Авторы: Шелкова Елена Валериевна, Лукина Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 13 комбинированного вида
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное логопедическое занятие: "Прогулка в весенний лес".
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное логопедическое занятие: «Прогулка в весенний лес».
Цели:
● Дифференциация свистящих и шипящих звуков в связной речи.
● Закрепление навыка словообразования, умения правильно употреблять
существительные в различных падежах, согласовывать прилагательные с
существительными.
● Развитие фонематического слуха и восприятия; общей координации движений, мелкой
моторики руки.
● Обучение детей умению детей видеть, устанавливать причинно-следственные связи,
последовательность явлений природы.
● Воспитание любви к природе, заботливого отношения к окружающим.
Оборудование: Фонограмма звучания пения птиц; демонстрационные и раздаточные
картинки с изображением насекомых, птиц и цветов; сюжетная картинка «Цветущий луг»;
сказочные персонажи: карандаш, робот; альбомные листы, цветная бумага, ножницы,
клей.
Логопед. Дети, угадайте, о каком времени года говорится в загадке?
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает?
- Правильно. Сегодня мы совершим с вами прогулку в весенний лес, увидим, как расцвели
полянка, как изменились деревья, как радуются весеннему теплу птицы, животные,
насекомые. А потом мы нарисуем то, что нам больше всего понравится в весеннем лесу. но
что это, кто к нам пришел?
Появляется робот
- Ребята, этот робот прилетел к нам с другой планеты, на которой никогда не бывает
весны. Давайте пригласим его с нами в весенний лес – пусть не вместе с нами порадуется
весеннему солнышку, веселому пению птиц, полюбуется яркими весенними красками.
Какой сейчас идет весенний месяц? /последний весенний месяц – май/
Как изменилась погода в мае? /Стало тепло, снег растаял, солнце сильно пригревает.
Небо голубое, но иногда оно покрывается тучами, начинается пора весенних гроз.
Деревья покрылись нежно-зелеными листочками. На земле появилась трава. Цветут
весенние растения./
- А вот мы с вами попали на весеннюю полянку. Посмотрите, как она красива, какая она
веселая. Что сделало полянку веселой и такой красочной? /весенние цветы/
Появляется Карандаш.
Карандаш. Ребята, мне тоже понравилась эта полянка, и я хочу нарисовать все цветы,
которые здесь расцвели. Но цветов так много, что мне одному не справиться с этой
работой. Помогите мне, ребята. А какие цветы мы будем рисовать, вы узнаете, если
отгадаете мои загадки.
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы, в ряд,
Цветы душистые висят. /ландыш/
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова. /одуванчик/
По заснеженной лужайке
Ходит мальчик в белой майке. /подснежник/
- Какие еще весенние цветы вы знаете?
- Сейчас мы будем рисовать весенние цветы.
/рисование цветов на альбомных листах/
- Молодцы, ребята. Вы нарисовали очень красивые цветы. А какого они цвета? /разного/.
Они разноцветные.
- А сейчас мы с вами немного поиграем.
Физминутка /в руках детей цветы/
Ряд зарядом, бок о бок, друг за другом, боком подскоками
Мы плывем как ручеек. разводят руками
Берег весь покрыт цветами, покачивают цветами над головой
Мы идем – плывем лугами. идут, разводя руками
Ряд за рядом, бок о бок
Мы плывем, как ручеек.
Ручеек бежит, играет, бегут по кругу
Каждый кустик отражает. присели
Ряд за рядом, бок о бок
Мы плывем , как речек.
В хороводе мы кружимся, кружатся
Все поем и веселимся. хлопают в ладоши.
Робот. Ребята, подарите мне ваши красивые цветы, я отвезу их детям на свою далекую
планету, чтобы они тоже увидели этот веселый, разноцветный букет.
Логопед. Хорошо. Но наша прогулка еще не закончилась, и мы еще увидим и нарисуем
интересные весенние картинки для своих новых друзей.
Пальчиковая гимнастика
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, руки в вертикальном положении, ладони друг к
другу, развести пальцы и слегка округлить их.
Утром весенним раскрыл лепестки. развести пальцы рук
Всем лепесткам красоту и питанье ритмичное движение пальцами вместе-врозь
Дружно дают под землей корешки. ладони опустить вниз и тыльной стороной
прижать друг к другу, пальцы развести
Логопед. Но что за звуки послышались, кто-то появился на нашем весеннем лугу. Это
насекомые, птицы, животные. Давайте послушаем их разговор и попытаемся узнать, кто
появился на полянке. В сказке, которую вы сейчас услышите, повторяются одинаковые
звуки в словах. По этим звукам мы и узнаем, кто ведет разговор.
/фонограмма/
«Летят над лесом…, звенят над каждым кустом.
З-звери, Нас-секомые! З-завтра на з-закате праз-здник!
– Что за ш-шутки? – шуршит по траве… Вы что, ш-шалуны, расш-шумелись?
- З-знаем, з-знаем, тетенька…, вы не любите раз-звлекаться. А дяденьке…нравится з-затея.
Верно, дяденька?
-Вот это ж-жизнь! Жужжит… ж-жаль…, что ты не пойдешь. Потом пож-жалеешь. Пож-
жалеешь от ж-жадности.
Летит мимо…
- Кто приглашал зверей и насекомых на праздник? /комары/
- Как вы узнали об этом?
- Кто жужжал, упрекая в жадности? /жук/ Что вам помогло узнать жука? А мог ли это
сказать не жук, а шмель?
- Ребята, но наши яркие и разноцветные цветы привлекли к себе не только комаров, жука,
но и других насекомых.
- А кто еще прилетел на полянку, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся.
Взвился вверх и улетел. /бабочка/
- Ребята, давайте посадим на наши цветы бабочек, и цветы станут еще красивее,
красочнее.
Изготовление аппликации бабочки
А сейчас с лесной полянки мы шагнем прямо в лес. Давайте тихонечко посидим и
послушаем, какими волшебными звуками полон весенний лес, чьи голоса вы услышите.
/фонограмма щебета птиц/
Дети. Это поют птицы.
Логопед. Правильно. Весну открывают птицы. После зимнего затишья радуют песенки
пернатых друзей. А как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края, а
весной возвращаются на родину?
Дети. Это перелетные птицы.
Логопед. Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети. Скворец, ласточка, иволга, зяблик, грач, жаворонок, соловей, дрозд.
Работа с картинками птиц.
- Какая грудка у зяблика? /розовая/
-как можно о нем сказать? /розовогрудый зяблик/
-Какая грудка у иволги? /желтая/
-Значит иволга какая? /желтогрудая/
-Какой голос у скворца, жаворонка, соловья? /звонкий/
_Как можно о них сказать? /звонкоголосые птицы/
- Почему мы говорим, что птицы – наши большие друзья?
Дети. Они не только прекрасно поют, но и поедают много вредных насекомых. Птицы –
лесные санитары.
Логопед. Будем же охранять их. Ведь птицы нуждаются в нашей помощи и заботе во все
времена года, а не только зимой. Дома вы раскрасите силуэты перелетных птиц на листах,
которые я вам все раздам.
- Итак, где мы с вами сегодня побывали?
Дети. В весеннем лесу и на лесной полянке.
Логопед. Что мы делали?
Дети. Мы рисовали весенние цветы, делали аппликацию бабочки.
Робот. Спасибо, ребята. Мне очень понравилась прогулка по весеннему лесу, ваши
рассказы и ваши рисунки. Я отвезу их ребятам с моей планеты. А теперь мне пора
возвращаться. До свидания!
Логопед. Ребята, давайте проводим Робота и поможем ему донести до ракеты наши
рисунка.
До свидания!