Автор: Барановская Наталья Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Школа
Населённый пункт: С.Катравож Приуральского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сотвори добро в душе своей."
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
«Сотвори добро в душе своей»
Учитель русского языка и литературы: Барановская Наталья Евгеньевна
УМК: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений. Сост. В.Я.Коровина,
В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Цель
урока: развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль
текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; исследовать текст на уровне
содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.
Задачи:
Обучающая: продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией; осмыслить содержание рассказа А. Платонова
«Юшка»;
Воспитывающая: воспитание чувства добра, любви к ближнему;
Развивающая: развивать
речь,
совершенствовать
навыки
работы
с
текстом,
умения
анализировать,
сопоставлять,
видеть
художественную деталь
Ученик научится осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет
соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.
Ученик получит возможность: строить высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении
авторской позиции.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: выделение необходимой информации, свободное восприятие художественного произведения
1
личностные УУД:
формирование ценностных ориентиров и позитивной самооценки, развитие познавательного интереса и доброжелательности
к людям;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового
коммуникативные УУД: участвовать в коллективном и групповом обсуждении, формулировать собственное мнение.
Средства обучения: компьютер, проектор, текст, интерактивная доска, рабочие листы
2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Организационный этап
Приглашает детей к сотрудничеству.
Создаёт эмоциональный фон урока.
-Сегодня на уроке мы с вами
окунемся в удивительный мир
жизни и творчества А.П. Платонова.
Включаются в работу
Личностные:
Ф о р м и р о в а н и е
ц е н н о с т н ы х
ориентиров
и
смыслов
учебной
деятельности
на
основе
развития
познавательных интересов.
Сообщение темы урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся
А сейчас мы с вами перенесемся в
1899
год,
в
Ямскую
слободу
на
окраину
города
Воронежа.
В
простой
семье
железнодорожника,
Платона
Фирсовича
Климентова
родился
сын
Андрей,
который
впоследствии
стал
изве стным
писателем
А.П.
Платоновым.
В
да льнейшем
имя
от ца
с т а л о
псевдонимом писателя.
О к р е с т н о с т и
В о р о н е ж а
н е
отличались
красотой
ландшафта,
которым
можно
было
любоваться.
Э то
б ы л а
с т е п н а я
п ол о с а
с
большими
широкими
дорогами.
И
может быть поэтому, с детских лет
Платонов
мечтал
украсить
землю
садами,
лесами,
придать
земле
красоту, которой можно любоваться.
Я предлагаю вам отгадать загадку:
Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха,
ветра глоточек,
Слушают учителя
Отгадывают загадку, формулируют
тему урока
Личностные:
Формирование ценностных
ориентиров учебной
деятельности.
Познавательные:
Выделение необходимой
информации
Коммуникативные:
Проявлять готовность вести диалог
Регулятивные:
Осознание обучающимися
стремления к постижению нового.
3
Ты его подари, и оно
возвернется,
У кого-то спокойнее
сердце забьется.
(доброта)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь
на нашем уроке?
Тема нашего урока «Сотвори добро
в душе своей»
Актуализация знаний с целью
подготовки к изучению новой
темы
Добро и зло… За этими, казалось
бы, столь простыми и знакомыми с
детства
словами
скрыта
одна
из
сложнейших нравственных проблем.
Пока
будет
существовать
человек,
он
не
перестанет
мучительно
размышлять
над
ней,
потому
что
история
развития
общества
–
это
история борьбы добра и зла.
Что такое добро? Это всё хорошее,
что
есть
в
нас,
что
мы
можем
бескорыстно
отдать
окружающим
людям.
А что такое зло? А как вы думаете
если бы не была зла, мы смогли бы
познать добро, хорошее и плохое? И
п о м о ж е т
н а м
р а с к р ы т ь
э т о
и с т и н н ы й
с м ы с л
р а с с к а з
А.Платонова «Юшка».
Андрей Платонов писал и жил тихо,
скромно, не пробуя никого вокруг
с ебя
перекричать,
о гл у ш и т ь ,
пробиться
на
более
освещенное
место, повторить чужую удачу. Он
был
просто
человеком,
писателем,
ст ремившимся
понять
с а м ы е
Размышляют, рассуждают,
отвечают на вопросы.
Личностные:
Самоопределение,
стремление
к
речевому самосовершенствованию
Познавательные:
Свободное восприятие информации
Коммуникативные:
Участвовать
в
ко л л е к т и в н ом
обсуждении
Регулятивные:
Целеполагание, планирование,
саморегуляция, осознание
обучающимися стремления к
постижению нового.
4
с о к р о в е н н ы е
д в и ж е н и я
человеческих
душ,
глубинные
законы
народных
судеб.
А
начал
размышлять
он
об
этом
еще
в
ранних
своих
произведениях
–
сказках. Это любимый жанр детей.
Вспомните, какая борьба отражается
в сказке. (Борьба между добром и
злом)
- А что побеждает, как правило, в
сказке? (Добро)
- А всегда ли так бывает в жизни?
Вот
об
этом
мы
и
поговорим,
а н а л и з и р у я
п р о и з в е д е н и е
Платонова, которое вы прочитали.
5
Применение знаний и умений
— Какие чувства вызвало у вас это
произведение? (Рассказ вызывает
чувства грусти, жалости, сочувствия
к главному герою. Жалко не только
Юшку, но и людей, которые не
поняли его.
А чем ассоциируется у вас слово
доброта? Подберите к нему
синонимы.
А как вы понимаете название
рассказа «Юшка»
Юшка – это кровь, животворящая
жидкость, значительная потеря
которой грозит организму смертью
- Человек, делающий добро другим,
умеющий им сопереживать,
чувствует себя счастливым.
Слушают учителя, отвечают на
вопросы, подбирают синонимы к
слову доброта.
Личностные:
Формирование позитивной
самооценки.
Познавательные:
Построение речевого высказывания.
Доказательство рассуждения.
Коммуникативные:
Формулирование собственного
мнения.
Использование речи для регуляции
своих действий.
Построение высказывания.
Регулятивные:
Выполнение учебных действий в
речевой форме.
6
Обобщение и систематизация
знаний (работа в группах)
А сейчас я предлагаю вам
поработать в группах
Вопросы 1 группе
- Почему рассказ назван
«Юшка»? (по имени главного героя)
Мы
сказали,
что
Юшка
значит
кровь,
животворящая
жидкость,
значительная потеря которой грозит
организму смертью.
Значит Юшка – воплощенное добро,
его
утрата
также
губительна
для
людей.
Каким видят люди Юшку? (Старый
на вид человек, мал ростом и худ; на
сморщенном лице его, вместо усов и
бороды,
росли
по
отдельности
седые
волосы;
глаза
у
него
были
белые, как у слепца, и в них всегда
стояла
влага,
как
неостывающие
слезы)
Вопросы 2 группе
К а к у ю
д е т а л ь
в
о п и с а н и и
внешности
героя
особо
выделяет
автор?
Почему?
(Глаза.
Говорят,
глаза
-
зеркало
души.
У
Юшки
плачет душа)
Почему
Платонов
избрал
главным
героем
своего
рассказа
такого
н е п р и в л е к ат е л ь н о го
в н е ш н е
человека?
(Внешне
некрасивый,
Ю ш к а
о б л а д а е т
б о г а т ы м
внутренним миром, Юшка добр, но
внешне
непривлекателен,
нельзя
с у д и т ь
о
ч е л о в е к е
п о
е г о
внешности)
Отвечают на поставленные вопросы,
подтверждают ответ цитатами из
рассказа
Личностные:
Развитие познавательного интереса,
учебного мотива, развитие
доброжелательности к людям,
готовности к сотрудничеству.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой
информации, осознанное
построение речевого высказывания
в устной форме, свободное
восприятие текста художественного
произведения, осмысленное чтение
Коммуникативные:
Формулирование собственного
мнения.
Использование речи для регуляции
своих действий.
Построение высказывания.
Регулятивные:
Целеполагание, планирование,
саморегуляция, осознание
обучающимися стремления к
постижению нового.
7
Вопросы 3 группе
Что
люди
знают
о
нем?
(Юшка
делал
трудную
работу,
получал
маленькое жалование Юшка чаю с
сахаром не пил, а пил простую воду
Как относились к нему жители
города? (Окружающие не
понимают Юшку, издеваются,
мучают, Юшка всё прощает)
Почему дети, которые всегда
обостренно чувствуют доброго
человека, издеваются над Юшкой?
Обобщение и систематизация
знаний (коллективная работа)
Ребята, а как объяснить эти строки:
«Он знал, отчего дети смеются над
ним и мучают его. Он верил, что
дети любят его, что он нужен им,
только они не умеют любить
человека и не знают, что делать для
любви, и поэтому терзают его».
Юшка претерпевал нравственные
мучения. Юшка понимал, что для
окружающих жить – это злиться, а
для него жить – это любить, он
прощал всех.
Почему
в
первый
раз
осерчал
Юшка? (Он такой же как и все. В
н е м
з а г о в о р и л о
ч у в с т в о
собственного достоинства.)
Почему прохожий с сильной злобой
толкнул
Юшку
в
грудь? (Потому
что
тот
впервые
высказался
в
защиту себя.)
Переживает
ли
прохожий
з а
содеянное? (Нет,
он
со
спокойной
душой ушел домой пить чай.)
Работают с текстом, отвечают на
вопросы коллективно, при помощи
учителя делают выводы по уроку.
Личностные:
Развитие познавательного интереса,
учебного мотива, развитие
доброжелательности к людям,
готовности к сотрудничеству.
Регулятивные:
Целеполагание, планирование,
саморегуляция, осознание
обучающимися стремления к
постижению нового.
Коммуникативные:
Формулирование собственного
мнения.
Использование речи для регуляции
своих действий.
Построение высказывания, умение
слышать мнение других.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой
информации из текста, осознанное
построение речевого высказывания
в устной форме, понимание и анализ
текста.
8
«Полежав,
Юшка
повернулся
вниз
лицом и более не пошевелился и не
п о д н я л с я … »
П о ч е м у
Ю ш к а
повернулся вниз лицом? (Связать с
любовью к земле, к природе.)
Все ли бездушны в деревне? (Нет,
потому
что
столяр,
живший
в
д ер евне,
вытер
уст а
Юшки
ладонью.)
Преподобный Серафим Саровский
говорил: «Не должно питать в
сердце злобы или ненависти к
ближнему – враждующему к тебе,
но должно любить его, и, сколько
мможно можно, творить ему добро,
следуя учению Господа нашего
Иисуса Христа».
Можно ли сказать, ребята, что
Юшка, следовал наставлению
преподобного Серафима Саровского
и так поступал в жизни?
- Почему к телу умершего пришли
проститься все люди: старые и
малые, весь народ, который знал
Юшку и потешался и мучил его при
жизни?
- Ребята, а кто такой Ефим
Дмитриевич? Случайно ли
А.Платонов выбрал это имя для
главного героя своего рассказа?
Ефим – благочестивый,
благожелательный, священный.
Дмитрий – благие зерна,
взращенные на плодородной почве
родительской любви.
9
От кого мы узнаем его имя,
отчество?(От девушки, о которой
он заботился.)
- Знали ли жители деревни куда
уходит Юшка каждое лето и к кому?
Можно ли сказать, что то добро,
которое исходило от Юшки, с его
смертью исчезло бесследно?
«Там девушка припала к земле, в
которой лежал мертвый Юшка,
человек, кормивший ее с детства,
никогда не евший сахара, чтоб она
ела его… кто ее любил больше всего
на свете и кого она сама любила
всем теплом и светом своего сердца.
А что вы можете сказать о его
приемной дочери?
«…по-прежнему весь день лечит и
утешает больных людей, не
утомляясь утолять страдание и
отдалять смерть от ослабевших. И
все ее знают в городе, называя
дочерью доброго Юшки, позабыв
давно самого Юшку и то, что она
не приходилась ему дочерью».
А стало ли людям легче в этом
городе после смерти Юшки, стали
ли они добрее?
Добро, человечность нельзя стереть
с лица земли ни злом, ни насилием,
ни глупостью. Они неподвластны
времени, они подчинены
наивысшему судье бессмертия –
совести.
«Никто на земле не лишний,
10
«Нужно уважать в человеке
человека»,
«Доброта неизбывна, она согревает
сердца людей, делает их жизнь
светлее, усиливает веру в
прекрасное».
«Хорошо быть ученым, поэтом,
воином, но худо не быть при этом
человеком», - сказал В.Г. Белинский.
И мне хочется, чтоб каждый из вас
нес ту частицу света, доброты,
любви, которая согревала бы
окружающих вас людей.
Посмотрите на предложенные
высказывания известных людей и
попробуйте выбрать в то, которое
больше всего подходит к нашей
теме.
Уважай в себе и других
человеческую личность.
Д.И. Писарев
Чем человек умнее и добрее, тем
больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль
Великие души переносят страдания
молча.
Ф.Шиллер
Чтобы понимать человека, надо
уметь поставить себя в его
положение, надо перечувствовать
его горе и радость.
Д.И Писарев
Итак, лишь бедному, доброму Юшке
было известно то неведомое и
11
прекрасное, что никогда в этой
жизни не откроется грешным
людям, творящим зло и считающим
это нормой.
Как вы думаете, сейчас в наше
современное время, живо ли добро?
А можете ли вы назвать таких
людей, которые совершают добро?
А только ли в наше время стал
актуальным этот вопрос?
Как свидетельствует Начальная
летопись, с принятием в 988 году
христианства на Руси князь
Владимир велел «каждому нищему
и убогому приходить на княжеский
двор, брать кушанье, питье и денег
из казны». Для тех же, кто не мог
дойти до его двора в силу дряхлости
и болезни, продукты развозили на
телегах, спрашивая, где находятся
больные и нищие.
Выходит, что с самого
возникновения общества эта
проблема была и остается важной до
сегодняшнего дня.
С помощью мишени, я предлагаю
вам оценить свою работу и работу
группы на уроке.
Сегодня, ребята, ваши души
прикоснулись к сердцу прекрасного
человека. Хорошо и отрадно
становится у нас на душе, оттого что
до сих пор живут на нашей земле
удивительные люди, согревающие
нас своей теплотой и любовью.
12
Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.
Рефлексия
Но горько и обидно другое: их
перестали их замечать, люди
разучились им сострадать и
привыкли над ними смеяться, и это,
может быть, самое страшное. И все-
таки, пока такие люди еще есть в
нашей жизни, для людей еще не все
потеряно.
Ребята, у вас на столах находятся
сердца. И я прошу записать вас в
них какие чувства вызвало у вас
произведение А.Платонова «Юшка»
VII. Домашнее задание:
-написать сочинение-миниатюру на
тему «Что значит добро в вашей
жизни?» или «О чем заставил меня
задуматься рассказ «Юшка?»
-написать автору небольшое письмо-
эссе о своем отношении к его
произведению.
А сейчас я предлагаю вам всем
взяться за руки и сказать добрые
слова друг другу. И чтобы эти слова
согревали ваши сердца в грустную
минуту вашей жизни.
13