Авторы: Фесенко Наталья Владимировна, Третьякова Валентина Стефановна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №4 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г.Ессентуки
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированной НООД по ФЦКМ в подготовительной группе на тему:
"Зимующие птицы"
Цель: вызвать интерес к жизни зимующих птиц, использование знаний, полученных в
ходе реализации педагогического проекта "Зимующие птицы"
Задачи:
Направление «Познание».
1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах; Закрепление умения
различать по внешнему виду и называть их. Расширять знания детей об особенностях
внешнего вида, повадках зимующих птиц, развивать память и внимание.
2. Совершенствование умения различать голоса птиц.
3. Развивать умение сравнивать и группировать разных птиц, выделяя общее и
различия.
4.Способствовать формированию уверенности у ребёнка в применении своих
знаний в играх, при решении проблемных ситуаций.
5. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную
задачу в дидактической игре.
6.Учить действовать по заданной схеме при изготовлении кормушки.
Направление «Речевое»
1. Развивать умение сравнивать и группировать разных птиц, выделяя общее и
различия.
2. Учить детей использовать на занятии информацию о птицах в виде рассказов,
подготовленных с родителями и педагогами при подборе необходимой информации для
реализации педагогического проекта, учить детей загадывать загадки.
Направление «Социально - коммуникативное».
1. Совершенствование речи детей как средства общения
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Дать представления детям о науки «орнитологии» и профессии орнитолог.
4.Учить детей использовать на занятии информацию о птицах в виде рассказов,
подготовленных с родителями и педагогами в рамках подбора необходимой информации
для реализации педагогического проекта, учить детей загадывать загадки.
5.Учить детей заботиться о птицах, получать от этого радость и удовольствие
Направление «Художественно-эстетическое».
Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.
Оборудование и материалы:
• Слайды с изображением зимующих птиц.
• Схема с изображениями птиц и корма для птиц.
• Запись «Птичьи голоса» (зимующих птиц).
• Разрезные картинки зимующих птиц.
• Видео - вопросы
• заготовки для кормушек, семена, клейстер и оборудование для ручного труда
• Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
• Ноутбук и экран для мультимедийного изображения.
Предварительная работа:
1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные
внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к
птицам зимой. Самостоятельное рассматривание.
2. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
Самостоятельные наблюдения.
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы. Самостоятельный
поиск необходимой информации.
4. Заучивание загадок, пословиц, поговорок о птицах. Поиск материала и
информации для запоминания организовать совместно с родителями.
5. Знакомство с профессией – орнитолог.
6. Детская мастерская: изготовление "Лэпбуков"
Формы организации совместной деятельности:
Поиск необходимой информации через:
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5.Продуктивную деятельность.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на наших гостей. Давайте поздороваемся
(ответы детей).
-А сейчас я загадаю вам загадку. Послушайте внимательно!
Есть у радости подруга,
В виде полукруга,
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть - тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Подарим, друг другу улыбку и хорошее настроение. (Звучит музыка, напоминающая
зимний пейзаж).
-Ребята, что вы сейчас представили под эту музыку? (ответы детей)
-Какая зима? (ответы детей).
-Кому холодно зимой? (ответы детей)
-Как называются птицы, зимующие с нами? (ответы детей)
-А, вы знаете, что на нашей планете живет более 10 тысяч видов самых разнообразных
птиц. Есть птицы большие и маленькие, хищные и растительноядные, с яркой окраской и
невзрачные. И всех их изучает наука…… может быть кто – то знает. Эта наука называется
ОРНИТОЛОГИЯ.
-А вы знаете, как называют людей, изучающих птиц? (Орнитологами)
- Орнитолог – это зоолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе
и в зоопарке.
Воспитатель:
- Ребята, в этой лаборатории мы можете сложить картинки с изображением птиц, о
которых мы сегодня с вами будем говорить. Хотите попробовать собрать? (на подносах
лежат разрезные картинки птиц, дети выбирают необходимые части и собирают
картинку)/картинки разрезаны на 10 частей/.Игра "Разрезные картинки".
Воспитатель:
- Все справились? (Ответы детей.)
- Кто может уже назвать птицу? (Ответы детей.)
-А, сейчас мы посмотрим, насколько вы внимательные орнитологи и сможете ли вы узнать
птицу по загадке?
-Каждый из вас, работая над своим проектам по птицам, учил загадки, которые сейчас
можно загадать.
-Кто уже готов и может загадатьзагадку (дети загадывают друг другу загадки) /если
ребёнок не сможет вспомнить, ребёнок может воспользоваться своим "лэпбуком "/.
Игра «Загадки – отгадки».
-Отгадать загадки вы смогли, а рассказать вы о птицах сможете?
-Кто сможет рассказать о дятле?
-Кто сможет рассказать о птице с красной грудкой? и т.д.
Рассказы детей. (Картинки с изображением птиц выводятся на большой экран.)
Воспитатель:
-Очень интересные рассказы вы подготовили. Слушая эти рассказы, мы узнали много
интересных фактов о зимующих птицах, правда?
Воспитатель:
-В следующей лаборатории нам предстоит ответить на разные вопросы.
-Вы готовы?
Игра "4 лишний".
Воспитатель:
- Ребята, сейчас я буду называть вам цепочки названий птиц, а вы подумайте и назовите
лишнюю. Объясните, почему она лишняя.
- Кому мяч, тот и отвечает.
«Мы в одну игру играем,
Слово к слову подбираем».
а) стриж, кукушка, грач, щегол –
кто пойдет из круга вон?
Дети. Здесь лишний щегол, потому что он – зимующая птица, а остальные перелетные.
б) синица, дятел, чиж, скворец –
кто здесь лишний, наконец?
(здесь лишний скворец, потому что он – перелетная птица, а остальные – зимующие)
в) сорока, ворона, клёст, воробей –
Кто здесь лишний, отвечай поскорей.
(здесь лишний клёст, потому что он выводит своих птенцов зимой, а сорока, ворона,
воробей – весной и летом).
-Молодцы!
- А сейчас пора отдохнуть.
Физминутка «Совушка – сова»
Игра: «Кто как голос подает»
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, чем ещё отличаются птицы, кроме внешнего вида?
Конечно, голосом, у каждой птицы свои голоса, звуки. Давайте попробуем узнать птиц по
их голосам. Внимательно слушайте, чей это голос, кто догадался – поднимает руку
(ЗАПИСЬ).
- Кто это? А это?(Это был голос снегиря и т.д.) Молодцы узнали,…а теперь скажите, Что
делает снегирь – что делает? - посвистывает.
-Правильно. Следующий голос, слушайте. Чей это голос? Скажите:
-Что делает воробей? - чирикает и т.д.
-Что делает ворона – что делает? - каркает
-Что делает сорока – что делает? - стрекочет
-Что делает синица – что делает? - щебечет
-Что делает дятел – что делает? - долбит
-Что делает сова – что делает? – ухает
Воспитатель:
-В следующей лаборатории нам предстоит ответить на видео вопросы. Вы готовы?
-Внимание! На экран. (Вопрос: Юные орнитологи, подскажите, пожалуйста, как
правильно поступить в такой ситуации?- на кране появляются изображения с проблемной
ситуацией (замёрзший воробей). Дети анализируют и делают выводы)
-Следующий вопрос. (Вопрос: Правда, говорят, что есть народные приметы и пословицы,
связанные с птицами. Если, да то какие?)
-Последний вопрос.(Вопрос: Говорят, что птицы наши помощники и друзья, потому, что
они приносят много пользы. А какую пользу приносят птицы?)
Воспитатель:
-Уважаемые орнитологи, перед вами схема. Определите где чьё лакомство.
Воспитатель:
-Чтобы покормить зимующих птиц, куда мы должны положить корм? (ответы детей)
Воспитатель:
-А, вы хотите сейчас сделать кормушки для птиц?
-Тогда давайте займём место в творческой лаборатории, и изготовим здесь кормушки по
алгоритму (Дети работают, звучит музыка)
-Ребята, скажите, у всех всё получилось? Что вы сделаете со своей кормушкой?
Воспитатель:
-Ну, вот подошло время оценить свою работу.
Если всё получилось, ты собой доволен - значит возьми красную звёздочку,
если получилось не всё, но ты собой доволен - синюю, если не получилось и ты не
доволен - возьми жёлтую.
Воспитатель:
-Пока вы делали кормушки, у меня появился вопрос: «Если бы птицы выбирали себе
президента, какую птицу они выбрали и почему? Ответ на этот вопрос мы обсудим в
группе.