Автор: Токарева Ирина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Система применения пластического интонирования как средство развития вокально - хоровых навыков у детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Система применения пластического интонирования как
средство развития вокально - хоровых навыков у детей младшего
школьного возраста.
Пластическое
интонирование
—
это
способ,
«проживания»
музыкальных
образов,
когда
любой
жест,
движение
становятся
формой
эмоционального выражения содержания.
Движение,
пластика,
жесты,
позволяют
так
“увлечь”
детей
эмоциями, что буквально отпадает необходимость в беседах о характере
музыки…
Сама идея показа интонационной основы музыки нашла отражение в
музыкальной
педагогике,
(в
трудах
ученых
Карла
Орфа,
Золтана
Кодая,
Дмитрия Борисовича Кабалевского).
С
помощью
пластического
интонирования,
по
мнению
Николая
Александровича Власенко, решается целый ряд педагогических проблем: (их
вы можете увидеть на слайде.)
В своей педагогической деятельности я широко использую методику и опыт
работы Г.А. Струве. Это выдающийся хоровой дирижер, композитор, педагог.
Георгий
Александрович
создал
первую
хоровую
студию
"Пионерия"
руководил хором более 2 тысяч человек. Так как в детстве я сама пела в хоре
под его управлением, то уникальная методика работы, мне была доступна на
практике.
В 45-й школе я работаю 4 года, по мере знакомства с учащимися я заметила,
что дети немного зажаты, эмоционально – скованные, а порой безразличные.
А ведь ограниченность чувств оборачивается ограниченностью мышления.
Необходимо было постепенно выводить их из такого состояния.
Творческий
процесс
–
вот
что
поможет
положительно
и
бесконфликтно
решить
проблему.
Поэтому
так
важно
раскрывать
и
обогащать
культуру
чувств
и
эмоций
у
детей.
Особое
значение пластическое
интонирование
имеет для детей с недостаточно развитым звуковысотным слухом, со слабой
координацией слуха и голоса.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость творческими способностями учащихся;
б) изучение работы Георгия Александровича Струве (Школьный хор,
Ступеньки музыкальной грамотности, Хоровое сольфеджио).
Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности.
Идея
опыта:
Обеспечение
развития
творческих
способностей
учащихся,
разработка системы применения пластического интонирования на уроках и
во внеурочное время.
Новизна
моей
деятельности
заключается
в
адаптации
методики
пластического интонирования для урока музыки в школе и создание системы
ее применения.
Ввиду большого объема информации на современном уроке музыки время
для
вокально-хоровой
работы
очень
ограниченно,
поэтому
возникает
необходимость в отборе только самых активных и эффективных приемов и
методов
работы
с
учащимися.
Поэтому
мной
была
создана система
пластического интонирования адаптированная к уроку
В
своей
работе
я
систематически
применяю
методы
пластического
интонирования в урочной и внеурочной деятельности.
На уроке - 5-10 минут.
Во внеурочной деятельности 10-20 мин.
Приемы пластического интонирования применяются на разных этапах урока
в зависимости от темы уроков.
Вначале
урока
полезно
проводить
дыхательную
и
артикуляционную
гимнастику, которая способствует настрою детей на урок музыки.
ПРИМЕР (Я покажу пару упражнения)
Упражнение «Колокол», упражнение «Злая кошка».
На этапе слушания разновидностью пластического интонирования является
активный метод импровизации обучающихся под музыку.
Например, под песню "У моей России" жестами и мимикой дети показывают
то, о чем эта песня. Они с радостью справляются с поставленной задачей,
изображая березки, солнышко, радугу.
ПРИМЕР: «Солнце светит, ветры дуют, ливни льются над Россией»
Это
помогает
ребятам
ощутить
протяженность
фразы,
почувствовать
характер
того
или
иного
произведения,
показать
особенности
развития
музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
Приемы
сольмизации
являются
разновидностью
пластиче ского
интонирования. Я применяю их на этапе
вокально-хоровой работы при
распевании.
С приемами сольмизации мы знакомимся с 1 класса, а к 4-му уже поем по
руке не сложные попевки. В своей работе я применяю песни Г. Струве,
которые предоставляют возможность музыкально-ритмической деятельности
- "Козлик", "Колобок", "Песенка о гамме".
ПРИМЕР Песенка о гамме
Этот
прием
дает
возможность
развивать
координацию
между
слухом
и
голосом,
развивает
музыкальную
отзывчивость
и
внимательность
обучающихся.
И самое главное детям интересно заниматься такой деятельностью. Они не
только закрепляют названия нот, но и вспоминают на какой строчке нотного
стана пишется та или иная нотка.
При исполнении песен применяю ритмические упражнения с хлопками, игры
"Зеркало" и "Эхо", вокальное исполнение с элементами флешмоба.
Таким образом, моя система адаптирована к уроку
и способствует развитию:
-ритмического чувства
-слуховой координации
-ладо-тонального чувства
-эмоциональности исполнения
-навыка слушания музыки
Можно сделать вывод, что пластическое интонирование помогает:
активизировать познавательный процесс
направлять естественную двигательную активность детей в нужное
эмоциональное русло;
развивать музыкальное восприятие через движение, у детей младшего
школьного возраста.
Благодаря пластическому интонированию дети "проживают" образ с
помощью движений и глубже начинают понимать содержание музыкального
произведения. Все это способствует развитию вокально-хоровых навыков
детей младшего школьного возраста и прививает любовь к музыке. Они с
радостью участвуют в конкурсах вокального мастерства и олимпиадах по
музыке.