Формирование творческих способностей учащихся на уроках математики
Автор: Ефремова Калисфена Алексеевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных предметов) Населённый пункт: город Якутск Наименование материала: статья Тема: Формирование творческих способностей учащихся на уроках математики Раздел: среднее образование
на уроках математики
Калисфена Алексеевна Ефремова
МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных предметов)
Городского округа «город Якутск»
Республики Саха (Якутия)
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования
ориентирует
школу
не
только
на
предметные,
но
и на
метапредметные
и личностные
результаты,
в том
числе
на
обеспечение
роста
творческого
потенциала
учеников,
их
готовности
к применению
универсальных
учебных
действий
в жизненных
ситуациях.
С целью формирования ключевых компетентностей учащихся и повышения качества
образования за счет системной модернизации учебного процесса, создан инновационный
проект «Формирование творческих способностей учащихся».
Задачи проекта: 1) введение методики составления и решения «открытых задач»;
2)развитие оригинальности
мыслительной
деятельности
учащихся
в
разных
направлениях, в нестандартных ситуациях для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности
и их адаптации в быстро меняющемся мире;
3)составление “открытых задач” учащимися.
Планируемый
результат:
формирование
творческого
мышления,
развитие
способности генерировать идеи и готовности к решению нестандартных задач
Сроки реализации проекта : 2 учебных года (5-6 классы).
Этапы проведения проекта:
І. Подборка заданий, для решения которых ученику понадобятся знания из различных
областей литературы, истории, биологии и математики.
Постановка
проблемы: мотивация
деятельности,
максимально
возможное
дидактическое
и
информационное
обеспечение
проекта.
ІІ. Сбор и обработка открытых задач, над которыми работают учащиеся.
Проводя групповую работу с учащимися на уроках математики, работая с различным
тематическим
материалом,
учитель
имеет
возможность
опираться
на
такие
принципы
построения занятий, использовать такие формы подачи материала и работы с ним и, которые
стимулируют развитие основных качеств творчества.
Одним
из
возможных
путей
формирования
творческих
способностей,
по
мнению
отечественных и зарубежных методистов, является внедрение в практику методики решения
«открытых задач».
Многие
школьные
задачи
можно
превратить
в открытые.
Для
этого
достаточно,
например, переформулировать вопрос задачи.
Задача 1. С одной и той же станции в одно и то же время вышли в противоположных
направлениях два поезда. Скорость одного поезда 50 км/ч, а другого — 85 км/ч. Какое
расстояние будет между поездами через 3 часа? [6, с. 73].
- Открытая задача — процесс:
С
одной
и той
же
станции
в одно
и то
же
время
вышли
в противоположных
направлениях
два
поезда.
Скорость
одного
поезда
50
км/ч,
а другого —
85
км/ч.
Сформулируйте вопрос задачи и решите ее.
- Открытая задача на поиск информации:
С одной и той же станции в одно и то же время вышли два поезда по маршруту
«Москва — Казань». Скорость одного поезда 50 км/ч, а другого — 85 км/ч. На сколько часов
раньше придет второй поезд?
Целесообразно выбирать и такие задания, для решения которых ученику понадобятся
знания из различных областей.
Привожу пример такой задачи:
Задача
2.
Основание
древних
египетских
пирамид —
строго
горизонтальная
поверхность. Как удавалось египтянам, не имеющим современной техники, добиваться такой
горизонтальности?
Ответ: поверхность воды всегда горизонтальна. Египтяне заливали строительную
площадку водой. По мере уменьшения слоя воды из -под нее показывались вершинки —
неровности, которые тут же срывали.
Данная задача является поисковой. Чтобы решить такие задачи, ученику необходимо
использовать дополнительную литературу, искать недостающие данные. Такие задачи не
только занимательны, но и расширяют кругозор, способствуют формированию творческих
способностей, повышению учебной мотивации. Это наиболее трудоемкий тип открытых
задач, поэтому для их выполнения дается несколько дней.
Для
формирования
умения
проводить
аналогию
можно
использовать
задачи
на
нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.
Таким
образом,
формирование
творческих
способностей
учащихся
на
уроках
математики через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает
педагогический
процесс,
делает
его
более
содержательным.
Вызывает
у детей
богатое
своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им
усвоить любой учебный материал и влияет на ребенка, как на творческую личность.