Напоминание

Использование технологии креативного мышления на уроках литературы


Автор: Чернова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "136"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии креативного мышления на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Использование технологии креативного мышления на уроках литературы

Общеизвестный

факт,

что

школа

должна

создавать

условия

для

образованной

и

развитой

личности,

адаптированной

в

обществе.

Наша

действительность

такова,

что

на

сегодняшний

день

успешному

человеку

недостаточно быть просто образованным, он должен уметь нестандартно

мыслить, быть гибким, находить верные пути решения проблем, отличаться

оригинальностью услуг, сохраняя их качество и востребованность. Поэтому

одной

из

главных

задач

системы

образования

является

воспитание

нестандартно

мыслящих

специалистов,

обладающих

высоким

творческим

потенциалом. Для того чтобы реализовать эту задачу на практике, существует

несколько

личностно-ориентированных

подходов.

Для

себя

мы

выбрали

технологию креативного мышления.

В чем преимущества данной технологии? Во-первых, она формируют

умение пользоваться приемами построения нового знания, самостоятельно

ставить

и

решать

творческие

задачи.

Во-вторых,

создает

условия

для

творческого саморазвития личности. В-третьих, способствует формированию

креативного

начала. Развитие

творческого

мышления

помогает

человеку

определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни,

предполагает

принятие

индивидуальной

ответственности

за

сделанный

выбор.

Креативная образовательная среда формирует и развивает у учащихся

исследовательские умения: работать с научно–популярной литературой и

справочниками;

анализировать;

формулировать

выводы;

составлять

сообщения, доклады, рефераты. При использовании технологии креативного

мышления

на

уроках

ученики

не

сидят

пассивно,

слушая

учителя,

а

становятся

главными

действующими

лицами

урока,

они

думают

и

вспоминают,

делятся

рассуждениями

друг

с

другом,

читают,

пишут,

обсуждают прочитанное.

Основными методами активации творческой активности учеников на

уроках литературы, которые используем мы, являются:

1)

«Мозговой

штурм».

Главным

условием

применения

этого

метода

является абсолютная новизна текста. Например, при изучении рассказа

И.А. Бунина «Кавказ»

учитель не дочитывает произведение до конца,

тем самым предлагая определить финал ученикам. Их цель – собрать

как можно больше идей при решении творческой задачи.

2)

Групповая дискуссия. Может последовательно вытекать из «мозгового

штурма». Как правило, один из любимых методов учеников, поскольку

они

открыто

высказывают

свою

точку

зрения,

обосновывают

свой

выбор,

приводят

доводы

и

др.

Главное

достоинство

групповой

дискуссии

в том, что она помогает сравнивать собственное видение

проблемы с другими взглядами. Например, этот метод применим при

сопоставительном анализе героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

до сцены на поле и после него.

3)

Метод эмпатии. В его основе лежит процесс отождествления себя с

объектом исследования и осмысление его функции в тексте. Учащимся

необходимо «вжиться» в предложенный образ, изучить его привычки,

манеру

поведения,

жизненную

позицию,

а

затем

уже

решить

поставленную

задачу

написание

монолога

от

лица

героя

на

предложенную

тему:

«Моё

понимание

семейного

счастья»

(Образ

Катерины

в

«Грозе»),

«Что

есть

общественное

счастье?»

(Евгений

Базаров, «Отцы и дети»), «Размышления о любви» (Татьяна Ларина и

Евгений Онегин, «Евгений Онегин») и т.д.

4)

Метод предположения. Ученикам предлагается представить, что бы

случилось с героями, если бы развязка была другой: Лиза осталась

жива («Бедная Лиза»), Обломов остался с Ольгой («Обломов»), Герда

не отправилась на поиски Кая («Снежная королева»). Выполнение

учениками

подобных

заданий

не

только

развивает

способность

воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального

мира, его исторической обусловленности.

5)

Метод

символического

видения.

Заключается

в

нахождении

и

построении связи между объектом и его символом, например книга

может означать знания, мудрость, голубь – мир, дружбу, огонь – страсть

и т.д.

Следует отметить, что использование креативной технологии является

хорошим стимулятором для повышения интереса к изучению предмета.

Но не следует злоупотреблять применением данных методов для того,

чтобы

главная

цель

урока

передача

знаний,

умений

и

навыков

осуществлялась

последовательно

и

структурировано.

Поэтому

при

проведении уроков необходимо, прежде всего, опираться на накопленный

людьми

опыт.

Использование

же

современных

технологий

помогают

внести

разнообразие

в

традиционный

урок,

«подстроиться»

под

требования быстро меняющейся жизни.



В раздел образования