Автор: Соседкина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 20 "Красная Шапочка"
Населённый пункт: г. Таганрог Ростовская обл.
Наименование материала: Использование театрализованной деятельности в ДОУ
Тема: "Использование театрализованной деятельности для развития речевого общения дошкольников с общим недоразвитием речи "
Раздел: дошкольное образование
Использование театрализованной деятельности для развития речевого
общения дошкольников с общим недоразвитием речи
С.В. Соседкина
г.Таганрог
Отечественные
психологи
(Л.С.
Выготский,
А.В.
Запорожец,
А.Г.
Рузская)
рассматривают
речевое общение
как одно из основных условий
развития ребенка, важный фактор формирования личности, как ведущий вид
человеческой деятельности, направленной на пополнение опыта общения детей
со сверстниками и взрослыми и познание самого себя.
Речь, с точки зрения психолого-педагогической науки, выступает условием
полноценного
проживания
ребенка
в
социуме,
поскольку
она
имеет
деятельностный
характер,
организует
взаимодействие
со
сверстниками
и
взрослыми.
При
помощи
речи
дошкольник
способен
вступать
в
многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свой
кругозор, устанавливает связь с окружающим миром (Ф.С. Сохин, М.И.Лисина,
Л.И. Шипицина и другие).
Общее недоразвитие речи (далее ОНР) как системное нарушение всех
основных компонентов речи
(Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) приводит и к
нарушению
коммуникативной
функции.
Это
осложняет
процесс
речевого
общения детей.
Коррекция
ОНР
направлена
на
достижение
целей
овладения
конструктивными способами и средствами взаимодействия
с окружающими
людьми, где решаются следующие задачи: развитие всех компонентов устной
речи
в
различных
формах
и
видах
детской
деятельности
и
практическое
овладение воспитанниками нормами речи.
В своей работе мы обратились к театрализованной деятельности, как
одному из видов искусств, позволяющей упражнять детей в речевом общении.
Этот
вид
искусства,
с
которым
ребенок
с
проблемами
речевого
развития
соприкасается в дошкольном возрасте,
носит универсальный
характер,
поскольку
он
способствуют
формированию
различных
знаковых
систем, развитию познавательной, двигательной и эмоциональной сфер,
а
также
социализации
детей.
(Л.С.
Выготский,
К.С.
Станиславский,
Т.А.
Флоренский,
Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеева).
В
процессе
драматизации
моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь: умение
точно,
связно, последовательно излагать свои мысли. ( Н.Ф. Сорокина, Т.И.
Петрова,
И.Г.
Вечканова
и
другие).
Наиболее
доступна
эта
деятельность
становится в старшем дошкольном
возрасте. Именно в этом возрасте детей
начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения.
Продолжительный опыт работы в детском саду компенсирующего вида
для
детей
с
тяжелыми
речевыми
нарушениями
говорит
о
необходимости
включения
театрализованной
деятельности
в
коррекционно-развивающийся
процесс.
Нами
были
разработаны
этапы
для
обучения
детей
с
ОНР
театрализованной деятельности в целях развития речевого общения.
На первом этапе были созданы условия:
-
подобраны
и
адаптированы
тексты
и
ситуации
с
доступным
сюжетом,
выраженной полярностью поведения персонажей, наличием диалогов;
-
осуществлён
отбор
картин
(серий
картин),
иллюстраций,
отражающих
содержание произведений;
- изготовлены средства, характеризующие настроение героев (пиктограммы,
маски);
- оформлены для разыгрывания сюжетов различные виды театров (настольный,
перчаточный, теневой и другие);
-
создана
картотека
музыкальных
произведений,
подходящих
к
различным
сюжетам по настроению.
На
втором
этапе,
готовя
детей
к
театрализованной
деятельности,
мы
используем следующие разделы: «Мое тело, мои эмоции, чувства», «Речевое
искусство», «Сказочный мир театра». В разделы входят:
- чтение произведений (выразительно, эмоционально), обсуждение с детьми
содержания текста, включая игры «Скажи сначала ты, потом я», «Придумай
новое окончание сказки «Волк и семеро козлят»;
-
составление
описательных
рассказов,
рассказов
по
картине;
пересказ
знакомого текста: по ролям, по опорным картинкам, с использованием игрушек,
направленные на развитие связной речи и пополнение активного словаря;
- с целью развития просодической стороны речи используются следующие игры
и упражнения «Эхо», «Весело — грустно», «Спой песенку козлят»;
- для обогащения способов эмоционального реагирования на сюжет и развития
невербальных средств общения в работу с детьми включаются игры, этюды,
психогимнастика («Что изменилось?», «Скажи грустно», «Составь семью по
сказке «Красная шапочка» Ш. Перро, «На лесной поляне», «Найди маму»,
«Отгадай по походке девочку, волка», «Поиграем - угадаем»).
На
третьем
этапе,
по мере достижения эффективных результатов
в
развитии
речевого
общения
через
театрализованную
деятельность,
мы
переходим к театрализации сказок на праздниках, развлечениях, музыкальных
занятиях. Параллельно создаются условия для переноса знаний и умений детей
в
самостоятельную
театрализованную
деятельность
на
прогулке,
в
режиссерских играх.
На заключительном этапе были получены следующие результаты: речь
детей
стала
более
выразительна,
эмоциональна,
совершенствовались
пантомимические
навыки;
воспитанники
научились
интонационно
выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное
состояние, согласовывать свои действия с действиями партнера. Результаты
позволяют
судить
об
эффективности
проведенной
нами
работы
и
подтверждают необходимость использования театрализованной деятельности в
качестве средства развития речевого общения у детей с ОНР.
Литература
Щипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. С-П «Детство-пресс»,
2003г.
Запоржец
А.В.,
Лисина
М.И.
Развитие
общения
у
дошкольников.
М.:
Педагогика, 1984г.
Сорокина Н.В. Театр — творчество - дети. М.: «Аркти», 2001г.