Напоминание

Интерактивные технологии на уроках в начальных классах


Автор: Наконечная Елена Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ботаническая школа"
Населённый пункт: с. Ботаническое Раздольненский район Республика Кым
Наименование материала: Статья
Тема: Интерактивные технологии на уроках в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Интерактивные технологии на уроках в начальных классах

Всем известно, учебно – воспитательный процесс должен строиться

согласно

требованиям

личности

и

индивидуальных

возможностей

детей,

роста

их

самостоятельности

и

творческой

активности.

А

это

требует

организации обучения согласно возможностей, способностей к обучению,

таланта

ученика.

Основы

этих

важных

изменений

закладываются

непосредственно на уроке. Но каким должен быть урок в наших условиях?

Анализ современной педагогической литературы свидетельствует, что

изменения

невозможны

без

использования

на

уроках

интерактивных

технологий, которые строятся на диалоге, моделировании ситуации выбора,

свободном обмене мыслями и т. д.

Известно, что дети обучаются эффективнее, если они имеют

возможность

следовать

своим

интересам,

осуществлять

выбор,

активно

взаимодействовать друг с другом. Нам хочется развить у детей желание и

любовь

к

учебе,

критическое

мышление,

воспитывать

творческих

и

социально

ответственных

личностей

через

активное

обучение,

которое

побуждает учеников использовать разные учебные формы и думать о том, что

они

делают.

Наиболее

стабильная

образовательная

реформа

будет

иметь

успех, если каждый отдельный учитель будет видеть себя реформатором

своего собственного ежедневного опыта. Первый шаг на пути к изменениям –

это выбор тех учебных стратегий активного обучения, которые осуществить

легче всего. Подлобные стратегии чаще всего являются кратковременными,

сфокусированными

на

предмете,

который

хорошо

знаком

для

учителя

и

учеников.

Известно, что дети усваивают материал эффективнее, если они могут

руководствоваться своими интересами, реализовывать свой выбор, активно

взаимодействовать друг с другом. Задача учителей развивать у детей желание

и любовь к обучению, воспитывать творческих и социально ответственных

личностей через активное обучение, которое побуждает детей ответственно

относиться к учебному процессу. Обучение будет иметь успех, если каждый

педагог

будет

видеть

себя.

Говоря

об

инновационных

интерактивных

технологиях обучения следует помнить, что дети учатся эффективно: когда

имеют мотивацию к обучению; в доброжелательном комфортном окружении;

когда

используются

методы,

отвечающие

разным

стилям

и

способам

обучения; когда используются их знания и умения; - когда достигают успеха

(Нам, учителям не стоит забывать слова В.А. Сухомлинского «Есть успех -

есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения – в

начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача

приносит настоящее горе. »); когда имеют возможность испытывать новые

знания

на

практике

и

использовать

полученную

информацию;

когда

полностью

включаются

в

процесс

обучения;

когда

имеют

достаточно

времени

на

усвоение

новых

знаний

и

умений;

когда

могут

увидеть

применение полученных знаний и умений на практике.

Цель - рассмотрение интерактивных технологий на различных этапах

урока как условие развития человека и гражданина.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с

применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло

к

нам

из

английского

слова

« Interact».

«Inter»

-

это

взаимный,

«act»

-

действовать. Интерактивный - способный взаимодействовать или находиться

в режиме беседы, диалога с кем – либо или чем - либо. Следовательно

интерактивное

обучение

прежде

всего

диалоговое

обучение,

в

ходе

которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Суть

интерактивного

обучения

состоит

в

том,

что

учебный

процесс

организован

таким

образом,

что

практически

все

учащиеся

оказываются

вовлеченными в процесс познания, они имеют

возможность понимать и

рефлексировать по поводу того,

что они знают и думают.

Совместная

деятельность учащихся в процессе познания освоения учебного материала

означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен

знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере

доброжелательности

и

взаимной

поддержки,

а

это

позволяет

не

только

получить новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность и

навыки взаимодействия.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и

развитие

диалогового

общения,

которое

ведет

к

взаимопониманию,

взаимодействию, к совместному решению общих , но значимых для каждого

участника

задач.

Интерактивное

обучение

исключает

доминирование

как

одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового

обучения

дети

учатся

критически

мыслить,

решать

проблемы

на

основе

анализа

обстоятельств

и

соответствующей

информации,

принимать

продуманные

решения,

участвовать

в

дискуссиях,

общаться

с

другими

людьми. Для этого на уроках организуется

индивидуальная, парная и

групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры,

используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках

сводится к направлению деятельности учащихся на достижении целей урока.

Конфуций говорил: « То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я

помню. То, что я делаю, я понимаю.»

Изменив слова великого китайского педагога, можно сформулировать

кредо интерактивного обучения.

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного помню.

То, что я слышу, вижу и обговариваю, я начинаю понимать.

Когда я слышу, обговариваю и делаю, я приобретаю знания и умения.

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером. [3]

Технология интерактивного обучения – это организация учебного

процесса, при которой невозможен отказ от участия в процессе познания.

Поэтому

каждый

ученик

имеет

конкретное

задание,

после

выполнения

которого он должен отчитаться. От деятельности каждого ученика зависит

качество выполнения поставленного перед группой задания.

Технологию от методики отличают два «принципиальных» момента:

гарантия

конечного

результата

и

проектирование

будущего

учебного

процесса.

Использование интерактивных технологий выдвигает определенные

требования к структуре урока.

Структура таких уроков состоит из пяти этапов:

- мотивация;

- сообщение, представление темы и ожидаемых учебных результатов;

- актуализация знаний, предоставление необходимой информации;

- усвоение

- рефлексия.

Этап мотивации имеет следующие задачи:

сфокусировать

внимание

учеников

на

проблеме;

вызвать

интерес

к

теме

урока; настроить учеников на эффективный процесс познания; вызвать у

учеников личную заинтересованность; психологически подготовить учеников

к восприятию темы урока; четко связать с темой урока; настроить учеников

на решение определенных проблем.

Материал, представленный во время мотивации, подытоживается и

становится «мостиком» для представления темы урока.

Для этого использовались приемы, создающие проблемные ситуации,

вызывающие у детей удивление, интерес к знаниям и процессу их получение.

В

качестве

таковых

применялись:

короткий

рассказ

учителя;

беседа;

наглядная демонстрация; несложная мультимедийная технология.

Этот элемент урока должен занимать не более 5% времени занятия.

Сообщение темы и ожидаемых учебных результатов.

Задачи: обеспечит понимание учениками содержания их деятельности: чего

должны достичь ученики на уроке и чего от них ждет учитель; осветить

результаты

деятельности

на

уроке

учеников:

«После

этого

урока

вы

сможете…»; четко отразить объем и уровень усвоения знаний учениками,

обеспечиваемый на уроке; объем и уровень развития навыков и умений,

который будет достигнут после урока; развитие эмоционально-ценностной

сферы ученика, которая обеспечивает формирование убеждений, характера,

влияние на поведение; привлекать к определению ожидаемых результатов

всех учеников.

Объявление, представление темы и ожидание учебных результатов

обеспечивает понимание учениками содержания их учебной деятельности,

т.е. того, чего они должны достичь на уроке и чего от них ждет учитель.

Уместно привлечь к определению ожидаемых результатов всех учеников.

Для того, чтобы начать с учениками совместное движение к

результатам обучения, необходимо:

- назвать тему урока или попросить кого-либо из учеников прочитать ее;

-

если

название

темы

содержит

новые

слова

или

проблемные

вопросы,

обратить на это внимание учеников;

-

попросить

кого-либо

из

учеников

озвучить

ожидаемые

результаты

по

надписи на доске, сделанной заранее, объяснить необходимое, если идет речь

о новых понятиях и способах деятельности;

- напомнить ученикам, что к концу урока вы будете проверять, насколько они

достигли таких результатов;

- пояснить, как выбудете оценивать их достижения в баллах.

Этот этап урока должен занимать не более 5% времени занятия.

Актуализация знаний

Задачи:

дать

ученикам

достаточно

информации

для

выполнения

практических

заданий

за

минимально

короткий

срок;

привлечь

и

сосредоточить учеников на процессе познания; выявить ошибки учеников;

дать возможность ученикам ощутить свои силы и уверенность, овладевая

новым материалом: «Я уже что-то знаю»; собрать информацию, как можно

было бы использовать знания учеников по теме урока.

Актуализация – это фаза урока, на протяжении которой ученикам

предлагают подумать над тем, что они уже знают из темы, поставить вопросы

и установить цель учебной работы. Цель этого этапа урока – дать ученикам

достаточно информации для выполнения практических заданий. Это может

быть: мини-лекция; чтение раздаточного материала; - выполнение домашнего

задания; овладение информацией с помощью ТСО или наглядности.

Эта часть урока занимает около 10 – 15% времени.

Осознание смысла

Задачи: Ученики должны овладеть информацией и осознавать ее значение в

результате

своей

конструктивной

деятельно сти;

под д ержание

заинтересованности, импульса ученика, полученного на этапе актуализации; -

поддержание усилий ученика проверить собственное понимание.

Осознание – этап урока, на протяжении которого ученики

осуществляют поисковую деятельность и в результате конструируют или

усваивают новое знание. Соединяют новое с уже знакомым, и, таким образом,

расширяют полученные знания.

Интерактивное упражнение – центральная часть урока, ее целью

является

усвоение

учебного

материала,

достижение

результатов

урока.

Интерактивная часть должна занимать 50-60% времени на уроке. Обязательна

следующая последовательность работы:

- Инструктирование учеников – учитель объясняет цель упражнения,

правила, последовательность действий и количество времени на выполнение

заданий (2-3 мин.)

- Объединение в группы и распределение ролей.

- Выполнение задания, при котором учитель выступает как организатор,

помощник,

ведущий

дискуссии,

стараясь

дать

ученикам

максимум

возможностей для самостоятельной работы и обучения в сотрудничестве друг

с другом (5-15 мин).

- Презентация результатов выполнения работы (3-5 мин).

-

Рефлексия

результатов

учениками:

усвоение

полученных

результатов,

которое достигается путем их коллективного обсуждения или с помощью

других приемов (5-15 мин)

Технология рефлексии после отдельных упражнений, фрагментов урока

- С какой целью мы делали это упражнение?

- Какие мысли оно у вас вызывало?

- Какие чувства?

- Чему вы лично научились?

- Чему бы вы хотели научиться в дальнейшем?

Рефлексия

Задачи:

Объяснить

содержание

обработанного;

Объяснить

содержание

обработанного; Проанализировать, сделать выводы; Установить связь между

известным и тем, что нужно усвоить, научиться в будущем; составить план

дальнейших действий.

Рефлексия – этап урока, на котором ученики производят обзор

открытых ими идей, значение которых они усвоили; ученики спрашивают,

интерпретируют, спорят, дискутируют, изменяют и расширяют полученные

знания. Выводы – это самая важная часть интерактивного урока. Детям

необходимо установить факты (что случилось?), проанализировать причины

(почему это случилось?), и спланировать действия (что нам делать дальше?).

Для того, чтобы преодолеть сложности использования интерактивных

технологий надо помнить следующее. Интерактивные технологии требуют

определенных изменений жизни класса, а также значительного количества

времени для подготовки как учеников, так и педагога. Лучше добросовестно

подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто

проводить наспех подготовленные «игры». Можно провести с учениками

организационное занятие и разработать вместе правила работы в классе.

Использование интерактивных технологий – не самоцель. Это лишь средство

создания той атмосферы в классе, которая наилучшим образом способствует

сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, дает возможность

действительно реализовать личностно ориентированное обучение.

Для эффективного использования интерактивных технологий, для того,

чтобы охватить необходимый объем материала и глубоко его изучить учитель

должен тщательно планировать свою работу:

- провести предварительную подготовку учащихся по конкретным заданиям:

прочитать,

продумать,

выполнить

самостоятельные

подготовительные

задания;

- отобрать для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы

ученикам ключ к усвоению темы;

- во время проведения интерактивных упражнений дать ученикам время

подумать

над

заданием,

чтобы

они

выполняли

его

серьезно,

а

не

механически;

- на одном занятии использовать одно или два интерактивных упражнения, а

не целый калейдоскоп;

-

очень

важно

провести

спокойное

глубокое

обсуждение

по

итогам

интерактивного упражнения.

Чтобы контролировать ход обучения на основе интерактивных технологий ,

учитель должен предварительно хорошо подготовиться:

-глубоко

обдумать

и

выучить

программный

материал,

в

том

числе

и

дополнительный;

- детально спланировать и разработать урок: выделить хронометраж, роли

участников, подготовить конкретные вопросы и возможные на них ответы;

- создать благоприятные условия для учащихся во время изучения темы

путем подбора самых интересных проблем, случаев, сообщения ожидаемых

результатов(цель) урока, и критерии оценки работы учеников;

- предусмотреть разнообразные методы привлечения внимания учащихся,

настроя

их

на

работу;

поддерживать

дисциплину,

необходимую

для

нормальной работы класса, этому могут влиять разнообразные упражнения –

разминки, письменное распределение ролей в группе и т. д.

Кооперативная форма учебной деятельности – это форма организации

обучения в малых группах учеников, объединенных общей учебной целью.

[5]Кооперативное

обучение

учит

детей

общению,

использовать

навыки

активного

слушания,

высказыванию

собственного

мнения,

мысли,

переубеждению, толерантности, пониманию других.

Когда дети работают вместе, они формируют навыки, необходимые для

самостоятельной

жизни:

умение

внимательно

слушать;

вместе

решать

проблемы;

самостоятельно

(сообща)

принимать

решения;

проводить

разнообразные исследования; анализировать материал; решать конфликты;

усваивать навыки демократического способа жизни, которые им понадобятся

в семье, на работе, в жизни.

Дети много раз слышали, что две головы лучше, чем одна, но не

имели

возможности

убедиться

в

этом

на

практике.

Объединенные

для

выполнения задания в группы, ученики получают новые возможности для

обучения и воспитания. Следовательно, увеличивается вероятность того, что

они выскажутся все. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать,

думать и работать вместе.

Позитивный

эффект,

что

дает

сотрудничество

для

многих

важных

результатов, делает кооперативное обучение одним из наиболее ценных в

арсенале

учителя.

При

организации

кооперативной

формы

учебной

деятельности

учеников

главную

роль

играет

общение

и

взаимодействие

учеников

друг

с

другом.

Для

того,

чтобы

кооперативная

работа

была

продуктивной,

состав

групп

постоянно

меняется,

каждый

ученик

имеет

возможность общаться со всеми другими.

Кооперативная форма учебной деятельности имеет такие признаки:

наличие у всех участников общей цели, разделение функций и обязанностей,

сотрудничество и взаимопомощь, общественно полезный труд всех и каждого

в отдельности. Дети еще более углубляются в обучение, поскольку делают

это с одноклассниками. Кооперативное обучение

способствует активному

усвоению

материала.

Общие

действия

в

малых

группах,

обсуждение

материала с другими, обучение друг друга дают возможность лучше овладеть

материалом.

Работая в группах дети выполняют различные роли. Как мыслители,

обдумывают свои действия и ищут связь между новыми и уже полученными

знаниями,

принимают

альтернативные

решения

и

делают

открытия.

Записывая

события,

дети

развивают

определенные

навыки

и

умения,

обговаривают

свои

наблюдения

и

идеи.

Как

слушатели,

дети

учатся

сосредотачивать свое внимание и быть активными в аудитории. Общаясь,

дети

формулируют

и

выражают

собственные

идеи

и

мысли

с

помощью

различных

способов.

Как

организаторы,

дети

планируют

собственное

обучение и берут на себя ответственность за свои решения. Как партнеры,

учатся сотрудничеству и умению учитывать позицию другого. Как друзья,

дети учатся доверять и заботиться о других, приходить к выводу, что к ним

относятся так же, как и они к другим. Ученики, которые систематически

работают в группе, принимают активное участие в учебном процессе, умеют

общаться

и

работать

с

другими

детьми,

уважают

индивидуальность

окружающих,

умеют

критически

мыслить

и

работать,

улучшают

свое

внутреннее равновесие и лучше учатся.

Родители, которые помогают в этой работе, отмечают, что детям школа

стала больше нравится, улучшилось поведение дома. Учителя, внедряющие

интерактивные технологии через работу детей в группах, тратят меньше

времени на поддержание дисциплины в классе, имеют больше времени для

творческого труда, замечают, что дети помнят то, чему научились, меньше

нервничают, любят свою работу больше.

Таким

образом,

интерактивные

приемы

и

методы

создают

условия

для

развития познавательных и творческих способностей учеников, развивают

позитивную

мотивацию

к

процессу

учебной

деятельности

как

основы

воспитания

активной

жизненной

позиции,

воспитывают

способность

к

обучению на протяжении всей жизни.

Заключение

Внедрение

интерактивных

методов

обучения

многое

дает

различным

субъектам образовательного процесса. Для каждого конкретного ученика:

• осознание включенности в общую работу;

• развитие личностной рефлексии;

становление

активной,

субъектной

позиции

в

учебной

иной)

деятельности.

Учебной микрогруппе:

• развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

• формирование ценностно- ориентационного единства группы;

• поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

• принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Ученическому классу:

• формирование класса как групповой общности;

• повышение познавательной активности класса;

• развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Связке "класс - учитель":

• нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

• многомерное освоение учебного материала;

формирование

мотивационной

готовности

к

межличностному

взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Таким

образом,

интерактивное

обучение-

несомненно

интересное,

творческое, перспективное направление нашей педагогики.

Литература:

1 . Iнтерактивнi технологii навчання у початкових классах/ Авт. – упор. I.

I.

Дiвакова. – Тернопiль: Мандрiвець, 2009. – 180 с.

2. . Сиротенко Г.О. Сучасний

урок: iнтерактивнi технологii навчання. –

Харкiв: Видавнича группа «Основа», 2003.

3. Сучасний урок. Iнтерактивнi технологii навчання: Наук.- метод. посiбн./

О. I.Пометун, Л. В. Пiроженко; За ред. О. I.Пометун. – Киiв: А.С.К., 2006

4.

Селевко

Г.

К.

Современные

образовательные

технологии.

Москва:

Народное образование, 1998.

5. Телячук В., Лесiна О. Iнтерактивнi технологii навчання у початковiй школi.

– Вiнниця, 2004.



В раздел образования