Напоминание

"Классификация детских игр."


Автор: Гоцуляк Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Петродворцового района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, г.Ломоносов.
Наименование материала: Статья
Тема: "Классификация детских игр."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Классификация детских игр.

Игра, как и творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет

каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно

из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной

деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной

деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети

обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные

отношения со сверстниками и взрослыми.

Особенности игры как деятельности: отобразительный и действенно-речевой

характер, специфические мотивы (основной мотив это переживание

ребенком в игре значимых для него сторон действительности, интерес к

действиям с предметами, событиям, отношениям между людьми. Мотивом

может быть стремление к общению, совместной деятельности,

познавательный интерес.

Своеобразие игры заключается в:

1.Свободе и самостоятельности ребенка в игре (сами выбирают игру,

распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера,

свободно включаются и выходят из игры)

2.Творческий характер игры.

3.Эмоциональная насыщенность игры.

Существуют различные подходы к классификации детских игр,

которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу.

Первая классификация была предложена Ф. Фребелем по пед.

назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные.

Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой

положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные.

Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже в основу

классификации положил возрастную периодизацию и выделил следующие

виды игр:

Игры – упражнения (до 1-го г.ж.);

Символические игры (с 2-х до 4-х лет) ;

Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет).

Следующая классификация была предложена Лесгафтом в основу

которой он положил идею о единстве физического и психического развития

ребенка и выделил:

имитационные (подражательные) и игры с правилами.

Н. К. Крупская предложила:

1 – свободные, самостоятельные, творческие игры детей;

2- организованные игры с правилами.

В дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы:

1. Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра,

режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.

2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры,

подвижные игры, народные игры.

В настоящее время распространение получила классификация игр

предложенная Новоселовой за основу которой она взяла признак – по чьей

инициативе возникла игра:

1. Игры, возникшие по инициативе ребёнка включают в себя:

- игра – экспериментирование;

- самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-

ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникшие по инициативе взрослого:

- Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

- Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, театрально-

постановочные.)

3. Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых –народные игры.

В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид

деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию,

характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни

детей, в их воспитании и обучении. Отними игру – и получишь личность,

неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их

достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива,

изобретательность, организаторские способности. Это активный способ

присвоения ребёнком социального опыта

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается

следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые;

- подвижные;

- дидактические.

Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом,

что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать,

запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей

развивается фантазия и способность к концентрации внимания. Словом, все

важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку

во все его дальнейшей жизни: в обучении, общении, творчестве берут свое

начало в детской игре.

Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в

значительной степени он будет и в жизни.

Значение игры.

―Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем

мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности‖.

В. А. Сухомлинский.

Игра – это прежде всего обобщение, преподнесение нового в

приемлемой для ребенка форме, способ установить новые связи с миром.

В игре ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении

окружающего мира и важнейшие социальные потребности – участие в жизни

взрослых и общение со сверстниками.

В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об

окружающем, их совершенствование; возрастает способность быстрой

мобилизации знаний в процессе решения разнообразных, возникающих в

игре задач – игровых, познавательных, практических. В процессе игры

происходит также формирование некоторых новых знаний – благодаря

действиям с предметами, материалами, игрушками, а также взаимообучению

участников игры.

Следует особо подчеркнуть значение игры в развитии творческих

способностей

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в

раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не

в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему

усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать

разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные

с сюжетом игры, ее правилами.

Литература:

1. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие

для воспитателя. 2-е изд., испр. [Текст]/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. -

М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.

2.Новоселова, С.Л. Руководство формированием игры [Текст] / С.Л.

Новоселова, Е.В. Зворыгина//Дошкольное воспитание. – 1981. - №4.

3. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история,

современность [Текст]/ С.Л. Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.-

С. 43-48.

4. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л.

Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.



В раздел образования