Напоминание

"Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы"


Автор: Лычаная Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ ООШ № 5
Населённый пункт: город Алексеевка Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Проблемное обучение как средство

повышения учебной мотивации учащихся

на уроках русского языка и литературы

Одной из важных задач, стоящих перед школой сегодня, является задача обеспечения

качественного образования, т.е. соответствия уровня полученных знаний требованиям

общества (социализации выпускников), государства (государственный образовательный

стандарт), потребителя образовательных услуг (содержание образования), соответствия

условий получения образования государственным нормам и стандартам, требованиям

потребителя. А для этого необходимо изменить организацию учебного процесса.

На

уроках

русского

языка

мне

нередко

приходится

сталкиваться

с

тем,

что

школьники, знающие формулировки правил, не умеют опираться на них в процессе

письма, не умеют рассуждать и доказывать свою точку зрения, у них нет мыслительных

способностей.

Одной из задач учителя в данном случае, на мой взгляд, является повышение у

учащихся

учебной

мотивации

к

урокам

русского

языка

и

литературы.

Для

этого

необходимо

сформировать

у

учащихся

внимание

и

интерес

к

слову,

к

языку

и

закономерностям

его

функционирования,

что

наиболее

успешно

осуществляется

при

условии творческого взаимодействия учителя и учеников.

Достигается

это

благодаря

грамотному

психолого-педагогическому

воздействию

учителя, подбору соответствующих методик и технологий, выбору заданий предметно-

творческого характера.

Таким образом, ученик из пассивного слушателя должен превратиться в активного

участника образовательного процесса. Дидактическим стержнем урока должна являться

деятельность

учащихся

по

наблюдению,

сравнению,

классификации,

выявлению

закономерностей.

Иными

словами,

действия

с

учебным

материалом

должны

носить

деятельностный, практико-ориентированный характер, захватывающий личность.

Важная роль в этом отводится технологии проблемного обучения, способной

развивать творческие

и интеллектуальные умения школьников, повышать учебную

мотивацию и качество знаний в целом.

С развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят

из режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского

периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является

преодоление соответствующих противоречий. Данное противоречие возникло и в

российском образовании: противоречие между задачами современного образования,

направленного на компетентностно-деятельностный подход в обучении, и снижением

учебной мотивации, уровня качества знаний и умений школьников. Подтверждением

этому стали результаты мониторинга. Мониторинг уровня общеучебных умений и навыков,

анализ результатов контрольных работ результатов экзаменов по русскому языку и

литературе показал, что уровень знаний учащихся невысокий, речевые умения развиты

слабо, единицами достигается оптимальная степень применения знаний. Успешному

разрешению данного противоречия, повышению учебной мотивации, качества знаний

способствовало применение проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций

позволяет выявлять и совершенствовать способности учащихся, развивать познавательную

активность, мыслительные навыки, формируют интерес к ведению исследовательской

работы.

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления

как

продуктивного

процесса,

выдвинутая

С.

Л.

Рубинштейном.

Мышление

занимает

ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и

развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В.

Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С.

Якиманская и др.

Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы

проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках

уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский.

Он,

например,

писал:

«Лучшим

способом

перевода

механических

комбинаций

в

рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для

детского, метод,

употреблявшийся

Сократом

и

названный

по

его

имени

Сократовским.

Сократ

не

навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов

лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами

эти

противоречащие

ряды

в

светлый

круг

сознания

и,

таким

образом,

заставлял

их

сталкивать,

или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и

уясняющей мысли».

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея

и

принципы

проблемного

обучения

в

русле

исследования

психологии

мышления

разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н.

А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими

дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В.

Кудрявцев,

Д.

В.

Вилькеев,

Ю.

К.

Бабанский,

М.

И.

Махмутов

и

И.

Я.

Лернер.

Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической

науки. Но сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных

занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций

и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Новизна вопроса заключается в использовании на уроках в системе проблемных

ситуаций с целью повышения учебной мотивации формирования активной

познавательной деятельности, достижения эффективных результатов обучения

русскому языку и литературе. Целенаправленная и систематическая работа

учителя позволяет создавать условия для осознания, принятия и разрешения

проблемных ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя,

при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим

руководством последнего, а также для овладения учащимися в процессе такой

деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения

проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс

обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления, что

плодотворно влияет на повышения качества знаний, увеличение призовых мест в

предметных олимпиадах, творческих конкурсах.

Главной целью применения проблемного обучения на уроках русского языка и

литературы является повышение учебной мотивации, формирование коммуникативной и

познавательной компетенций на уроках и во внеклассных мероприятиях.

Достижению цели способствует реализация задач:

- сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;

-

достигнуть

высокого

уровня

развития

школьников,

развития

способности

к

самообучению, самообразованию;

- сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую

активность и самостоятельность учащихся

Эти

задачи

могут

быть

реализованы

с

большим

успехом

именно

в

процессе

проблемного

обучения,

поскольку

усвоение

учебного

материала

происходит

в

ходе

активной

поисковой

деятельности

учащихся,

в

процессе

решения

ими

системы

проблемно-познавательных задач.

Условно применение проблемного обучение можно представить в виде алгоритма: в 5-6

классах - это работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по

рядам, способствующие более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных

навыков, воспитанию интереса к предмету;

В

7-8

классах

-

самостоятельное

создание

лингвистических

игр,

загадок,

сказок,

иллюстрация своих работ; уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы;

в 9 классах старшеклассники готовят тесты для проверки знаний, придумывают проблемы

для исследования, проблемные ситуации и вырабатывают алгоритм решения.

С применением технологии проблемного обучения изменяется характер и структура

познавательной деятельности учащегося, приводящие к развитию творческого потенциала

личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является

проблемная ситуация.

А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного

взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием

субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или

усвоения) новых,

ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности».

Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет

решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их

искать.

Проблемные ситуации можно подразделять по нескольким основаниям: по области

научных

знаний

или

учебной

дисциплине

(русскому

языку,

математике

и

т.п.);

по

направленности

на

поиск

недостающего

нового

(новых

знаний,

способов

действия,

выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях); по

уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно

выраженные противоречия); по типу и характеру содержательной стороны противоречий

(например, между житейскими представлениями и научными знаниями, неожиданным

фактом и неумением его объяснить и т.п.).

Дидактически и методически основанные способы создания проблемных ситуаций

могут быть найдены только в том случае, если учителю известны общие закономерности

их

возникновения.

В

литературе

по

проблемному

обучению

встречаются

попытки

сформулировать эти закономерности в виде типов проблемных ситуаций.

Как

показали

исследования,

можно

выделить

наиболее

характерные

для

педагогической практики типы проблемных ситуаций, общее для всех предметов.

1.

Его следует считать наиболее общим и распространенным: проблемная ситуация

возникает при условии, если учащийся не знает способа решения поставленной

задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в

учебной

или

жизненной

ситуации,

то

есть

в

случае

осознания

учащимися

недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.

2.

Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью

использовать

ранее

усвоенные

знания

в

новых

практических

условиях.

Как

правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся

сумели

применить

свои

знания

на

практике,

но

и

столкнулись

с

фактом

их

недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный

интерес и стимулирует поиск новых знаний.

3.

Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие

между

теоретически

возможным

путем

решения

задачи

и

практической

неосуществимостью избранного способа.

4.

Проблемная

ситуация

возникает

тогда,

когда

имеется

противоречие

между

практически

достигнутым

результатом

выполнения

учебного

задания

и

отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Возможности управления процессом учения состоит в том, что проблемная ситуация

в

своей

психологической

структуре

имеет

не

предметно-содержательную,

но

и

мотивационную,

личностную

сторону

(интересы

ученика,

его

желания,

потребности,

возможности и т.д.).

Постановка проблемы важна в материале любого урока. Например, тема в 5 классе:

«Лирика М.Ю.Лермонтова». Проблемный вопрос: «Парус» как программное произведение

поэта,

отражение

его

чувств

и

переживаний.

Ученики

анализируют

стихотворение,

находят средства выразительности, доказывают, что парус – живое существо, он борется,

ищет,

стремится

и

т.д.

А

в

9

классе

при

изучении

лирики

Лермонтова

говорим

о

развернутом сравнении в стихотворениях «Поэт», «Нищий», приводят пример и называют

«Парус» как сопоставление образа поэта и «мятежного» паруса. Проблемные вопросы

усложняются, становятся темой обсуждений, дискуссий, заданием для групповой работы,

дают возможность высказать свою точку зрения каждому. Особой формой проблемной

ситуации

на

уроке

является

создание

опорных

схем,

таблиц,

графиков

также

используется как вид работы по русскому языку и литературе ответы на проблемные

вопросы, как устные, так и письменные. Продуктивное письмо может совершенствоваться

только при постоянных упражнениях. При этом необходимо обращать внимание учащихся

на

то,

что

данная

работа

должна

представлять

собой

рассуждение

с

непременной

аргументацией

(«Я

так

считаю,

потому

что…»).

На

уроках

в

9

классе

в

качестве

аргументации необходимо

приводить литературные соответствия: Онегин, Печорин и

Николенька Иртеньев.

Следует заметить, что в основе создания проблемной ситуации лежат следующие

положения современной психологии:

- процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

- проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

- условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения

проблемы;

- закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной

степени совпадают.

Создав проблемную ситуацию, учащихся направляются на ее решение, поиск решения.

Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у

него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность

управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт

индивидуальный , поэтому от учителя требуется использование

Формулировка проблемы уточняет характер затруднения учащихся, возникшего при

столкновении с проблемой. Попытки учащихся объяснить различие глаголов на основе

актуализации ранее усвоенных знаний не достигают цели. В дальнейшем связь между

элементами данных и цели достигается путем анализа и объяснения данных, т.е.

анализируется фактический языковой (грамматический) материал, содержащийся в

примерах. Цель (понятие о видах глагола) постепенно раскрывается в ходе решения

проблемы Сравнение и сопоставление. «Приём сопоставления, - отмечает А. В. Пикучев,

- буквально пронизывает всю работу по русскому языку, всю её методику». При изучении

темы «Имя числительное» учащимся можно предложить сравнить, сопоставить, сделать

выводы о количественных и порядковых числительных, их склонении.Создание

проблемной ситуации. Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся,

необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех

случаях, когда на пути ученика появляется препятствия, затруднения, преодолеть которые

без необходимых для этого сведений он не может.



В раздел образования