Автор: Спицына Мария Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКСУ СО АО "Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Солнечный"
Населённый пункт: Астраханская область Черноярский район, с. Черный Яр
Наименование материала: План работы психолога
Тема: Коррекционная и психопрофилактическая работа с детьми
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Кафедра педагогики и психологии начального образования
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА НА ГОД
Выполнила:
Спицына Мария Васильевна
Группа (ОЗО) ПП-51
2015 год
Виды работы:
1)
психопрофилактика;
2)
психологическое консультирование;
3)
психологическая диагностика;
4)
коррекционно – развивающая работа;
5)
методическая работа.
Цель: сохранение и сбережение психического здоровья школьников, сопровождение всех
участников образовательного процесса на различных этапах развития, развитие у них творче-ских
способностей.
Задачи:
1)
способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;
2)
содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных
страхов и тревожности;
3)
принимать активное участие в развитии познавательной и эмоционально-волевой
сфер детей;
4)
обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на
каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при
поступлении в 1 класс и переходе на каждую новую ступень школы.
Известно, что работа педагога-психолога в школе представляет собой сложную многоуровневую
систему и включает в себя множество направлений профессиональной деятельности, которые с
каждым
годом
меняют
своё
содержание
в
связи
с
постоянно
меняющимися
условиями
современной жизни. Выстраивая такую систему работы, ни один специалист не может обойтись
без
нормативно-правовой
и
научно-методической
базы,
теоретической
основы,
принципов
профессиональной
деятельности.
Это
необходимо
для
того,
чтобы
педагог-психолог
мог
оказывать
квалифицированную
помощь,
опираясь
на
известные
и
проверенные
концепции,
теории,
закономерности
психического
развития
человека,
а
также
для
отслеживания
им
эффективности результатов своей работы.
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся
условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим
поколением.
Нынешним
школьникам
предстоит
начать
самостоятельную
жизнь
и
трудовую
деятельность в условиях, жёсткие требования которых ставят перед ними не только проблемы
правильного
выбора
профессии
и
трудоустройства,
но
и
эколого-экономические
проблемы,
напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны
быть
социально
мобильны,
инициативны,
уметь
легко
и
пластично
реагировать
на
изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С
одной
стороны,
они
должны
быть
способны
строго
выполнять
определённые
социальные
функции,
а
с
другой
–
уметь
реализовывать
и
развивать
свою
индивидуальность.
Ребёнок,
который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще
всего и называется адаптированным.
Основная цель психолого-педагогической деятельности в период адаптации – создание
педагогических
и
социально-психологических
условий,
позволяющих
ребёнку
успешно
функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель
достигается за счёт последовательного решения педагогом-психологом следующих задач:
1.
Выявить
особенности
психолого-педагогического
статуса
школьников
с
целью
своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в
обучении, общении и психическом состоянии.
2.
Создавать
систему
психолого-педагогической
поддержки
всех
учащихся
в
период
адаптации,
позволяющую
им
не
только
приспособиться
к
новым
условиям,
но
и
всесторонне
развиваться
и
совершенствоваться
в
различных
сферах
общения
и
деятельности.
3.
Совершенствовать специальные педагогические и социально-психологические условия,
позволяющие
осуществлять
развивающую,
коррекционно-формирующую
работу
с
детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся первых, пятых, девятых и десятых
классов педагогом – психологом осуществляются следующие направления деятельности:
1.
Психолого-педагогическая
диагностика,
напраленная
на
выявление
особенностей
статуса школьников.
2.
Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение
всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или
иного этапа работы.
3.
Консультативная
работа
с
педагогами
и
родителями.
Она
осуществляется
психологом
и
связана
в
основном
с
обсуждением
результатов
проведённой
диагностики,
конкретным
запросом
педагога
или
родителя
в
связи
с
проблемами
обучения, общения или психического самочувствия.
4.
Методическая
работа, направленная
на
совершенствование
методики
и
модификацию
содержания
обучения
осуществляется
педагогами
совместно
с
администрацией
школы
по
результатам анализа психолого-педагогического статуса учащихся.
5.
Коррекционно-развивающая
работа, ориентированная
на
оказание
помощи
детям,
испытывающим
трудности
в
школьной
адаптации.
Эти
трудности
могут
проявляться
в
поведении,
обучении,
самочувствии
ребёнка.
Оказание
помощи
осуществляется
в
форме
групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы .
6.
Организационно-консультативная работа со школьной администрацией, направленная на
совершенствование
процесса
управления
учебно-воспитательным
процессом,
создание
социальных и педагогических условий, способствующих успешной адаптации.
Нельзя не отметить влияние эмоционального состояния педагогов, работающих в школе, на
настроение, состояние, эффективность учебной деятельности учащихся. С целью профилактики
«эмоционального
выгорания»
психолог
может
выступать
на
педагогических
советах,
методических объединениях, проводить занятия в тренинговой форме на данную тему.
План работы
Виды работы:
1). Психопрофилактика.
№
п/п
Дата
Контин-
гент
Цели
Форма проведения
мероприятия
Сотрудни-
чество
участников
1.
Сен-
тябрь
Родители
учащихся
1 классов
Информирование о
результатах
фронтальной
диагностики;
информирование о
процессе
адаптации детей к
обучению в
школе,
рекомендации
Выступление на
родительских
собраниях « Вве-
дение в школьную
жизнь»
Классные
руководители
2.
Ок-
тябрь
Учащиеся
5 классов
Профилактика
тревожности,
связанной с
переходом
в среднее звено
Классные часы
« Мы-пятиклас-
сники»
Классные
руководители
3.
Но-
ябрь
Учащиеся
1 – 11 кл,
взрослые
Сплочение учащихся
каждого класса и всей
школы в целом
Психологическая
игра « Следопыт»
Педагоги,
старшекласс-
ники
4.
Де-
кабрь
Учащиеся
2 класса
Выявление уровня
сформированности
коллектива
Психологическая
игра « Заколдо-
ванное сердце»
Классный
руководитель
5.
Ян-
варь
Учащиеся
10 класса
Помочь учащимся, не
определившимся в
выборе профессио-
нального обучения,
более ответственно
подойти к своему
будущему, осознать
взаимосвязь
различных
жизненных этапов и
со-
бытий
Деловая игра
« Перспектива»
Классные
руководители
6.
Фев-
раль-
март
Учащиеся
6 класса
Профилактика
агрессив-ного и
гиперактивного
поведения
Классные часы
Классный ру-
ководитель
7.
Фев-
раль-
март
Родители
учащихся
8, 9, 11
классов
Информирование о
результатах
фронталь-ной
диагностики по
профориентации
Родительские
собрания
Классные
руководители
8.
Март
Учащиеся
9 – 11
классов
Развитие творческих
способностей
учащихся
Конкурс творчес-
ких эссе среди
учащихся 9 – 11
классов « Каким я хочу
видеть мир
завтра»
9.
Ап-
рель
Учащиеся
9, 11
классов
Психологическая
подготовка к сдаче
экзаменов, про-
филактика стресса
Классные часы
« Экзамены. Стресс»
Классные
руководители
10.
Май
Учащиеся
4 классов
Выявление уровня
Готовности детей на
этапе перехода из
начального в среднее
звено
Игра « Впереди у нас 5
класс»
Классные
руководители,
педагоги
11.
Но-
ябрь,
фев-
раль,
март
Педагоги,
админи-
страция
школы
Пропаганда
психологических
знаний
Выступление на
педагогических
советах: «Составление
памя-ток –требований
для учащихся 5 и 6
классов учителями-
предметниками»,
«Методика работы по
преодолению у
учащихся вредных
привычек»,
«Диагностические
методики изучения
семьи учащихся».
12.
По
плану
адми-
нист-
рации
Классные
руково-
дители
Пропаганда
психологических
знаний
Выступление на
МО классных ру-
ководителей на темы
«Проблемные
учащиеся моего
класса», «Изучение
отношения учащихся к
учебному предмету»
13.
По
дого-
ворён-
ности
(кани-
кулы)
Педагоги
Адаптация учащихся
5-х классов к
процессу обучения в
средней школе
Семинары-практи-
кумы: Характеристика
адаптационного
процесса в 5
классе,классные часы
и родитель-ские
собрания, эле-
менты тренинга
на уроках»
14.
По за-
просу
в тече-
ние
года
Родители
учащихся
1 - 11
классов
Информирование
роди-телей о поиске
совместных путей
воспитания учащихся,
Родительские
собрания:
«Самоуважение и
успехи подростка»;
«Отношения в семье и
характер подростка»;
«Ответственнось
несовершеннолетних»;
«Как помочь под-
ростку обрести уверен-
ность в себе»;
«Профессиональное
самоопределение
подростков» и др.
15.
По за-
просу
в тече-
ние
года
Родители
младших
школьни-
ков
Формирование
гармоничных детско-
родительских
отношений
Родительский прак-
тикум «Моя семья»
Социальный
педагог
2. Психологическое консультирование
№
п/п
Содержание деятельности
Дата
Клиент
1.
Консультирование родителей по вопросам воспитания детей,
имеющих проблемы в обучении и отклонения в поведении
В тече-
ние го-
да по
запро-
су
Родители
2.
Консультирование руководителей ОУ, педагогов и родителей по
результатам диагностического обследования
В тече-
ние го-
да по
запро-
су
педагоги,
родители
3.
Организация психологического консультирования по вопросу
психологической подготовки педагогов и учащихся к проведе-
нию и прохождению итоговой аттестации в 2013-2014 уч. году
В тече-
нии го-
да по
запро-
су
Педагоги,
учащиеся
4.
Консультирование учащихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации
В тече-
ние го-
да по
запро-
су
Учащиеся
5.
Консультирование педагогов по актуальным вопросам воспита-
ния и обучения детей и подростков (социально-психологический
аспект)
В тече-
нии го-
да по
запро-
су
Педагоги
6.
Консультирование родителей, детей и подростков в рамках уча-
стия в работе Совета профилактики и Комиссии по делам
несовершеннолетних
В тече-
нии го-
да по
запро-
су
Родители,
учащиеся
3. Психологическая диагностика
№
п/п
Дата
Виды деятельности, цели
Контингент
участников
Формы и
методы
Сотруд-
ничество
1.
сен-
тябрь
Мониторинг психологической
готовности учащихся 1 класса к
обучению в школе
Учащиеся
1 класса
Фронтальная
диагностика
Классный
руково-
дитель,
мето-
дист ПСС,
РМК, со-
циаль-
ный педа
гог
2.
Ок-
тябрь,
фев-
раль
Мониторинг психологической готов-
ности учащихся 4 и 5 классов к обу-
чению в среднем звене
Учащиеся
4 и 5 клас-
сов
Фронтальная
диагностика
Классный
руково-
дитель и
социаль-
ный пе-
дагог
3.
Де-
кабрь
Диагностика адаптации первоклас-
сников к обучению в школе
Учащиеся
1 класса
Фронтальная
диагностика
Классный
руково-
дитель
4.
Ян-
варь-
март
Диагностика интересов, склонностей
и профессионального
самоопределения старшеклассни-
ков
Учащиеся
8,9, 11
классов
Фронталь-
ные диагно-
стики (тести-
рование)
Классные
руководи-
тели
5.
Ап-
рель
Диагностика акцентуаций характера
подростков
Учащиеся
8 классов
Тестирова-
ние
Классный
руково-
дитель
6.
Ап-
рель
Диагностика адаптации первоклас-
сников к обучению в школе
Учащиеся
1 класса
Фронтальная
диагностика
Кл. руко-
водитель
7.
Май
Индивидуальная диагностика буду-
щих первоклассников
Дошколь-
ники
Тестирова-
ние
8.
Ап-
рель
Мониторинговое исследование при
переходе в среднее звено
Учащиеся
4 классов
Фронтальная
диагностика
Методи-
сты ПСС
РМК
9.
В
тече-
ние
года
Диагностические исследования в
целях экспертизы в воспитательно-
образовательной деятельности ОУ
в рамках тематических проверок
РОУ
10.
Март-
ап-
рель,
по за-
просу
Проведение диагностических ис-
следований с целью оказания по-
мощи обучающимся в определении
профиля обучения в 10-11 классах
и перспектив профессионального
самоопределения
Учащиеся
10-11
классов
11.
В те-
чение
Проведение тематических диагно-
стических исследований
года
по за-
просу
адми-
нист-
рации
12.
В те-
чение
года
Диагностика учащихся в рамках
представления на (Р)МППК
с целью
определения индивидуального обра-
зовательного маршрута
13.
В те-
чение
года
по за-
просу
роди-
телей,
педа-
гогов
Проведение диагностики с целью
выявления особенностей социаль-
ной ситуации развития, развития
эмоционально-волевой и познава-
тельной сфер личности учащихся
14.
В те-
чение
года
Обследование социально дезадап-
тированных несовершеннолетних
1-11
классы
Индивиду-
альная диаг-
ностика
Социаль-
ный педа-
гог
4. Коррекционно-развивающая работа
№
п/п
Дата
Форма проведения
Ответст-
венные
Тема программы
Класс
1.
Се-
тябрь,
де-
кабрь,
ян-
варь,
май
Групповые развивающие
занятия
Психолог
Повышение психологи-
ческой адаптации к обу-
чению в школе у
учащих-
ся 1 класса
1 класс
2.
1 раз
в не-
делю
Групповые развивающие
занятия
Психолог
Развитие творчества
2,3
классы
3.
1 раз
в не-
делю
Групповые развивающие
занятия
Психолог
Развитие учебно-позна-
вательных мотивов
младших школьников
4
классы
4.
1 раз в
не-
делю
Групповые развивающие
занятия
Психолог
« Школа лидеров»
5-11
классы
5.
6.
Ок-
тябрь-
декаб
но-
ябрь
Групповые развивающие
занятия с элементами тре-
нинга
Занятия психологического
клуба
Психолог
Психолог
соц. пе-
Повышение психологи –
ческой адаптации к обу-
чению в среднем звене
«Гении, таланты и я
среди них!» и др. (1 раз
5 класс
8-9
классы
дагог
в четверть).
7.
Январь-
фев-
раль
Психологические классные
часы
Психолог
«Юность- пора
нравиться»
10
класс
8.
В тече-
ние го-
да
Индивидуальные занятия
Психолог
По запросу родителей и
педагогов
5. Методическая работа
№
п/п
Дата
Вид работы
1.
Сентябрь
Утверждение плана работы на учебный год. Подготовка к
проверке обрнадзора.
2.
Октябрь
Подготовка материалов для открытого занятия РМО
3.
Ноябрь
Подготовка материалов к занятию психологического клуба.
4.
В течение
года
Подготовка материалов к проведению диагностических исследо-
ваний, родительских собраний, выступлений на МО классных ру-
ководителей, педсоветам, семинарам, занятиям, консультациям
5.
В течение
года
Обработка и оформление полученных результатов диагностики
6.
В течение
года
Разработка обобщающих таблиц результатов диагностики и
рекомендаций для учителей
7.
В течение
года
Составление программ работы с группами 1,5,6 классов и по за-
просу
8.
В течение
года
Посещение библиотеки
9.
Ноябрь
Участие в районном семинаре социальных педагогов и педагогов-
психологов
10.
Декабрь
Подготовка семинара- практикума для учителей начальных клас-
сов « Об опыте реализации программы по профилактике аддити-
вного поведения среди младших школьников»
11.
Январь
Подготовка к занятию психологического клуба
12.
Февраль
Подготовка семинара для учителей «Психологическая профилак-
тика эмоционального и профессионального «выгорания»
13.
Март
Выступление на МО педагогов-психологов
14.
Апрель
Подготовка психологического практикума для педагогов « Ком-
муникативность и лидерство»
15.
В течение
года
Оформление документации
16.
В течение
года
Разработка пакета документов для составления социально-психо-
логических портретов детей и подростков, склонных к противо-
правным действиям ( подбор диагностических методик, педаго-
гической карты наблюдения, алгоритма составления психолого-
педагогической характеристики)
17.
Май-
июнь
Составление отчётов, подведение итогов за - --учебный
год, планирование работы на --- учебный год