Напоминание

"Правила в стихотворной форме для уроков русского языка"


Автор: Дурнева Надежда Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 3
Населённый пункт: Мысковский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: "Правила в стихотворной форме для уроков русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ ООШ № 3 Мысковского городского округа

Для подготовки к урокам русского языка в начальной школе

Приложения

Правила в стихотворной форме

1. Глаголы - исключения. Гнать, держать. смотреть и видеть,

Дышать. слышать. ненавидеть И зависеть, и терпеть. И обидеть. и

вертеть - Вы запомните, друзья - Их на Е писать нельзя! В этих

глаголах мы пишем лишь И, Вот как мы пишем, сюда посмотри !

( дышИт, терпИт, слышИт...)

2. Падежные предлоги. И.п. – Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у,

вокруг, после, кроме. Д.п. – по, к (а). В.п. – через, в, на, за, про. Т.п.

– перед, с, над, за, под, между. П.п. – при, в, об, о, на.

3. Род имён существительных. К слову я подставлю «мой» - Это

значит род мужской. Женский род – запомню я – То, про что скажу

«моя». Средний род оно «моё» - Вот и выучил я всё.

4. Правописание большой буквы. Реки, горы и равнины, Имена,

фамилии, долины, Клички всех животных, Отчества людей – Всё с

заглавной буквы, Ты пиши скорей.

5. Правописание гласных после шипящих. Знаем твердо, что жи

– ши Пишем только с гласной и, А в словах, где ча и ща Мы

напишем только с а. Где же встретим мы чу – щу, То напишем с

буквой у.

6. Правописание безударной гласной в корне слова,

проверяемой ударением. Есть гласные ударные, Но есть и

безударные Их нужно проверять, В корне правильно писать.

Подбираем быстро слово, И проверочка готова Удареньем

проверяем – Ничего не забываем.

7. Что такое склонение? Слово быстро изменяю, Пишу его по

падежам. Склоненьем это называю Запомнить это надо нам.

8. Правописание не с глаголами. Всякий школьник это знает – Не

глагола избегает. Не забудьте же, друзья, Слитно их писать нельзя! 9.

Правописание парных согласных в середине и конце слова.

Парные согласные нужно проверять, Чтоб слова в тетради грамотно

писать. Родственное слово быстро подбери, Парную согласную с

гласной подружи.

10. Состав слова. Приставка. Перед корнем есть приставка, Слитно

пишется она, И при помощи приставки Образуются слова. Корень.

Общая часть Родственных слов Корнем зовется – Ответ наш готов.

Суффикс. После корня он стоит, Слово новое звучит. Обозначу

уголком – Называю суффиксом. Окончание. На конце любого слова

Окончанье ищем снова. Изменяемая часть С другим словом держит

связь.

11. Непроизносимые согласные Такие все несчастные. В словах

мы их не слышим, А вот в тетради пишем. Чтоб они из слов не

убежали, Мы их долго проверяли. Ищем мы такое слово, Чтоб

услышать её снова.

12.Имя существительное. Часть речи удивительна – Зовется

существительным. Предмет обозначает, На Кто? Что? Отвечает.

Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что? Про людей, зверей и

рыб, Насекомых и всех птиц Спросим дружно – кто они? Всем

предметам остальным Что? Вопрос мы зададим.

13. Имя прилагательное Признак предмета обозначает, На

вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает. К

существительному прилагается Прилагательным называется.

Согласуется с ним везде. В роде, числе, падеже.

14. Глагол. Часть речи спросит Что же делать? Что сделал ты? Что

будешь делать? Глаголом важно себя называет Действие предмета

обозначает.

15. Три склонения имён существительных. Существительным

зовусь, На три склонения делюсь: 1 склонение – с окончаньем – А и

Я – Рода женского и мужского, друзья. 2 склонение – род мужской

без окончанья, А средний род – О – Е – плавное звучанье. 3

склонение – род женский с Ь на конце всех слов Запомни - это

правило для всех учеников!

16.Падежи. Есть шесть братьев падежей Нет на свете их дружней.

Согласованно живут И порядок стерегут. Именительный падеж

Самый главный он из всех. На вопросы кто? что? отвечает

Подлежащим в предложении бывает. А теперь падеж родительный,

Он не менее значительный. Нет кого? чего? – волнуется И с

предлогом в рифму согласуется. (Около, с, для, без, от, из, до, у,

вокруг, кроме, после.) Дательный падеж – добряк, Всё стремится

делать так: Дать кому? чему? Быстрей – По к (а) – предлогов нет

дружней! Винительный падеж всегда любуется, Вижу что? кого?

волнуется, Через, в и на, за, про – С предлогом согласуется легко.

Творительный падеж вещает, Гордиться кем? И чем? решает.

Предлоги: между, с и над, за, под Со словами дружбу бережёт.

Предложный вам сулит успех, О ком? О чём? Он думает о всех.

Предлоги он свои не забывает, При, в, об, о, на - он громко

восклицает.



В раздел образования