рабочая программа по курсу "Русский язык. 10- 11 классы" по программе Н.Г.Гольцовой
Автор: Алексеенко Светлана Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ЧОУ "Гимназия №1" Населённый пункт: Новороссийск Наименование материала: рабочая программа Тема: рабочая программа по курсу "Русский язык. 10- 11 классы" по программе Н.Г.Гольцовой Раздел: полное образование
Пояснительная записка
Рабочая
программа
составлена
в
соответствии
со
следующими
нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
-
федеральный
компонент
Государственного
образовательного
стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования
России
от
05.03.2004
г.
№1089
«Об
утверждении
федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»;
-
приказ
Минобразования
России
от
09.03.2004
г.
№
1312
«Об
утверждении
федерального
базисного
учебного
плана
и
примерных
учебных
планов
для
общеобразовательных
учреждений
Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
примерные
программы
основного
общего
и
среднего
(полного)
общего
образования
по
русскому
языку(письмо
Департамента
государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №
03-1263);
- программы по русскому языку
для 10-11 классов (автор
Н.Г.Гольцова М.:Русское слово, 2010)
ЦЕЛЯМИ изучения
русского
(родного)
языка
в
основной
школе
являются:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском
языке
как
духовной,
нравственной
и
культурной
ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение
культурой межнационального общения;
•
развитие
и
совершенствование
способности
к
речевому
взаимодействию и социальной адаптации; информационных
умений и
навыков;
навыков
самоорганизации
и
саморазвития;
готовности
к
осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного
образования;
•
углубление
знаний
о
лингвистике
как
науке;
языке
как
многофункциональной
развивающейся
системе;
взаимосвязи
основных
единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-
стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в
различных сферах и ситуацияхобщения
•
овладение
умениями
опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных
интерпретаций;
в
необходимых
случаях
давать
исторический
комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и
факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
•
применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике,
в
том
числе
в
профессионально
ориентированной
сфере
общения;
совершенствование
нормативного
и
целесообразного
использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно- практическую
направленность,
т.е
он
даёт
учащимся
знания
о
родном
языке
и
формирует у них языковые и речевые умения.
Специальной
целью
преподавания
русского
языка
в
школе
является
формирование
языковой,
коммуникативной
и
лингвистической
компетенции учащихся.
Языковая
компетенция
реализуется
в
процессе
решения
следующих
познавательных
задач:
формирования
у
учащихся
н ау ч н о -
лингвистического
мировоззрения,
вооружения
их
основами
знаний
о
родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового
и эстетического идеала.
Коммуникативная
компетенция,
т.е.
осведомлённость
школьников
в
особенностях функционирования родного языка в устной и письменной
форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и
навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащения
словарного
запаса
и
грамматического
строя
речи
учащихся,
обучения
школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной
форме.
Лингвистическая
компетенция
–
это
знания
учащихся
о
самой
науке
«Русский
язык»,
её
разделах,
целях
научного
изучения
языка,
элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся
учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения
систему
понятий
из
области
синтаксиса
и
стилистики
русского
литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни
общества, о языке как о развивающемся явлении, сведения о пунктуации в
сложном предложении
Место предмета в учебном плане
Федеральный
базисный
учебный
план
для
образовательных
учреждений Российской Федерации
в 10 классе отводит 102 часа;
в 11 классе – 102 час
Таблица тематического распределения количества часов
10 класс
№ п/п Разделы, темы
Количество часов
П р и м е р н а я
и л и
авторская программа
Рабочая программа
1.
Введение
1
2
Лексика. Фразеология.
Лексикография.
15+3РР
3.
Фонетика. Графика. орфоэпия
5+1
4.
Морфемика и словообразование
3+1РР
5.
Морфология и орфография
20+2РР
Самостоятельные части речи
6.
Имя существительное
5+1РР
7.
Имя прилагательное
4+1РР
8.
Имя числительное
4
9.
Местоимение
1+1РР
10.
Глагол
3
11.
Причастие
2+1РР
12.
Деепричастие
2+1РР
13.
Наречие
4
14.
Слова категории состояния
2
Служебные части речи
15.
Предлог
4+1РР
16.
Союз
3
17.
Частица
6
18.
Междометие.
Звукоподражательные слова
5
ИТОГ
102
102
11 класс
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Примерная или
авторская
программа
Рабочая
программа
1.
Повторение и обобщение пройденного
в 10 классе
14+2РР
2
Синтаксис и пунктуация
1
3
Словосочетание
3+1РР
4
Простое предложение
42+4РР
5
Сложное предложение
10+1РР
6
предложения с чужой речью
4+1РР
7
Употребление знаков препинания
6
8
Культура речи
2+1РР
9
Стилистика
6
10
Из истории русского языкознания
3
ИТОГ
102
102
Содержание обучения
10 класс
Введение.
1
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского
языка. Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный
язык
как
высшая
форма
существования
национального
языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка.
Норма и культура речи.
Понятие
о
функциональных
разновидностях
(стилях);
основные
функциональные стили современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография .
15+3РР
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово
и
его
значение.
Однозначность
и
многозначность
слов.
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их
употребление.
Паронимы
и
их
употребление.
Синонимы
и
их
употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики
современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика,
имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей
лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
5+1РР
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования
звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков.
Ударение.
Морфемика и словообразование .
3+1РР
Основные
понятия
морфемики
и
словообразования.
Состав
слова.
Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные
и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование.
Морфологические
способы
словообразования.
Понятие словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография 20+2РР
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии
и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии.
Фонетические , традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ,ЗЧ, ШЧ, ЖЧ,
СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи .
Имя существительное .
5+1РР
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды
имён существительных
Род имён существительных. Распределение существительных по родам.
Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода
несклоняемых имён существительных и аббревиатур.
Число имён существительных.
Падеж и склонение имён существительных.
Морфологический разбор имён существительных.
Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты
падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных. Составные наименования
и их правописание.
Имя прилагательное .
4+1РР
Имя прилагательное как часть речи. Лексико- грамматические разряды
имён прилагательных.
Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени
сравнения
качественных
прилагательных.
Простая
(синтетическая)
и
сложные (аналитические ) формы степеней сравнения. Стилистические
особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности
образования
и
употребления
кратких
прилагательных.
Синонимия
кратких
и
полных
форм
в
функции
сказуемого;
их
семантические
и
стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности
образования
и
употребления
притяжательных
прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Правописание окончаний имён прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности
склонения притяжательных прилагательных на –ий.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное .
4
Имя числительное как часть речи. Лексико- грамматические разряды имён
числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных.
Особенности склонения имён числительных.
Правописание имён числительных.
Употребление
числительных
в
речи.
Особенности
употребления
собирательных числительных.
Местоимение.
1+1РР
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности употребления
местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол .
3
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы
глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория
наклонения
глагола.
Наклонение
и зъ я в и т е л ь н о е ,
повелительное, сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глагола.
Две основы глагола. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие.
2+1РР
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные
Деепричастие .
2+1РР
Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие . 4
Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Отрицательные
наречия.
Слитное,
раздельное
и
дефисное
написание
наречий.
Слова категории состояния . 2
Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния на –о, -е и кратких прилагательных
среднего рода единственного числа.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог .4+1РР
Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова . 3
Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация
союзов
по
значению,
употреблению,
структуре.
Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы . 6
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы
Не и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание
НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие. звукоподражательные слова . 5
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий.
Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
11 класс
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе 14+2РР
Синтаксис и пунктуация . 1
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические
единицы.
Основные
принципы
русской
пунктуации.
Пунктуационный
анализ.
Словосочетание . 3+1РР
Классификация
словосочетаний.
Виды
синтаксической
связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Простое предложение.
42+4РР
Виды
предложений
по
цели
высказывания.
Виды
предложений
по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды
предложений
по
структуре.
Двусоставные
и
односоставные
предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым.
Распространённые
и
нераспространённые
предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное
тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными
членами.
Знаки
препинания
при
однородных
и
неоднородных
определениях.
Знаки
препинания
при
однородных
и
неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах,
соединённых
неповторяющимися
союзами.
Знаки
препинания
при
однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие
слова
при
однородных
членах.
Знаки
препинания
при
обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных
членах
предложения.
Обособленные
и
необособленные
определения.
Обо собленные
приложения.
Обо собленные
о б с т оя т е л ь с т в а .
Обособленные
дополнения.
Уточняющие,
пояснительные
и
присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки
препинания
при
словах
и
конструкциях,
грамматически
не
связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки
препинания
при
вставных
конструкциях.
Знаки
препинания
при
междометиях,
утвердительных,
отрицательных
,
вопросительно-
восклицательных словах.
Сложное предложение .
10+1РР
Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения.
Типы придаточных предложений.
Сложносочинённое предложение.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический
разбор сложносочинённого предложения.
С л ож н о п од ч и н ё н н о е
п р е д л ож е н и е .
З н а к и
п р е п и н а н и я
в
сложноподчинённом
предложении
с
одним
п р и д ат оч н ы м .
Синтаксический
разбор
сложноподчинённого
предложения
с
одним
придаточным.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими
придаточными.
Синтаксический
разбор
сложноподчинённого
предложении с несколькими придаточными.
Бессоюзное
сложное
предложение.
Знаки
препинания
в
бессоюзном
сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном
предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в
бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного
сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное
синтаксическое
целое
и
абзац.
Синонимия
разных
типов
сложного предложения.
Предложения с чужой речью4+1рр
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки
препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания6
Сочетание
знаков
препинания.
Вопросительный
и
восклицательный
знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и
другие
знаки
препинания.
Кавычки
и
другие
знаки
препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ2+1рр
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и
чистоту
речи.
Культура
речи
и
её
основные
аспекты:
нормативный,
коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в
различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные
качества
речи
и
их
оценка.
Причины
коммуникативных
неудач,
их
предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового
общения
(устная
и
письменная
формы).
Культура
публичной
речи.
Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА 7
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и
стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные
стили.
Классификация
функциональных
стилей.
Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.
Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст.
Закономерности
построения
текста.
Функционально-смысловые
типы
речи:
повествование,
описание,
рассуждение.
Иинформационная
переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А.
Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности:
Для учащихся
1.
Русский
язык
.
10-11
классы.
Учебник.
Н.Г.Гольцова,
И.В.Шамшин. М. Русское слово. 2010,2011, 2012, 2013
Для учителя
1.
Н.Г.Гольцова,
М.А.Мищерина.
русский
язык.
10-11
классы.
Поурочное планирование. М.Русское слово. 2004
2.
Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. Преподавание русского языка в 10-
11 классах . книга для учителя.М.Русское слово. 2004
3.
Сборник для подготовки к ЕГЭ
4.
А.Б.Малюшкин . Комплексный анализ текста . рабочая тетрадь М.
Творческий центр. 2004
Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли
старославянского
языка
в
развитии
русского
языка,
формах
существования русского национального языка, литературном языке и
его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в
развитии норм русского литературного языка;
компоненты
речевой
ситуации;
основные
условия
эффективности
речевого общения;
основные
аспекты
культуры
речи;
требования,
предъявляемые
к
устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной,
обиходно-бытовой,
социально-культурной
и
деловой
сферах
общения;
уметь
проводить
различные
виды
анализа
языковых
единиц;
языковых
явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
р а з г р а н и ч и в а т ь
в а р и а н т ы
н о р м ,
п р е д н а м е р е н н ы е
и
непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить
лингвистический
анализ
учебно-научных,
деловых,
публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать
устные
и
письменные
высказывания
с
точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры
русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать
разные
виды
чтения
(ознакомительно-изучаю-щее,
ознакомительно-реферативное
и
др.)
в
зависимости
от
коммуникативной задачи;
извлекать
необходимую
информацию
из
различных
источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного
и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в социально-культурной,
учебно-научной
(на
материале
изучаемых
учебных
дисциплин),
деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические,
грамматические
нормы
современного
русского
литературного языка; использовать в собственной речевой практике
синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
соблюдать
нормы
речевого
поведения
в
различных
сферах
и
ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
углубления
лингвистических
знаний,
расширения
кругозора
в
о бл а с т и
ф и л ол о г и ч е с к и х
н ау к
и
п ол у ч е н и я
в ы с ш е го
филологического образования;
совершенствования
коммуникативных
способностей;
развития
готовности
к
речевому
взаимодействию,
межличностному
и
межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширения
круга
используемых
языковых
и
речевых
средств;
совершенствования способности к самооценке через наблюдение за
собственной речью;
развития
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
навыков
самостоятельной
деятельности,
использования
языка
для
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных
наук;
самообразования и активного участия в производственной,
культурной и общественной жизни государства.