Напоминание

рабочая программа по курсу "Русский язык. 10- 11 классы" по программе Н.Г.Гольцовой


Автор: Алексеенко Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: Новороссийск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: рабочая программа по курсу "Русский язык. 10- 11 классы" по программе Н.Г.Гольцовой
Раздел: полное образование





Назад





Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку(письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263); - программы по русскому языку для 10-11 классов (автор Н.Г.Гольцова М.:Русское слово, 2010)
ЦЕЛЯМИ
изучения русского (родного) языка в основной школе являются: • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования; • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально- стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуацияхобщения • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно- практическую направленность, т.е он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся н ау ч н о - лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала. Коммуникативная компетенция, т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, сведения о пунктуации в сложном предложении
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 10 классе отводит 102 часа; в 11 классе – 102 час
Таблица тематического распределения количества часов
10 класс № п/п Разделы, темы Количество часов П р и м е р н а я и л и авторская программа Рабочая программа 1. Введение 1 2 Лексика. Фразеология. Лексикография. 15+3РР 3. Фонетика. Графика. орфоэпия 5+1
4. Морфемика и словообразование 3+1РР 5. Морфология и орфография 20+2РР Самостоятельные части речи 6. Имя существительное 5+1РР 7. Имя прилагательное 4+1РР 8. Имя числительное 4 9. Местоимение 1+1РР 10. Глагол 3 11. Причастие 2+1РР 12. Деепричастие 2+1РР 13. Наречие 4 14. Слова категории состояния 2 Служебные части речи 15. Предлог 4+1РР 16. Союз 3 17. Частица 6 18. Междометие. Звукоподражательные слова 5
ИТОГ

102

102

11 класс
№ п/п Разделы, темы Количество часов Примерная или авторская программа Рабочая программа 1. Повторение и обобщение пройденного в 10 классе 14+2РР 2 Синтаксис и пунктуация 1 3 Словосочетание 3+1РР 4 Простое предложение 42+4РР 5 Сложное предложение 10+1РР 6 предложения с чужой речью 4+1РР 7 Употребление знаков препинания 6 8 Культура речи 2+1РР 9 Стилистика 6 10 Из истории русского языкознания 3
ИТОГ

102

102

Содержание обучения
10 класс
Введение.
1 Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография
. 15+3РР Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
5+1РР Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование
. 3+1РР Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография
20+2РР Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические , традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ,ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
.
Имя существительное
. 5+1РР Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
. 4+1РР Имя прилагательное как часть речи. Лексико- грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени сравнения качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические ) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –ий.
Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное
. 4 Имя числительное как часть речи. Лексико- грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение.
1+1РР Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Глагол
. 3 Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение и зъ я в и т е л ь н о е , повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.
Причастие.
2+1РР Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные
Деепричастие
. 2+1РР Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие
. 4 Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
. 2 Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа. Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.

Предлог
.4+1РР Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
. 3 Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
. 6 Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы Не и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие. звукоподражательные слова
. 5 Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
11 класс

Повторение и обобщение пройденного в 10 классе
14+2РР
Синтаксис и пунктуация
. 1 Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
. 3+1РР Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение


Простое предложение.
42+4РР Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обо собленные приложения. Обо собленные о б с т оя т е л ь с т в а . Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных , вопросительно- восклицательных словах.
Сложное предложение
. 10+1РР Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. С л ож н о п од ч и н ё н н о е п р е д л ож е н и е . З н а к и п р е п и н а н и я в сложноподчинённом предложении с одним п р и д ат оч н ы м . Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложении с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью4+1рр
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания6
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ2+1рр
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА 7
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи. Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Иинформационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности:

Для учащихся 1. Русский язык . 10-11 классы. Учебник. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. М. Русское слово. 2010,2011, 2012, 2013 Для учителя 1. Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование. М.Русское слово. 2004 2. Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. Преподавание русского языка в 10- 11 классах . книга для учителя.М.Русское слово. 2004 3. Сборник для подготовки к ЕГЭ 4. А.Б.Малюшкин . Комплексный анализ текста . рабочая тетрадь М. Творческий центр. 2004
Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать  функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;  системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;  понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;  компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;  основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения; уметь  проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;  р а з г р а н и ч и в а т ь в а р и а н т ы н о р м , п р е д н а м е р е н н ы е и непреднамеренные нарушения языковой нормы;  проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;  оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;  объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов; аудирование и чтение
 использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;  извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;  владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; говорение и письмо  создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;  применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;  применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;  соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;  углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в о бл а с т и ф и л ол о г и ч е с к и х н ау к и п ол у ч е н и я в ы с ш е го филологического образования;  совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;  увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;  удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
 самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


В раздел образования