Автор: Фаракшина Нурия Ниязовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули
Населённый пункт: с.Базарные Матаки
Наименование материала: Проектная работа
Тема: "Использование краеведческого материала на уроках литературы"
Раздел: среднее образование
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Использование краеведческого
материала на уроках литературы
(выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы)
Составила :Фаракшина Н.Н.,
учитель русского языка
и литературы
Базарно-Матакской гимназии
имени Наби Даули
Алькеевского МР РТ
Август 2017 г
Содержание
Введение………………………………………………………………………...…2
Глава 1 Школьное литературное краеведение. Теоретические основы……….5
1.1.Понятие «литературное краеведение»…………………………………..…..5
1.2.Содержание школьного литературного краеведения……………………..7
1.3. «Уровни» краеведческой познавательной деятельности…………………7
Глава 2 Литературное краеведение в школе…………………………………...9
2.1.Процессы и методы изучения литературного краеведения……………....9
2.2.Опыт изучения литературного краеведения в школе……………………..10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………17
Приложение №1…………………………………………………………………18
Введение
Любовь к малой Родине – это нечто отвлеченное,
это и любовь к своему народу, к своей местности,
к памятникам её культуры, гордость своей
историей.
Д.С. Лихачев
Как известно, важными и ценными в системе школьного образования
являются
уроки
литературы
и
внеклассного
чтения.
На
них
в
процессе
приобщения к великому искусству вырастает вдумчивый и умный читатель,
обогативший
свою
память
и
речь
тем,
что
несут
авторы
изученных
произведений.
Воспитывая
на
уроках
любовь
к
своей
«тихой
родине»,
необходимо привить ученикам мысль о том, что талантам не обязательно
суждено родиться в столицах, что наша провинция является родиной многих
писателей и поэтов и не собирается оскудевать.
Проблема краеведения на уроках литературы является особенно актуальной
для
воспитания
у
школьников
патриотизма
и
любви
к
своей
стране,
преданности ей. Привитие таких качеств должно начинаться с привития
любви
к
своей
малой
родине,
гордости
за
свой
край,
а
чтобы
чем-то
гордиться, нужно это что-то знать.
В современной школе выделился культурологический подход к образованию.
В начавшемся процессе регионализации этот подход становится все более
значимым
для
организации
современной
системы
образования,
ибо
он
способствует
«вхождению»
школьника
в
«диалог
культур».
Краеведение,
становясь
одним
из
стержней
регионализации
образования,
неся
интегративное начало, помогает формированию целостной картины мира в
сознании учеников. Мы сейчас находимся в такой ситуации, что культуру
России в целом наши дети, в принципе, знают.
Им известны имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Лермонтова и других
мэтров русской культуры, а вот своих земляков, прославивших их малую
родину – не знают, а значит, понятия не имеют, почему они должны гордиться
местом, где родились и где живут.
В.Г. Маранцман считает, что использование краеведческого материала в
процессе
обучения
литературе
объясняется
необходимостью
выработки
наглядных представлений у учащихся, особенно в 5-6 классах, возможностью
создания
эмоционального
настроя
на
восприятие
мер
произведения,
возможностью выработки нового подхода к интерпретации литературного
текста как технологии общения с искусством. В наше время можно говорить
об особой значимости обращения на уроках литературы к меж предметным
связям
краеведческого
характера,
к
важности
знакомства
школьников
с
художественной
культурой
родного
края,
лучшими
ее
образцами.
Такое
знакомство определяется задачами литературного образования, способствует
не
только
«общению»
с
подлинниками
произведений
искусства,
формированию
интереса
к
жизни
родного
края,
содействует
процессу
эстетического воспитания, но и повышает интерес к мировой культуре.
Появилась необходимость в связи с культурологическим подходом к
изучению литературы в школе выделить в методической науке проблему
литературного
краеведения
для
воспитания
у
школьников
патриотизма
и
любви к своей стране, определить возможные пути его использования на
уроках литературы основного курса.
Главной целью данной работы является разработать подходы включения
краеведческого материала в основной курс литературы.
Задачи: проанализировать методические подходы к проблеме изучения
литературного краеведения на уроках литературы; повысить эффективность
усвоения
краеведческого
материала
на
уроках
литературы;
изучить
всевозможные пути включения краеведческого материала в основной курс
литературы.
Современная
образовательная
политика
предполагает
знание
школьниками
этнокультурных
особенностей
того
или
иного
региона,
являющееся
одним
из
средств
нравственно-эстетического
воспитания
учащихся.
Материалы по литературному краеведению располагают богатейшими
возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать
интерес
к
жизни
родного
края,
развивать
мыслительные
способности,
поэтому
очень
важно
пробудить
интерес
учащихся
к
краеведению.
Самостоятельность
изучения,
умение
сопоставлять,
делать
выводы
–
это
необходимые обще учебные навыки, которые получают учащиеся, знакомясь
с историей родного края.
Становление
истинного
патриота,
воспитание
любви
к
Родине
начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться
своим родным краем. А именно с любви к своей семье, к месту своего
рождения начинается любовь к Родине.
Местный материал очень удобен для анализа, в тоже время он помогает
учиться осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
Объектом исследования является включенный краеведческий материал
в уроки литературы, предметом исследования- содержание краеведческого
материала и подходов к включению его в урок литературы.
Структура работы такова: введение, где даются актуальность темы,
цели,
задачи
курса
«литературное
краеведение
на
уроках
литературы»,
значение литературного краеведения в воспитании любви к своей стране,
осознание
значимости
изучения
краеведческого
материала
на
уроках
литературы.
В основной части указаны задачи, модель литературного краеведения,
сущность
понятия
«литературное
краеведение»,
содержание
школьного
литературного
краеведения,
опыт
работы
по
привлечению
литературного
краеведения в урок литературы, описание тем основного курса литературы с
применением краеведческого материала.
Глава 1 Школьное литературное краеведение. Теоретические основы.
1.1.Понятие «литературное краеведение»
Школьное литературное краеведение-литература родного края. Отчий
дом, малая родина, отечество, родной край. Так мы называем землю, где
родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали
наши отцы и деды, где жили и работали люди, являющиеся образцом нашей
местности,
региона
–
это
поэты,
писатели,
фольклористы
и
просто
замечательные люди.
От слов «родина, отечество, край» и возникли понятия «родиноведение»
и «отечествоведение» (мы встречаем их в научных и педагогических трудах
19,
начала
20
века)
и
«краеведение»,
которое
утвердилось
и
получило
широкое распространение сравнительно недавно, лишь в 20-е годы прошлого
века.
«Краеведение»
означает-
знание
о
своей
ближайшей
родине
–
от
слов
«ведать», знать свою родину, её литературу, историю, традиции, взгляды,
верования местного населения.
Вместе с тем краеведение понимается и как путь, метод познания,
процесс.
О
необходимости
изучать
родной
край,
окружающую
жизнь,
использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных,
приобщать
их
к
серьезным
исследованиям
–
об
этом
писали
еще
Я.А.
Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие зарубежные
педагоги
и
ученые.
В
России
эту
идею
развили
В.Н.
Татищев,
М.В.
Ломоносов, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский,
В.П. Семенов – Тян-Шанский, В.О. Ключевский и многие другие ученые,
педагоги, методисты, писатели, философы, священнослужители.
Около
150
лет
тому
назад
К.Д.
Ушинский,
изучавший
идеи
и
опыт
отечественной и зарубежной педагогики и школы, в частности швейцарской,
американской, английской и немецкой, писал, что « …поля родины, ее язык,
ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем
человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отчеству».
Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании
граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо
взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной
местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное
растение перекати-поле. Еще одна мысль ученого: «Краеведение учит людей
любить
не
только
свои
родные
места,
но
и
знанию
о
них,
приучает
интересоваться
историей,
искусством,
литературой,
повышать
свой
культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов
могут принять участие и большие ученые и школьники».
«И поныне степень разработанности теоретических основ литературного
краеведения оставляет желать лучшего», - мягко констатировал в 1985 году
краевед Н.Н. Милонов. К сожалению, к сегодняшнему времени мало что
изменилось. Если литературное краеведение – научная дисциплина, то каков
ее предмет, задачи, базовая терминология.
Литературное краеведение, нередко выходя за рамки художественных
текстов,
формирует
себя
на
стыке
различных
научных
дисциплин,
на
пересечении теории и практики, науки и жизни, истории и творимой на
наших глазах повседневности. Как размышляет по этому поводу академик
Дмитрий Лихачев: «Литературоведение и искусствоведение открывают что-
то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое», если оно,
конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора.
Иное дело краеведение. Оно придает местности, не имеющей «авторского
происхождения»,
историзм,
открывает
в
ее
прошлом,
хотя
бы
и
очень
недавнем,
что-то
совершенно
новое,
ценно».
Решая
частные,
иногда
предельно
конкретные
исследовательские
задачи
(уточнение
биографии,
поиск прототипов, выявление круга общения и т.д.), литературный краевед
познает
ноосферу
(сферу
разума)
родного
края
в
ее
литературной
составляющей. Он оперирует литературным фактом в контексте культуры. В
итоге, вместе с другими краеведами (географами, этнографами, историками и
т.д.)
литературный
краевед
должен
стремиться
начертать,
как
определил
более семидесяти лет тому назад эту насущную задачу Иван Гревс, «полный
и
цельный
портрет
края,
отображающий
все
его
тело
и
вес,
дух
в
их
организации и в их общей жизни. Нельзя при этом забывать или отметать ни
одной черты, ибо они все постоянно взаимодействуют, не могут обходиться
друг без друга. Разрывая их, отбрасывая некоторые, мы получим бледный,
скудный,
а
главное
–
неверный,
непохожий
и
потому
часто
уродливый
снимок».
1.2.Содержание школьного литературного краеведения
Литературное
краеведение
на
уроках
литературы
-
потребность
времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые
происходят в обществе, а значит, и в образовании.
Обращение
к
краеведению
на
уроках
обусловлено
несколькими
причинами: формирование и развитие регионального самосознания (ученик
должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы
и культуры своего края в общем литературном процессе).
Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса
и увидеть особенности, отличия своего края.
В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения
лежит
концепция
изучения
краеведческого
материала
на
основе
литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности.
Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода
творческой деятельности.
1.3. «Уровни» краеведческой познавательной деятельности
Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни
познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о
трех уровнях:
- во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя,
из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;
-
во-вторых,
это
самостоятельное
приобретение
знаний,
обеспечивающее
условие для более активной познавательной работы учащихся (когда они в
процессе
учебного
исследования
делают
«открытия
для
себя»,
то
есть,
фактически,
переоткрывают
уже
известные
факты
и
события
прошлого,
явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний
могут
быть,
кроме
учебных
пособий,
научно-популярная
и
научная
литература, публикации в местной и центральной периодической печати,
материалы школьных и государственных музеев, Интернет и т.д.
И, наконец, третий уровень – изучение школьниками культуры родного
края
в
ходе
углубленного
исследовательского
поиска,
представляющего
научный интерес, - когда ученики фактически выступают в роли «юных
ученых»
-
исследователей.
Обычно
это
члены
краеведческих
кружков
и
ученических научных обществ, слушатели факультативов.
Первый
из
этих
уровней,
естественно, является
главным,
подчас
единственным
в
начальных
и
младших
классах.
Для
основной школы
характерны первый и второй уровни. В старших классах основной школы и в
средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес
краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило,
участвуют ребята, особо увлеченные краеведением, глубоко интересующиеся
родным краем.
Педагогу-литератору
необходимо
четко
различать
и
держать
в
поле
зрения
все
эти
уровни
краеведения,
видеть
их
различия
и
связи,
пути
перехода от элементарных форм работы к более сложным. Это является
важным условием эффективного использования краеведения в обучении и
воспитании школьников.
Урочные,
факультативные
и
внеклассные
занятия
по
литературному
краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству через
привития интереса к литературе, культуре родного края.
Глава 2 Литературное краеведение в школе
2.1.Процессы и методы изучения литературного краеведения
Обычно темы школьного краеведения включаются в состав двух
взаимосвязанных процессов:
1.учебного
процесса
на
основе
классно-урочной
системы,
в
котором
реализуются
образовательные
программы
начальной
и
средней
школы,
предполагающие
совокупность
трех
содержательных
компонентов:
федерального, регионального, школьного.
2. процесса «культурной деятельности», предполагающего деятельностную
составляющую,
что
предусматривает
практическое
освоение
учащимися
общемировых,
национальных
и
краеведческих
артефактов
–
объектов
культурно-исторической среды – на основе активных форм их познания и
преобразования.
Традиционно в системе школьных уроков словесности определенное
место
занимало
литературное
краеведение.
Само
понятие
«краеведение»
расширяется
за
счет
включения
в
него
основных
сведений
о
местных
народных обычаях и традициях, а также песенного фольклора. Все вместе это
и
определяет
содержание
филологического
образования.
Учитель
имеет
право
расширять
объем
краеведческого
материала,
самостоятельно
формулируя темы и включая их как в программы основного курса, так и в
программы элективных или факультативных занятий.
2.2.Опыт изучения литературного краеведения в школе
Вовлекаясь в литературно-краеведческий поиск, исследование, школьники
получают возможность ощутить себя причастным к творению и изучению
великой
литературы.
Решая
частные,
иногда
предельно
конкретные
исследовательские
задачи
(уточнение
биографии
писателя
–
земляка,
выявления круга общения или круга чтения, поиск прототипов литературных
персонажей) литературный краевед познает ноосферу (сферу разума) родного
края в ее литературной составляющей.
Учителя предметники по – разному могут вносить краеведческий
материал
в
основной
курс
литературы
и
для
этого
берутся
самые
разнообразные
материалы,
соответствующие
федеральному
стандарту
литературного образования.
Я
использую
материалы
литературного
краеведения
Республики
Татарстан таким образом: краеведческий материал может использоваться на
всех
этапах
урока
для
пробуждения
интереса
к
теме,
для
расширения
кругозора, знаний о своем крае, для улучшения эстетических вкусов, для
решения воспитательных задач.
В ряде случаем следует начинать рассказ о писателе с использованием
местного
материала,
что
обеспечивает
активное
внимание
учащихся
и
интерес
ко
всей
теме.
Такое
краеведческое
вступление
помогает
заинтересовать школьников, приблизить к ним отдаленное прошлое, создать
определенную эмоциональную атмосферу на уроке. Обычно используемый
местный
материал
невелик
по
объему
и
выступает
как
краеведческое
дополнение к определенной теме, расширяя и углубляя литературные знания
учащихся, но в некоторых случаях на краеведческом материале может быть
построен
целый
урок.
Например, посещение
А.С.Пушкиным
Казани
в
сентябре 1833 года связано с его работой над историческим романом о
событиях
крестьянской
войны
1773-1774
гг.
под
руководством
Емельяна
Пугачева "История Пугачева".
Литературное краеведение позволяет учителю обратиться к прошлому,
настоящему
своего
края,
сравнить,
сопоставить
с
сегодняшним
днем.
Постоянное
обращение
к
краеведческому
материалу
позволяет
учащимся
представить общую картину литературной жизни края, а земля Татарстана –
заметная страница в общей летописи российской литературе.
Мною разработана программа элективного курса «Русские писатели и
поэты в Татарстане» (См.приложение)
Уроки литературы с использованием краеведческого материала-это важный
фактор формирования духовности, любви к родной земле, уважения к тем,
кто
множил
и
развивал
культуру
Отечества,
и
сегодня
в
меру
своих
творческих
возможностей
стремится
внести
свою
лепту
в
великое
дело
русской литературы.
Заключение
На
мой
взгляд,
краеведческая
работа
на
уроках
литературы
и
внеклассного чтения дает возможность школьникам шире познакомиться с
родным краем, глубже понять особенности истории, культуры, приобщиться
к
исследовательской
деятельности,
имеющей
общественное
значение
и
практическую
ценность,
принять
участие
в
сознательной
деятельности,
развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению
одной из важнейших задач образования введение растущего человека в поле
родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается
его судьба, воспитанную у школьников патриотизма, бережному отношению
к природному и духовному наследию родного края.
Влияние
краеведения
на
всестороннее
развитие
школьников
имеет
значительный потенциал.
Однако, изучение родного края школьниками может принести свои
плоды лишь при соблюдении нескольких условий:
-
увлеченность
взрослого
человека,
организующего
краеведческую
деятельность детей на уроке или вне его;
-
учет
и
использование
личностного
опыта
школьников
в
процессе
исследования края;
-
деятельностный
подход
в
учебной
и
воспитательной
работе
на
краеведческом
материале
(«лучше
один
раз
сделать,
чем
сто
раз
просто
увидеть»);
-
установление
интегративных
связей
между
различными
областями
краеведческих знаний;
-
организация
школьного
краеведения
как
системы
развития
творческого
потенциала ребенка (на основе многообразия форм и методов);
-
создание
в
школе
особой
образовательной
среды,
способствующей
возникновению и развитию интереса у детей к занятиям краеведением.
Таким образом, я хотела бы еще раз отметить, что на уроках литературы
особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым
средством в воспитании патриотизма, глубокой любви учащихся к своему
родному краю.
Оканчивая школу, учащиеся должны не только знать определенное
количество лучших произведений мировой литературы, но и любить книгу,
обладать
художественным
вкусом,
умением
понимать
литературное
краеведение.
Именно использование краеведческого материала наилучшим образом
способствует
созданию
эмоциональной
ситуации
на
уроке,
в
которой
и
воспитывается святое чувство – любовь к Родине. Использование материалов
краеведения на уроках литературы убеждает наших учеников в том, что
художественная литература есть образное отображение жизни, ее правды.
Очень важно, «чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель
определенной суммы знаний, но, прежде всего, - как гражданин общества».
(Д.С. Лихачев)
Список литературы
Литература:
1.Чистополь вчера и сегодня. Справочник . Издание отдела пропаганды и
агитации .,1981.
2.История Татарстана: Учеб пособие для осн. школы . Казань: ТаРИХ,2001.
3.
Р.Порман
.Советские пис атели в
Т а т а р и и
в г о д ы Великой
Отечественной войны . Казань. Таткнигоиздат,1958.
4.Саакянц Анна “Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-
1922) “ –М., 1986.
5. Павловский А. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989
6. Цветаева Анастасия “Воспоминания. М., 1983.
7.Разумовская
М.
Марина Цветаева.
Мифы
и действительность
.
М.;
Радуга,19945.Швейцер
В.
Быт и
б ы т и е
М а р и н ы Цветаевой.:
Интерпринт,1996. Цветаева
8.Их имена помнит Елабуга. Справочник об исторических лицах, живших
или связанных с Елабугой в различные времена. Елабуга-1991.
9.Записки кавалерист-девицы. Казань,1966.
10.Пушкин А.С. Предисловие к Запискам Н.А.Дуровой.-полн.собр соч., т7.-
М.,1958.
11.Щербина В. Р., А. Н. Толстой. Творческий путь, М., 1956;
12.Алпатов А. В., Алексей Толстой — мастер исторического романа, М.,
1958;
13.Крестинский Ю. А., А. Н. Толстой. Жизнь и творчество, М., 1960;
14.Рождественская И. С. и Ходюк А. Г., А. Н. Толстой. Семинарий, Л., 1962;
15.Бикбулатов Р.Знаменитые люди.Казань: изд-во «Заман» ,2003.
16.Аристов
В.В.Казанские н а х о д к и
( п о и с к и л и т е р ату р н ы е и
исторические).-Казань: Татарское кн изд-во,1985.
17.Произведения Короленко.
Полн.собр.
соч
,
П о л т а в а , 1 9 2 2 -
18.В.А.Клементовский . 18.Русские писатели в Татариии.-Казань,1974.
19. Муханов Г.Чистопольские страницы.-Казань,1987.
20 Арденс Н.Н.Творческий путь Л.Н.Толстого.-М.:АН СССР,1962.
21.Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников . М.:Худож лит,1978.
22.Амиров
К.Ф.Казань:где э т а улица,где
этот дом?/Справочник
улиц
г.
Казани.-«Казань»,1995.
23.М.Н.Елизаров. Они были в Казани.-Казань,1983.
24.В.В.Егерев.
Дома,
связанные с
пребыванием
Пушкина
в Казани.-
Казань,1956.
25.С. Абрамович. Пушкин в 1833 году. Хроника.-М.,1994.
26.КлиментовскийВ.А. Русские писатели в Татарии.-Казань,1974.
27 .Баранов В.Максим Горький на пороге 21 столетия //Казань,1998.-№4.
28.Горький А.М.Мои университеты. Повести. Казань,1981.
29.М.Н.Елизаров. Они были в Казани.-Казань,1983.
30.В.В.Егерев. Дома, связанные с пребыванием Пушкина в Казани.-
Казань,1956.
31.С. Абрамович. Пушкин в 1833 году. Хроника.-М.,1994.
32.КлиментовскийВ.А. Русские писатели в Татарии.-Казань,1974.
33 .Баранов В.Максим Горький на пороге 21 столетия //Казань,19
О т ч е т о
б эффективности практического применения педагической
инновации.
Приложение
Программа элективного курса
«Русские писатели и поэты в Татарстане»
Содержание элективного курса
Введение. Русские писатели и поэты в Татарстане.
Творчество А.С.Пушкина. О значении приезда в Казань.История создания
«Истории Пугачевского бунта», повести «Капитанская дочка».
Л.Н.Тостой. Роль Казани в становлении личности Л.Н.Толстого .
История создания рассказа «После бала».
Р о л ь казанского периода
в жизни М.Горького.
Произведения
«Детство», «В людях».
Посещение Казани Маяковским. Анализ стихотворения»Казань»
А.Толстой
в
Казани и Елабуге. Обзор
романа
«Хромой барин», драмы
«Касатка».
Н.Дурова-кавалерист-девица. «Записки кавалериста».
М.Е.Салтыков-Щедрин в Елабуге. «Губернские очерки»
В.Г.Короленко.
Дело
«мултанское
жертвоприношение».
«История
моего
современника».
Жизнь М.Цветаевой в Елабуге. Памятные места Цветаевой в Елабуге.
Город Чистополь в годы Великой Отечественной войны.
А.Твардовский,
А.Сурков в
г о д ы Великой Отечественной войны
в
Чистополе. Песни на стихи Суркова, главы поэмы «Василий Теркин».
Чистопольский период жизни В.Ф.Бокова. Анализ стихотворений В.Бокова.
Б.
Пастернак
в
составе Союза писателей
был эвакуирован в город
Чистополь.