Напоминание

"Роль семьи и школы в формировании успешной учебной деятельности учащихся".


Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа д.Охона"
Населённый пункт: д.Охона Пестовского района
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи и школы в формировании успешной учебной деятельности учащихся".
Раздел: среднее образование





Назад




РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Как помочь своему ребенку учиться»

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной

деятельности учащихся.

Задачи:

расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших

проблем с детьми;

выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной

деятельности учащихся;

выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных

затруднений

Форма проведения: круглый стол

Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие

вопросы:

Легко ли быть учеником?

Чтобы учение было успешным ...

Что обеспечивает успех урока?

Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?

Что способствует повышению успеваемости дома?

Вступительное слово:

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают

все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне

хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие –

материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут

возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих

потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам.

Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать

поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не

соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает

учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном

объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание.

Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак

– оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое

представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что

сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в

чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько

счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной

деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой

деятельности.

Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с

помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.

(-Когда ты собираешься делать уроки?

- После кино.

- После кино поздно!

- Учиться никогда не поздно!

- Почему ты дома не открываешь учебник?

- Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)

Вопрос к родителям:

- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный

вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал

карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что

значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников).

Вопрос к учителям:

- Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают

необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря.

Исходя из выше сказанного следует:

Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе

ответственно!

Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими:

слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их

успеха? (2 учащихся делятся опытом)

Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности

учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.

Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

Составьте план изучения предметов.

Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если

задание большое.

Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Советы родителям:

Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите

объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Не ругайте, а учите!

А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе

“докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

Подведение итогов собрания.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много.

Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас

родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли

времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются

успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много

радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия

неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор

(раздаю рекомендации родителям).

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской,

Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды

наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от

своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от

недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто

“отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим

оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества

недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите

ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено

позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с

ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы

скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна

иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших

силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к

личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который

стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок

начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание

желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его

собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского.

Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть

замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было

бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка

возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь

родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности . Оценивать детский труд надо очень

дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены

плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи

определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При

дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения

полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу

знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Тогда он

попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его

на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него

обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет

не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.



В раздел образования