Напоминание

"Методические рекомендации к проведению дидактических игр с природоведческим словарем"


Автор: Севастьянова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №80 "Аист"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации к проведению дидактических игр с природоведческим словарем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации к проведению дидактических игр с

природоведческим словарем.

1. Дидактические игры с природоведческим словарем должны проводиться для

детей 3-5 года жизни, но задачи будут изменяться в зависимости от возраста,

уровня владения речью и познавательных способностей.

2. Структура проведения таких дидактических игр может быть одинакова:

1 часть-вводная (игровое начало, сюрпризность появления…).

Цель: создать интерес, положительный эмоциональный настрой.

Содержание: приход героя (гостя), приветствие, обоснование причины прихода

(мотив: например, принес новую, интересную игру, не может найти…,

перепутал…, забыл…).

2 часть – основная (игровые действия детей, выполняемые под руководством

взрослого или вместе с ним).

Цель – обучение детей игровым действиям, формирование природоведческого

словаря определенной тематики.

Содержание: собственно игровые действия с различным демонстрационным

материалом или раздаточным материалом.

3 часть – результат игрового действия. Гость прощается и уходит, обещая

прийти в следующий раз, благодарит детей. Может быть перевод детей на

другой вид деятельности (рисование, пение, подвижную игру…).

3. Игра должна проходить непринужденно, весело и оживленно, как разговор

воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Огромное

значение имеет выразительность речи воспитателя.

4. Воспитатель в младшей группе является инициатором игры и должен брать на

себя роль ведущего.

5. В ходе выполнения игровых действий в дидактических играх можно

рекомендовать следующий комплекс приемов:

Показ с называнием (называние предметов, их частей, признаков,

действий, назначения. Например: у березы есть ствол, ветки, листья,

корень. Она белая с черными полосками. Береза – это дерево.).

Вопросы репродуктивного характера, типа: вопросы, направленные

на активизацию существительных – что (кто)? Что есть у предмета?

Как называется эта часть? На активизацию прилагательных – какой

предмет? (цвет, форма, величина), активизацию глаголов – для чего

нужен? Вопрос должен задаваться неторопливо, четко. Сразу

следует учить понимать вопрос с первого раза.

«Прятки» - игра, направленная на выявление понимания слова

(пассивный словарь). Воспитатель показывает предмет и называет

его, затем прячет. Ребенок должен назвать, какого предмета не

хватает.

Указания «Скажи…», «Повтори…». Эти указания используются при

введении нового слова в словарь детей. Ведь известно, что детям

этого возраста необходимо много повторов, прежде, чем запомнить

слово.

Индивидуальные и хоровые ответы, сопряженные и отраженные:

ребенок говорит слово вместе с воспитателем, а затем вслед за

воспитателем.

Сравнение (яблоко отличается от груши тем, что яблоко круглое, а

груша овальная, у березы ствол тонкий, а у дуба – толстый, заяц

живет в лесу, а кролик – дома).

Включение слова в предложение. Данный прием используется для

того, чтобы ребенок понял смысл и значение слова и для того, чтобы

проверить понимание.

Подсказ нужного слова.

Ошибочные действия воспитателя. Например, воспитатель вместо

волка показывает собаку, дети исправляют. Этот прием вызывает у

детей радость от того, что они могут учить взрослого. Но

пользоваться данным приемом в младшем дошкольном возрасте

следует осторожно.

Художественное слово.

Активные действия детей (выбор предмета из группы похожих,

необходимых для совершения игровых действий).

Словесные поручения. Например, возьми собачку, скажи: «Тотошка,

возьми косточку. Ешь на здоровье».

Обследовательские действия детей (погладить рукой для

определения свойств поверхности предмета, попробуй на вкус…,

понюхай…).

Тематику игр следует чередовать и неоднократно возвращаться к одной и

той же теме в течении года. Конечная цель воспитателя – создать условия

для того, чтобы дети научились играть самостоятельно (научить играть,

подготовить наглядный материал и обеспечить его доступность) и активно

использовали в речи в различных ситуациях слова природоведческой

тематики, учитывая ситуацию и поставленные задания. Использование

дидактических игр не исключает использование других методов работы, а

является составной частью общей работы по обучению детей в детском

саду.

Воспитатель Севастьянова Светлана Петровна.



В раздел образования