Авторы: Подкопаев Владимир Николаевич, Коротких Александр Васильевич
Должность: мастера производственного обучения
Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методика вывода автомобиля из неуправляемого заноса и сноса"
Раздел: дополнительное образование
Методика вывода автомобиля из неуправляемого заноса и сноса
Подкопаев В.Н., Коротких А.В.,
мастера производственного обучения
Заносы на трассе, далеко не редкое явление.
Занос автомобиля, который часто происходит зимой, на обледенелой дороге,
способен
привести
к
трагическим
последствиям.
Что
такое
занос
и
как
действовать водителю в таких случаях?
Занос задних колес автомобиля может происходить на дороге с любым
покрытием: мокрым, сухим, асфальтобетонным, грунтовым — для заноса
препятствий
нет.
Наличие
или
отсутствие
поворота
не
является
провоцирующей составляющей, занос может произойти и при движении по
прямолинейной траектории. Причинами такого заноса бывают:
1.
различное давление воздуха в шинах (колеса накачаны неодинаково — на
одной оси колеса с различным давлением);
2.
неравномерное распределение груза в багажнике, на крыше автомобиля
или
в
прицепе,
что
нарушает
аэродинамические
характеристики
автомобиля;
3.
износ протектора шин;
4.
слишком быстрое включение сцепления;
5.
попадание под колеса камней, щебня, мерзлых кусков грунта;
6.
резкое торможение и чрезмерно высокая скорость на скользкой дороге;
7.
слишком большая скорость на поворотах;
8.
резкие манипуляции рулевым колесом;
9.
высокая скорость на неровной дороге;
10.неравномерное торможение колес;
11.разрыв шины.
Занос
может
быть
чрезвычайно
опасен.
Если
при
заносе
колесо
автомобиля во время бокового скольжения упрется в бордюрный камень или
неровности обочины, автомобиль может опрокинуться даже при небольшой
скорости движения.
Для
выравнивания
автомобиля
во
время
заноса,
нужно
быстро
повернуть рулевое колесо в сторону заноса, при этом угол поворота должен
быть небольшим, чтобы избежать заноса в противоположную сторону или
раскачивания автомобиля. Пользоваться во время заноса рабочей тормозной
системой
нельзя,
так
как
заблокируются
колеса
и
автомобиль
потеряет
управляемость.
Торможение
двигателем
тоже
может
усилить
занос
—
отключенное сцепление при переключении передач приводит к блокировке
колес.
Снос
передних
колес
автомобиля
происходит
по
следующим
причинам:
1.
из-за
неоправданно
высокой
скорости
при
поворотах
на
скользкой,
мокрой и грязной дороге (где низок коэффициент сцепления колес с
дорожным покрытием);
2.
за счет низкого коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием на
песчаных, щебеночных, старых, выезженных асфальтобетонных дорогах.
При
небольшом
уменьшении
подачи
топлива
сцепление
колес
с
дорожным покрытием восстанавливается. Можно использовать торможение
стояночным тормозом (быстро включить и выключить), при этом произойдет
блокировка задних колес автомобиля и, когда они уйдут в занос, автомобиль
развернется в нужном направлении.
Для вывода автомобиля из заноса и сноса рекомендуется выполнение
следующих действий:
-
Если
амплитуда
заноса
невелика,
то
для
выхода
из
него
достаточно
руления двумя руками без перехватов с основным усилием тянущей руки.
-
В глубоком заносе автомобиль стабилизируется резким рулением двумя
руками на угол около 60°, а затем доворотом рулевого колеса до 120°
одной рукой.
-
Чтобы вывести из заноса переднеприводный автомобиль, можно быстро
нажать и отпустить педаль сцепления, а затем резко прибавить газ.
-
На переднеприводном автомобиле после сброса газа и поворота рулевого
колеса в сторону заноса для возвращения управляемости нужно быстро
повернуть руль назад и прибавить газ. Если же доворачивать рулевое
колесо переднеприводного автомобиля до упора в критической ситуации,
то управляемость ухудшится.
-
Если предстоит скользящий боковой удар передним колесом о небольшое
препятствие (рельс, камень и т. п.) на автомобиле с передним приводом и
реечным рулевым механизмом, то следует застопорить руль — развести
локти
в
стороны,
упереться
ладонями
в
рулевое
колесо
и
плотно
обхватить его пальцами.
Каждый водитель должен уметь управлять заносом, так как заносы не
являются редкостью на скользких дорогах при недостаточном коэффициенте
сцепления колес с дорожным покрытием. Если водитель не отрабатывал
выход из заноса на площадке, то в реальных дорожных условиях, попав в
ситуацию
с
заносом,
он
теряется
и
чаще
всего
бросает
управление
автомобилем (продолжая при этом давить на педаль тормоза — рефлекторное
действие в критической ситуации) или производит хаотические манипуляции
в
надежде,
что
хотя
бы
одна
из
них
окажется
верной
и
выведет
из
критической
ситуации.
Результатом
таких
действий
является
ДТП,
как
правило, с тяжелыми последствиями.
Чтобы
тренироваться
в
управлении
заносом,
следует
научиться
не
только
противодействовать
заносу,
но
и
искусственно
вызывать
его.
Это
умение
потребуется
для
других
приемов
управления
автомобилем
в
критической ситуации (например, при торможении сносом колес).
Вызвать занос на ледяной площадке можно с помощью торможения
двигателем перед поворотом под углом 90 или 60°.
В начальной стадии поворота рулевого колеса нужно резко увеличить
подачу
топлива
и
добиться
заноса
задних
колес.
Ликвидируется
занос
поворотом рулевого колеса в сторону заноса и одновременным снижением
оборотов.
После
того
как
управляемость
автомобиля
восстановлена,
а
прямолинейный участок пути пройден, следует повторить упражнение на
другом повороте — и так до уверенного освоения входа в занос и выхода из
него.
Снос передних колес можно вызвать в начале прохождения поворота,
если повернуть рулевое колесо на угол более 180° и резко нажать педаль газа.
При этом автомобиль теряет управляемость и начинает скользить вперед с
повернутыми колесами — эффект сноса. Для прекращения сноса нужно
сбросить
газ
и
уменьшить
угол
поворота
колес.
После
стабилизации
автомобиля
на
выходе
из
поворота
нужно
вновь
разогнаться
на
прямом
участке и выполнить те же действия, только с поворотом рулевого колеса в
другую сторону — и так до сотни раз на тренировке. Навык закрепляется при
тренировках
в
режимах
небольшого
сноса
передней
оси
и
прохождения
поворотов на грани сноса.
Для отработки заноса и выравнивания прекрасно подходит «змейка» с
шагом
20
метров
Проход
осуществляется
на
второй
передаче.
Занос
вызывается в высшей точке дуги каждого поворота резкой подачей газа.
После
возникновения
заноса
нужно
сбрасывать
газ
и
с
помощью
скоростного руления стабилизировать автомобиль — и так до сотни раз за
одну тренировку, пока воспроизведение заданных траекторий движения в
повороте
не
станет
безусловным
навыком.
Скоростное
руление
сначала
выполняется двумя руками (перекрестный захват в боковом секторе рулевого
колеса), а затем одной рукой.
Иногда
у
опытного
водителя
может
возникнуть
соблазн
перевести
неожиданный занос в управляемый использовав «удачно представившийся»
изгиб дороги . Это неоправданный риск. На дороге общего пользования,
управляя
серийным
автомобилем
всегда
надо
стремиться
к
максимально
возможному упрощению ситуации, а к нему ведет только быстрый выход из
скольжения.
Тренировки
и
отработки
требуют
все
перечисленные
навыки:
правильность и скорость руления, чувства колес(куда направлены), чувство
машины (варианты: едет /скользит /висит в паузе), и собственно сам способ
выхода
из
очень
глубокого
заноса.
Кроме
этого
понадобятся
отличная
реакция и самообладание.
Сверхбыстрое руление и набор «чувств» понадобятся только для очень
глубоких
заносов
на
средних
и
высоких
скоростях,
небольшие
заносы
значительно менее опасны.