Напоминание

"Использование краеведческого материала на уроках литературы"


Автор: Фаракшина Нурия Ниязовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули
Населённый пункт: с.Базарные Матаки
Наименование материала: Проектная работа
Тема: "Использование краеведческого материала на уроках литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Использование краеведческого

материала на уроках литературы

(выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы)

Составила :Фаракшина Н.Н.,

учитель русского языка

и литературы

Базарно-Матакской гимназии

имени Наби Даули

Алькеевского МР РТ

Август 2017 г

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2

Глава 1 Школьное литературное краеведение. Теоретические основы……….5

1.1.Понятие «литературное краеведение»…………………………………..…..5

1.2.Содержание школьного литературного краеведения……………………..7

1.3. «Уровни» краеведческой познавательной деятельности…………………7

Глава 2 Литературное краеведение в школе…………………………………...9

2.1.Процессы и методы изучения литературного краеведения……………....9

2.2.Опыт изучения литературного краеведения в школе……………………..10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………17

Приложение №1…………………………………………………………………18

Введение

Любовь к малой Родине – это нечто отвлеченное,

это и любовь к своему народу, к своей местности,

к памятникам её культуры, гордость своей

историей.

Д.С. Лихачев

Как известно, важными и ценными в системе школьного образования

являются

уроки

литературы

и

внеклассного

чтения.

На

них

в

процессе

приобщения к великому искусству вырастает вдумчивый и умный читатель,

обогативший

свою

память

и

речь

тем,

что

несут

авторы

изученных

произведений.

Воспитывая

на

уроках

любовь

к

своей

«тихой

родине»,

необходимо привить ученикам мысль о том, что талантам не обязательно

суждено родиться в столицах, что наша провинция является родиной многих

писателей и поэтов и не собирается оскудевать.

Проблема краеведения на уроках литературы является особенно актуальной

для

воспитания

у

школьников

патриотизма

и

любви

к

своей

стране,

преданности ей. Привитие таких качеств должно начинаться с привития

любви

к

своей

малой

родине,

гордости

за

свой

край,

а

чтобы

чем-то

гордиться, нужно это что-то знать.

В современной школе выделился культурологический подход к образованию.

В начавшемся процессе регионализации этот подход становится все более

значимым

для

организации

современной

системы

образования,

ибо

он

способствует

«вхождению»

школьника

в

«диалог

культур».

Краеведение,

становясь

одним

из

стержней

регионализации

образования,

неся

интегративное начало, помогает формированию целостной картины мира в

сознании учеников. Мы сейчас находимся в такой ситуации, что культуру

России в целом наши дети, в принципе, знают.

Им известны имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Лермонтова и других

мэтров русской культуры, а вот своих земляков, прославивших их малую

родину – не знают, а значит, понятия не имеют, почему они должны гордиться

местом, где родились и где живут.

В.Г. Маранцман считает, что использование краеведческого материала в

процессе

обучения

литературе

объясняется

необходимостью

выработки

наглядных представлений у учащихся, особенно в 5-6 классах, возможностью

создания

эмоционального

настроя

на

восприятие

мер

произведения,

возможностью выработки нового подхода к интерпретации литературного

текста как технологии общения с искусством. В наше время можно говорить

об особой значимости обращения на уроках литературы к меж предметным

связям

краеведческого

характера,

к

важности

знакомства

школьников

с

художественной

культурой

родного

края,

лучшими

ее

образцами.

Такое

знакомство определяется задачами литературного образования, способствует

не

только

«общению»

с

подлинниками

произведений

искусства,

формированию

интереса

к

жизни

родного

края,

содействует

процессу

эстетического воспитания, но и повышает интерес к мировой культуре.

Появилась необходимость в связи с культурологическим подходом к

изучению литературы в школе выделить в методической науке проблему

литературного

краеведения

для

воспитания

у

школьников

патриотизма

и

любви к своей стране, определить возможные пути его использования на

уроках литературы основного курса.

Главной целью данной работы является разработать подходы включения

краеведческого материала в основной курс литературы.

Задачи: проанализировать методические подходы к проблеме изучения

литературного краеведения на уроках литературы; повысить эффективность

усвоения

краеведческого

материала

на

уроках

литературы;

изучить

всевозможные пути включения краеведческого материала в основной курс

литературы.

Современная

образовательная

политика

предполагает

знание

школьниками

этнокультурных

особенностей

того

или

иного

региона,

являющееся

одним

из

средств

нравственно-эстетического

воспитания

учащихся.

Материалы по литературному краеведению располагают богатейшими

возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать

интерес

к

жизни

родного

края,

развивать

мыслительные

способности,

поэтому

очень

важно

пробудить

интерес

учащихся

к

краеведению.

Самостоятельность

изучения,

умение

сопоставлять,

делать

выводы

это

необходимые обще учебные навыки, которые получают учащиеся, знакомясь

с историей родного края.

Становление

истинного

патриота,

воспитание

любви

к

Родине

начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться

своим родным краем. А именно с любви к своей семье, к месту своего

рождения начинается любовь к Родине.

Местный материал очень удобен для анализа, в тоже время он помогает

учиться осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

Объектом исследования является включенный краеведческий материал

в уроки литературы, предметом исследования- содержание краеведческого

материала и подходов к включению его в урок литературы.

Структура работы такова: введение, где даются актуальность темы,

цели,

задачи

курса

«литературное

краеведение

на

уроках

литературы»,

значение литературного краеведения в воспитании любви к своей стране,

осознание

значимости

изучения

краеведческого

материала

на

уроках

литературы.

В основной части указаны задачи, модель литературного краеведения,

сущность

понятия

«литературное

краеведение»,

содержание

школьного

литературного

краеведения,

опыт

работы

по

привлечению

литературного

краеведения в урок литературы, описание тем основного курса литературы с

применением краеведческого материала.

Глава 1 Школьное литературное краеведение. Теоретические основы.

1.1.Понятие «литературное краеведение»

Школьное литературное краеведение-литература родного края. Отчий

дом, малая родина, отечество, родной край. Так мы называем землю, где

родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали

наши отцы и деды, где жили и работали люди, являющиеся образцом нашей

местности,

региона

это

поэты,

писатели,

фольклористы

и

просто

замечательные люди.

От слов «родина, отечество, край» и возникли понятия «родиноведение»

и «отечествоведение» (мы встречаем их в научных и педагогических трудах

19,

начала

20

века)

и

«краеведение»,

которое

утвердилось

и

получило

широкое распространение сравнительно недавно, лишь в 20-е годы прошлого

века.

«Краеведение»

означает-

знание

о

своей

ближайшей

родине

от

слов

«ведать», знать свою родину, её литературу, историю, традиции, взгляды,

верования местного населения.

Вместе с тем краеведение понимается и как путь, метод познания,

процесс.

О

необходимости

изучать

родной

край,

окружающую

жизнь,

использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных,

приобщать

их

к

серьезным

исследованиям

об

этом

писали

еще

Я.А.

Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие зарубежные

педагоги

и

ученые.

В

России

эту

идею

развили

В.Н.

Татищев,

М.В.

Ломоносов, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский,

В.П. Семенов – Тян-Шанский, В.О. Ключевский и многие другие ученые,

педагоги, методисты, писатели, философы, священнослужители.

Около

150

лет

тому

назад

К.Д.

Ушинский,

изучавший

идеи

и

опыт

отечественной и зарубежной педагогики и школы, в частности швейцарской,

американской, английской и немецкой, писал, что « …поля родины, ее язык,

ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем

человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отчеству».

Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании

граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо

взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной

местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное

растение перекати-поле. Еще одна мысль ученого: «Краеведение учит людей

любить

не

только

свои

родные

места,

но

и

знанию

о

них,

приучает

интересоваться

историей,

искусством,

литературой,

повышать

свой

культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов

могут принять участие и большие ученые и школьники».

«И поныне степень разработанности теоретических основ литературного

краеведения оставляет желать лучшего», - мягко констатировал в 1985 году

краевед Н.Н. Милонов. К сожалению, к сегодняшнему времени мало что

изменилось. Если литературное краеведение – научная дисциплина, то каков

ее предмет, задачи, базовая терминология.

Литературное краеведение, нередко выходя за рамки художественных

текстов,

формирует

себя

на

стыке

различных

научных

дисциплин,

на

пересечении теории и практики, науки и жизни, истории и творимой на

наших глазах повседневности. Как размышляет по этому поводу академик

Дмитрий Лихачев: «Литературоведение и искусствоведение открывают что-

то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое», если оно,

конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора.

Иное дело краеведение. Оно придает местности, не имеющей «авторского

происхождения»,

историзм,

открывает

в

ее

прошлом,

хотя

бы

и

очень

недавнем,

что-то

совершенно

новое,

ценно».

Решая

частные,

иногда

предельно

конкретные

исследовательские

задачи

(уточнение

биографии,

поиск прототипов, выявление круга общения и т.д.), литературный краевед

познает

ноосферу

(сферу

разума)

родного

края

в

ее

литературной

составляющей. Он оперирует литературным фактом в контексте культуры. В

итоге, вместе с другими краеведами (географами, этнографами, историками и

т.д.)

литературный

краевед

должен

стремиться

начертать,

как

определил

более семидесяти лет тому назад эту насущную задачу Иван Гревс, «полный

и

цельный

портрет

края,

отображающий

все

его

тело

и

вес,

дух

в

их

организации и в их общей жизни. Нельзя при этом забывать или отметать ни

одной черты, ибо они все постоянно взаимодействуют, не могут обходиться

друг без друга. Разрывая их, отбрасывая некоторые, мы получим бледный,

скудный,

а

главное

неверный,

непохожий

и

потому

часто

уродливый

снимок».

1.2.Содержание школьного литературного краеведения

Литературное

краеведение

на

уроках

литературы

-

потребность

времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые

происходят в обществе, а значит, и в образовании.

Обращение

к

краеведению

на

уроках

обусловлено

несколькими

причинами: формирование и развитие регионального самосознания (ученик

должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы

и культуры своего края в общем литературном процессе).

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса

и увидеть особенности, отличия своего края.

В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения

лежит

концепция

изучения

краеведческого

материала

на

основе

литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности.

Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода

творческой деятельности.

1.3. «Уровни» краеведческой познавательной деятельности

Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни

познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о

трех уровнях:

- во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя,

из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;

-

во-вторых,

это

самостоятельное

приобретение

знаний,

обеспечивающее

условие для более активной познавательной работы учащихся (когда они в

процессе

учебного

исследования

делают

«открытия

для

себя»,

то

есть,

фактически,

переоткрывают

уже

известные

факты

и

события

прошлого,

явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний

могут

быть,

кроме

учебных

пособий,

научно-популярная

и

научная

литература, публикации в местной и центральной периодической печати,

материалы школьных и государственных музеев, Интернет и т.д.

И, наконец, третий уровень – изучение школьниками культуры родного

края

в

ходе

углубленного

исследовательского

поиска,

представляющего

научный интерес, - когда ученики фактически выступают в роли «юных

ученых»

-

исследователей.

Обычно

это

члены

краеведческих

кружков

и

ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый

из

этих

уровней,

естественно, является

главным,

подчас

единственным

в

начальных

и

младших

классах.

Для

основной школы

характерны первый и второй уровни. В старших классах основной школы и в

средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес

краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило,

участвуют ребята, особо увлеченные краеведением, глубоко интересующиеся

родным краем.

Педагогу-литератору

необходимо

четко

различать

и

держать

в

поле

зрения

все

эти

уровни

краеведения,

видеть

их

различия

и

связи,

пути

перехода от элементарных форм работы к более сложным. Это является

важным условием эффективного использования краеведения в обучении и

воспитании школьников.

Урочные,

факультативные

и

внеклассные

занятия

по

литературному

краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству через

привития интереса к литературе, культуре родного края.

Глава 2 Литературное краеведение в школе

2.1.Процессы и методы изучения литературного краеведения

Обычно темы школьного краеведения включаются в состав двух

взаимосвязанных процессов:

1.учебного

процесса

на

основе

классно-урочной

системы,

в

котором

реализуются

образовательные

программы

начальной

и

средней

школы,

предполагающие

совокупность

трех

содержательных

компонентов:

федерального, регионального, школьного.

2. процесса «культурной деятельности», предполагающего деятельностную

составляющую,

что

предусматривает

практическое

освоение

учащимися

общемировых,

национальных

и

краеведческих

артефактов

объектов

культурно-исторической среды – на основе активных форм их познания и

преобразования.

Традиционно в системе школьных уроков словесности определенное

место

занимало

литературное

краеведение.

Само

понятие

«краеведение»

расширяется

за

счет

включения

в

него

основных

сведений

о

местных

народных обычаях и традициях, а также песенного фольклора. Все вместе это

и

определяет

содержание

филологического

образования.

Учитель

имеет

право

расширять

объем

краеведческого

материала,

самостоятельно

формулируя темы и включая их как в программы основного курса, так и в

программы элективных или факультативных занятий.

2.2.Опыт изучения литературного краеведения в школе

Вовлекаясь в литературно-краеведческий поиск, исследование, школьники

получают возможность ощутить себя причастным к творению и изучению

великой

литературы.

Решая

частные,

иногда

предельно

конкретные

исследовательские

задачи

(уточнение

биографии

писателя

земляка,

выявления круга общения или круга чтения, поиск прототипов литературных

персонажей) литературный краевед познает ноосферу (сферу разума) родного

края в ее литературной составляющей.

Учителя предметники по – разному могут вносить краеведческий

материал

в

основной

курс

литературы

и

для

этого

берутся

самые

разнообразные

материалы,

соответствующие

федеральному

стандарту

литературного образования.

Я

использую

материалы

литературного

краеведения

Республики

Татарстан таким образом: краеведческий материал может использоваться на

всех

этапах

урока

для

пробуждения

интереса

к

теме,

для

расширения

кругозора, знаний о своем крае, для улучшения эстетических вкусов, для

решения воспитательных задач.

В ряде случаем следует начинать рассказ о писателе с использованием

местного

материала,

что

обеспечивает

активное

внимание

учащихся

и

интерес

ко

всей

теме.

Такое

краеведческое

вступление

помогает

заинтересовать школьников, приблизить к ним отдаленное прошлое, создать

определенную эмоциональную атмосферу на уроке. Обычно используемый

местный

материал

невелик

по

объему

и

выступает

как

краеведческое

дополнение к определенной теме, расширяя и углубляя литературные знания

учащихся, но в некоторых случаях на краеведческом материале может быть

построен

целый

урок.

Например, посещение

А.С.Пушкиным

Казани

в

сентябре 1833 года связано с его работой над историческим романом о

событиях

крестьянской

войны

1773-1774

гг.

под

руководством

Емельяна

Пугачева "История Пугачева".

Литературное краеведение позволяет учителю обратиться к прошлому,

настоящему

своего

края,

сравнить,

сопоставить

с

сегодняшним

днем.

Постоянное

обращение

к

краеведческому

материалу

позволяет

учащимся

представить общую картину литературной жизни края, а земля Татарстана –

заметная страница в общей летописи российской литературе.

Мною разработана программа элективного курса «Русские писатели и

поэты в Татарстане» (См.приложение)

Уроки литературы с использованием краеведческого материала-это важный

фактор формирования духовности, любви к родной земле, уважения к тем,

кто

множил

и

развивал

культуру

Отечества,

и

сегодня

в

меру

своих

творческих

возможностей

стремится

внести

свою

лепту

в

великое

дело

русской литературы.

Заключение

На

мой

взгляд,

краеведческая

работа

на

уроках

литературы

и

внеклассного чтения дает возможность школьникам шире познакомиться с

родным краем, глубже понять особенности истории, культуры, приобщиться

к

исследовательской

деятельности,

имеющей

общественное

значение

и

практическую

ценность,

принять

участие

в

сознательной

деятельности,

развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению

одной из важнейших задач образования введение растущего человека в поле

родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается

его судьба, воспитанную у школьников патриотизма, бережному отношению

к природному и духовному наследию родного края.

Влияние

краеведения

на

всестороннее

развитие

школьников

имеет

значительный потенциал.

Однако, изучение родного края школьниками может принести свои

плоды лишь при соблюдении нескольких условий:

-

увлеченность

взрослого

человека,

организующего

краеведческую

деятельность детей на уроке или вне его;

-

учет

и

использование

личностного

опыта

школьников

в

процессе

исследования края;

-

деятельностный

подход

в

учебной

и

воспитательной

работе

на

краеведческом

материале

(«лучше

один

раз

сделать,

чем

сто

раз

просто

увидеть»);

-

установление

интегративных

связей

между

различными

областями

краеведческих знаний;

-

организация

школьного

краеведения

как

системы

развития

творческого

потенциала ребенка (на основе многообразия форм и методов);

-

создание

в

школе

особой

образовательной

среды,

способствующей

возникновению и развитию интереса у детей к занятиям краеведением.

Таким образом, я хотела бы еще раз отметить, что на уроках литературы

особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым

средством в воспитании патриотизма, глубокой любви учащихся к своему

родному краю.

Оканчивая школу, учащиеся должны не только знать определенное

количество лучших произведений мировой литературы, но и любить книгу,

обладать

художественным

вкусом,

умением

понимать

литературное

краеведение.

Именно использование краеведческого материала наилучшим образом

способствует

созданию

эмоциональной

ситуации

на

уроке,

в

которой

и

воспитывается святое чувство – любовь к Родине. Использование материалов

краеведения на уроках литературы убеждает наших учеников в том, что

художественная литература есть образное отображение жизни, ее правды.

Очень важно, «чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель

определенной суммы знаний, но, прежде всего, - как гражданин общества».

(Д.С. Лихачев)

Список литературы

Литература:

1.Чистополь вчера и сегодня. Справочник . Издание отдела пропаганды и

агитации .,1981.

2.История Татарстана: Учеб пособие для осн. школы . Казань: ТаРИХ,2001.

3.

Р.Порман

.Советские пис атели в

Т а т а р и и

в г о д ы Великой

Отечественной войны . Казань. Таткнигоиздат,1958.

4.Саакянц Анна “Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-

1922) “ –М., 1986.

5. Павловский А. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989

6. Цветаева Анастасия “Воспоминания. М., 1983.

7.Разумовская

М.

Марина Цветаева.

Мифы

и действительность

.

М.;

Радуга,19945.Швейцер

В.

Быт и

б ы т и е

М а р и н ы Цветаевой.:

Интерпринт,1996. Цветаева

8.Их имена помнит Елабуга. Справочник об исторических лицах, живших

или связанных с Елабугой в различные времена. Елабуга-1991.

9.Записки кавалерист-девицы. Казань,1966.

10.Пушкин А.С. Предисловие к Запискам Н.А.Дуровой.-полн.собр соч., т7.-

М.,1958.

11.Щербина В. Р., А. Н. Толстой. Творческий путь, М., 1956;

12.Алпатов А. В., Алексей Толстой — мастер исторического романа, М.,

1958;

13.Крестинский Ю. А., А. Н. Толстой. Жизнь и творчество, М., 1960;

14.Рождественская И. С. и Ходюк А. Г., А. Н. Толстой. Семинарий, Л., 1962;

15.Бикбулатов Р.Знаменитые люди.Казань: изд-во «Заман» ,2003.

16.Аристов

В.В.Казанские н а х о д к и

( п о и с к и л и т е р ату р н ы е и

исторические).-Казань: Татарское кн изд-во,1985.

17.Произведения Короленко.

Полн.собр.

соч

,

П о л т а в а , 1 9 2 2 -

18.В.А.Клементовский . 18.Русские писатели в Татариии.-Казань,1974.

19. Муханов Г.Чистопольские страницы.-Казань,1987.

20 Арденс Н.Н.Творческий путь Л.Н.Толстого.-М.:АН СССР,1962.

21.Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников . М.:Худож лит,1978.

22.Амиров

К.Ф.Казань:где э т а улица,где

этот дом?/Справочник

улиц

г.

Казани.-«Казань»,1995.

23.М.Н.Елизаров. Они были в Казани.-Казань,1983.

24.В.В.Егерев.

Дома,

связанные с

пребыванием

Пушкина

в Казани.-

Казань,1956.

25.С. Абрамович. Пушкин в 1833 году. Хроника.-М.,1994.

26.КлиментовскийВ.А. Русские писатели в Татарии.-Казань,1974.

27 .Баранов В.Максим Горький на пороге 21 столетия //Казань,1998.-№4.

28.Горький А.М.Мои университеты. Повести. Казань,1981.

29.М.Н.Елизаров. Они были в Казани.-Казань,1983.

30.В.В.Егерев. Дома, связанные с пребыванием Пушкина в Казани.-

Казань,1956.

31.С. Абрамович. Пушкин в 1833 году. Хроника.-М.,1994.

32.КлиментовскийВ.А. Русские писатели в Татарии.-Казань,1974.

33 .Баранов В.Максим Горький на пороге 21 столетия //Казань,19

О т ч е т о

б эффективности практического применения педагической

инновации.

Приложение

Программа элективного курса

«Русские писатели и поэты в Татарстане»

Содержание элективного курса

Введение. Русские писатели и поэты в Татарстане.

Творчество А.С.Пушкина. О значении приезда в Казань.История создания

«Истории Пугачевского бунта», повести «Капитанская дочка».

Л.Н.Тостой. Роль Казани в становлении личности Л.Н.Толстого .

История создания рассказа «После бала».

Р о л ь казанского периода

в жизни М.Горького.

Произведения

«Детство», «В людях».

Посещение Казани Маяковским. Анализ стихотворения»Казань»

А.Толстой

в

Казани и Елабуге. Обзор

романа

«Хромой барин», драмы

«Касатка».

Н.Дурова-кавалерист-девица. «Записки кавалериста».

М.Е.Салтыков-Щедрин в Елабуге. «Губернские очерки»

В.Г.Короленко.

Дело

«мултанское

жертвоприношение».

«История

моего

современника».

Жизнь М.Цветаевой в Елабуге. Памятные места Цветаевой в Елабуге.

Город Чистополь в годы Великой Отечественной войны.

А.Твардовский,

А.Сурков в

г о д ы Великой Отечественной войны

в

Чистополе. Песни на стихи Суркова, главы поэмы «Василий Теркин».

Чистопольский период жизни В.Ф.Бокова. Анализ стихотворений В.Бокова.

Б.

Пастернак

в

составе Союза писателей

был эвакуирован в город

Чистополь.



В раздел образования