Автор: Рамазанова Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 204
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование экологических знаний старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Разработка методических рекомендаций по формированию
экологических знаний старших дошкольников в образовательном
процессе ДОУ
Земля - наш общий дом, и мы должны бережно относиться к ее
природным богатствам. Это осознанное отношение должно опираться на
систему грамотно поданных знаний об окружающем мире - с одной стороны,
с другой стороны - на нравственные идеалы "человека разумного", живущего
в гармонии с природой, ценящего ее красоту - в их противопоставлении с
потребительским и варварским отношением.
Одна из задач нашей работы - формирование экологических знаний
старших дошкольников в образовательном процессе.
Начиная данную работу с детьми, мы наблюдаем затем, как дети ведут
себя во время прогулок на участке, как взаимодействуют с объектами
природы, как реагируют на различные явления природы, есть ли у них
начальные знания поведения в природе, задаем вопросы о животных,
насекомых, растениях, проводим индивидуальные и групповые беседы.
Оказалось, что дети поверхностно знают об этом. И мы решили углубить
знания детей о природе, о насекомых, растениях, животных.
В начале своей работы мы прочитали много методической литературы
таких авторов как, Н.В.Коломиной, С.Н.Николаевой, А.И.Ивановой,
О.Соломенниковой и других авторов, журналы "Дошкольное воспитание",
посещали семинары Т.А.Скалон, где сообщалось о работе с детьми по
экологическому воспитанию.
Свою работу начинали с разработки методических рекомендаций по
формированию экологических знаний старших дошкольников в
образовательном процессе. Методические рекомендации построены в
соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей.
В этом возрасте дети с интересом познают окружающий мир. В своей
работе с детьми на занятиях мы используем различные методы: наглядный,
словесный, практический, игровой, часто в сочетании друг с другом.
Вопросы "как? зачем? почему? как вы думаете? почему вы так думаете? кто
думает по-другому?" заставляют ребенка размышлять, сравнивать, делать
выводы.
Мы считаем необходимое условие для первоначального ознакомления
детей с природой - это создание предметно-пространственной среды по
экологии.
В эту экологическую среду у нас входит уголок природы с
подобранными комнатными растениями (фикус, герань, бегония, примула,
традесканция, плющ) для детей данного возраста; аквариум с рыбками
(скалярия, гуппи); клетка с попугайчиком, а также оборудование по уходу за
ними; календарь погоды; наглядный иллюстративный материал (набор
картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких
стран и птиц). Уголок экспериментирования оснащен разнообразным
материалом для экспериментирования и опытнической деятельности
(образцы материалов, картотека и схемы опытов, емкости, лупы, материалы
для игр - экспериментов со льдом, водой, снегом, бумагой, магнитом, песком
и т.д.). Создали банк: сценариев праздников, развлечений, экскурсий, занятий,
картотеку дидактических игр, библиотечный фонд.
В своей работе с детьми мы придали большое значение игровым
технологиям. Дидактические игры с перфокартами, лото с элементами
моделирования, игры: "Помоги найти маму", "Большой - маленький",
"Четвертый лишний", "Где чей домик?", "Назови, кто я?", "Времена года", "С
какого дерева листок", "Коробочка ощущений" - сделали своими руками и
они нам очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами,
явлениями природы.
В уголке природы дети нашей группы ежедневно выполняли поручения
по уходу за растениями и животными. Предварительно мы проводили беседу
о комнатных растениях, о рыбках и попугае, которые находятся у нас в уголке
природы, рассказывали о приемах ухода за ними, об условиях, необходимых
для их развития, знакомили с повседневными обязанностями дежурных. Мы
показывали детям, как надо кормить животных, какое количество требуется
для каждого кормления. Учили чистить клетку у попугая и аквариум, но при
этом мы брали на себя наиболее трудную часть работы: объясняли детям, что
обитатели уголка природы должны жить в чистоте и ухаживать за ними
кроме детей и нас некому.
В процессе дежурств дети учились наблюдать за растениями, замечать
какие изменения происходят с ними от сезона к сезону. Также дети узнали,
что в зимнее время растения отдыхают, их надо поливать реже, а с
наступлением весны и летом многим требуется не только частый полив, но и
опрыскивание. Ежедневно, приходя утром в детский сад, мы вместе с детьми
шли в наш уголок природы, где здоровались с цветами, рыбками и попугаем.
Учили детей общаться с ними: подходя к ним смотрели на них, говорили им
добрые приятные слова, не ожидая ответа; попугая называли по кличке,
предлагали корм с руки. Но прежде всего мы сами демонстрировали
правильное общение с обитателями уголка природы, хвалили детей у которых
это получается. Время от времени уточняли: растения и животные не люди,
разговаривать и отвечать словами не могут, но им нравится, когда на них
смотрят ласково и разговаривают с ними. Через общение с природой мы
развивали у детей положительно-эмоциональное отношение к растениям и
животным, развивали нравственные и эстетические чувства.
Знакомя детей с растениями на занятии "Как помочь растению" мы
использовали карточки - модели: из чего состоит цветок (корень, стебель,
лист, цветок), также знакомили для чего они нужны. Для закрепления данного
материала детьми, эти карточки выставляли в уголке природы. Также
использовали карточки - модели "Трудовые действия", они тоже были
выставлены в уголке природы, чтобы дети не забывали ухаживать за
растениями и животными. Из наблюдений и занятий дети научились уметь
замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту
формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения.
Дети замечали и эмоционально реагировали на появившиеся ростки, бутоны,
цветы; охотно участвовали в расстановке растений, ваз с цветами, ветками;
свои впечатления изображали в рисунках, аппликациях. Для закрепления
знаний детей о цветах мы сделали "Паспорт растения" на знакомые детям
цветы. Дети узнавали о каком цветке идет речь в данном паспорте.
В уголке природы поместили календарь погоды, где ежедневно
отмечали состояние погоды, делали зарисовки растений и животных за
которыми вели наблюдения. Календарь погоды использовали для бесед о
временах года. В этом возрасте значительно вырастает роль
непосредственных наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Основное внимание уделяли образовательному процессу его
системности и последовательности с тем, чтобы обеспечить формирование
элементарной системы знаний, умений и навыков. Предусматривали занятия,
на которых осуществляются первоначальные знания.
Дети имеют стремление к игровой деятельности, разнообразию
познавательных интересов. Поэтому для того, чтобы поддержать в течение
занятия внимание детей проводили занятия - путешествия; занятия - сказки;
занятия - игры; КВНы, различные викторины (Приложение 1).
Говорили на занятиях и о правилах поведения в лесу: "В лесу нельзя
шуметь, чтобы не напугать лесных жителей", "Ходить в лесу можно только
по тропинкам", "Нельзя разжигать костер" и т.д. Занятия проводили как в
группе, так и на участке детского сада. На занятиях использовали
проблемные ситуации или проводили опыты ( позволяющие открыть новые
знания); практическую работу, игровые приемы, загадывание загадок и
художественное слово. Все что помогало поддерживать в течении занятия
внимание детей. Конечно, одних занятий не достаточно для формирования
экологических знаний. Большую роль имеют экскурсии, прогулки за пределы
детского сада, походы. Именно здесь ребенок открывает для себя красоту
окружающего мира.
Экскурсии на природу - это полезное и интересное мероприятие,
одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, эстетические,
познавательные, нравственные. Экскурсии давали возможность в
естественной обстановке знакомить детей с природными явлениями и
объектами, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на
преобразование окружающей среды. Экскурсию в природу мы проводили
один раз в сезон в одно и тоже место. Детей учили замечать изменения
которые происходили в природе от сезона к сезону. Заранее придумывали
маршрут к месту экскурсии, определяли, что нужно показать, продумывали
вопросы, которые помогут детям лучше увидеть главное. В день экскурсии
сообщали детям куда и зачем пойдем.
Одну экскурсию мы организовали в "Березовую рощу" осенью, чтобы
показать, какие изменения произошли в роще по сравнению с летом. В ходе
наблюдений задавали вопросы, как изменились деревья, трава, цветы; почему
произошли такие изменения? Если дети не могли сделать вывод, тогда мы им
помогали. Заканчивая экскурсию мы использовали дидактические игры
которые в занимательной форме закрепляли усвоенные знания. Это такие
игры: "Найди дерево по описанию", "От какой ветки детки", "Четвертый
лишний". Когда приходили в детский сад, дети обменивались впечатлениями
и отображали их в своих рисунках. В зимнее время ходили на экскурсию
в"Березовую рощу" после сильного снегопада. Детям предлагали сначала
вспомнить, что они видели в роще в прошлый раз, затем рассказать, каким
стала роща теперь, что в ней изменилось. Обращали внимание на то, что
скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг
заискрилось. Спрашивали у детей: как изменились деревья и кустарники,
какой стала роща, поют ли в роще птицы? Закрепляли названия зимующих
птиц. Свои впечатления дети опять отображали в рисунках. Все рисунки мы
складывали в папку "Времена года" и в конце года дети, рассматривая
рисунки закрепляли длительность протекания явлений в природе(сезонные
изменения).
Весной во время экскурсии отмечали какие изменения произошли в
роще, почему: что произошло с деревьями, птицами, насекомыми и
растениями? Прислушивались к голосам птиц. В процессе наблюдений за
природными явлениями использовали художественное слово, загадки,
устанавливали причинно-следственные связи между ними (яркая радуга,
отливающая зеленным цветом - к ненастью, причем чем зеленее радуга, тем
продолжительнее будет дождь; если зимой идет снег крупными хлопьями -
приближается оттепель; воробьи дружно чирикают - к оттепели).
В конце каждого сезона проводили беседу, в ходе которой уточняли
представления детей об изменениях в природе, о зависимости сезонных
явлений от изменений в неживой природе. Наблюдая красоту природы,
отметили какие органы чувств задействованы у человека в наблюдении - это
зрение и слух. Что при помощи наших глаз мы видим и замечаем все, что нас
окружает, а с помощью слуха - слышим звуки и голоса природы. Одна из
основных задач - научить детей видеть и понимать красоту природы,
наслаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах
художественной деятельности (рисунок, песня, слово и другое). Чем удачнее
была проведена экскурсия, чем больше она заинтересовала и увлекла детей,
тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее.
Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления
и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души ребенка -
красотой и светлыми чувствами. На прогулке мы знакомили детей с
изменениями природы по сезонам. Осенью развивали у детей умение
самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливали связи
между изменениями в живой и неживой природе, воспитывали способность
эмоционально воспринимать красоту природы. Отмечали вместе с детьми по
термометру температуру воздуха утром и днем, а разницу температур
записывали в альбом наблюдений. На вечерней прогулке сравнивали
температуру воздуха с утренней, просили детей подумать, почему она стала
выше (солнце нагрело воздух).
Наблюдая за росой формировали у детей умение устанавливать
причинно - следственную связь между наблюдениями природных явлений
(стало ночью прохладно - появилась роса, пригрело солнце - роса
испарилась). Рассматривали росу через увеличительное стекло, затем
сравнивали на что она похожа (на переливающую радугу, драгоценные
алмазы). Наблюдая за теплыми лучами солнца, отмечали: какое имеет
значение солнце для живых организмов, что будет, если Солнце внезапно
погаснет? Также на прогулке знакомили детей с тем, как ветер формирует
облака и тучи. При наблюдении за облаками задавали вопросы: на что похожи
облака, с чем их можно сравнить, что с ними делает ветер? - учили детей
рассуждать. Рассматривая деревья, мы расширяли представления о частях
растений, накапливали опыт внимательного и заботливого отношения к
растениям. Обращая внимание детей на ствол дерева отмечали, что стволы у
деревьев различные по структуре, предлагали потрогать руками (у ивы он с
большими бороздами, а у тополя, наоборот, гладкий, у березы самый
приметный - белый с черными пятнами). Учили детей замечать
повторяемость форм и линий в природе и искусственной среде. Прожилки на
листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыб похожа на черепицу крыш.
Также на прогулке использовали разнообразные упражнения:"Найди по
описанию","Что где растет?", "Узнай и назови", "Вершки и корешки",
"Загадки отгадки" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных ( по
описанию, звукам, следам). Дети очень любят играть в игры с игрушками
животных, при этом мы учили относиться к ним, как к живым существам.
Возвращаясь с прогулок дети свои наблюдения отображали в календаре
погоды, где зарисовывали яркие сезонные изменения в природе, в жизни
растений.
Во время зимних наблюдений мы формировали у детей представления
об изменениях в начале зимы (ночь растет, а день убывает), учили различать
характерные приметы зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
Наблюдения за птицами проводили как из окна группы, так и на прогулке с
использованием сравнения, чем одна птица отличается от другой. Например,
воробей маленький, а голубь большой, воробей прыгает, а голубь важно
ходит. Совместно с детьми делали кормушку для птиц, а среди родителей
проводили акцию " Помоги пернатым", в которой они охотно принимали
участие. Перед тем как повесить кормушку на дерево, мы объясняли детям,
что в этой кормушке всегда должен находиться корм. Лучше вообще не
начинать подкормку, чем бросить через месяц - другой. Ведь через некоторое
время группа птиц, зная, что ежедневно найдет в определенном месте корм,
будет держаться на территории рядом с кормушками. Корм для птиц мы
вместе с детьми заготавливали осенью. Наблюдая за птицами использовали
художественное слово (загадки, стихи, приметы), на занятии по лепке лепили
пернатых друзей. На музыкальном занятии учили песню "Про снегиря",
слушали аудиозаписи с голосами птиц.
Во время снегопада предлагали детям обратить внимание на множество
снежинок, которые ложатся на землю, на крыши домов. Вместе с детьми
ловили снежинки на черный лист бумаги и рассматривали их (размер,
форму), находили одинаковые. Задавали вопросы: На что похожи снежинки,
где образуются снежинки, почему? Почему снег скрипит под ногами? Какой
снег на ощупь? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Во время прогулок
предлагали детям окапывать деревья снегом, но при этом спрашивали: "Для
чего мы это делаем?" С помощью определенной мерки измеряли глубину
снежного покрова и, придя в детский сад, отмечали в календаре погоды, а
потом сравнивали, когда же больше выпало осадков. Зимой дети следили за
тем, как вода замерзала и превращалась в лед, а в тепле тает, превращаясь в
воду. Во время оттепели обращали внимание детей на сосульки, а в сильные
морозы рассматривали узоры на окнах при этом закрепляли причинно -
следственные связи. Для уточнения представлений у детей об этом времени
года рассматривали картины из серии "Времена года". Знакомили детей с
художественной литературой К.Д.Ушинского "Зима", "Четыре желания",
"Проказы старухи - зимы", В.В.Бианки "Книги зимы", Н.И.Сладкова
"Декабрь", "Январь", "Февраль", "Суд над декабрем". Вместе с детьми
выясняли смысл русских народных пословиц, например: "Зимний денек -
воробьиный скок". Проверяли народные приметы, например, если ночью на
деревьях появился иней, то днем снег не выпадет; если снег идет большими
хлопьями - к ненастью и мокроте. Оформили "Зимний альбом", он
способствует систематизации знаний детей о зиме, как времени года. Для
закрепления знаний о зиме, как времени года использовали дидактическую
игру "Бывает, не бывает", в которой дети продолжали наше высказывание или
опровергали его. При этом детям предлагали самостоятельно назвать и
описать явления природы, характерные для этого времени года.
На прогулках уделяли внимание труду. После снегопада дети
расчищали дорожки от снега, сгребали снег для построек и игр. Показывали
работу снегоочистительной машины, рассказывали, что снег увозят на поля,
чтобы весной было больше влаги.
Весной с целью формирования знаний о причинах смены сезонов мы с
детьми проводили игру, в которой отражались действия, моделирующие
движение Земли вокруг Солнца. Дети замечали изменения пути Солнца и
делали вывод, что день стал прибавляться ("В марте день с ночью меряются,
равняются"). Для систематизации знаний о весенний изменениях в живой и
неживой природе, о характерных признаках весны проводили тематические
занятия "Весна". В ходе занятий использовали модель "Портрет весны".
Гуляя с детьми в разное время дня, мы предлагали детям подумать ,
почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают; сосульки с одной стороны
веранды тают, а с другой стороны нет; наблюдали за первым весенним
дождем, перед грозой и появлением кучевых облаков. Мы объясняли детям,
что они образовались при нагревании воздуха: чем больше тает снег, тем
больше таких облаков.
В процессе наблюдения показывали и рассказывали, что с
наступлением тепла почки на голых ветках деревьев начали оживать:
набухли, увеличились и, наконец раскрылись - из коричневых чешуек
проглянули на свет молодые зеленые листочки, обращали внимание детей на
то, что не все деревья сначала зеленеют, а потом уже цветут (липа, рябина,
клен). А вот береза, черемуха, бузина и зеленеют, и цветут почти
одновременно. Такие деревья, как дуб, ясень, липа раскрывают свои почки
только тогда, когда наступает настоящее тепло. Рассматривая листочки на
деревьях, мы предлагали детям потрогать кончик листа и определить острый
он или закругленный? Мягкий или твердый? Какой у него край - ровный или
зубчиками.
На занятиях по изобразительной деятельности для закрепления
рисовали листочки к деревьям. Проводили игры "С какого дерева листок",
"Найди по описанию", "Найди мою маму".
После наблюдений рассматривали картины И.Остроухова "Первая
зелень", И.Левитана "Первая зелень, май" и другие. Наглядно
иллюстрированный материал помогал детям закреплять и уточнять
представления детей, полученные в ходе наблюдений.
В повседневных наблюдениях знакомили с весенними цветущими
растениями ( окраска, форма листьев, цветов, запах и другое). Для
закрепления знаний о цветах использовали дидактические игры " Узнай и
назови", " Что изменилось?" С большим интересом знакомились с цветком
мать-и-мачеха, рассматривали большие листья. Объясняли почему этот
цветок так назвали. А затем осторожно срезали листочек и прикладывали его
к щеке детей. Дети убеждались в достоверности сказанных слов, что мягкая
сторона листа - мать, она теплая, а обратная сторона холодная - мачеха.
Рассказывали, что цветок мать-и-мачеха используют, как средство от кашля.
Рассматривая одуванчик, мы с детьми заучивали стихотворение Е.Серовой "
Одуванчик", а дома предлагали нарисовать одуванчик и составить рассказ
или сказку. Откликнулись на нашу просьбу родители многих детей. Детям
очень нравились путешествия в мир растений. Они уже сами, выходя на
прогулку, искали новые, незнакомые растения, просили нас рассказать о них.
Если мы затруднялись ответить, то мы срывали растение, приносили его в
детский сад, где нам помогали различные книги и энциклопедии.
С большим интересом дети ходили в гости к деревьям , рассматривая
деревья мы спрашивали у детей: "Что есть у деревьев и для чего они нужны?"
Обращали внимание детей на кору деревьев, отметили, что у всех деревьев
она разная и нужна она деревьям для того, чтобы в холод - согревать, в жару
охлаждать.
Наблюдая за ростом и развитием растений весной связывали с
наблюдением за трудом взрослых в парке, сквере, на участке детского сада
(обрезка деревьев, побелка стволов, вскопка приствольных кругов, посевы и
посадки). Объясняли, что обрезают сухие ветки и те, которые густо растут,
заслоняют друг друга. Вместе с детьми рассматривали семена цветов,
отмечали что все семена разные по форме. Затем вместе с детьми садили
семена цветов и наблюдали за их прорастанием. Наблюдения за
прорастанием семян помогли детям представить, как развивается растение,
переходя от одного состояния к другому. Участие детей в уходе за рассадой
пробуждает еще больший интерес к природе, вызывает желание самим
выращивать свои цветы. В работе с детьми ставили перед собой задачу -
сделать их труд по выращиванию растений средством воспитания
трудолюбия, самостоятельности, дисциплинированности, чувства
коллективизма. С первых дней трудовой деятельности каждый ребенок имеет
определенный круг обязанностей, за который он несет ответственность перед
товарищами. Основной формой организации труда являются длительные
систематические поручения. Тот или иной участок работы (например,
выращивание цветов) закрепляли за подгруппой из 3-4 человек. Внутри
каждого звена работа выполнялась дежурными поочередно. При
распределении детей по подгруппам учитывали индивидуальные
особенности каждого. Дети с удовольствием помогали нам летом убирать
сорняки на цветочных клумбах, поливать цветы, а осенью собирали семена
цветов.
В весенний период наблюдали за насекомыми, учили сравнивать их по
способу передвижения (пчела, муха, стрекоза - летают, а кузнечик - прыгает),
по издаваемым звукам правильно называть насекомых (пчела, муха, жук -
жужжат, кузнечик - стрекочет, комар - пищит). Объясняли детям, что с
помощью насекомых можно предсказать погоду. Для этого нужно быть
особенно внимательными и понимать природу. Например, наблюдая за
пауками - крестовиками на участке детского сада, мы определяли каким будет
предстоящий день: если паук - крестовик сидит утром в центре своей
паутины - жди хорошей погоды; если вечером он плетет большую сеть -
дождя не ожидается. В работе с детьми использовали фольклорные
произведения, загадывали загадки. После того как дети отгадывали загадки,
предлагали им объяснить, почему они так думают, - это развивает умение
логически мыслить и делать элементарные выводы, устанавливать
взаимосвязи и взаимозависимости.
Весной дети устанавливают связь между наступлением теплого
периода, появлением насекомых (питание) и прилетом птиц. Для закрепления
знаний проводили дидактическую игру "Птицы перелетные - птицы
зимующие", читали рассказ Н.Сладкова "Ранняя птичка", "Птицы весну
принесли". Дети узнали, что из теплых стран весной возвращаются ласточки,
грачи, скворцы, соловьи и другие птицы. Они вьют гнезда и откладывают
яйца, выводят птенцов, кормят их мухами, комарами, гусеницами. Птицы
полезны их нужно охранять. В этот период мы более подробно знакомили с
каким-нибудь видом птицы, например с ласточкой. Предварительно
целесообразно читали рассказы В.Бианки, Г.Скребицкого о ласточках.
Привлекли родителей к изготовлению скворечников, которые развешали на
деревьях в детском саду, а когда появились скворцы, мы вместе с детьми
наблюдали за их жизнью.
У детей формировали знания о сезонных изменениях в жизни
животных, связанных с изменениями в неживой природе. На занятии
"Весенние заботы животных" детей знакомили с условиями, необходимыми
для выведения потомства, роста и развития живых организмов. Вместе с
детьми устанавливали связь событий: становиться теплее - тает снег -
появляется много воды - пробуждаются растения - просыпаются насекомые
- прилетают птицы - звери выходят из спячки, а в завершении занятия
составляли модель "Что необходимо для жизни животных?" (выбрать и
назвать то, что нужно для жизни всем живым существам: свет, тепло, пища).
На территории детского сада создали экологическую тропу с
описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая
тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и
оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы старались использовать как
можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего
мы выбрали деревья, кустарники разного возраста, разной формы. Также у
нас нашелся старый пень, земля покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки
и их ходы, небольшая полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха,
подорожник, ромашка и обитающие на них разные насекомые: бабочки,
гусеницы, божьи коровки, а на одной, очень высокой березе есть гнездо.
Огород, цветник использовали для наблюдения и ухода за растениями,
знакомства с основными овощными культурами, их значение в нашем
рационе. Очень радовал глаз цветущие растения на клумбе. Здесь дети
старались позаботиться о цветах: рыхлили, поливали, убирали сорняки. На
экологической тропе оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивали
их с не вытоптанными, мы наглядно показывали детям, как изменился
растительный покров под влиянием вытаптывания, и говорили о правилах
поведения на прогулке, на отдыхе. Экологическая тропа позволяла более
продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических
занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное
время мы могли посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни
и те же объекты мы могли посещать много раз, особенно в разные сезоны
года. Если ознакомительная прогулка, мы посещали разные точки; если же
мы преследовали конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне),
то ограничивались одним объектом. На тропе проводили наблюдения, игры,
театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об
интегрированном подходе: на экологической тропе мы с детьми наблюдали,
рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д., но свои впечатления об
увиденном дети затем выражали на занятиях по музыке, изобразительной,
театрализованной деятельности, в подвижных играх.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она
повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и
эмоциональному благополучию ребенка, создает оптимальные условия для
обучения и воспитания. Мы использовали дидактические игры:
1.Игры - путешествия: они обостряют наблюдательность, облегчают
преодоление трудностей. Детям очень нравился в этих играх процесс
освобождения, какого-либо сказочного героя из беды, как в игре
"Путешествие по зимней стране" освободить Весну из страны Снежной
королевы. Действовать по схеме - карте, на которой расположены пункты
остановки с интересными заданиями, которые давала Снежная королева. При
выполнении заданий дети повторяли признаки зимы, устанавливали
взаимосвязи в природе. Таким образом, проверялись знания, полученные
детьми на занятиях, прогулках, наблюдениях.
2. Игры - поручения: по содержанию проще, а по продолжительности -
короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные
поручения. Дети с удовольствием играют с играми, в изготовлении которых
они сами принимали участие. Например, возьмем игру "Цепочка роста лука".
Дети наблюдали за ростом лука, зарисовывали стадии его роста на карточки,
а затем использовали их в игре.
3. Игры - предложения: ("что было бы..."). Перед детьми ставились
задачи и создавались ситуации, которые требовали осмысления
последующего действия. Детям задавали такую ситуацию: "что было бы,
если бы исчезла вода?" Дети давали объемные ответы о животном и
растительном мире, нуждающемся в воде, и о последствиях при
исчезновении воды. Использовали такие вопросы в игре: "если бы ты заметил
сломанную веточку; мальчик бросил мусор, что бы ты сделал?" Эти вопросы
активизировали мыслительную деятельность детей, они учили слушать друг
друга. Развивалась связная речь, умение говорить последовательно, логично.
В своей работе использовали опытно - исследовательскую
деятельность. Дети - прирожденные исследователи и тому подтверждение -
их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача не
пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опытно-
исследовательскую деятельность включали в игры, занятия, она может быть
связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.
Создали уголок экспериментирования и разработали картотеку опытов
для детей. Непосредственный контакт детей с объектами живой и неживой
природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями)
позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают
любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами
окружающего мира. Дети учились анализировать, сравнивать, обобщать.
Знания, полученные на занятиях дети "проверяли" в самостоятельной
экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
Постепенно элементарные опыты становятся играми - опытами.
Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к
самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению
творчества "Назови глину", "Сделай радугу", "Игры с соломинкой", "Что в
коробочке?", "Когда это бывает?", "Мы фокусники", "Коробочка ощущений"
и другие. Дети с удовольствием выполняли опыты с объектами неживой
природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом.
Например, ставили проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка.
Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через
лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристаллов - песчинок, этим
объясняется свойства сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода"
проводили опыты: "Наливаем - переливаем", "Снежинка на ладошке",
"Превращение воды в лед" и другие. В процессе проведения опытов все дети
принимали активное участие. Такие опыты чем-то напоминали детям
фокусы, они необычные, а главное - они все проделывали сами. В процессе
работы мы поощряли детей, ищущих собственные способы решения задачи,
варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же
время не выпускали из поля зрения тех, кто работал медленно, по какой-то
причине отставал и терял основную мысль. Результаты проведения опытов и
экспериментов дети стали использовать в игровой деятельности: очищение
воды, в сюжетно-ролевых играх "Семья", "Больница", "Детский сад". При
помощи вертушек в подвижных играх "Самолетики", "Вертолетики"
определяли направление ветра, рисовали на мокром песке, делали лабиринты
в песочнице и другие. Очень важно как входит окружающий мир в
жизненный опыт ребенка, как он эмоционально им осваивается. Надо
заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным.
Помнить, что только положительное накопление эмоций дает толчок к
творчеству. Хотелось бы напомнить одну китайскую пословицу: "Расскажи -
и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через
действия ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и
определить собственное место в нем.
Для формирования экологических знаний в образовательном процессе
использовали художественную литературу о природе, она глубоко
воздействует на чувства детей. Прежде всего мы использовали литературу,
рекомендованную программой детского сада. Это произведения А.Пушкина,
Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина,
В.Бианки, Н.Сладкова. После чтения проводили с детьми беседу, задавали
вопросы, видели в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость,
восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявляется у них
забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасет?", "А
они не замерзнут?", "А почему ему никто не помог?" Для нас было важно,
довести до детей смысл произведения.
В детском саду проводили конкурсы детских рисунков: "Времена года",
"Мир глазами детей", "Листопад", "Зимушка хрустальная", "Тает снежок,
ожил лужок". Осенью проводили конкурс на тему:"Необычный урожай года",
где дети приносили самую кривую или необыкновенную картошку или
морковку, самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это
очень удивляло и радовало. Так же с детьми проводили викторины,
кроссворды, интеллектуальные игры:"Знатоки природы родного края",
"Сохрани природу", "Мир птиц", "Подводное царство". Эти способы работы
направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требует
воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы,
закономерностях, известных детям.
Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем
воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. В таких праздниках
важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений,
стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько
включенность детей в переживание событий, в осознании экологических
проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники,
посвященные дню Земли: "Наш дом - Земля", "Зеленая планета", "Берегиня".
По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы
старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия,
острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную
ситуацию.
Каждую неделю планировали развлечения "Бег с препятствиями по
передачам ЮЛП (юный любитель природы)".
1."Здоровье" - народные рецепты;
2."Домашняя библиотека" - книги о природе;
3."Возвращение Третьяковки" - речь о живописцах, пишущих пейзажи;
4."Играй гармонь" - слушание и пение песен о природе, а также звуков
природы (ветра, ручья, пения птиц);
5."Человек и закон" - об охране и использовании животного мира,
правила поведения в лесу, на лугу;
6."Эти забавные животные" - дети изображают животных и
рассказывают о них;
7."Поле чудес" - словарная игра;
8."Спокойной ночи малыши" - сказки о животных и растениях,
театральная деятельность.
В своей работе, знакомя детей с природой, мы использовали
разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции
художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при
котором дети становились активными, а не пассивными объектами
педагогического воздействия.
Мы использовали следующие виды иллюстративно-наглядных
материалов на электронных носителях:
1.Звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум
леса, прибоя, дождя, ветра и так далее;
2.Экранные материалы - это слайды, то есть серия отдельных кадров,
посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают
дидактические картинки.
3.Мультимедийные мероприятия - это обучающие заставки с
красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об
окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное
изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
4.Медиазанятия проводили в группе с применением ноутбука.
Мультимедийные экологические игры включали как в содержание занятий по
ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры -
путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки,
пальчиковые игры.
Например: тема занятия "Насекомые". Включали мультимедийную игру
"Разгадай кроссворд и ты узнаешь , как называется эта группа животных."
Презентация "Составь цепь питания и найди лишнюю картинку." Ребус
"Угадай кто здесь?" (Какое насекомое спряталось в ребусе). Интересны для
детей игры - занятия, составленные в виде викторины. Они охотно отвечали
на вопросы, ответы которых сопровождались яркими картинками. Викторина
помогала разобраться в своих знаниях, развивала память (Какая ягода бывает
черной, красной и белой? Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему
лет?). Вне занятий мультимедийные игры помогли закрепить знания детей, их
мы использовали и для индивидуальных занятий с детьми. Информационно-
компьютерные технологии повысили у детей познавательную активность в
образовательном процессе, так как аудиовизуальная информация, являлась
наиболее эффективной для восприятия и запоминания. Компьютерные
технологии подключили не только слуховую, визуальную, моторную, но и
эмоциональную память.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению,
совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить
единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот
процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную
окраску. В работе с родителями по формированию экологических знаний у
детей мы использовали как традиционные формы (родительские собрания,
консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, практикумы,
круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского
собрания на тему "Задачи экологических знаний" мы провели
предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания
связанных с экологическими знаниями детей (Приложение 2). Родительское
собрание мы начинали с КВН между командой детей и родителей, затем
после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное
мероприятие, сделали выводы.
Считаем, что эффективной формой взаимодействия с родителями
является круглый стол, например, "Воспитание доброты к природе".
Начинали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих
питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным,
цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют
равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы
родителей организовали отдельную беседу.
Еще одна форма - это педагогические ширмы, в которых родителям
давали четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы
знакомили родителей с народными приметами, но обязательно с заданием:
почему так говорят?
Консультацию, например "Использование художественной литературы
в формировании экологических знаний дошкольников в семье", начинали с
просмотра выставки книг по природе для детей. Дети показывали родителям
сценку "Лесные уроки вежливости", в которой сказочные персонажи
рассказывали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра
побеседовали с родителями, давали конкретные советы, порекомендовали
детям дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и
иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи.
Привлекали родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Мы
заранее вывешивали в информационный уголок сообщения о проведении
мероприятия. Родители не оставались равнодушными: приносили рисунки,
фотографии, делали вместе с детьми поделки из природного и бросового
материала. Участие каждой семьи не оставалось без внимания, награждались
благодарственными письмами. Проводили праздник "День птиц". В
программе праздника был конкурс "Лучший домик для птиц", выставка
"Корм для разных птиц", "Чей корм вкуснее". Родители вместе с детьми
развешивали на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Читали стихи,
загадывали загадки. Дети были очень счастливы, а взрослые, помогая им,
проявили заинтересованность, выросли в глазах своих детей. Также сделали в
группе книгу о природе со стихами и сказками, придуманными родителями
совместно с детьми. Увидев, как нерационально используется вода детьми и
взрослыми, мы решили провести акцию "Берегиня". С детьми проводили
занятия "Где живет вода?", "Значение воды на Земле" (Приложение 3). Дети
познакомились со свойствами воды и ее чудесными превращениями,
получили знания о том, что на планете Земля много воды, но воды пригодной
для питья, очень мало. Они узнали, что вода - это жизнь, что она нужна всему
живому, но только чистая. С родителями проводили конкурс рисунков "Вода
это жизнь". Предлагалось (по желанию) нарисовать портрет воды, профессии,
связанные с водной стихией. Советовали родителям прочитать детям
художественные произведения Н.Рыжовой "Жила - была Река", "Как люди
речку обидели", М.Пластова "Как Кап Капыч речку спасал". После
проведенной работы заметили, что дети стали экономно использовать воду.
Привлекая родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на
участке детского сада, организовали акцию "Чистое утро". Цель этой акции:
учить и воспитывать детей жить в согласии с окружающей средой, природой,
не загрязняя ее бытовым мусором.
Горе будет нам, если мы не научим детей любить природу, щадить ее,
любоваться ею. А для этого будем делать все возможное: подавать пример
доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребенка
впечатлениями, использовать для этого научно-методическую литературу,
игры, игрушки.
Список литературы
1. Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников
[Текст] : учебно-методическое пособие / Н.Н. Авдеева. - Ярославль:
Академия развития, 2003. - 112 с.
2. Аксенова, З.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание
дошкольников [Текст] / З.Ф. Аксенова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
3. Ашиков, В.И. Семицветик. Программа культурно-экологического
образования дошкольников [Текст] / В.И. Ашиков // Дошкольное воспитание.
-1998. - № 2. - С. 34-39.
4. Бобылева, Л. Экологические знания дошкольников [Текст] / Л. Бобылева //
Дошкольное воспитание. - 1997. - № 7. - С.16-19.
5. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст] / Т.М.
Бондаренко ТЦ "Учитель", 2009. - 189 с.
6. Вересов, И.Н. Мы земляне. Программа по экологическому воспитанию
старших дошкольников [Текст] / И.Н. Вересов // Дошкольное воспитание. -
1995. - № 1. - С. 24-29.
7. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /
С.А. Веретенникова. - М. : Просвещение, 1980. - 272 с.
8. Газина, О.М. Играя, изучаем природу [Текст] / О.М. Газина // Дошкольное
воспитание. - 1996. - № 7. - С. 14-17.
9. Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей
дошкольного возраста [Текст] / О.М. Газина. Издательство "Прометей", 2013.
- 216 с.
10. Грунина, С.О. Теория и методика экологического образования детей
[Текст] / С.О. Грунина. - Йошкар-Ола, 2006. - 159 с.
11. Гусейнов, А.А. Природа, как ценность культуры. Экология, культура,
образование [Текст] / А.А. Гусейнов. - М. : 1989. - С. 5-11.
12. Демина, Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды
[Текст] / Т.А. Демина. - М. : 2002. - 187с.
13. Дошкольная педагогика [Текст] :учебник / под ред. С.А. Козловой. - М. :
2010. - 112 с.
14. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : 2010. - 112 с.
15. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию
дошкольников [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. -
С. 58-63.
16. Зенина, Т. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 2-
10.
17. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
[Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. -
М. : ТЦ Сфера, 2005. - 240 с.
18. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию
[Текст] / Г. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 10-12.
19. Киреева, Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников
[Текст] / Л.Г. Киреева. - Изд-во "Учитель", 2008. - 180 с.
20. Клепинина, З.А. Природоведение [Текст] / З.А. Клепинина, Л.Ф.
Мельчаков. - М. : Просвещение, 2006. - С. 38-42.
21. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А.
Каменский. - М. : 1982. - Т. 1. - С. 20-27.
22. Копцева, Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному
искусству [Текст] /Т.А. Копцева. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 208 с. 23.Кравченко,
И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы
[Текст] : методическое пособие / И.В. Кравченко, Т.Л. Домова; под ред. Г.М.
Киселевой, Л.И. Пономаревой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 208 с.
24. Лучич, М.В. Детям о природе [Текст] : учебно-методическое пособие для
воспитателей детского сада / М.В. Лучич. - М. : Просвещение, 1989. - 144 с.
25. Мамидов, Н.М. Культура, экология, оборудование [Текст] / Н.М.
Мамидов. - М. : 2006. - 168 с.
26. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания
дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф.
Терентьева; под. ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб. : Детство-
пресс, 2003. - 319 с.
27. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников
[Текст] : учеб. пособие / С.Н. Николаева. - М. : ИЦ "Академия", 2007. - 82 с.
28. Николаева, С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ
экологического образования и воспитания детей [Текст] / С.Н.Николаева //
Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - С. 52-64.
29. Николаева, С.Н. Юный эколог [Текст] / С.Н. Николаева. - М. : Мозаика -
Синтез, 2004. - 120 с.
30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2012. - 336
с.
31.Поддъяков, Н.Н. Очерки психического развития дошкольников [Текст] /
Н.Н. Поддъяков. - Просвещение - Альфа. - М. : 2012. - 341 с.
32. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания
дошкольников [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 7.
- С. 38-46.
33. Рылеева, Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой
активности "Открой себя" [Текст] / Е.В. Рылеева. - М. : Гном - Пресс, 1999. -
48 с.
34. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте
[Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А.
Серебрякова. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2008. -
289 с.
35. Скалон, С.А. Экология для дошкольника [Текст] : учебно-методическое
пособие. Кемерово : МОУДПО "НМЦ", 2007. - 172 с.
36. Смолова, Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой.
Экологическая психология [Текст] / Л.В. Смолова. - М. : СПб ГИП и С, 2010.
- 80 с.
37. Соломенникова, О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников
[Текст] / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С.
40-46.
38. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду :
программа и методические рекомендации [Текст] / О.А. Соломенникова; под.
ред. Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 238 с.
39. Фрейдкин, И.С. Как знакомить детей с явлениями неживой природы
[Текст] / И.С. Фрейдкин // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 17-18.
40. Харитонова, Л. Исследовательская деятельность дошкольника [Текст] / Л.
Харитонова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 33-36.
41. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А.
Широкова. - Ростов н /Д : Феникс, Изд. 7-е, 2010. - С. 61-93.
42. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б.
Эльконин. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.