Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами
урока «окружающий мир»
Задачи урока:
1.
Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
2.
Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
3.
Познакомить
с
новыми
понятиями:
«воображаемая
ось»,
«экватор»,
«Северное и Южное полушария», «Северный и Южный полюс».
4.
Формировать умение работать с глобусом и навыка устного составления
рассказа.
5.
Формировать
коммуникативную
компетенцию:
умение
вести
диалог,
координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
6.
Развивать
самостоятельность
мышления,
познавательный
интерес
к
окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные:
уметь
объяснять
значение
терминов
«экватор»
«полюса»,
«полушария», находить на глобусе Северный и Южный полюса, Северное и Южное
полушария.
Метапредметные:
Коммуникативные:
навыки делового партнёрского общения; умения находить
и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой
недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей;
оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме
по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Оборудование и наглядные пособия:
учебники, хрестоматии, тетради для
самостоятельной работы, демонстративный глобус, глобусы для каждой группы, ИКТ,
яблоко, карточки с опорными словами (экватор, Северный полюс, Южный полюс,
Северное
полушарие,
Южное
полушарие,
воображаемая
ось),
красный
и
синий
карандаши, маленькие магниты, дерево со съёмными листочками для самооценки,
спички, символы групповой работы и работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
(Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)
Добрый день
И добрый час,
Я рада приветствовать вас.
II. Актуализация знаний.
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать
.
Работа в группах. (Раздать карточки с заданиями для групп)
1 группа.
– Какими источниками информации надо пользоваться, чтоб
разгадать тайны окружающего мира. Назовите
их. (учебники, словари, взрослые,
интернет, иллюстрации, опыт, наблюдение).
2 группа : К изображениям предметов подберите соответствующие
модели . (машина, самолёт, глобус, вертолёт)
-Что же такое модель? (предмет, сделанный человеком и похожий на оригинал)
3 группа: - Найдите оси вращения
(пробка на зубочистке, клубок на спице, шарик пластилиновый на спичке, мяч)
-Что
такое ось вращения?
(неподвижный стержень, вокруг которого
вращается
предмет ). А как же быть с мячом?
Опыт с мячом: учитель вращает мяч между пальцев.
- Есть ли ось? Почему так считаете? Что вы можете о ней сказать?
4 группа . В словаре найдите значение слова модель, прочитайте
(учебник ,стр.125)
- Сравните с нашим выводом? Уточните определение учебника.… Мы молодцы!
II. Сообщение темы и цели урока :
- Как вы думаете с какой моделью мы будем сегодня будем знакомиться?
- Сформулируйте тему урока.( Модель Земли).
- Цель : Расширить представления о глобусе как модели Земли.
- Как вы думаете, почему модель Земли назвали глобусом? (в переводе с латинского
шар)
Задача
нашего
урока: учиться искать ответы на вопросы, пользуясь разными
источниками информации
III. Работа над новым материалом.
1.
Знакомство с глобусом.
а) Наблюдение и опыт.
-Давайте понаблюдаем за глобусом.
Покрутим его. Земля вращается. Поэтому вращается и глобус.
-Что заметили? (есть ось вращения)
-Как она расположена? (наклонена). Но у глобуса настоящая ось вращения, а у Земли?
б) Работа в тетради на печатной основе, зад. 8, стр. 6
- Назовите предметы. На каждый предмет по направлению оси вращения положите
спичку. ( Работа в парах)
- Назовите те предметы, у которых мы не видим ось вращения.
- Совпадает ли направление оси у Земли и глобуса? Почему?
- Синим карандашом проведите настоящую ось вращения, красным воображаемую .
-Какая
ось
у
планеты
Земля
-
настоящая
или
воображаемая?
(ось,
которую
представляем. на доске выставляется термин «воображаемая ось»)
Южный полюс.
д) Вид Земли из космоса.
Беседа : ЕслиЗемля круглая, то почему мы этого не замечаем?
Как думаете, кто первым. увидел, что Земля имеет форму шара?
-Первым человеком, увидевшим Землю из космоса был Ю.А.Гагарин( Слайд 1)
“Очутившись в космосе, я увидел планеты, звезды, ослепительно-яркий диск
солнца на черном небе, и выпуклую сторону Земли, покрытую облаками. Земной
шар был рядом со мной, поворачивался на глазах, как глобус” (слайд 2, 3,4)
- Наша планета очень красива. Она наш дом. ( слайды 5- 17)
Показ слайдов 4,5,6,7 - слайд первого глобуса _
Отгадайте загадки:
Ты держишь целый мир в руках
Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах
Все города и страны
Ты держишь мир в руках как мяч
Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач
Что за предмет волшебный?
(глобус)
Вокруг неё Земля вращается,
А утро с ночью не встречается (ось)
1.
Как называется ближайшая к Земле звезда?
2.
Какую форму имеет планета Земля?
3.
Как называется модель Земли?
4.
Что нарисовано на поверхности глобуса?
5.
Чего на Земле больше: суши или воды?
III. Изучение нового материала
Отгадайте загадку: (слайд 3)
На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь - в руках унесешь
( Слайд 4 ) глобус
4.2. Игра «да- нет» (Цель: Закрепить знания о модели Земли.)
- Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.
1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность
глобуса. (да)
2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (да)
3.
Линии,
которые
соединяют
Северный
и
Южный
полюса,
называют
параллелями. (нет)
4.
Линии,
которые
соединяют
Северный
и
Южный
полюса,
называют
меридианами. (да)
Стихи читают дети:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Вместе: Береги свою планету,
Ведь другой такой на свете нету!
- Как вы можете беречь свою планету?
Ф
изминутка
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, лёгкий ветерок,
Здравствуй, крепенький дубок.
Я живу в родном краю,
Я вас всех благодарю.
в) Работа с окраской глобуса .
- Рассмотрите окраску глобуса. Догадались, что означают цвета?
-Чего на земле больше – суши или воды?
Демонстрация соотношения суши и воды с помощью яблока.
- Предположим, что яблоко – это модель Земли. Я отделяю 1/3 – это суша., остальное –
вода.
- Найдите в центре глобуса жирную синюю линию.
Покажите её. Это экватор , она опоясывает глобус. Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.
На сколько частей она разделяет глобус?
На две - Северное и Южное полушария ( Слайд 18 ,
выставляются карточки Северное
полушарие и Южное полушарие, экватор) .
Если посмотреть на глобус сверху, то увидим самую верхнюю точку глобуса –
Северный п олюс . В противоположной стороне – Южный .
Через
Северный
и
Южный
полюс
проходит
ось
вращения
Земли.
( На
доске
выставляются термины «Северный полюс, Южный полюс)
г) Работа в группах .
-Найдите и покажите экватор, Северное полушарие, Южное полушарие, Северный
полюс, Южный полюс.
е)
Первые глобусы. Работа с хрестоматией, стр. 10-11.
- Мы с вами пользуемся моделью школьного глобуса. А как вы думаете, есть ли другие
модели?
Работа со статьёй из хрестоматии «Можно ли побывать внутри глобуса?
-Название глобусов подчеркните простым карандашом.
Что означает слово глобус?
Кому нужны глобусы мореходы?
Как выглядели глобусы придворные?
Чем вас поразил глобус, который находится в Кунсткамере в Санкт – Петербурге?
Работа в группах .
- На стр. 10 – 11 для каждого названия найдите свой глобус. ( Слайд 20)
IV. Итог урока: Игра «ДА –НЕТ».
-Я читаю вопросы и ответы на них, если ответ верный, то вы хлопаете в ладоши, нет –
молчите (вопросы по теме урока)
V.Самооценка: «Одень дерево ».
- Если вам на уроке было трудно и скучно, прикрепите красный листочек;
- если вы испытывали затруднения – желтый;
- если всё было легко – зелёный.
VI. Домашнее задание : Какой люди представляли нашу планету в древности?
(хрестоматия, с. 7 -9)
Используемая литература:
1.
Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Учебник : В 2 ч. /
О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд. – М.:
Академкнига/Учебник, 2009.- Ч.1 : 128 с : цв. ил.
2.
Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Хрестоматия. /
О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – 2-е изд. – М.:
Академкнига/Учебник, 2009.- 160 с : ил.
3.
Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Тетрадь для
самостоятельной работы № 1 / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А.
Царёва. – 3-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.- Ч.1 : 48с. :. ил.
4.
Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие [Текст]: 3
кл. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд., испр. –
М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 185 с.
7