Напоминание

"Развивающие секторные центры в дошкольном учреждении, как средство активного взаимодействия с родителями, через индивидуализацию образовательного процессса."


Автор: Каракулова Ольга Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: секторные центры в дошкольном учреждении
Тема: "Развивающие секторные центры в дошкольном учреждении, как средство активного взаимодействия с родителями, через индивидуализацию образовательного процессса."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающие секторные центры в дошкольном

учреждении, как средство активного взаимодействия

с родителями, через индивидуализацию образовательного

процессса.

ЯНАО г. Ноябрьск

МБДОУ «Белоснежка»:

Старший воспитатель

Каракулова Ольга Владимировна

Одной из задач ФГОС ДО

является создание благоприятных условий для

развития

детей

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала

каждого

ребенка

как

субъекта

отношений

с

самим

собой,

другими

детьми,

взрослыми и миром.

В нашем ДОУ проводится работа по созданию открытой развивающей среды,

обеспечивающей удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей

воспитанников, образовательных запросов социума посредством

совместного

посещения детей с родителями секторных развивающих центров ДОУ, которые в

соответствии с ФГОС создают эффективные условия для создания социальной

ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

-

создание

условий

для

свободного

выбора

детьми

деятельности,

участников

совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и

мыслей;

-

недирективную

помощь

детям,

поддержку

детской

инициативы

и

самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,

проектной, познавательной и т.д.);

3)

взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями)

по

вопросам

образования

ребенка,

непосредственного

вовлечения

их

в

образовательную

деятельность,

в

том

числе

посредством

создания

образовательных

проектов

совместно

с

семьей

на

основе

выявления

потребностей

и

поддержки

образовательных инициатив семьи.

Актуальность данной работы

заключается в организации деятельности

секторных центров, которые способствуют развитию детей в соответствии с их

возможностями

и

потребностями,

помогают

формированию

и

реализации

индивидуального

маршрута,

выявлению

одаренных

детей;

открывают

возможности

позитивной

социализации,

личностного

развития,

развития

инициативы и творческих способностей ребенка на основе сотрудничества со

взрослыми и сверстниками через соответствующие возрасту виды деятельности.

В вечернее время ребёнок вместе с родителями может посещать интересующий

его центр, где будет играть и действовать по своим интересам. Развивающие

центры

расположены

в

соответствии

со

своей

направленностью

в

специализированных

залах

и

кабинетах.

Составлено

расписание,

когда

узкий

специалист (музыкальный руководитель, педагог-психолог, эколог и т.д.) работает

в данном секторе до 19.00. И ребенок с родителем с 17.30 до 18.30 могут посетить

выбранный ими развивающий центр и заниматься в соответствии со своими

интересам.

Педагог

предоставляет

развивающие

пособия,

показывает,

рассказывает, по запросу консультирует родителей, как играть в игры, проводить

исследования, даёт рекомендации какую работу можно проводить с детьми в этом

направлении в домашних условиях и т.д..

Секторные центры имеют разную направленность:

«Я

здоров»

(физкультурно-оздоровительный

центр)

- сохранение

и

укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование

их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

«До-ми-солька» (музыкально-вокальный центр) - развитие у воспитанников

ДОУ

вокальных

данных,

творческих

способностей,

исполнительского

мастерства.

«Калейдоскоп»

(сенсорно-релаксационный

центр)

- сохранение

и

укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с

помощью мультисенсорной среды.

«Мир

вокруг

нас»

(эколого-валеологический

центр)

- формирование

разумного отношения к миру (в том числе к себе как жителю своей страны и

планеты Земля, а также умения ребенка позитивно взаимодействовать с

окружающим миром.

«Хочу

всё

знать»

(центр

интеллектуального

развития)

развитие

познавательных

интересов:

любознательности,

пытливости

ума,

формирование

активности

и

стремления

к

получению

новых

знаний

посредством исследовательской и экспериментальной деятельности.

«Игровой» (центр развивающих игр) – развитие умственных способностей

детей, органов чувств, внимания, логического мышления.

«Я – творец»

(художественно

эстетический

центр)

- формирование в

ребенке

художественно-эстетического

отношения

к

действительности

и

активизации его творческой деятельности по законам красоты.

Секторные центры индивидуального развития воспитанников ДОУ работают

по методу Коучинга.

Коучинг (англ. coaching) —

метод консалтинга и тренинга,

в

процессе

которого

человек,

называющийся

«коуч»,

помогает

обучающемуся

достичь

некой жизненной или

профессиональной

цели.

Коучинг

сфокусирован

на

достижении чётко определённых целей вместо общего развития.

Педагоги ДОУ (дежурные специалисты каждого центра) предоставляют

условия:

предметно-развивающие,

временные,

консультационные.

Ценным

является

то,

что

дети

совместно

с

родителями

используют

эти

условия в

соответствии со своими потребностями и возможностями.

Центры

активности

дают

возможность

индивидуализировать

учебно-

воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов ребенка.

Например, в художественно – эстетическом центре, один ребенок будет рвать

бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре

развивающих игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда

как

другой

предпочтет

картонную

головоломку

из

25

кусочков,

а

третий

предложит

папе

сыграть

партию

в

шахматы.

Воспитатель

наблюдает

за

действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя

некоторое время он предложит детям и родителям более сложные материалы,

которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в

овладении новым умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться

в своем собственном темпе и по собственным интересам, при непосредственном

участии родителей.

Эффективность деятельности данных центров заключается в том, что:

1)

Ребёнок,

посещая

такие

центры,

сам

выбирает

приоритетное

для

него

направление в развитии.

2)

Родителям

легче

определиться

в

кружок,

какой

направленности

отдать

ребенка в дальнейшем.

3)

Помогает планировать работу ДОУ по организации дополнительных услуг.

Результативность такой работы заключается в следующем: происходит прямое

взаимодействие всех участников образовательного процесса; родители активно

вовлечены в образовательную деятельность,

и развитие ребёнка проходит не

только в стенах сада, но и продолжается дома; центры позволяют выявить и

развить предпосылки одаренности у детей.

Данный

опыт

работы

даёт

возможность

эффективно

реализовывать

задачи

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

по

развитию

детей

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями,

развития

способностей

и

творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,

другими детьми, взрослыми и миром.



В раздел образования