Напоминание

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Где можно найти воздух"


Автор: Рыжкова Людмила Александровна
Должность: воспитатель средней группы "капелька"
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Астраханская обл. Черноярский район с. Соленое Займище
Наименование материала: Открытый показ
Тема: Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Где можно найти воздух"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект познавательно-исследовательской деятельности в

средней группе «Где можно найти воздух»

Рыжкова Людмила Александровна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«Где можно найти воздух»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней

группе Тема «Где можно найти воздух».

Цель: Создать социальную ситуацию развития для систематизации знаний

детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

• Образовательные:

- Создать условия для ознакомления детей о воздухе и его свойствах,

используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание).

- Создать условия для побуждения свободного общения со взрослыми и

сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей:

лаборатория, прозрачный, невидимый опыты, ученные, купол

парашюта (речевая область).

- Способствовать развитию навыков взаимодействия в коллективе,

в группе (социально-коммуникативная область, формировать

первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).

• Развивающие:

создать условия для развития наблюдательности, любознательности,

мышления, памяти, речи, познавательной активности.

• Воспитательные:

способствовать формированию позитивного отношения к окружающему

миру, интересу к познавательной деятельности, самостоятельности.

Вызвать желание помочь Буратино.

Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», игры с

мыльными пузырями, чтение художественной литературы, загадки,

изготовление корабликов, вееров, наблюдения на прогулке.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, бусинки,

трубочки для коктейля, чеснок, апельсин, лук, три тарелочки, мыльные

пузыри, волшебная палочка, игрушка Буратино, ткань для парашюта.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент «Солнышко».

Воспитатель: Все в сборе – взрослые и дети, мы можем начинать, но

сначала нам нужно здравствуйте сказать.

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими

улыбками. Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «

влево – вправо повернись и друг другу улыбнись». А что нас ещё согревает

и улучшает наше настроение?

Дети: Солнышко. Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте

представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга

пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг,

вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Дети: Солнышко, солнышко

Мы твои лучи!

Быть детьми хорошими,

Ты нас научи.

Воспитатель: А теперь всё внимание на меня. Начинаем наше занятие,

а для этого нам нужны: Умные головушки, есть такие? Аккуратные руки,

есть такие? Острый слух. Внимательные глаза и хорошее настроение?

Есть такое?

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром я подошла к детскому, смотрю на калитку и не

пойму, что происходит – калитка то откроется, то закроется. Как вы

думаете, кто её открывал?

Дети: ветер!

Воспитатель: А что такое ветер?

Дети: Ветер – это движение воздуха!

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем изображать разный ветер.

Физкультминутка « Ветерок» ( дети с лентами изображают ветер:

ласковый, порывистый, сильный).

Я ветер сильный, я лечу.

Лечу туда, куда хочу. ( движения рук вверх, вниз).

Хочу налево посвищу ( наклон влево)

Могу подуть направо ( наклон вправо)

Могу подуть я вверх и прямо в облака ( поднимают руки вверх – наклоны)

А пока я тучи разгоняю. ( кружатся на месте)

Воспитатель: Давайте, ещё раз повторим, что такое ветер? ( ветер – это

движение воздуха)

Воспитатель: А как вы думаете, что такое воздух? ( ответы детей)

Воспитатель: Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Ребята,

у меня к вам столько вопросов: можно ли воздух увидеть, послушать,

потрогать, попробовать? Вы сможете ответить на все эти вопросы? Чтобы

получить ответ на эти вопросы, нужно много знать, и сегодня мы

обязательно узнаем ответы на все эти вопросы.

Стук в дверь. Кажется к нам запоздалый гость! (входит Буратино).

Буратино: Здравствуйте ребята, я Буратино. Я хочу загадать вам загадку, а

вы помогите мне её отгадать.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен чтоб дышать,

чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час.

Но не видим он для нас.

Дети: Воздух

Буратино: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не

знаю. И очень хочу узнать.

Воспитатель: Ребята что будем делать, поможем Буратино? А вам

интересно узнать, где можно найти воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. А вы знаете, что

такое лаборатория? ( ответы детей) . Лаборатория – это помещение, гдк

работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты. Ребята, хотите, я

вам открою маленький секрет?

Дети: Да.

Воспитатель: Я немного занимаюсь волшебством. Я могу при помощи

волшебной палочки перенести вас в лабораторию! Закройте глаза. Буду

творить чудеса! Раз. два. три волшебная палочка нас в лабораторию

перенеси!

Ребята посмотрите мы попали с вами в лабораторию, и теперь вы - юные

исследователи. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где

проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны

соблюдать ряд правил: Правило №1. На столах ничего не трогать без

разрешения. Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.

Правило №3. Осторожно пользоваться оборудованием. Поработал – убери на

место. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А ещё в

лаборатории работают в специальной одежде. Давйте и мы переоденемся.

Готовы! ( дети надевают на головы шапочки)

- А мне позвольте руководить вашими опытами. Согласны?

Дети подходят к столам.

Воспитатель: Ребята скажите Буратино, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет, не видим.

Воспитатель: А раз мы его не видим, значит какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Буратино: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.

Воспитатель: Погоди Буратино, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он

есть вокруг нас.

Буратино: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё таки

есть.

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратино что воздух есть. Для начала

возьмите в руки веер и помашите перед лицом. Что вы почувствовали?

( ответы детей) Чувствуете что – то лёгкое? Это и есть воздух. Мы его

увидели? ( ответы детей). А чтобы Буратино его увидел его надо поймать.

Хотите, я вас научу ловить воздух? Дети: Да! Воспитатель: Что у меня

лежит на столе? Дети: Полиэтиленовые пакеты.

Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом). Воспитатель: Возьмите

полиэтиленовые пакеты. Какие они?

Дети: Пустые, мятые.

Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его

в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?

Дети: толстый, надутый.

Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Ребята может,

кто то - из вас еще знает, как можно поймать воздух? Совместно

делают вывод:

- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо

поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали его, и заперли в мешочке. А

потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас!

(дети переходят к другому столу). Опыт №2. На столе у каждого ребёнка

стаканчик с водой, стоят трубочки для коктейля. Воспитатель: Что вы видите

в стаканчиках.

Дети: Вода

Воспитатель: Какая вода?

Дети: Прозрачная

Воспитатель: Что делают горошины? ( лежат на дне стаканчика). Хотите

оживить горошины, сделать так, чтобы они задвигались? Предложите

мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Что для этого нужно сделать?

Дети: Подуть в трубочки.

Воспитатель: Что происходит?

Дети: появились пузырьки. Мы снова его увидели.

Воспитатель: А что же делают наши горошины?

Дети: Двигаются.

Воспитатель: Что же нам помогло оживить бусинки?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ну, конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и

увидели, как он заставил горошины двигаться. Пузырьки – это воздух,

который находится внутри нас. Сначала мы вдыхаем воздух через нос, а

потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки. Значит

сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим.

(Буратино хвалит детей)

Игра с воздухом «Парашют». Воспитатель: У меня для вас сюрприз.

Посмотрите, какая у меня красивая ткань. Она какая?

Дети: Лёгкая воздушная, воздуху послушная.

Воспитатель: А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что

у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?

Дети: Парашют.

Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом

конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края

ткани) Дружно мы все стали в круг.

Будем делать парашют (берутся за плёнку)

Друг за другом мы идём.

Парашют в руках несём (идут по кругу)

Руки вверх мы поднимаем.

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут (опускают на пол).

Воспитатель: здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось? И

Буратино очень понравилось играть с вами.

Опыт №3. Дети подходят к столу, на одной тарелочке лежит чеснок, на

второй дольки апельсина, на третьей лук.

Воспитатель: Ребята, а воздух имеет запах?

Дети: Нет

Воспитатель: Подойдите к столу и понюхайте, что у меня лежит в

тарелочках под салфеткой.

Воспитатель: Правильно, это чеснок, апельсин и лук. А как вы догадались?

Что можно сказать?

Дети: Чеснок, лук и апельсин пахнет.

Воспитатель: Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху. Но

своего запаха воздух не имеет. Запах ему придают окружающие его

вещества.

Воспитатель: Ребята, имеет ли воздух вес?. Попробуем взвесить воздух?

Вот у меня на палочке висят два надутых шарика. Палка подвешивается за

верёвку. Прокалываю один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух. А

конец палки поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. что

произойдёт, если мы проткнём и второй шарик? Проверим? У нас опят

восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково. Так же

как и надутые. Вывод: воздух имеет вес.

Ну, вот и пошло время отправиться нам назад в группу. Подойдите ко мне,

сейчас, закройте глазки, я произнесу волшебные слова:

Раз. два. три волшебная палочка нас в группу верни!

Ну вот мы и в группе. Ребята скажите, кто к нам сегодня приходил? Что мы

помогли узнать Буратино? Понравились вам опыты. Кому из вас какой опыт

понравился больше всего (дети отвечают). А что было сложно для вас?

Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог) -

Вокруг нас везде есть воздух. - Мы с вами дышим воздухом. - Воздух

невидим, но его можно найти разными способами. - Воздух заставил

двигаться горошины. - С воздухом можно играть. Буратино, а тебе

понравилось у нас?

Буратино: Да ребята, теперь я знаю, что такое воздух. Спасибо

вам. На память я дарю вам мыльные пузыри. Дети благодарят, Буратино

уходит.



В раздел образования