Автор: Севастьянова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №80 "Аист"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации к проведению дидактических игр с природоведческим словарем"
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации к проведению дидактических игр с
природоведческим словарем.
1. Дидактические игры с природоведческим словарем должны проводиться для
детей 3-5 года жизни, но задачи будут изменяться в зависимости от возраста,
уровня владения речью и познавательных способностей.
2. Структура проведения таких дидактических игр может быть одинакова:
1 часть-вводная (игровое начало, сюрпризность появления…).
Цель: создать интерес, положительный эмоциональный настрой.
Содержание: приход героя (гостя), приветствие, обоснование причины прихода
(мотив: например, принес новую, интересную игру, не может найти…,
перепутал…, забыл…).
2 часть – основная (игровые действия детей, выполняемые под руководством
взрослого или вместе с ним).
Цель – обучение детей игровым действиям, формирование природоведческого
словаря определенной тематики.
Содержание: собственно игровые действия с различным демонстрационным
материалом или раздаточным материалом.
3 часть – результат игрового действия. Гость прощается и уходит, обещая
прийти в следующий раз, благодарит детей. Может быть перевод детей на
другой вид деятельности (рисование, пение, подвижную игру…).
3. Игра должна проходить непринужденно, весело и оживленно, как разговор
воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Огромное
значение имеет выразительность речи воспитателя.
4. Воспитатель в младшей группе является инициатором игры и должен брать на
себя роль ведущего.
5. В ходе выполнения игровых действий в дидактических играх можно
рекомендовать следующий комплекс приемов:
Показ с называнием (называние предметов, их частей, признаков,
действий, назначения. Например: у березы есть ствол, ветки, листья,
корень. Она белая с черными полосками. Береза – это дерево.).
Вопросы репродуктивного характера, типа: вопросы, направленные
на активизацию существительных – что (кто)? Что есть у предмета?
Как называется эта часть? На активизацию прилагательных – какой
предмет? (цвет, форма, величина), активизацию глаголов – для чего
нужен? Вопрос должен задаваться неторопливо, четко. Сразу
следует учить понимать вопрос с первого раза.
«Прятки» - игра, направленная на выявление понимания слова
(пассивный словарь). Воспитатель показывает предмет и называет
его, затем прячет. Ребенок должен назвать, какого предмета не
хватает.
Указания «Скажи…», «Повтори…». Эти указания используются при
введении нового слова в словарь детей. Ведь известно, что детям
этого возраста необходимо много повторов, прежде, чем запомнить
слово.
Индивидуальные и хоровые ответы, сопряженные и отраженные:
ребенок говорит слово вместе с воспитателем, а затем вслед за
воспитателем.
Сравнение (яблоко отличается от груши тем, что яблоко круглое, а
груша овальная, у березы ствол тонкий, а у дуба – толстый, заяц
живет в лесу, а кролик – дома).
Включение слова в предложение. Данный прием используется для
того, чтобы ребенок понял смысл и значение слова и для того, чтобы
проверить понимание.
Подсказ нужного слова.
Ошибочные действия воспитателя. Например, воспитатель вместо
волка показывает собаку, дети исправляют. Этот прием вызывает у
детей радость от того, что они могут учить взрослого. Но
пользоваться данным приемом в младшем дошкольном возрасте
следует осторожно.
Художественное слово.
Активные действия детей (выбор предмета из группы похожих,
необходимых для совершения игровых действий).
Словесные поручения. Например, возьми собачку, скажи: «Тотошка,
возьми косточку. Ешь на здоровье».
Обследовательские действия детей (погладить рукой для
определения свойств поверхности предмета, попробуй на вкус…,
понюхай…).
Тематику игр следует чередовать и неоднократно возвращаться к одной и
той же теме в течении года. Конечная цель воспитателя – создать условия
для того, чтобы дети научились играть самостоятельно (научить играть,
подготовить наглядный материал и обеспечить его доступность) и активно
использовали в речи в различных ситуациях слова природоведческой
тематики, учитывая ситуацию и поставленные задания. Использование
дидактических игр не исключает использование других методов работы, а
является составной частью общей работы по обучению детей в детском
саду.
Воспитатель Севастьянова Светлана Петровна.