МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе
Основные задачи развития творческих способностей
у детей
старшего дошкольного возраста
1.Формирование
у
детей
у
детей
творческих
способностей
посредствам народного фольклора:
- в восприятии народной музыки,
- в пении,
- в музыкально-ритмических движениях,
- в процессе чтения, рассказывания, заучивания произведений устного
народного творчества,
- в театрализовано – игровой деятельности.
2.Обучение пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
3.Воспитание
интереса
к
народному
фольклору,
развитию
чувства
понимания,
области
чувственного
восприятия
народных
фольклорных
произведений.
4.Формирования у детей умений и навыков практического владения
народными ладами: мажорный (светлый, радостный), минорный (грустный,
нежный, спокойный).
5.Развитие
адекватной
оценочной
деятельностью,
направленной
на
анализ собственного поведения и поведения людей посредствам народного
фольклора,
6.Повышение
уровня
самоконтроля
в
отношении
проявления
своего
эмоционального состояния в ходе общения, музыкальной, художественно-
речевой и театрализованной деятельности.
7.Выработка у детей положительных черт характера, способствующих
лучшему
взаимопониманию
в
процессе
художественно-речевой
и
музыкальной деятельности.
8.Развитие
творче ских
спо собно стей
и
использование
в
самостоятельной художественно-речевой и музыкальной деятельности и в
процессе театральной и коммуникативной деятельности образцов народного
творчества.
9.Развитие
активности,
самостоятельности,
организаторских
способностей
ребенка
в
процессе
музыкальной
и
театрализованной
деятельности.
Основные методы и приемы развития творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста посредствам народного
фольклора
1. Восприятие народной музыки.
2. Пение.
3. Музыкально-ритмические движения (хороводы, танцы, игры).
4. Художественно-речевая деятельность.
5. Театрально-игровая деятельность (праздники, развлечения, конкурсы,
театр и т.д.)
8.Упражнения
подражательно-исполнительского
и
творческого
характера с использованием средств народного творчества.
9. Свободное и тематическое рисование.
10.Чтение художественных произведений. Рассказы педагога и рассказы
детей. Беседы.
11. Рассматривание художественных произведений.
12. Русские народные игры и развлечения.
Перспективный план работы по развитию творческих способностей
детей экспериментальной группы посредствам народного фольклора и
народного творчества
Основные
Содержание работы
Сроки
направления
педагогической
работы
Восприятие народного фольклора
Песни без
аккомпанемента
- Кукушка, муз. Аренского
- Котик и козлик, Муз. Ц. Кюи.
- Дядя, муз. Брамса.
- Солнышко.
- Летел голубь.
- Поутру ранешенько.
- Как за речкою.
Песни с
аккомпанементом
- Петушок, муз. Гречанинова.
- Зайчик, муз. Лядова
- Сорока, муз. Лядова
- Колыбельная, муз. Лядова.
- Мороз, Муз. Лядова.
Песни с
аккомпанементом
- Забавная, муз. Лядова.
- Таусеньки, муз. Лядова.
Катенька веселая, муз.
Балакирева.
- Как по лугу по лужку, муз.
Балакирева.
- Просеяли девки лен, муз.
Балакирева.
- Во поле березка стояла, Н.
Римский – Корсаков.
- Я на камушке сижу, Н.
Римский – Корсаков.
- Пойду луку полоть.
- Зайчик.
- Ой, Иван, муз. Лядова.
Музыкально-ритмические движения
Танцы
- Со вьюном хожу.
- Балалайки и платочки.
- Как по лугу по лужочку, -
Круговая пляска.
- Бубенчики.
-Пойду ль я, выйду ль я,
- Земелюшка – чернозем
Хороводы
- Заинька, попляши,
- Я по садику ходила,
- Как во поле, поле.
- Сидит дрема,
- В сыром бору тропина,
- Маки, маковочки
Игры с пением
Колпачок (паучок).
- Заинька.
- Капустка.
- Костромушка.
- Призыв весны.
- Расскажи, мотылек,
- Белка, муз.
- Уж, я колышки тешу.
- Идет коза рогатая.
- Во саду ли, во огороде.
- Дождик
Театрально-игровая деятельность
Праздники
- Троицын день (Праздник
русской березки).
- День рождения леса.
- Купальские забавы (игротека
на воде).
Чудеса – кудеса
Развлечения
- Лялин день (майская сказка).
- Висляткин ключ. Театр
больших кукол
Свободное и
тематическое
рисование
Рисование на тему песни: «Во
поле береза стояла».
«Мальчик (девочка) в русском
народном костюме».
«Богатыри».
Русские узоры
Чтение русских
народных
художественных
произведений
- Чтение русских народных
сказок: «Лиса и рак», «Царевна
– Лягушка», «Лиса и козел»,
«Василиса Прекрасная»,
«Колосок», «Как лиса училась
летать», «Зимовье» и т.д.
- Знакомство с фольклорным
русским народным
творчеством (заклички,
приговорки, былички,
пословицы, поговорки,
загадки, потешки).
Рассматривание и
беседы по
произведениям
художественного
В.Ванецова («Богатыри»,
«Витязь на распутье»,
«Гусляры»), М.Авилова
(«Поединок Пересвета с
искусства
Челубеем») и другие.
Русские народные
игры и развлечения
- Перетягивание каната.
- Золотые ворота.
- Ручеек.
- Чижик.
- Классики.
- Столбы.
- Салочки – колесо.
- Салочки в два круга.
Перспективный
план
учитывает
культурологическую
концепцию
личностно – ориентированного образования детей старшего дошкольного
возраста, то есть этот план учитывает естественное вхождение ребенка в
социальную жизнь – через культуру.
При
планировании
учитывалось
важность
развития
таких
художественно-творческих
способностей
у
детей,
как убеждения,
мировоззрения, стремления, интересы, желания, адекватность восприятия
детьми данного вида деятельности, связь народного фольклора с другими
видами деятельности детей, важность овладения народным творчеством в
театральной и игровой деятельности.