Напоминание

"Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на занятиях ИЗО"


Автор: Красильникова Марина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦРТДЮ"
Населённый пункт: Кемеровская область, пгт. Краснобродский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на занятиях ИЗО"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Активизация познавательной и творческой деятельности

обучающихся на занятиях ИЗО

(учебно-методические рекомендации)

Исполнитель:

Красильникова Марина Николаевна

2018

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3

Основная часть

1.Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся

на уроках изобразительного искусства……………………………………….4

2.Развития

творче ских

спо собно стей

обучающихся

на

у р о ка х

изобразительного искусства……………………………………………………7

Заключение…………………………………………………….…………………17

Список литературы………………………………………………………………18

Приложение……………………………………………………………………….20

2

Введение

Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от

общеобразовательной

школы

такой

подготовки

подрастающего

поколения

к

жизни,

чтобы

она

соответствовала

научно-техническому

прогрессу,

уровню

развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный

курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне

развитых,

образованных

членов

общества,

способных

принять

активное

участие в различных видах деятельности и отвечает современным требованиям,

направленным на воспитание конкурентно-способной личности.

Вопросы

активизации

учения

учащихся

относятся

к

числу

наиболее

актуальных

проблем

современной

педагогической

науки

и

практики.

Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к.

обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как

деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой

проблемой

в

решении

задачи

повышения

эффективности

и

качества

учебного

процесса

является

развитие

познавательной

активности

учащихся.

Возросшие

требования

к

учебно-воспитательной

работе,

выдвигаемые перед школой, с одной стороны, сдвиги в общем развитии детей

(физическом и умственном), с другой, заставляют искать новые формы работы с

детьми по изобразительному искусству. Как известно, сейчас отмечается более

быстрый

темп

формирования

у

детей

знаний

и

представлений

о

действительности,

в

значительной

мере

эти

изменения

объясняются

повышением общего материального уровня жизни в стране, развитием техники,

оказывающей большое влияние на все стороны жизни общества, в том числе и

на поток информации, приобретающий все более массовый характер. Сейчас,

уже

недостаточно

научить

детей

грамотно

рисовать,

большое

внимание

уделяется

развитию

творчества

на

уроках

изобразительного

искусства,

поощряется проявление самостоятельности по отношению к своей работе.

3

1.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности

обучающихся на уроках ИЗО

Для

активизации

познавательной

деятельности

обучающихся

используются на уроках следующие технологии преподавания:

система учебно-творческих заданий, используя личностно

ориентированный подход к обучающимся;

дидактические

игры,

театрализованный

подход,

тесты,

поиск

дополнительного занимательного материала и т.п.;

система

межпредметных

связей,

что

позволяет

почувствовать

практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с

жизнью.

Педагогическая

действительность

ежедневно

доказывает,

что

процесс

обучения

проходит

эффективнее,

если

ученик

проявляет

познавательную

активность.

Познавательная

активность

школьника

рассматривается

как

постоянно

изменяющееся

глубокое

и

качественное

свойство

личности,

направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного,

значимого для него результата.

Активность,

самостоятельность,

инициативность,

творчество

являются

ведущими в определении направленности развития личности в современных

условиях.

Одно

из

важных

условий

успешного

развития

познавательной

активности

разнообразие

и

вариативность

работы

с

детьми

на

уроках.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные

материалы,

интересные

для

детей

неповторяющиеся

задания,

возможность

выбора

и

еще

многие

другие

факторы

обеспечивают

живость

и

непосредственность детского восприятия и деятельности.

Основная

задача

изобразительной

или

художественно-творческой

деятельности

заключается

в

том,

чтобы

развить

эстетические

чувства,

представления и взгляды на мир и научить детей смело выражать то, что он

чувствует изобразительными средствами.

4

К

формам

организации

учебно-познавательной

деятельности

относится

система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого

ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность

на

основе

сочетания

индивидуальной,

парной,

групповой

и

фронтальной

работы.

В

педагогической

практике

используются

различные

пути

активизации

познавательной

деятельности,

основные

среди

них

разнообразие

форм,

методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших

ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Для

достижения

наилучших

результатов

в

обучении

изобразительному

искусству используются: творческие задания, работу в группах, дидактические

игры.

Использование

разнообразных

форм

работы

позволяет

избежать

однообразия и монотонности в проведении уроков, поддерживать интерес к

изобразительному искусству и, соответственно, положительную мотивацию к

обучению.

Решение

кроссвордов,

ребусов,

занимательных

задач,

активизирует

мыслительную и познавательную деятельность обучающихся.

Экскурсии

имеют

учебно-познавательное

и

большое

воспитательное

значение. Живое общение с природой стимулирует познавательную активность

обучающихся к

ее

изучению

и

способствует

эстетическому

воспитанию

и

любви к родному краю.

Компьютерные

технологии

создают

большие

возможности

активизации

познавательной

деятельности.

Информационные

технологии

помогают

отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в

пытливых

искателей

знаний.

Работа

с

компьютером

вызывает

у

детей

повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Средства мультимедиа

позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими

средствами

обучения,

реализацию

принципа

наглядности.

Успешность,

как

один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы

позволяют

сделать

обучение

интересным

и

разнообразным

по

форме.

5

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями

на уроках изобразительного искусства позволяет:

- расширять виды учебной деятельности для обучающихся

- использовать на уроке современные технические средства

- активно развивать творческие и познавательные способности каждого

ученика,

- создавать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на

развитии художественного творчества.

От

уровня

развития

активно-познавательной

деятельности

учащегося

зависит умение не только воспроизводить полученные знания, но и умение

оперировать,

применять

их

в

практической

деятельности.

И

чем

активнее

протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс,

тем продуктивнее его результат.

Один из принципов, способствующий развитию активной познавательной

деятельности

принцип

проблемности.

Путем

по следовательно

усложняющихся задач или вопросов создается такая проблемная ситуация, для

выхода из которой учащимся не хватает имеющихся знаний, и они вынуждены

активно формировать новые знания с помощью учителя и одноклассников,

основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащиеся

получают новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате

собственной активной познавательной деятельности.

Не

менее

важным

при

организации

познавательной

деятельности

обуч ающихся

я вля ет ся

принцип

взаимообуч ения .

В

п р о ц е с с е

обученияобучающиеся

могут

обучать

друг

друга,

обмениваясь

знаниями,

анализируют

и

обобщают

факты,

информацию;

творчески

подходят

к

использованию этих знаний.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность обучающихся

носила творческий, поисковый характер. Процесс изучения проблемы должен

носить

исследовательский

характер.

Это

является

еще

одним

важным

принципом активизации учебно-познавательной деятельности.

6

Творческий

характер

учебно-познавательной

деятельности

сам

по

себе

является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-

познавательной деятельности позволяет пробудить у обучающихся творческий

интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и

коллективному поиску новых знаний.

2.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках

изобразительного искусства

Для развития творческих способностей учащихся на уроках

изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

Метод

«открытий». Творческая

деятельность

порождает

новую

идею

открытие.

Метод

индивидуальной

и коллективной

поисковой деятельности.

Поисковая

деятельность

стимулирует

творческую

активность учащихся,

помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод

свободы

в

системе

ограничений.

С

одной

стороны,

постоянно

активизировать

творческие

способности

учащихся

в

широкой

палитре

возможностей, а с другой, приучать четко, придерживаться ограничения.

Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках

необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и

той же задачи.

Творческие

мастерские. Мастерская

выступает

как

совокупность

пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где

ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает

собственные знания, формирует ценности, культуру.

Одним

из

действенных

средств

поддержания

интереса

к

урокам

изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ

учащихся

– уроки-вернисажи.

Таким

образом,

создаются

условия

для

сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных

7

задач

школы

является

задача

формирования

у

учащихся

творческого

и

познавательного

процесса,

познание

окружающего

мира.

Это

позволяет

выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа

благодатной почвы для развития личности в целом.

Для решения этих задач предусмотрены нестандартные

решения

проведения уроков:

Уроки-познания:

учащиеся

пополняют

свой

багаж

новыми

знаниями,

терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой

соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал

теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок,

искать

ошибки,

быстро

с

помощью

аппликации

справляться

с

заданиями

(Приложение 1).

Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-

пяти предложенных вариантов (Приложение 2). Урок – прогулка/путешествие.

Урок – панорама. Урок – репортаж с выставки. Урок – викторина. Урок - игра.

Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина,

она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию

творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и

союзником воспитания и обучения учащихся.

При

проведении

уроков

изобразительного

искусства

в

среднем

звене

необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

От знаний к творчеству – основной метод обучения.

Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.

Обеспечение последовательности творческого процесса.

Требование

обязательной

грамотности

исполнения

работы

композиционной и изобразительной.

8

Стимулирование

работы

в

участии

в

конкурсах,

в

целях

поощрения

оригинальности замысла и повышения качества исполнения.

Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности,

неординарности, как замысла, так и исполнения.

Формулировка

задачи,

дающей

множество

разнообразных

решений,

развитие образного мышления.

Требование

завершенности,

аккуратности

и

привлекательности,

проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее

характера.

Обеспечение

соответствия

выбранного

художественного

материала

замыслу.

Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного

материала.

Создание

постоянной

творческой

атмосферы,

заинтересованности,

привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены

характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда

маленькие зарисовки сменяются большими работами.

Стимулирование

проявления

индивидуальности,

самостоятельности,

несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна

техника исполнения.

Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения

защитить и объяснить свой замысел.

Умелая

организация

урока

учителем

приводит

к

положительному

результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования,

зависит качество творческой работы ученика. Философы говорят, что жизнь

9

человеческая

измеряется

не

количеством

прожитых

дней,

месяцев,

лет,

а

яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок

изобразительного искусства должен «увлечь школьников, взволновать их, а,

взволновав,

заставить

задуматься».

Потому

что,

как

подчеркивает

Б.М.

Неменский «в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание

без

радости,

без

наслаждения

абсолютно

не

реально,

не

достижимо».

Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в

художественном

творчестве,

имеет

силу

в

правде

и

красоте

и

формирует

культуру восприятия человеком окружающего мира.

Уроки-знакомства

с

различными

техниками:

графика,

живопись,

батик,

монотипия, лепка, чеканка, витраж, аппликация, лепка и прочее, позволяет

учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.

На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это

зависит

и

от

личности

учителя,

его

живого

слова,

умения

интересно

преподнести материал. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит

по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество.

Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать

окружающую

действительность,

развивать

наблюдательность,

научить

правильно

видеть,

развивать

мышление,

воображение

и

творческие

возможности

ребенка.

Мы

учимся

применять

разные

художественные

материалы:

гелиевая

ручка,

гуашь,

восковые

мелки,

цветные

карандаши,

пластилин. Работа с разными материалами помогает выявлять способности

учащихся. Стараться внушить учащимся, что все они способны к творчеству,

только

одни

рисуют

лучше

карандашами,

другие

фломастерами,

третьи

красками.

Работая

над

образом,

дети

думают,

какой

материал

лучше

использовать,

чтобы

выразить

свои

мысли

и

чувства

на

бумаге.

На

всех

ступенях обучения используются различные техники изображения и различные

подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального

творческого почерка. Применение различных техник на уроках ИЗО позволяет

раскрыть творческие способности учащихся. Творчество не является уделом

10

избранных, оно является необходимым условием для существования человека.

Н.

Рерих

способность

личности

к

творчеству

охарактеризовал,

как

птицу,

«которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача

учителя

изобразительного

искусства

помочь

каждому

ученику

раскрыться,

самоопределиться,

реализоваться

как

творческим

личностям.

Новизна

и

многогранная деятельность - залог творческого отношения к работе. Однако

введение

разных

материалов

и

техник

осуществляется

с

некоторой

осторожностью

и

в

определенной

последовательности.

Выбор

техники

и

материала

зависит

от

уровня

подготовки

учащихся,

их

возрастных

особенностей. Ввиду ограниченности урочного времени, школьники не всегда

могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых

занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою

фантазию и воображение.

Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал

должен помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению

поставленной перед учащимися задачи.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, а затем уже

ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные

детали.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата Способ

получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по

бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким

образом, получается

имитация

фактурности

пушистой

или

колючей

поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы:

мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит

11

точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного

цвета.

После

работы

пальчики

вытираются

салфеткой,

затем

гуашь

легко

смывается.

Рисование ладошкой.

Средства

выразительности:

пятно,

цвет,

фантастический

силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,

листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок

опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки

и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными

разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко

смывается.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо

пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого

поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая

бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить

другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства

выразительности:

цвет,

линия,

пятно,

фактура.

Материалы:

восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения

изображения:

ребенок

рисует

восковыми

мелками

на

белой

бумаге.

Затем

закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками

остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча,

плотная

бумага,

акварель,

кисти.

Способ

получения

изображения:

ребенок

рисует

свечой

на

бумаге.

Затем

закрашивает

лист

акварелью

в

один

или

несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

12

Детям

нравится

все

нетрадиционное.

Рисование

точками

относится

к

необычным,

в

данном

случае,

приемам.

Для

реализации

можно

взять

фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и

начать

изображать.

Но

вот

лучше

всего

получаются

точечные

рисунки

красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А

дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать

ребенка.

Набрызг.

Средства

выразительности:

точка,

фактура.

Материалы:

бумага,

гуашь,

жесткая

кисть,

кусочек

плотного

картона.

Способ

получения

изображения:

ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит

над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

Краска разбрызгивается на бумагу.

Метод монотипии.

Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, стекле которое

переносится

потом

на

бумагу.

И

сразу

же,

пока

не

высохла

краска,

переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как

бы промокают рисунок, а затем поднимают.

Рисование на мокрой бумаге.

Существует

целый

ряд

предметов,

сюжетов,

образов,

которые

лучше

рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если

ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Идет дождь», и

т.д.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько

вышеописанных.

На

занятиях

изобразительным

искусством,

где

в

основном

идет

практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха

в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать

13

учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться

самыми различными методами.

Н а п р и м е р ,

н а

у р о к а х

д е к о р а т и в н о г о

р и с о в а н и я

н а д о

предварительно показать детям серию цветных иллюстраций, изображающих

формы природы и сочетания цветов в реальной действительности узоры ветвей

деревьев; теплые оттенки почвы земли ранней весной и холодные тени на

оставшемся снегу; орнаментальные рисунки на крыльях бабочек; а на уроках

тематического рисования (при иллюстрировании сказок чтобы активизировать

работу учащихся читают отрывки из сказок.

Предмет приобретает для ребёнка познавательное значение только тогда,

когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно

изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, как в

классе, так и дома.

Задания

на

уроках

и

дома

должны

быть

самыми

разнообразными

по

характеру, по самому типу работы в соответствии с требованиями программы:

то

это

рисование

с

натуры

карандашом,

то

работа

над

натюрмортом

акварельными красками, то декоративное рисование.

Повышая активность учеников надо помнить о принципе индивидуального

подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы:

поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы

помощи.

Развивая, творческое воображение на уроках учитель, должен учитывать и

постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им

в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в

рисунке. Композиция картины помогает ученикам не только яснее раскрывать

сюжетно и выразить своё отношение к данному событию или явлению.

К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые

рисунки и показывает, их всему классу разъясняя, в чём их достоинства и

недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать

14

педагогический

такт,

проявлять

уважение

к

личности

ученика,

чуткое

отношение к нему.

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению

методов

и

методических

приемов

обучения,

которые

способствуют

более

успешному

развитию

творческих

способностей,

обеспечивают

активизацию

умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития

творческих способностей учащихся работаю над:

развитием способностей, склонностей и интересов каждого учащегося с

учетом их возможностей;

приемами осознанного решения различных творческих задач;

направляю

и

активизирую

творческие

способности

учащихся

через

практическую деятельность.

Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в

жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он

должен

быть

каждый

раз

новым,

не

похожим

на

предыдущий,

с

особой

эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого

слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического

текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ. От урока к

уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их

выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм

работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и

является необходимым условием формирования личности ребенка.

Важным

условием

развития

художе ственных

с п о с о б н о с т е й

ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят

в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому

ребенку

возможность

активно,

самостоятельно

проявить

себя

и

испытать

радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в

особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не

15

отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с

полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с

наиболее выдающимися способностями.

Природа и окружающая нас реальность - основа творчества во всех видах

деятельности.

Через

реальность

мы

приходим

к

понятию

фантазии

-

этой

прекрасной способности любого человека. Художник способен фантазировать

только

на

основе

увиденного

в

окружающем

мире.

Я

стараюсь

вселить

уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что

для

этого

нужно

внимательно,

изучив

реальность,

подняться

над

ней

на

крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение

ряда необычных и неожиданных заданий.

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они

рисуют «правильно» или «неправильно». Критерии оценки – умение мыслить,

создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент

поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной

деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в

школьной

выставке.

Выставки

проводятся

регулярно,

для

школьников,

для

родителей, на праздники и т.д.

Периодическая

организация

выставок

дает

детям

возможность

заново

увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на

уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и

друзей, применяются в оформлении школы.

16

Заключение

На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной

сферы,

умения

понимать

прекрасное

в

природе,

во

взаимоотношениях

с

другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное

искусство.

Посредством

восприятия

изобразительного

искусства

у

детей

формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых

эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками,

дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают

возможность

полнее

передавать

образы

предметов

и

явлений

окружающей

действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их

задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и

самостоятельность,

пробудить

фантазию,

усилить

способности

детей

к

наблюдению

и

оценке

действительности.

При

самостоятельном

выборе,

нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним,

развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного

позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Как

показывает

практика,

многие

вопросы

творчества

возникают

не

столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от

неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в

«умении

рисовать»,

но

важнее

-

правильное

отношение

творческой

деятельности. Часто

решение

этих

проблем

лежит

в

психологической

17

плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что «не умеем», а потому, что

составлено н е п р а в и л ь н о е

п р е д с т а в л е н и е

о

т о м ,

к а ко й

д о л ж н а

быть работа. Т а к и м

о б р а з о м ,

з а д а ч а

п е д а г о г а

в

т о м ,

чтобы развивать художественные

способности

ребенка,

а

следовательно

и

творческие способности.

Использование

различных

форм

и

приемов

работы

на

уроке

изобразительного

искусства

позволяет

ребенку

активно

включаться

в

творческий процесс.

Список литературы

1.

Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная

школа. – 1994.

2.

Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./

Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

4. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

18

Приложение 1

Игра «Собери пазлы»

19

20

21

22

23

24

Приложение 2

«Основы языка изобразительного искусства».

25

1.

Какие виды декоративно – прикладного искусства изображены на этих рисунках:

2.

Кроссворд наоборот. Подберите определения к словам.

3.

искусства относятся данные изображения:

4.

Что из перечисленного относится к изобразительному искусству (подчеркните):

Скульптура, Дизайн, Живопись, Балет, Гобелен.

5.

Назовите виды рисунка (подчеркните):

Экслибрис, Набросок, Роспись, Эскиз.

6.

Выберите из предложенных названия основных цветов (подчеркните):

Желтый. Пурпурный. Фиолетовый. Красный. Зеленый. Синий.

26

Г

Х

Ь

Л

Е

Ж

Ц

Е

Д

О

Р

О

Д

Ы

А

М

О

Л

Х

А

К



В раздел образования