Автор: Рыжкова Людмила Александровна
Должность: воспитатель средней группы "капелька"
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Астраханская обл. Черноярский район с. Соленое Займище
Наименование материала: Открытый показ
Тема: Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Где можно найти воздух"
Раздел: дошкольное образование
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в
средней группе «Где можно найти воздух»
Рыжкова Людмила Александровна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
«Где можно найти воздух»
Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней
группе Тема «Где можно найти воздух».
Цель: Создать социальную ситуацию развития для систематизации знаний
детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
• Образовательные:
- Создать условия для ознакомления детей о воздухе и его свойствах,
используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание).
- Создать условия для побуждения свободного общения со взрослыми и
сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей:
лаборатория, прозрачный, невидимый опыты, ученные, купол
парашюта (речевая область).
- Способствовать развитию навыков взаимодействия в коллективе,
в группе (социально-коммуникативная область, формировать
первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
• Развивающие:
создать условия для развития наблюдательности, любознательности,
мышления, памяти, речи, познавательной активности.
• Воспитательные:
способствовать формированию позитивного отношения к окружающему
миру, интересу к познавательной деятельности, самостоятельности.
Вызвать желание помочь Буратино.
Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», игры с
мыльными пузырями, чтение художественной литературы, загадки,
изготовление корабликов, вееров, наблюдения на прогулке.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, бусинки,
трубочки для коктейля, чеснок, апельсин, лук, три тарелочки, мыльные
пузыри, волшебная палочка, игрушка Буратино, ткань для парашюта.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Все в сборе – взрослые и дети, мы можем начинать, но
сначала нам нужно здравствуйте сказать.
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими
улыбками. Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «
влево – вправо повернись и друг другу улыбнись». А что нас ещё согревает
и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко. Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте
представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга
пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг,
вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети: Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть детьми хорошими,
Ты нас научи.
Воспитатель: А теперь всё внимание на меня. Начинаем наше занятие,
а для этого нам нужны: Умные головушки, есть такие? Аккуратные руки,
есть такие? Острый слух. Внимательные глаза и хорошее настроение?
Есть такое?
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром я подошла к детскому, смотрю на калитку и не
пойму, что происходит – калитка то откроется, то закроется. Как вы
думаете, кто её открывал?
Дети: ветер!
Воспитатель: А что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха!
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем изображать разный ветер.
Физкультминутка « Ветерок» ( дети с лентами изображают ветер:
ласковый, порывистый, сильный).
Я ветер сильный, я лечу.
Лечу туда, куда хочу. ( движения рук вверх, вниз).
Хочу налево посвищу ( наклон влево)
Могу подуть направо ( наклон вправо)
Могу подуть я вверх и прямо в облака ( поднимают руки вверх – наклоны)
А пока я тучи разгоняю. ( кружатся на месте)
Воспитатель: Давайте, ещё раз повторим, что такое ветер? ( ветер – это
движение воздуха)
Воспитатель: А как вы думаете, что такое воздух? ( ответы детей)
Воспитатель: Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Ребята,
у меня к вам столько вопросов: можно ли воздух увидеть, послушать,
потрогать, попробовать? Вы сможете ответить на все эти вопросы? Чтобы
получить ответ на эти вопросы, нужно много знать, и сегодня мы
обязательно узнаем ответы на все эти вопросы.
Стук в дверь. Кажется к нам запоздалый гость! (входит Буратино).
Буратино: Здравствуйте ребята, я Буратино. Я хочу загадать вам загадку, а
вы помогите мне её отгадать.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен чтоб дышать,
чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час.
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух
Буратино: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не
знаю. И очень хочу узнать.
Воспитатель: Ребята что будем делать, поможем Буратино? А вам
интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. А вы знаете, что
такое лаборатория? ( ответы детей) . Лаборатория – это помещение, гдк
работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты. Ребята, хотите, я
вам открою маленький секрет?
Дети: Да.
Воспитатель: Я немного занимаюсь волшебством. Я могу при помощи
волшебной палочки перенести вас в лабораторию! Закройте глаза. Буду
творить чудеса! Раз. два. три волшебная палочка нас в лабораторию
перенеси!
Ребята посмотрите мы попали с вами в лабораторию, и теперь вы - юные
исследователи. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где
проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны
соблюдать ряд правил: Правило №1. На столах ничего не трогать без
разрешения. Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Осторожно пользоваться оборудованием. Поработал – убери на
место. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А ещё в
лаборатории работают в специальной одежде. Давйте и мы переоденемся.
Готовы! ( дети надевают на головы шапочки)
- А мне позвольте руководить вашими опытами. Согласны?
Дети подходят к столам.
Воспитатель: Ребята скажите Буратино, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: А раз мы его не видим, значит какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Буратино: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.
Воспитатель: Погоди Буратино, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он
есть вокруг нас.
Буратино: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё таки
есть.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратино что воздух есть. Для начала
возьмите в руки веер и помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
( ответы детей) Чувствуете что – то лёгкое? Это и есть воздух. Мы его
увидели? ( ответы детей). А чтобы Буратино его увидел его надо поймать.
Хотите, я вас научу ловить воздух? Дети: Да! Воспитатель: Что у меня
лежит на столе? Дети: Полиэтиленовые пакеты.
Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом). Воспитатель: Возьмите
полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети: Пустые, мятые.
Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его
в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Ребята может,
кто то - из вас еще знает, как можно поймать воздух? Совместно
делают вывод:
- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо
поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали его, и заперли в мешочке. А
потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас!
(дети переходят к другому столу). Опыт №2. На столе у каждого ребёнка
стаканчик с водой, стоят трубочки для коктейля. Воспитатель: Что вы видите
в стаканчиках.
Дети: Вода
Воспитатель: Какая вода?
Дети: Прозрачная
Воспитатель: Что делают горошины? ( лежат на дне стаканчика). Хотите
оживить горошины, сделать так, чтобы они задвигались? Предложите
мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки. Мы снова его увидели.
Воспитатель: А что же делают наши горошины?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить бусинки?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну, конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и
увидели, как он заставил горошины двигаться. Пузырьки – это воздух,
который находится внутри нас. Сначала мы вдыхаем воздух через нос, а
потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки. Значит
сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим.
(Буратино хвалит детей)
Игра с воздухом «Парашют». Воспитатель: У меня для вас сюрприз.
Посмотрите, какая у меня красивая ткань. Она какая?
Дети: Лёгкая воздушная, воздуху послушная.
Воспитатель: А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что
у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом
конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края
ткани) Дружно мы все стали в круг.
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём.
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем.
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).
Воспитатель: здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось? И
Буратино очень понравилось играть с вами.
Опыт №3. Дети подходят к столу, на одной тарелочке лежит чеснок, на
второй дольки апельсина, на третьей лук.
Воспитатель: Ребята, а воздух имеет запах?
Дети: Нет
Воспитатель: Подойдите к столу и понюхайте, что у меня лежит в
тарелочках под салфеткой.
Воспитатель: Правильно, это чеснок, апельсин и лук. А как вы догадались?
Что можно сказать?
Дети: Чеснок, лук и апельсин пахнет.
Воспитатель: Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху. Но
своего запаха воздух не имеет. Запах ему придают окружающие его
вещества.
Воспитатель: Ребята, имеет ли воздух вес?. Попробуем взвесить воздух?
Вот у меня на палочке висят два надутых шарика. Палка подвешивается за
верёвку. Прокалываю один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух. А
конец палки поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. что
произойдёт, если мы проткнём и второй шарик? Проверим? У нас опят
восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково. Так же
как и надутые. Вывод: воздух имеет вес.
Ну, вот и пошло время отправиться нам назад в группу. Подойдите ко мне,
сейчас, закройте глазки, я произнесу волшебные слова:
Раз. два. три волшебная палочка нас в группу верни!
Ну вот мы и в группе. Ребята скажите, кто к нам сегодня приходил? Что мы
помогли узнать Буратино? Понравились вам опыты. Кому из вас какой опыт
понравился больше всего (дети отвечают). А что было сложно для вас?
Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог) -
Вокруг нас везде есть воздух. - Мы с вами дышим воздухом. - Воздух
невидим, но его можно найти разными способами. - Воздух заставил
двигаться горошины. - С воздухом можно играть. Буратино, а тебе
понравилось у нас?
Буратино: Да ребята, теперь я знаю, что такое воздух. Спасибо
вам. На память я дарю вам мыльные пузыри. Дети благодарят, Буратино
уходит.