Автор: Ростиашвили Кетеван Иосифовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1161
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система оценивания в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
"Система оценивания в
соответствии с ФГОС"
Оценивание является постоянным процессом.
Оценивание может быть только критериальным.
Оцениваться
с
помощью
отметки
могут
только
результаты
деятельности
ученика
и
процесс
их
формирования,
но
не
личные
качества
ребенка.
Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом,
чтобы
учащиеся
включились
в
контрольно-оценочную
деятельность,
приобретая
навыки
и
привычку
к
самооценке и взаимооценке.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в
стандарте
принцип
распределения
ответственности
между
различными
участниками
образовательного
процесса. В частности, при выполнении проверочных
работ
должен
соблюдаться
принцип
добровольности
выполнения задания повышенной сложности.
Оценочная деятельность учителя.
ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА:
учитель, ученик,
ОУ и родители
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА:
государственные
службы
аттестация:
выпускник
мониторинг:
система
образования
Модели оценочной деятельности:
процедуры
Контроль знаний
учащихся как основной
элемент оценки
качества образования
•
Контроль знаний
учащихся является
одним из основных
элементов оценки
качества
образования.
стартовая диагностика;
текущее оценивание, тесно связанное
с процессом обучения;
итоговое оценивание.
Три вида оценивания:
Этапы проверки успеваемости
Формы контроля и учета достижений:
ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ
- устный опрос
- письменная самостоятельная работа
- диктанты
- контрольное списывание
- тестовые задания
- графическая работа
- доклад
- изложение
- творческая работа
Формы контроля и учета достижений:
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
- диагностическая контрольная работа
- диктанты
- изложение
- контроль техники чтения
Формы контроля и учета достижений:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах и программах
- творческий отчет
1.
Что контролировать и оценивать?
2. Кто оценивает?
3. Как оценивать?
4. Где фиксировать результаты?
.
5. Когда ставить отметку?
6. По какой шкале оценивать?
Процедура оценки.
Критерии оценки.
Качественная
оценка
Отметка –
баллы
успешности
(б. у.)
5-бальная
отметка
Не достигнут
даже
необходимый
уровень
Пустой кружок –
обязательное
задание,
которое так и
не удалось
выполнить
2
(неудовлетво-
рительно).
Возможность
исправить!
Критерии оценки.
Качественная
оценка
Отметка –
баллы
успешности
(б. у.)
5-бальная
отметка
Необходимый
уровень
1 б.у. –
частичное
освоение
3 (удовл.)
Возможность
исправить!
2 б.у. – полное
освоение
4 (хорошо).
Право
изменить!
Критерии оценки.
Качественная
оценка
Отметка –
баллы
успешности
(б. у.)
5-бальная
отметка
Программный
уровень.
3 б.у. – частичное
освоение
4+ (близко к
отлично)
Право изменить
!
4 б.у. – полное
освоение
5 (отлично).
Критерии оценки.
Качественная
оценка
Отметка –
баллы
успешности
(б. у.)
5-бальная
отметка
Максимал.
уровень.
5 б.у. –
приближение
к макс.
уровню.
5+ или 5 и 5
(превосходно)
6 б.у. – полное
освоение
5+ или 5 и 5
(превосходн
о)
Причины необъективности
педагогической оценки
Принципы контролирования
успеваемости
•
"Годятся ли школьные оценки для
вузов"
•
Закон 1
•
Школьные оценки относительны.
•
Они определяют только то, у кого из
обучаемых знания лучше, а у кого хуже.
Абсолютный уровень знаний они не
показывают.
•
Закон 2
•
Школьные оценки случайны (это
случайные величины)
•
Доказательство: Если одни и те же
знания сегодня один преподаватель
оценит на "3", то другой на "4", но уже
завтра это может быть наоборот
(зависит от опыта и знания, времени
суток, погоды, усталости участников
учебного процесса и др.)
•
Закон 3
•
Школьные оценки выставляются так,
чтобы в идеальных условиях количество
пятерок было равно количеству
четверок, троек и других оценок
•
. "Что-то многовато четверок. Надо это
поправить." Мы охарактеризовали
идеальный вариант, но идеальность
искажается реальностью, в которой
оценки предназначены для внешней
отчетности (оценки на экзаменах).
•
Тогда двойки становятся нежелательными и
возможно два режима:
•
1. Учитель ориентируется не на оценки,
полученные ранее в течении года, а на
знания, обнаруживаемые во время экзамена.
•
2. Учитель ставит оценки с учетом всех
предыдущих, текущих оценок. Количество
троек, пятерок, четверок и двоек в идеале
должно быть одинаково, но двойки
заменяются на тройки. В итоге двоек- почти
нуль, четверок и пятерок - по 25%, а троек -
50%.
•
Закон 4.
•
Идеальные соотношения оценок всегда
сдвигаются из-за факторов, влияющих на
психологический комфорт преподавателей.
•
Доказательство: Так как отсутствуют объективные
средства измерения знаний иного не может быть.
Природа школьных оценок чисто
психоаналитическая.
•
Вывод: в школе для обеспечения психологического
комфорта педагогов количество четверок и троек
бывает примерно одинаковым, пятерок процентов
на 10-30 меньше, а двоек по тем же соображениям
бывает примерно около 1% и менее.
•
Закон 5.
•
Школьные оценки не учитывают
абсолютного уровня знаний. Поэтому они не
сопоставимы для разных коллективов
преподавателей и для разных учебных
заведений.
•
Доказательство: Если средний балл в школе
А равен 3,5, а в школе В он равен 4,0, то это
не значит, что уровень подготовки в школе А
ниже. Может быть как раз наоборот, в школе
А выше уровень требований, её выпускники,
имеющие оценки "4", могут знать предметы
лучше, чем выпускники школы В, имеющие
оценки "5".
Спасибо за внимание