Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа д.Охона"
Населённый пункт: д.Охона Пестовского района
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи и школы в формировании успешной учебной деятельности учащихся".
Раздел: среднее образование
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Как помочь своему ребенку учиться»
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной
деятельности учащихся.
Задачи:
расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших
проблем с детьми;
выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной
деятельности учащихся;
выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных
затруднений
Форма проведения: круглый стол
Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие
вопросы:
Легко ли быть учеником?
Чтобы учение было успешным ...
Что обеспечивает успех урока?
Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?
Что способствует повышению успеваемости дома?
Вступительное слово:
В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают
все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне
хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие –
материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут
возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих
потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам.
Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать
поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не
соответствует уровню собственных возможностей учащегося.
Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает
учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном
объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание.
Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак
– оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое
представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что
сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в
чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько
счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной
деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой
деятельности.
Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с
помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.
(-Когда ты собираешься делать уроки?
- После кино.
- После кино поздно!
- Учиться никогда не поздно!
- Почему ты дома не открываешь учебник?
- Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)
Вопрос к родителям:
- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный
вопрос)
Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал
карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что
значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников).
Вопрос к учителям:
- Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают
необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря.
Исходя из выше сказанного следует:
Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе
ответственно!
Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими:
слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.
Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их
успеха? (2 учащихся делятся опытом)
Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности
учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.
Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.
Составьте план изучения предметов.
Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если
задание большое.
Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.
Советы родителям:
Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите
объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
Не ругайте, а учите!
А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе
“докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности
Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”
Подведение итогов собрания.
Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много.
Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас
родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли
времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются
успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много
радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия
неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор
(раздаю рекомендации родителям).
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской,
Т.И.Беляшкиной)
Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды
наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от
своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от
недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто
“отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим
оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества
недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите
ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено
позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с
ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы
скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна
иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших
силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к
личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который
стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок
начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание
желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его
собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского.
Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть
замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было
бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка
возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь
родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной безопасности . Оценивать детский труд надо очень
дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены
плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи
определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При
дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения
полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу
знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Тогда он
попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его
на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него
обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет
не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.