Напоминание

"Сотвори добро в душе своей."


Автор: Барановская Наталья Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Школа
Населённый пункт: С.Катравож Приуральского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сотвори добро в душе своей."
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Сотвори добро в душе своей»

Учитель русского языка и литературы: Барановская Наталья Евгеньевна

УМК: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений. Сост. В.Я.Коровина,

В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Цель

урока: развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль

текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; исследовать текст на уровне

содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Задачи:

Обучающая: продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией; осмыслить содержание рассказа А. Платонова

«Юшка»;

Воспитывающая: воспитание чувства добра, любви к ближнему;

Развивающая: развивать

речь,

совершенствовать

навыки

работы

с

текстом,

умения

анализировать,

сопоставлять,

видеть

художественную деталь

Ученик научится осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет

соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.

Ученик получит возможность: строить высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении

авторской позиции.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: выделение необходимой информации, свободное восприятие художественного произведения

1

личностные УУД:

формирование ценностных ориентиров и позитивной самооценки, развитие познавательного интереса и доброжелательности

к людям;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового

коммуникативные УУД: участвовать в коллективном и групповом обсуждении, формулировать собственное мнение.

Средства обучения: компьютер, проектор, текст, интерактивная доска, рабочие листы

2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап

Приглашает детей к сотрудничеству.

Создаёт эмоциональный фон урока.

-Сегодня на уроке мы с вами

окунемся в удивительный мир

жизни и творчества А.П. Платонова.

Включаются в работу

Личностные:

Ф о р м и р о в а н и е

ц е н н о с т н ы х

ориентиров

и

смыслов

учебной

деятельности

на

основе

развития

познавательных интересов.

Сообщение темы урока. Мотивация

учебной деятельности учащихся

А сейчас мы с вами перенесемся в

1899

год,

в

Ямскую

слободу

на

окраину

города

Воронежа.

В

простой

семье

железнодорожника,

Платона

Фирсовича

Климентова

родился

сын

Андрей,

который

впоследствии

стал

изве стным

писателем

А.П.

Платоновым.

В

да льнейшем

имя

от ца

с т а л о

псевдонимом писателя.

О к р е с т н о с т и

В о р о н е ж а

н е

отличались

красотой

ландшафта,

которым

можно

было

любоваться.

Э то

б ы л а

с т е п н а я

п ол о с а

с

большими

широкими

дорогами.

И

может быть поэтому, с детских лет

Платонов

мечтал

украсить

землю

садами,

лесами,

придать

земле

красоту, которой можно любоваться.

Я предлагаю вам отгадать загадку:

Это счастья кусочек,

Это свежего воздуха,

ветра глоточек,

Слушают учителя

Отгадывают загадку, формулируют

тему урока

Личностные:

Формирование ценностных

ориентиров учебной

деятельности.

Познавательные:

Выделение необходимой

информации

Коммуникативные:

Проявлять готовность вести диалог

Регулятивные:

Осознание обучающимися

стремления к постижению нового.

3

Ты его подари, и оно

возвернется,

У кого-то спокойнее

сердце забьется.

(доброта)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь

на нашем уроке?

Тема нашего урока «Сотвори добро

в душе своей»

Актуализация знаний с целью

подготовки к изучению новой

темы

Добро и зло… За этими, казалось

бы, столь простыми и знакомыми с

детства

словами

скрыта

одна

из

сложнейших нравственных проблем.

Пока

будет

существовать

человек,

он

не

перестанет

мучительно

размышлять

над

ней,

потому

что

история

развития

общества

это

история борьбы добра и зла.

Что такое добро? Это всё хорошее,

что

есть

в

нас,

что

мы

можем

бескорыстно

отдать

окружающим

людям.

А что такое зло? А как вы думаете

если бы не была зла, мы смогли бы

познать добро, хорошее и плохое? И

п о м о ж е т

н а м

р а с к р ы т ь

э т о

и с т и н н ы й

с м ы с л

р а с с к а з

А.Платонова «Юшка».

Андрей Платонов писал и жил тихо,

скромно, не пробуя никого вокруг

с ебя

перекричать,

о гл у ш и т ь ,

пробиться

на

более

освещенное

место, повторить чужую удачу. Он

был

просто

человеком,

писателем,

ст ремившимся

понять

с а м ы е

Размышляют, рассуждают,

отвечают на вопросы.

Личностные:

Самоопределение,

стремление

к

речевому самосовершенствованию

Познавательные:

Свободное восприятие информации

Коммуникативные:

Участвовать

в

ко л л е к т и в н ом

обсуждении

Регулятивные:

Целеполагание, планирование,

саморегуляция, осознание

обучающимися стремления к

постижению нового.

4

с о к р о в е н н ы е

д в и ж е н и я

человеческих

душ,

глубинные

законы

народных

судеб.

А

начал

размышлять

он

об

этом

еще

в

ранних

своих

произведениях

сказках. Это любимый жанр детей.

Вспомните, какая борьба отражается

в сказке. (Борьба между добром и

злом)

- А что побеждает, как правило, в

сказке? (Добро)

- А всегда ли так бывает в жизни?

Вот

об

этом

мы

и

поговорим,

а н а л и з и р у я

п р о и з в е д е н и е

Платонова, которое вы прочитали.

5

Применение знаний и умений

— Какие чувства вызвало у вас это

произведение? (Рассказ вызывает

чувства грусти, жалости, сочувствия

к главному герою. Жалко не только

Юшку, но и людей, которые не

поняли его.

А чем ассоциируется у вас слово

доброта? Подберите к нему

синонимы.

А как вы понимаете название

рассказа «Юшка»

Юшка – это кровь, животворящая

жидкость, значительная потеря

которой грозит организму смертью

- Человек, делающий добро другим,

умеющий им сопереживать,

чувствует себя счастливым.

Слушают учителя, отвечают на

вопросы, подбирают синонимы к

слову доброта.

Личностные:

Формирование позитивной

самооценки.

Познавательные:

Построение речевого высказывания.

Доказательство рассуждения.

Коммуникативные:

Формулирование собственного

мнения.

Использование речи для регуляции

своих действий.

Построение высказывания.

Регулятивные:

Выполнение учебных действий в

речевой форме.

6

Обобщение и систематизация

знаний (работа в группах)

А сейчас я предлагаю вам

поработать в группах

Вопросы 1 группе

- Почему рассказ назван

«Юшка»? (по имени главного героя)

Мы

сказали,

что

Юшка

значит

кровь,

животворящая

жидкость,

значительная потеря которой грозит

организму смертью.

Значит Юшка – воплощенное добро,

его

утрата

также

губительна

для

людей.

Каким видят люди Юшку? (Старый

на вид человек, мал ростом и худ; на

сморщенном лице его, вместо усов и

бороды,

росли

по

отдельности

седые

волосы;

глаза

у

него

были

белые, как у слепца, и в них всегда

стояла

влага,

как

неостывающие

слезы)

Вопросы 2 группе

К а к у ю

д е т а л ь

в

о п и с а н и и

внешности

героя

особо

выделяет

автор?

Почему?

(Глаза.

Говорят,

глаза

-

зеркало

души.

У

Юшки

плачет душа)

Почему

Платонов

избрал

главным

героем

своего

рассказа

такого

н е п р и в л е к ат е л ь н о го

в н е ш н е

человека?

(Внешне

некрасивый,

Ю ш к а

о б л а д а е т

б о г а т ы м

внутренним миром, Юшка добр, но

внешне

непривлекателен,

нельзя

с у д и т ь

о

ч е л о в е к е

п о

е г о

внешности)

Отвечают на поставленные вопросы,

подтверждают ответ цитатами из

рассказа

Личностные:

Развитие познавательного интереса,

учебного мотива, развитие

доброжелательности к людям,

готовности к сотрудничеству.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой

информации, осознанное

построение речевого высказывания

в устной форме, свободное

восприятие текста художественного

произведения, осмысленное чтение

Коммуникативные:

Формулирование собственного

мнения.

Использование речи для регуляции

своих действий.

Построение высказывания.

Регулятивные:

Целеполагание, планирование,

саморегуляция, осознание

обучающимися стремления к

постижению нового.

7

Вопросы 3 группе

Что

люди

знают

о

нем?

(Юшка

делал

трудную

работу,

получал

маленькое жалование Юшка чаю с

сахаром не пил, а пил простую воду

Как относились к нему жители

города? (Окружающие не

понимают Юшку, издеваются,

мучают, Юшка всё прощает)

Почему дети, которые всегда

обостренно чувствуют доброго

человека, издеваются над Юшкой?

Обобщение и систематизация

знаний (коллективная работа)

Ребята, а как объяснить эти строки:

«Он знал, отчего дети смеются над

ним и мучают его. Он верил, что

дети любят его, что он нужен им,

только они не умеют любить

человека и не знают, что делать для

любви, и поэтому терзают его».

Юшка претерпевал нравственные

мучения. Юшка понимал, что для

окружающих жить – это злиться, а

для него жить – это любить, он

прощал всех.

Почему

в

первый

раз

осерчал

Юшка? (Он такой же как и все. В

н е м

з а г о в о р и л о

ч у в с т в о

собственного достоинства.)

Почему прохожий с сильной злобой

толкнул

Юшку

в

грудь? (Потому

что

тот

впервые

высказался

в

защиту себя.)

Переживает

ли

прохожий

з а

содеянное? (Нет,

он

со

спокойной

душой ушел домой пить чай.)

Работают с текстом, отвечают на

вопросы коллективно, при помощи

учителя делают выводы по уроку.

Личностные:

Развитие познавательного интереса,

учебного мотива, развитие

доброжелательности к людям,

готовности к сотрудничеству.

Регулятивные:

Целеполагание, планирование,

саморегуляция, осознание

обучающимися стремления к

постижению нового.

Коммуникативные:

Формулирование собственного

мнения.

Использование речи для регуляции

своих действий.

Построение высказывания, умение

слышать мнение других.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой

информации из текста, осознанное

построение речевого высказывания

в устной форме, понимание и анализ

текста.

8

«Полежав,

Юшка

повернулся

вниз

лицом и более не пошевелился и не

п о д н я л с я … »

П о ч е м у

Ю ш к а

повернулся вниз лицом? (Связать с

любовью к земле, к природе.)

Все ли бездушны в деревне? (Нет,

потому

что

столяр,

живший

в

д ер евне,

вытер

уст а

Юшки

ладонью.)

Преподобный Серафим Саровский

говорил: «Не должно питать в

сердце злобы или ненависти к

ближнему – враждующему к тебе,

но должно любить его, и, сколько

мможно можно, творить ему добро,

следуя учению Господа нашего

Иисуса Христа».

Можно ли сказать, ребята, что

Юшка, следовал наставлению

преподобного Серафима Саровского

и так поступал в жизни?

- Почему к телу умершего пришли

проститься все люди: старые и

малые, весь народ, который знал

Юшку и потешался и мучил его при

жизни?

- Ребята, а кто такой Ефим

Дмитриевич? Случайно ли

А.Платонов выбрал это имя для

главного героя своего рассказа?

Ефим – благочестивый,

благожелательный, священный.

Дмитрий – благие зерна,

взращенные на плодородной почве

родительской любви.

9

От кого мы узнаем его имя,

отчество?(От девушки, о которой

он заботился.)

- Знали ли жители деревни куда

уходит Юшка каждое лето и к кому?

Можно ли сказать, что то добро,

которое исходило от Юшки, с его

смертью исчезло бесследно?

«Там девушка припала к земле, в

которой лежал мертвый Юшка,

человек, кормивший ее с детства,

никогда не евший сахара, чтоб она

ела его… кто ее любил больше всего

на свете и кого она сама любила

всем теплом и светом своего сердца.

А что вы можете сказать о его

приемной дочери?

«…по-прежнему весь день лечит и

утешает больных людей, не

утомляясь утолять страдание и

отдалять смерть от ослабевших. И

все ее знают в городе, называя

дочерью доброго Юшки, позабыв

давно самого Юшку и то, что она

не приходилась ему дочерью».

А стало ли людям легче в этом

городе после смерти Юшки, стали

ли они добрее?

Добро, человечность нельзя стереть

с лица земли ни злом, ни насилием,

ни глупостью. Они неподвластны

времени, они подчинены

наивысшему судье бессмертия –

совести.

«Никто на земле не лишний,

10

«Нужно уважать в человеке

человека»,

«Доброта неизбывна, она согревает

сердца людей, делает их жизнь

светлее, усиливает веру в

прекрасное».

«Хорошо быть ученым, поэтом,

воином, но худо не быть при этом

человеком», - сказал В.Г. Белинский.

И мне хочется, чтоб каждый из вас

нес ту частицу света, доброты,

любви, которая согревала бы

окружающих вас людей.

Посмотрите на предложенные

высказывания известных людей и

попробуйте выбрать в то, которое

больше всего подходит к нашей

теме.

Уважай в себе и других

человеческую личность.

Д.И. Писарев

Чем человек умнее и добрее, тем

больше он замечает добра в людях.

Б. Паскаль

Великие души переносят страдания

молча.

Ф.Шиллер

Чтобы понимать человека, надо

уметь поставить себя в его

положение, надо перечувствовать

его горе и радость.

Д.И Писарев

Итак, лишь бедному, доброму Юшке

было известно то неведомое и

11

прекрасное, что никогда в этой

жизни не откроется грешным

людям, творящим зло и считающим

это нормой.

Как вы думаете, сейчас в наше

современное время, живо ли добро?

А можете ли вы назвать таких

людей, которые совершают добро?

А только ли в наше время стал

актуальным этот вопрос?

Как свидетельствует Начальная

летопись, с принятием в 988 году

христианства на Руси князь

Владимир велел «каждому нищему

и убогому приходить на княжеский

двор, брать кушанье, питье и денег

из казны». Для тех же, кто не мог

дойти до его двора в силу дряхлости

и болезни, продукты развозили на

телегах, спрашивая, где находятся

больные и нищие.

Выходит, что с самого

возникновения общества эта

проблема была и остается важной до

сегодняшнего дня.

С помощью мишени, я предлагаю

вам оценить свою работу и работу

группы на уроке.

Сегодня, ребята, ваши души

прикоснулись к сердцу прекрасного

человека. Хорошо и отрадно

становится у нас на душе, оттого что

до сих пор живут на нашей земле

удивительные люди, согревающие

нас своей теплотой и любовью.

12

Информация о домашнем задании,

инструктаж по его выполнению.

Рефлексия

Но горько и обидно другое: их

перестали их замечать, люди

разучились им сострадать и

привыкли над ними смеяться, и это,

может быть, самое страшное. И все-

таки, пока такие люди еще есть в

нашей жизни, для людей еще не все

потеряно.

Ребята, у вас на столах находятся

сердца. И я прошу записать вас в

них какие чувства вызвало у вас

произведение А.Платонова «Юшка»

VII. Домашнее задание:

-написать сочинение-миниатюру на

тему «Что значит добро в вашей

жизни?» или «О чем заставил меня

задуматься рассказ «Юшка?»

-написать автору небольшое письмо-

эссе о своем отношении к его

произведению.

А сейчас я предлагаю вам всем

взяться за руки и сказать добрые

слова друг другу. И чтобы эти слова

согревали ваши сердца в грустную

минуту вашей жизни.

13



В раздел образования