Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
Автор: Вашкевич Ольга Евгеньевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 99" Населённый пункт: город Курск, Курская область Наименование материала: статья Тема: Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы музыкального руководителя Вашкевич О.Е.
«Развитие и воспитание дошкольников посредством
музыкального фольклора»
Работа по музыкальному воспитанию в нашем детском саду
я веду
по
программе «Ладушки» под редакцией И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Программу «Ладушки» отличает тесная связь с фольклором. Как показывает
практика,
особая
значимость
в
развитии
и
воспитании
детей
дошкольного
возраста принадлежит
именно фольклору. Он знакомит детей с богатством и
многообразием
русской
народной
культуры,
приобщает
их
к
истокам
национального
самосознания.
Сила
фольклора
в
его
яркости,
духовности,
народности.
В процессе различных видов музыкальной деятельности (музыкально-
ритмические движения, слушание музыки, пение, игры, пляски, игра на детских
музыкальных
инструментах)
дети узнают много нового о русском народном
искусстве: музыке, песнях, танцах и это положительно отражается на детях.
Ведь ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.
Поэтому,
я
включила
в
музыкальные
занятия
потешки ,
прибаутки,
скороговорки ,
загадки, считалки, заклички, дразнилки, а также расширила
репертуар русских народных песен, хороводов , народных игр . Свою работу по
музыкальному
воспитанию
дошкольников
планирую
так,
чтобы
на
музыкальных занятиях, в повседневной жизни и в праздничные дни звучал
фольклор.
Одним из главных элементов устного народного творчества является
ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти - в
труде, в праздники и в быту. Интонационные достоинства русских народных
песен позволяют использовать их как в старшем возрасте, так и в младшем. Эти
песни способствуют развитию певческих навыков, они очень эффективны в
качестве распевания. Дети быстро запоминают и с удовольствием поют русские
народные песни «Ладушки», «Петушок», «Василек», «Сорока» и др.
Основу музыкального репертуара у дошкольников составляют: колыбельные
песни,
пестушки,
потешки,
прибаутки
несложные
по
мелодическому
и
ритмическому
строю,
терцовые,
секундовые,
квартовые
интонации,
которые
являются
первоосновой
музыкального
интонирования.
Мелодия
такой
песни
легко
запоминается
и
воспроизводится,
позволяет
сопровождать
песню
танцевальными
движениями.
Кроме
того,
народную
колыбельную
песню
ребёнок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь
тем самым в систему социальных ролей.
Интересно отметить, что русская народная песня обладает огромной
художественно-воспитательной
ценностью:
формирует
художественный
вкус
ребёнка,
обогащает
речь
типично
народными
выражениями,
эпитетами,
поэтическими
оборотами
(зимушка-зима,
травушка-муравушка,
рассыплюся
яблонькой, Ванечка-дружок). И хотя многие слова, встречающиеся в песнях, не
знакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, грать), они проявляют
живой
интерес
к
содержанию
и
быстро
запоминают
текст.
С
большим
удовольствием дети поют песни «Как у бабушки козёл», «Во кузнице», «Лапти»,
«Ну-ка, как Ваня-утёночек», «Частушки» и другие. Эти песни хороши ещё и тем,
что
их
можно
инсценировать
и
использовать
на
праздниках,
развлечениях,
досугах.
На музыкальных занятиях я знакомлю детей и с движениями русской
народной пляски. Это хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом,
ковырялочка,
присядка
и
полуприсядка.
После
усвоения
детьми
данных
движений,
их можно
использовать
в
плясках,
например, «Кадриль»,
«Матрёшки», «Сударушка», в русских народных хороводах.
Кроме песен и плясок, я разучиваю с детьми игры с пением, хороводы
и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми.
Яркий образ, динамичность вызывают у них желание двигаться. Эти игры и
потешки дети переносят в свободные игры. Так можно инсценировать потешки,
«Шёл
козёл
по
лесу»,
«Бабка-ёжка,
костяная
ножка»,
«Барашеньки-
крутороженьки» и т.д. В играх часто пользуются игровые зачины, т.е. водящего
выбирают по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки
дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.
В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры,
игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку.
Народные музыкальные игры формируют черты личности ребенка, влияют
на
его
поведение,
воспитывают
в
малыше
чувство
дружбы,
развивают
его
умственные
и
творческие
способности.
Игра
приносит
ребенку
радость
и
является неотъемлемой частью его деятельности.
Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность.
Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко
запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и
слуха, воспитывают любовь к русской музыки.
По моим многолетним наблюдениям, детям особенно нравится играть на
детских
музыкальных
инструментах.
В
нашем
детском
саду
есть
все
необходимые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки, бубны,
колокольчики,
бубенцы,
свистульки,
погремушки),
которые
используются
на
музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях.
При игре на детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство
ритма,
музыкальный
слух,
внимание.
Дети
учатся
владению
некоторыми
навыками
игры
на
них,
различным
спо собам
з ву ко и з в л еч е н и я .
В репертуаре оркестра детских народных инструментов я использую
мелодии русских народных песен, таких как «Ах, вы сени», «Коробейники», «Во
кузнице», «Лапти», «Полянка», «Русский наигрыш», «Ах, ты береза», «Во саду
ли, в огороде» и др.
В нашем саду есть аудиозаписи народной музыки, звучание народного
оркестра.
Таким
образом, на музыкальных занятиях детям я даю понятия:
«народная
музыка»,
«оркестр
народных
инструментов».
В
интересной
и
доступной форме
знакомлю детей с русскими народными инструментами,
используя наглядные пособия.
На занятиях я рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали
сочинять давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения
в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни,
сказки,
поэтому
их
называют
народными.
Старшим
дошкольникам
называю
имена русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-
Корсаков, объясняю, что эти композиторы использовали народные мелодии в
своем творчестве.
Мною был сделан анализ использования музыкального фольклора в разных
возрастных группах.
С
детьми
3-4
лет
в
непосредственно
образовательной
деятельности
по
музыкальному воспитанию:
Разучиваю
русские
народные
песни,
потешки,
прибаутки
«Петушок»,
«Баиньки,
баиньки»,
«Ладушки»,
«Котя,
котенька,
коток»,
«Сорока-сорока»,
«Заинька».
При разучивании плясок, хороводов, игр использую русские народные мелодии:
«Барыня», «Польду ль я, выйду ль я», «Попляшем», «Сапожки», «Ах, вы сени»,
«Как у наших у ворот», «Плясовая»., «Из под дуба».
С
детьми
4-5-
лет
в
непосредственно
образовательной
деятельности
по
музыкальному воспитанию:
Разучиваю
русские
народные
песни,
потешки,
прибаутки
«Андрей-
воробей»«Чики-чики-чикалочки», «Зайчик, ты, зайчик», «Кто у нас хороший»,
«Три синички», «Дождик», «Две тетри», «Заинька», «Котя».
При разучивании плясок, хороводов, игр использую русские народные мелодии:
«Полянка», «Как пошли наши подружки», «Ах ты, береза», «Как под яблоней».
«Пляска
с
платочками»,
игра
«Петушок»,
игра
«Колпачок»,
игра
«Ищи
игрушку», игра «У медведя во бору», игра «Заинька», игра «Волки и гуси», игра
«Петушок».
С
детьми
5-6
лет
в
непосредственно
образовательной
деятельности
по
музыкальному воспитанию:
Разучиваю русские народные песни, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки
«Сел комарик под кусточек», «Лиса», «По деревьям скок-скок», «Солнышко не
прячься», «Дождик, дождик пуще», «Федорок с вершок», «Весна, весна», «Жил
был у бабушки серенький козлик», «Летела кукушка», «Бай качи, качи, качи»,
«Шел козел по лесу», «Сею-сею снежок», «Землюшка-чернозем».
При разучивании плясок, хороводов, игр использую русские народные мелодии:
«Белолица
круглолица»,
«Ой,
хмель,
мой
хмель»,
«Топотушки»,
«Как
под
яблоней», «Светит месяц».
Игра «Займи место», игра «Вот попался к нам в
кружок», игра «Горелки», игра «Каравай».
С
детьми
6-8
лет
в
непосредственно
образовательной
деятельности
по
музыкальному воспитанию:
Разучиваю русские народные песни, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки,
считалки:
«Кукушка»,
«Дуй,
дуй
ветерок»,
«Солнышко,
выгляни»,
«Радуга-
дуга», «Под горою у реки», «Ерема-Ерема», «Раз, два-голова», «Грачи-киричи»,
«Лиса по лесу ходила», «Жавороночки», «На горе-то калина», «Как на тоненький
ледок», «Как у наших у ворот», «Где был, Иванушка?»
При разучивании плясок, хороводов, игр использую русские народные мелодии:
«Я на горку шла», «Подгорка», «Ах, улица широкая», «Выйду ль я на речку»,
«Ой, утушка луговая». Игра «Жмурка», игра «Заря-заряница», игра «Чей кружок
быстрее соберется», игра «Ловушка», игра «Ворон», игра «Грачи летят».
Таким
образом,
использование
фольклора
в
детской
музыкальной
деятельности благотворно влияет на дошкольников. Дети становятся активнее,
эмоциональнее,
расширяются
их
представления
об
окружающей
действительности, обогащается
их
словарный
запас,
повышается
интерес
к
музыке.
Народная
музыка
вызывает
интерес
детей,
приносит
им
радость,
создает хорошее настроение, снижает чувство беспокойства, тревоги.
Дети с удовольствием поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их
становятся раскованнее, более выразительнее, а это значит, что расширяется их
кругозор, развивается музыкальная память, слух, чувство ритма.
Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и
любимыми
ими,
способствуют
пробуждению
любви
к
родной
природе,
национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
В результате, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я
воспитываю
в
них
чувство
патриотизма
и
национальной
гордости
.