Автор: Гоцуляк Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Петродворцового района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, г.Ломоносов.
Наименование материала: Статья
Тема: "Классификация детских игр."
Раздел: дошкольное образование
Классификация детских игр.
Игра, как и творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет
каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно
из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной
деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной
деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети
обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные
отношения со сверстниками и взрослыми.
Особенности игры как деятельности: отобразительный и действенно-речевой
характер, специфические мотивы (основной мотив это переживание
ребенком в игре значимых для него сторон действительности, интерес к
действиям с предметами, событиям, отношениям между людьми. Мотивом
может быть стремление к общению, совместной деятельности,
познавательный интерес.
Своеобразие игры заключается в:
1.Свободе и самостоятельности ребенка в игре (сами выбирают игру,
распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера,
свободно включаются и выходят из игры)
2.Творческий характер игры.
3.Эмоциональная насыщенность игры.
Существуют различные подходы к классификации детских игр,
которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу.
Первая классификация была предложена Ф. Фребелем по пед.
назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные.
Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой
положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные.
Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже в основу
классификации положил возрастную периодизацию и выделил следующие
виды игр:
Игры – упражнения (до 1-го г.ж.);
Символические игры (с 2-х до 4-х лет) ;
Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет).
Следующая классификация была предложена Лесгафтом в основу
которой он положил идею о единстве физического и психического развития
ребенка и выделил:
имитационные (подражательные) и игры с правилами.
Н. К. Крупская предложила:
1 – свободные, самостоятельные, творческие игры детей;
2- организованные игры с правилами.
В дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы:
1. Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра,
режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.
2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры,
подвижные игры, народные игры.
В настоящее время распространение получила классификация игр
предложенная Новоселовой за основу которой она взяла признак – по чьей
инициативе возникла игра:
1. Игры, возникшие по инициативе ребёнка включают в себя:
- игра – экспериментирование;
- самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-
ролевые, режиссерские, театрализованные).
2. Игры, возникшие по инициативе взрослого:
- Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
- Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, театрально-
постановочные.)
3. Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых –народные игры.
В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид
деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию,
характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни
детей, в их воспитании и обучении. Отними игру – и получишь личность,
неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их
достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива,
изобретательность, организаторские способности. Это активный способ
присвоения ребёнком социального опыта
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается
следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые;
- подвижные;
- дидактические.
Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом,
что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать,
запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей
развивается фантазия и способность к концентрации внимания. Словом, все
важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку
во все его дальнейшей жизни: в обучении, общении, творчестве берут свое
начало в детской игре.
Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в
значительной степени он будет и в жизни.
Значение игры.
―Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности‖.
В. А. Сухомлинский.
Игра – это прежде всего обобщение, преподнесение нового в
приемлемой для ребенка форме, способ установить новые связи с миром.
В игре ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении
окружающего мира и важнейшие социальные потребности – участие в жизни
взрослых и общение со сверстниками.
В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об
окружающем, их совершенствование; возрастает способность быстрой
мобилизации знаний в процессе решения разнообразных, возникающих в
игре задач – игровых, познавательных, практических. В процессе игры
происходит также формирование некоторых новых знаний – благодаря
действиям с предметами, материалами, игрушками, а также взаимообучению
участников игры.
Следует особо подчеркнуть значение игры в развитии творческих
способностей
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в
раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не
в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему
усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать
разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные
с сюжетом игры, ее правилами.
Литература:
1. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие
для воспитателя. 2-е изд., испр. [Текст]/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. -
М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
2.Новоселова, С.Л. Руководство формированием игры [Текст] / С.Л.
Новоселова, Е.В. Зворыгина//Дошкольное воспитание. – 1981. - №4.
3. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история,
современность [Текст]/ С.Л. Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.-
С. 43-48.
4. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л.
Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.