Напоминание

Коррекционная и психопрофилактическая работа с детьми


Автор: Спицына Мария Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКСУ СО АО "Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Солнечный"
Населённый пункт: Астраханская область Черноярский район, с. Черный Яр
Наименование материала: План работы психолога
Тема: Коррекционная и психопрофилактическая работа с детьми
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Кафедра педагогики и психологии начального образования

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА НА ГОД

Выполнила:

Спицына Мария Васильевна

Группа (ОЗО) ПП-51

2015 год

Виды работы:

1)

психопрофилактика;

2)

психологическое консультирование;

3)

психологическая диагностика;

4)

коррекционно – развивающая работа;

5)

методическая работа.

Цель: сохранение и сбережение психического здоровья школьников, сопровождение всех

участников образовательного процесса на различных этапах развития, развитие у них творче-ских

способностей.

Задачи:

1)

способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;

2)

содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных

страхов и тревожности;

3)

принимать активное участие в развитии познавательной и эмоционально-волевой

сфер детей;

4)

обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на

каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при

поступлении в 1 класс и переходе на каждую новую ступень школы.

Известно, что работа педагога-психолога в школе представляет собой сложную многоуровневую

систему и включает в себя множество направлений профессиональной деятельности, которые с

каждым

годом

меняют

своё

содержание

в

связи

с

постоянно

меняющимися

условиями

современной жизни. Выстраивая такую систему работы, ни один специалист не может обойтись

без

нормативно-правовой

и

научно-методической

базы,

теоретической

основы,

принципов

профессиональной

деятельности.

Это

необходимо

для

того,

чтобы

педагог-психолог

мог

оказывать

квалифицированную

помощь,

опираясь

на

известные

и

проверенные

концепции,

теории,

закономерности

психического

развития

человека,

а

также

для

отслеживания

им

эффективности результатов своей работы.

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся

условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим

поколением.

Нынешним

школьникам

предстоит

начать

самостоятельную

жизнь

и

трудовую

деятельность в условиях, жёсткие требования которых ставят перед ними не только проблемы

правильного

выбора

профессии

и

трудоустройства,

но

и

эколого-экономические

проблемы,

напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны

быть

социально

мобильны,

инициативны,

уметь

легко

и

пластично

реагировать

на

изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С

одной

стороны,

они

должны

быть

способны

строго

выполнять

определённые

социальные

функции,

а

с

другой

уметь

реализовывать

и

развивать

свою

индивидуальность.

Ребёнок,

который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще

всего и называется адаптированным.

Основная цель психолого-педагогической деятельности в период адаптации – создание

педагогических

и

социально-психологических

условий,

позволяющих

ребёнку

успешно

функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель

достигается за счёт последовательного решения педагогом-психологом следующих задач:

1.

Выявить

особенности

психолого-педагогического

статуса

школьников

с

целью

своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в

обучении, общении и психическом состоянии.

2.

Создавать

систему

психолого-педагогической

поддержки

всех

учащихся

в

период

адаптации,

позволяющую

им

не

только

приспособиться

к

новым

условиям,

но

и

всесторонне

развиваться

и

совершенствоваться

в

различных

сферах

общения

и

деятельности.

3.

Совершенствовать специальные педагогические и социально-психологические условия,

позволяющие

осуществлять

развивающую,

коррекционно-формирующую

работу

с

детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

В рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся первых, пятых, девятых и десятых

классов педагогом – психологом осуществляются следующие направления деятельности:

1.

Психолого-педагогическая

диагностика,

напраленная

на

выявление

особенностей

статуса школьников.

2.

Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение

всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или

иного этапа работы.

3.

Консультативная

работа

с

педагогами

и

родителями.

Она

осуществляется

психологом

и

связана

в

основном

с

обсуждением

результатов

проведённой

диагностики,

конкретным

запросом

педагога

или

родителя

в

связи

с

проблемами

обучения, общения или психического самочувствия.

4.

Методическая

работа, направленная

на

совершенствование

методики

и

модификацию

содержания

обучения

осуществляется

педагогами

совместно

с

администрацией

школы

по

результатам анализа психолого-педагогического статуса учащихся.

5.

Коррекционно-развивающая

работа, ориентированная

на

оказание

помощи

детям,

испытывающим

трудности

в

школьной

адаптации.

Эти

трудности

могут

проявляться

в

поведении,

обучении,

самочувствии

ребёнка.

Оказание

помощи

осуществляется

в

форме

групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы .

6.

Организационно-консультативная работа со школьной администрацией, направленная на

совершенствование

процесса

управления

учебно-воспитательным

процессом,

создание

социальных и педагогических условий, способствующих успешной адаптации.

Нельзя не отметить влияние эмоционального состояния педагогов, работающих в школе, на

настроение, состояние, эффективность учебной деятельности учащихся. С целью профилактики

«эмоционального

выгорания»

психолог

может

выступать

на

педагогических

советах,

методических объединениях, проводить занятия в тренинговой форме на данную тему.

План работы

Виды работы:

1). Психопрофилактика.

п/п

Дата

Контин-

гент

Цели

Форма проведения

мероприятия

Сотрудни-

чество

участников

1.

Сен-

тябрь

Родители

учащихся

1 классов

Информирование о

результатах

фронтальной

диагностики;

информирование о

процессе

адаптации детей к

обучению в

школе,

рекомендации

Выступление на

родительских

собраниях « Вве-

дение в школьную

жизнь»

Классные

руководители

2.

Ок-

тябрь

Учащиеся

5 классов

Профилактика

тревожности,

связанной с

переходом

в среднее звено

Классные часы

« Мы-пятиклас-

сники»

Классные

руководители

3.

Но-

ябрь

Учащиеся

1 – 11 кл,

взрослые

Сплочение учащихся

каждого класса и всей

школы в целом

Психологическая

игра « Следопыт»

Педагоги,

старшекласс-

ники

4.

Де-

кабрь

Учащиеся

2 класса

Выявление уровня

сформированности

коллектива

Психологическая

игра « Заколдо-

ванное сердце»

Классный

руководитель

5.

Ян-

варь

Учащиеся

10 класса

Помочь учащимся, не

определившимся в

выборе профессио-

нального обучения,

более ответственно

подойти к своему

будущему, осознать

взаимосвязь

различных

жизненных этапов и

со-

бытий

Деловая игра

« Перспектива»

Классные

руководители

6.

Фев-

раль-

март

Учащиеся

6 класса

Профилактика

агрессив-ного и

гиперактивного

поведения

Классные часы

Классный ру-

ководитель

7.

Фев-

раль-

март

Родители

учащихся

8, 9, 11

классов

Информирование о

результатах

фронталь-ной

диагностики по

профориентации

Родительские

собрания

Классные

руководители

8.

Март

Учащиеся

9 – 11

классов

Развитие творческих

способностей

учащихся

Конкурс творчес-

ких эссе среди

учащихся 9 – 11

классов « Каким я хочу

видеть мир

завтра»

9.

Ап-

рель

Учащиеся

9, 11

классов

Психологическая

подготовка к сдаче

экзаменов, про-

филактика стресса

Классные часы

« Экзамены. Стресс»

Классные

руководители

10.

Май

Учащиеся

4 классов

Выявление уровня

Готовности детей на

этапе перехода из

начального в среднее

звено

Игра « Впереди у нас 5

класс»

Классные

руководители,

педагоги

11.

Но-

ябрь,

фев-

раль,

март

Педагоги,

админи-

страция

школы

Пропаганда

психологических

знаний

Выступление на

педагогических

советах: «Составление

памя-ток –требований

для учащихся 5 и 6

классов учителями-

предметниками»,

«Методика работы по

преодолению у

учащихся вредных

привычек»,

«Диагностические

методики изучения

семьи учащихся».

12.

По

плану

адми-

нист-

рации

Классные

руково-

дители

Пропаганда

психологических

знаний

Выступление на

МО классных ру-

ководителей на темы

«Проблемные

учащиеся моего

класса», «Изучение

отношения учащихся к

учебному предмету»

13.

По

дого-

ворён-

ности

(кани-

кулы)

Педагоги

Адаптация учащихся

5-х классов к

процессу обучения в

средней школе

Семинары-практи-

кумы: Характеристика

адаптационного

процесса в 5

классе,классные часы

и родитель-ские

собрания, эле-

менты тренинга

на уроках»

14.

По за-

просу

в тече-

ние

года

Родители

учащихся

1 - 11

классов

Информирование

роди-телей о поиске

совместных путей

воспитания учащихся,

Родительские

собрания:

«Самоуважение и

успехи подростка»;

«Отношения в семье и

характер подростка»;

«Ответственнось

несовершеннолетних»;

«Как помочь под-

ростку обрести уверен-

ность в себе»;

«Профессиональное

самоопределение

подростков» и др.

15.

По за-

просу

в тече-

ние

года

Родители

младших

школьни-

ков

Формирование

гармоничных детско-

родительских

отношений

Родительский прак-

тикум «Моя семья»

Социальный

педагог

2. Психологическое консультирование

п/п

Содержание деятельности

Дата

Клиент

1.

Консультирование родителей по вопросам воспитания детей,

имеющих проблемы в обучении и отклонения в поведении

В тече-

ние го-

да по

запро-

су

Родители

2.

Консультирование руководителей ОУ, педагогов и родителей по

результатам диагностического обследования

В тече-

ние го-

да по

запро-

су

педагоги,

родители

3.

Организация психологического консультирования по вопросу

психологической подготовки педагогов и учащихся к проведе-

нию и прохождению итоговой аттестации в 2013-2014 уч. году

В тече-

нии го-

да по

запро-

су

Педагоги,

учащиеся

4.

Консультирование учащихся, находящихся в трудной жизненной

ситуации

В тече-

ние го-

да по

запро-

су

Учащиеся

5.

Консультирование педагогов по актуальным вопросам воспита-

ния и обучения детей и подростков (социально-психологический

аспект)

В тече-

нии го-

да по

запро-

су

Педагоги

6.

Консультирование родителей, детей и подростков в рамках уча-

стия в работе Совета профилактики и Комиссии по делам

несовершеннолетних

В тече-

нии го-

да по

запро-

су

Родители,

учащиеся

3. Психологическая диагностика

п/п

Дата

Виды деятельности, цели

Контингент

участников

Формы и

методы

Сотруд-

ничество

1.

сен-

тябрь

Мониторинг психологической

готовности учащихся 1 класса к

обучению в школе

Учащиеся

1 класса

Фронтальная

диагностика

Классный

руково-

дитель,

мето-

дист ПСС,

РМК, со-

циаль-

ный педа

гог

2.

Ок-

тябрь,

фев-

раль

Мониторинг психологической готов-

ности учащихся 4 и 5 классов к обу-

чению в среднем звене

Учащиеся

4 и 5 клас-

сов

Фронтальная

диагностика

Классный

руково-

дитель и

социаль-

ный пе-

дагог

3.

Де-

кабрь

Диагностика адаптации первоклас-

сников к обучению в школе

Учащиеся

1 класса

Фронтальная

диагностика

Классный

руково-

дитель

4.

Ян-

варь-

март

Диагностика интересов, склонностей

и профессионального

самоопределения старшеклассни-

ков

Учащиеся

8,9, 11

классов

Фронталь-

ные диагно-

стики (тести-

рование)

Классные

руководи-

тели

5.

Ап-

рель

Диагностика акцентуаций характера

подростков

Учащиеся

8 классов

Тестирова-

ние

Классный

руково-

дитель

6.

Ап-

рель

Диагностика адаптации первоклас-

сников к обучению в школе

Учащиеся

1 класса

Фронтальная

диагностика

Кл. руко-

водитель

7.

Май

Индивидуальная диагностика буду-

щих первоклассников

Дошколь-

ники

Тестирова-

ние

8.

Ап-

рель

Мониторинговое исследование при

переходе в среднее звено

Учащиеся

4 классов

Фронтальная

диагностика

Методи-

сты ПСС

РМК

9.

В

тече-

ние

года

Диагностические исследования в

целях экспертизы в воспитательно-

образовательной деятельности ОУ

в рамках тематических проверок

РОУ

10.

Март-

ап-

рель,

по за-

просу

Проведение диагностических ис-

следований с целью оказания по-

мощи обучающимся в определении

профиля обучения в 10-11 классах

и перспектив профессионального

самоопределения

Учащиеся

10-11

классов

11.

В те-

чение

Проведение тематических диагно-

стических исследований

года

по за-

просу

адми-

нист-

рации

12.

В те-

чение

года

Диагностика учащихся в рамках

представления на (Р)МППК

с целью

определения индивидуального обра-

зовательного маршрута

13.

В те-

чение

года

по за-

просу

роди-

телей,

педа-

гогов

Проведение диагностики с целью

выявления особенностей социаль-

ной ситуации развития, развития

эмоционально-волевой и познава-

тельной сфер личности учащихся

14.

В те-

чение

года

Обследование социально дезадап-

тированных несовершеннолетних

1-11

классы

Индивиду-

альная диаг-

ностика

Социаль-

ный педа-

гог

4. Коррекционно-развивающая работа

п/п

Дата

Форма проведения

Ответст-

венные

Тема программы

Класс

1.

Се-

тябрь,

де-

кабрь,

ян-

варь,

май

Групповые развивающие

занятия

Психолог

Повышение психологи-

ческой адаптации к обу-

чению в школе у

учащих-

ся 1 класса

1 класс

2.

1 раз

в не-

делю

Групповые развивающие

занятия

Психолог

Развитие творчества

2,3

классы

3.

1 раз

в не-

делю

Групповые развивающие

занятия

Психолог

Развитие учебно-позна-

вательных мотивов

младших школьников

4

классы

4.

1 раз в

не-

делю

Групповые развивающие

занятия

Психолог

« Школа лидеров»

5-11

классы

5.

6.

Ок-

тябрь-

декаб

но-

ябрь

Групповые развивающие

занятия с элементами тре-

нинга

Занятия психологического

клуба

Психолог

Психолог

соц. пе-

Повышение психологи –

ческой адаптации к обу-

чению в среднем звене

«Гении, таланты и я

среди них!» и др. (1 раз

5 класс

8-9

классы

дагог

в четверть).

7.

Январь-

фев-

раль

Психологические классные

часы

Психолог

«Юность- пора

нравиться»

10

класс

8.

В тече-

ние го-

да

Индивидуальные занятия

Психолог

По запросу родителей и

педагогов

5. Методическая работа

п/п

Дата

Вид работы

1.

Сентябрь

Утверждение плана работы на учебный год. Подготовка к

проверке обрнадзора.

2.

Октябрь

Подготовка материалов для открытого занятия РМО

3.

Ноябрь

Подготовка материалов к занятию психологического клуба.

4.

В течение

года

Подготовка материалов к проведению диагностических исследо-

ваний, родительских собраний, выступлений на МО классных ру-

ководителей, педсоветам, семинарам, занятиям, консультациям

5.

В течение

года

Обработка и оформление полученных результатов диагностики

6.

В течение

года

Разработка обобщающих таблиц результатов диагностики и

рекомендаций для учителей

7.

В течение

года

Составление программ работы с группами 1,5,6 классов и по за-

просу

8.

В течение

года

Посещение библиотеки

9.

Ноябрь

Участие в районном семинаре социальных педагогов и педагогов-

психологов

10.

Декабрь

Подготовка семинара- практикума для учителей начальных клас-

сов « Об опыте реализации программы по профилактике аддити-

вного поведения среди младших школьников»

11.

Январь

Подготовка к занятию психологического клуба

12.

Февраль

Подготовка семинара для учителей «Психологическая профилак-

тика эмоционального и профессионального «выгорания»

13.

Март

Выступление на МО педагогов-психологов

14.

Апрель

Подготовка психологического практикума для педагогов « Ком-

муникативность и лидерство»

15.

В течение

года

Оформление документации

16.

В течение

года

Разработка пакета документов для составления социально-психо-

логических портретов детей и подростков, склонных к противо-

правным действиям ( подбор диагностических методик, педаго-

гической карты наблюдения, алгоритма составления психолого-

педагогической характеристики)

17.

Май-

июнь

Составление отчётов, подведение итогов за - --учебный

год, планирование работы на --- учебный год



В раздел образования