Напоминание

"Методика вывода автомобиля из неуправляемого заноса и сноса"


Авторы: Подкопаев Владимир Николаевич, Коротких Александр Васильевич
Должность: мастера производственного обучения
Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методика вывода автомобиля из неуправляемого заноса и сноса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методика вывода автомобиля из неуправляемого заноса и сноса

Подкопаев В.Н., Коротких А.В.,

мастера производственного обучения

Заносы на трассе, далеко не редкое явление.

Занос автомобиля, который часто происходит зимой, на обледенелой дороге,

способен

привести

к

трагическим

последствиям.

Что

такое

занос

и

как

действовать водителю в таких случаях?

Занос задних колес автомобиля может происходить на дороге с любым

покрытием: мокрым, сухим, асфальтобетонным, грунтовым — для заноса

препятствий

нет.

Наличие

или

отсутствие

поворота

не

является

провоцирующей составляющей, занос может произойти и при движении по

прямолинейной траектории. Причинами такого заноса бывают:

1.

различное давление воздуха в шинах (колеса накачаны неодинаково — на

одной оси колеса с различным давлением);

2.

неравномерное распределение груза в багажнике, на крыше автомобиля

или

в

прицепе,

что

нарушает

аэродинамические

характеристики

автомобиля;

3.

износ протектора шин;

4.

слишком быстрое включение сцепления;

5.

попадание под колеса камней, щебня, мерзлых кусков грунта;

6.

резкое торможение и чрезмерно высокая скорость на скользкой дороге;

7.

слишком большая скорость на поворотах;

8.

резкие манипуляции рулевым колесом;

9.

высокая скорость на неровной дороге;

10.неравномерное торможение колес;

11.разрыв шины.

Занос

может

быть

чрезвычайно

опасен.

Если

при

заносе

колесо

автомобиля во время бокового скольжения упрется в бордюрный камень или

неровности обочины, автомобиль может опрокинуться даже при небольшой

скорости движения.

Для

выравнивания

автомобиля

во

время

заноса,

нужно

быстро

повернуть рулевое колесо в сторону заноса, при этом угол поворота должен

быть небольшим, чтобы избежать заноса в противоположную сторону или

раскачивания автомобиля. Пользоваться во время заноса рабочей тормозной

системой

нельзя,

так

как

заблокируются

колеса

и

автомобиль

потеряет

управляемость.

Торможение

двигателем

тоже

может

усилить

занос

отключенное сцепление при переключении передач приводит к блокировке

колес.

Снос

передних

колес

автомобиля

происходит

по

следующим

причинам:

1.

из-за

неоправданно

высокой

скорости

при

поворотах

на

скользкой,

мокрой и грязной дороге (где низок коэффициент сцепления колес с

дорожным покрытием);

2.

за счет низкого коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием на

песчаных, щебеночных, старых, выезженных асфальтобетонных дорогах.

При

небольшом

уменьшении

подачи

топлива

сцепление

колес

с

дорожным покрытием восстанавливается. Можно использовать торможение

стояночным тормозом (быстро включить и выключить), при этом произойдет

блокировка задних колес автомобиля и, когда они уйдут в занос, автомобиль

развернется в нужном направлении.

Для вывода автомобиля из заноса и сноса рекомендуется выполнение

следующих действий:

-

Если

амплитуда

заноса

невелика,

то

для

выхода

из

него

достаточно

руления двумя руками без перехватов с основным усилием тянущей руки.

-

В глубоком заносе автомобиль стабилизируется резким рулением двумя

руками на угол около 60°, а затем доворотом рулевого колеса до 120°

одной рукой.

-

Чтобы вывести из заноса переднеприводный автомобиль, можно быстро

нажать и отпустить педаль сцепления, а затем резко прибавить газ.

-

На переднеприводном автомобиле после сброса газа и поворота рулевого

колеса в сторону заноса для возвращения управляемости нужно быстро

повернуть руль назад и прибавить газ. Если же доворачивать рулевое

колесо переднеприводного автомобиля до упора в критической ситуации,

то управляемость ухудшится.

-

Если предстоит скользящий боковой удар передним колесом о небольшое

препятствие (рельс, камень и т. п.) на автомобиле с передним приводом и

реечным рулевым механизмом, то следует застопорить руль — развести

локти

в

стороны,

упереться

ладонями

в

рулевое

колесо

и

плотно

обхватить его пальцами.

Каждый водитель должен уметь управлять заносом, так как заносы не

являются редкостью на скользких дорогах при недостаточном коэффициенте

сцепления колес с дорожным покрытием. Если водитель не отрабатывал

выход из заноса на площадке, то в реальных дорожных условиях, попав в

ситуацию

с

заносом,

он

теряется

и

чаще

всего

бросает

управление

автомобилем (продолжая при этом давить на педаль тормоза — рефлекторное

действие в критической ситуации) или производит хаотические манипуляции

в

надежде,

что

хотя

бы

одна

из

них

окажется

верной

и

выведет

из

критической

ситуации.

Результатом

таких

действий

является

ДТП,

как

правило, с тяжелыми последствиями.

Чтобы

тренироваться

в

управлении

заносом,

следует

научиться

не

только

противодействовать

заносу,

но

и

искусственно

вызывать

его.

Это

умение

потребуется

для

других

приемов

управления

автомобилем

в

критической ситуации (например, при торможении сносом колес).

Вызвать занос на ледяной площадке можно с помощью торможения

двигателем перед поворотом под углом 90 или 60°.

В начальной стадии поворота рулевого колеса нужно резко увеличить

подачу

топлива

и

добиться

заноса

задних

колес.

Ликвидируется

занос

поворотом рулевого колеса в сторону заноса и одновременным снижением

оборотов.

После

того

как

управляемость

автомобиля

восстановлена,

а

прямолинейный участок пути пройден, следует повторить упражнение на

другом повороте — и так до уверенного освоения входа в занос и выхода из

него.

Снос передних колес можно вызвать в начале прохождения поворота,

если повернуть рулевое колесо на угол более 180° и резко нажать педаль газа.

При этом автомобиль теряет управляемость и начинает скользить вперед с

повернутыми колесами — эффект сноса. Для прекращения сноса нужно

сбросить

газ

и

уменьшить

угол

поворота

колес.

После

стабилизации

автомобиля

на

выходе

из

поворота

нужно

вновь

разогнаться

на

прямом

участке и выполнить те же действия, только с поворотом рулевого колеса в

другую сторону — и так до сотни раз на тренировке. Навык закрепляется при

тренировках

в

режимах

небольшого

сноса

передней

оси

и

прохождения

поворотов на грани сноса.

Для отработки заноса и выравнивания прекрасно подходит «змейка» с

шагом

20

метров

Проход

осуществляется

на

второй

передаче.

Занос

вызывается в высшей точке дуги каждого поворота резкой подачей газа.

После

возникновения

заноса

нужно

сбрасывать

газ

и

с

помощью

скоростного руления стабилизировать автомобиль — и так до сотни раз за

одну тренировку, пока воспроизведение заданных траекторий движения в

повороте

не

станет

безусловным

навыком.

Скоростное

руление

сначала

выполняется двумя руками (перекрестный захват в боковом секторе рулевого

колеса), а затем одной рукой.

Иногда

у

опытного

водителя

может

возникнуть

соблазн

перевести

неожиданный занос в управляемый использовав «удачно представившийся»

изгиб дороги . Это неоправданный риск. На дороге общего пользования,

управляя

серийным

автомобилем

всегда

надо

стремиться

к

максимально

возможному упрощению ситуации, а к нему ведет только быстрый выход из

скольжения.

Тренировки

и

отработки

требуют

все

перечисленные

навыки:

правильность и скорость руления, чувства колес(куда направлены), чувство

машины (варианты: едет /скользит /висит в паузе), и собственно сам способ

выхода

из

очень

глубокого

заноса.

Кроме

этого

понадобятся

отличная

реакция и самообладание.

Сверхбыстрое руление и набор «чувств» понадобятся только для очень

глубоких

заносов

на

средних

и

высоких

скоростях,

небольшие

заносы

значительно менее опасны.



В раздел образования