Напоминание

"Формирование экологических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"


Автор: Морозова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №22 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Волжск Республика Марий Эл
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Формирование экологических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование экологических представлений

посредством дидактических игр

у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

Виды деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: он с увлечением

рисует, лепит, конструирует, танцует, учится читать стихи, петь, считать, ухаживать

за растениями и животными, играет.

Но игра не только развлечение, но и метод, при помощи которого я знакомлю

маленьких

детей

с

окружающим

миром.

Чем

меньше

дети,

тем

чаще

игру

я

применяю

как

метод

образовательно-воспитательной

работы

с

ними.

Особое

значение имеет дидактическая игра

Она развивает у дошкольников

Мыслительные способности

Общительность

Умение строить взаимоотношения

Умение подчиняться установленным правилам игры

Усидчивость,

Внимание, память

Восприятие

В

дидактических

играх

я

использую

натуральные

предметы

природы

(овощи,

фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и

животных,

настольные

игры

и

всевозможные

игрушки.

Дидактические

игры

с

естественным материалом природы или изображениями его являются основным

способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры провожу на занятиях, вне занятий, экскурсиях, прогулках, во время

различных

видов

гимнастики

(утренней,

после

сна,

пальчиковой,

во

время

динамических пауз, физкультминуток)

В играх с песком, водой, снегом, камешками знакомлю детей с качеством и

свойствами природных материалов. Гуляя на прогулке, обращаю внимание на сучки,

сухие

ветки,

корни,

которые

по

своим

очертаниям

напоминают

птиц,

зверей.

Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать

в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует

развитию наблюдательности, воображения.

Знакомлю со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

В процессе наблюдений использую разнообразные игровые упражнения «Найди

по описанию», «Узнай и назови», Загадки на узнавание деревьев, кустарников,

цветов, животных.

Часто игра детей является творческим воспроизведением воспринятого ими на

экскурсии или прогулке. В ней находят отражение полученные представления о

растениях, животных и труде человека. В таких играх мы с детьми повторяем то,

что

наблюдали,

закрепляем

знания

и

приобретенные

навыки.

Наблюдая

игру,

стараюсь снабдить детей нужными предметами, помогаю

правильно разрешать

возникающие вопросы. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они

воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.

Детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью

движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры провожу только после

неоднократных наблюдений и апробаций различных движений.

После экскурсии в лес, изображаем растительность (высокое дерево, широкий куст,

маленький цветочек); если были на лугу, то передаем полет бабочек, стрекоз, жучков

и др.

Чтобы поддержать интерес

дошкольников к игре, в группе я

разместила

материал

для

организации

игр

экологического

содержания

(планшеты

с

изображением

природных

зон,

муляжи,

картинки

с

изображением

растений,

животных, гербарии, различные настольные игры и т.д.)

Дидактические игры провожу с небольшой подгруппой детей (4-6 человек).

В подготовку к проведению дидактических игр включаю следующее:

- отбираю игры в соответствии с задачами воспитания и обучения определенной

возрастной группы;

- определяю наиболее удобное время для проведения дидактической игры

- выбираю место для игры

- определяю количество играющих

- подготавливаю необходимый дидактический материал

- готовлюсь к игре сама: изучаю ход игры, свое место в игре, методы руководства

игрой.

Руководя играми учитываю возможности детей. Ребенку свойственны

любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему

хочется

самому

отгадать

загадку,

найти

правильное

решение

задачи,

высказать

собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в

характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание

обращаю на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть

такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по

результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о

том

будет

ли

она

с

интересом

использоваться

в

самостоятельной

игровой

деятельности ребят.

Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и

другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети

начинают понимать красоту окружающего мира.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано

осознанно

правильное

отношение

к

объектам

и

явлениям

природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления

через различные виды деятельности.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные

выводы:

Экологические игры способствует умственному воспитанию. Они позволяют

дошкольникам самостоятельно искать решение предложенных игровых задач.

Формируют эстетические чувства детей.

Способствуют нравственному воспитанию.

Осознание себя как части природы, содействует физическому развитию.

Дидактические

игры

экологического

содержания

обеспечивают

не

только

эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в

природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за

их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению

негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников

осознанного отношения к живому.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!



В раздел образования