Автор: Ячменева Екатерина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №443 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Методическая работа по сопровождению введения ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Методическая
работа
по
сопровождению
введения
ФГОС ДО
Совсем недавно педагогическое сообщество активно обсуждало утверждение
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
а сегодня
педагоги
уже
работают
в соответствии
с его
требованиями. Насколько осознанно и грамотно они это делают? Все зависит
от качества
методической
поддержки,
которая
была
им оказана
в период
введения ФГОС ДО.
Чтобы
исключить
профессиональные
ошибки
в дальнейшем,
я
провела
анализ содержания методической работы в ДОО.
Переходный
период,
установленный
Федеральным
законом
от 29.12.2009
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закончился 1 января
2016 г. К этому времени дошкольные образовательные организации должны
были
привести
уставные
документы
и образовательные
программы
в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
Важную роль в обновлении образовательного процесса в условиях введения
Стандарта играет методическая поддержка и сопровождение деятельности
педагогов.
Однако
организация
методической
работы
в этот
переходный
период вызвала определенные сложности, у меня как у старшего воспитателя,
который
имеют
небольшой
опыт
работы.
Поэтому
вопросы
введения
в практику образовательной деятельности ФГОС ДО по-прежнему остаются
актуальными для меня.
Согласно
Плану
действий
по
обеспечению
введения
ФГОС
ДО
(письмо
Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере
общего образования от 13.01.2014 № 08–10) нужно было провести в ДОО
слудующие мероприятия в рамках методического сопровождения введения
ФГОС
К А К И Е
М Е РО П Р И Я Т И Я
В
РА М К А Х
МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЯ
ФГОС
ДО
НУЖНО
БЫЛО
ПРОВЕСТИ В ДОО?
•
Создать
механизмы
подготовки,
поддержки
и
сопровождения
профессионального роста педагогических кадров в условиях введения ФГОС
ДО.
•
Разработать
основную
образовательную
программу
дошкольного
образования, произвести закупки для организации развивающей предметно-
пространственной среды с учетом методических рекомендаций.
•
Изучить
и
использовать
в
практической
деятельности
сборники
инструктивно-методических
материалов,
методические
рекомендации
по
вопросам введения и реализации ФГОС ДО.
• Создать библиотеку методической литературы в соответствии с ФГОС ДО.
• Провести с педагогами ДОО консультации, круглые столы, семинары и
прочие методические мероприятия по вопросам введения ФГОС ДО.
• Обсудить публикации о введении и реализации ФГОС ДО в методических и
периодических изданиях.
На сегодня передо мной стоят следующие задачи
Методическая
деятельность
сегодня —
это
новые
формы
и содержание
взаимодействия
старшего
воспитателя
с педагогами,
направленные
на формирование у них педагогических компетенций в соответствии с ФГОС
ДО, развитие умения осуществлять педагогическую рефлексию, повышение
эффективности во взаимодействии с детьми и родителями.
Главная задача старшего воспитателя — оказывать методическую помощь
педагогам
в организации
образовательной
деятельности
в соответствии
с требованиями Стандарта.
Разделы методической работы
Выделим основные разделы методической работы:
выполнение
плана
поэтапного
введения
Стандарта
(ожидаемые
и фактически достигнутые результаты);
краткая
информация
об основной
образовательной
программе
дошкольного образования и ее вариативной части;
краткая
информация
о проведении
педагогической
диагностики
и используемых методиках оценки индивидуального развития детей;
результаты повышения квалификации педагогов по вопросам введения
ФГОС ДО на курсах профессиональной подготовки и переподготовки;
отчет о реализации плана повышения квалификации педагогов через
систему внутреннего обучения с перечнем конкретных мероприятий;
краткий
анализ
используемых
форм
и содержания
методической
работы
на уровне
методической
службы
ДОО
и педагогического
коллектива;
тематика педагогических советов, открытых просмотров НОД и других
методических мероприятий с педагогами;
сведения о разработанных методических рекомендациях по реализации
целей, задач и принципов ФГОС ДО на практике;
организация
контроля
образовательной
деятельности
по реализации
требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования;
перечень
мероприятий
по информационному
обеспечению
введения
ФГОС ДО;
результативность
методического
сопровождения
и перспективы
на новый учебный год.
В течение данного периода (2014-2016) методическая работа в ДОО была
направлена
на реализацию
плана
поэтапного
введения
ФГОС
ДО,
утвержденного приказом заведующего ДОО.
1.
Разработка основной образовательной программы ДОО
Разработка рабочих программ педагогов
Основная образовательная программа дошкольного образования разработана
в соответствии
с разделом
II Ф Г О С
Д О «Требования
к структуре
образовательной программы дошкольного образования и ее объему».
Основная часть образовательной программы и ее краткая презентация для
родителей были подготовлены методической службой ДОО.
2. Проведение методических мероприятий по вопросам введения ФГОС
ДО
Методические мероприятия (педагогические советы, открытые просмотры
НОД, взаимопосещения) были направлены на выполнение III раздела ФГОС
ДО «Требования
к условиям
реализации
образовательной
программы
дошкольного
образования»
и приведение
образовательной
деятельности
в группах
ДОО
в соответствие
с п.
3.2
«Требования
к психолого-
педагогическим условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования».
Темы педагогических советов:
«Организация
образовательной
деятельности
с детьми
в условиях
введения ФГОС ДО»;
«Создание условий для социализации детей в ДОО»;
«Реализация
образовательной
области
„Физическое
развитие“
в соответствии с ФГОС ДО».
Открытые просмотры НОД на темы: (рассказать о фестивале)
«Организация
образовательной
деятельности
с детьми
в условиях
введения ФГОС ДО»;
«Демонстрация
педагогами
профессиональных
компетенций
при
организации образовательной деятельности в сюжетно-ролевых играх»;
«Реализация
педагогических
компетенций
воспитателя
в ходе
организации двигательной активности детей на прогулке»;
«Проведение
непрерывной
образовательной
д е я т е льно с т и
с применением ИКТ»;
Взаимопосещения проходили во всех возрастных группах под единой темой:
«Формы,
методы
и приемы,
используемые
педагогами
для
создания
социальных ситуаций развития в группе».
В ходе
взаимопосещений
воспитатели
демонстрировали
педагогические
компетенции,
предусмотренные
п.
3.4.2
ФГОС
ДО «Педагогические
работники,
реализующие
Программу,
должны
обладать
основными
компетенциями,
необходимыми
для
создания
условия
развития
детей,
обозначенными в п. 3.2.5».
3. Проведение педагогической диагностики
В соответствии
с п.
3.2.3
III
раздела
ФГОС
ДО «Требования
к условиям
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования» во всех группах была проведена педагогическая диагностика.
Оценка индивидуального развития воспитанников осуществлялась с целью
оценки
эффективности
педагогических
действий
и их дальнейшего
планирования.
На основе
полученных
данных
педагоги
разрабатывали
индивидуальные
образовательные
траектории
развития
воспитанников
каждой
возрастной
группы
(с учетом
зон
активного
и ближайшего
развития)
по методике,
предложенной методической службой ДОО.
4. Внешние и внутренние формы повышения квалификации педагогов
по вопросам введения ФГОС ДО
Внешние формы
В соответствии
с п.
3.4
ФГОС
ДО «Требования
к кадровым
условиям
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования»
курсовую
подготовку
по вопросам
введения
и реализации
ФГОС ДО за период 2014-2016 г.г. прошли 80% педагогического коллектива
и 100%
административного
состава
ДОО.
(В
2014году
КПК
прошли
8
педагогов,
в
2015-9
педагогов,
в
2016-9
педагогов).
Место
проведения
НИПКиПРО, МБОУ «ГЦРО»,
ГБОД ДПО НСО ОблЦИТ.
ФГБОУ "НГПУ",в
"ГАПОУ НПК №2 по специальности Дошкольное образование" получили
дипломы о переподготовки 5 педагогов ДОО. На сегодняшний день все
педагоги
имеют
профильное
дошкольное
образование. Хотелось
бы
отметить! В
2014
году
в
д/с
стартовал
проект
«Повышение
ИКТ-
компетентности педагогов». В связи с тем, что педагоги ДОО испытывали
большие трудности владения ИКТ наш детский сад, заключил договор о
сотрудничестве с Информационным центром «Эгида».
«Работа
в
табличном
процессоре»
,
«Базовый
курс
пользователя
ПК,
Создание образовательного блога (сайта) как средства электронного обучения
в
рамках
реализации
ФГОС»,
«Использование
средств
презентации
в
образовательном процессе и подготовка печатных материалов»
Эти навыки повысили мотивацию к самообразованию и желание внедрять
новые
инновационные
формы.
Сейчас
педагоги
свободно
участвуют
в
вебинарах, интернет-конкурсах, создают свои саты, блоги. В детском саду
создан банк «Методическая копилка».
Внутренние формы
План
повышения
квалификации
педагогических
работников
в ДОО
был
реализован через
систему
внутреннего
обучения «ФГОС
ДО:
изучаем
и работаем».
В рамках данного обучения были проведены круглые столы на темы:
«Варианты календарного планирования образовательной деятельности
в ходе введения ФГОС ДО»;
«Как я понимаю задачи, принципы и цели ФГОС ДО, и что уже мною
реализуется в образовательной деятельности с детьми».
Данная форма методической работы позволила выявить, насколько изучил
и понимает
обсуждаемые
вопросы
каждый
воспитатель,
и сформировать
теоретическую,
методическую
и практическую
готовность
педагогов
к реализации ФГОС ДО.
Кроме того, в план повышения квалификации педагогов был включен цикл
интерактивных консультаций по темам:
«Знакомство
с требованиями
ФГОС
ДО к структуре
ООП
ДО»
(презентация);
«Организация
образовательного
процесса
в группах
в соответствии
с ФГОС ДО»;
«Внедрение
ФГО С
ДО в образовательный
процесс.
Модель
организации
воспитательно-образовательной
работы
с детьми
старшего
и младшего дошкольного возраста»;
«Творческое преобразование РППС. Примеры выполнения требований
ФГОС
ДО к развивающей
предметно-пространственной
среде
в группах
и на участках ДОО» остановиться более подробно;
С целью методического сопровождения процесса самостоятельного изучения
ФГОС ДО с воспитателями проводились индивидуальные консультации.
С целью подведения итогов изучения ФГОС ДО был проведен практикум
на тему
«Найдите
утверждения,
соответствующие
и не соответствующие
ФГОС ДО».
6.
Решение
вопросов
введения
ФГОС
ДО на уровне
методической
службы района
В течение
учебного
года методическая
служба
Во
главе
Климовой
Л.Ю.
помогала, направляла и подбирала такие формы и содержание методической
работы,
которые позволили решить вопросы введения ФГОС ДО на уровне
нашего ДОО перечислить все встречи
9. Информационное обеспечение введения ФГОС ДО
Информационное
обеспечение
введения
ФГОС
ДО на уровне
ДОО
заключалось в том, чтобы:
разместить на сайте ДОО информацию о введении ФГОС ДО;
проинформировать общественность о ходе и результатах деятельности
педагогического коллектива;
провести
родительские
собрания
с целью
познакомить
родителей
воспитанников с основными положениями ФГОС ДО;
изучить общественное мнение по вопросам введения ФГОС ДО;
обеспечить публичную отчетность ДОО о ходе и результатах введения
ФГОС
ДО (включение
в публичный
отчет
раздела,
отражающего
ход
введения ФГОС ДО);
разместить публичный отчет на сайте ДОО;
подготовить публикации из опыта работы ДОО и др.
Данные задачи были успешно решены.
10. Результативность методической работы по сопровождению введения
ФГОС ДО
Методическая работа по введению ФГОС ДО, организованная методической
службой,
повлекла
за собой
положительные
изменения
в содержании
образовательной деятельности ДОО и стиле взаимодействия всех участников
образовательных отношений.
Организация
и анализ
самодиагностики
воспитателей
способствовали
решению
задачи
формирования
у них
новых
профессиональных
компетенций, развитию педагогической рефлексии.
В рамках подготовки к аттестации на первую и высшую категории в ДОО
организован
Фестиваль
«Портфолио
педагогических
достижений».
На
данном этапе уже заявлено 12 портфолио
педагогов из 34, что составляет
35% от общего числа педагогического состава ДОО.
Следует отметить, что в настоящее время в педагогическом коллективе отмечается
тенденция
повышения
качества
профессиональной
деятельности.
Педагоги
успешно
участвуют
в конкурсах
разных
уровней,
проявляют
активность
в методической и самообразовательной работе. Произошли изменения в мотивах
их деятельности,
а т а к ж е
в освоении
теоретических
основ
содержания
современного дошкольного образования.
Однако
следует
помнить,
что
организация
деятельности
по методическому
сопровождению
педагогов
предполагает
наличие
таких
рисков,
как:
дополнительная
нагрузка
на всех
сотрудников,
эмоциональное
выгорание
педагогов-стажистов, увольнение молодых специалистов по разным субъективным
причинам. Анализ возможностей предотвращения возникновения данных рисков
указал на актуальность разработки мероприятий психологического сопровождения
педагогического
коллектива,
что
также
является
неотъемлемым
условием
эффективного введения ФГОС ДО.
11. Перспективы и задачи методической работы на новый учебный год
На основе выявленных образовательных и компетентностных потребностей
педагогов ДОО, их личного отношения к реализации требования обновления
образовательной
деятельности
в группах
и участию
в инновационной
деятельности
ДОО,
были
определены
следующие
задачи
методической
службы ДОО на новый учебный год:
совершенствовать
систему
внутреннего
повышения
квалификации
воспитателей
ДОО
путем
проведения
консультаций,
практикумов,
самодиагностики, самооценки и тестирования;
продолжить реализацию методического проекта на тему «Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов
в соответствии
с ФГОС
ДО и профессиональным
стандартом
„Педагог“
через
программу
организации системы самообразования»;
обеспечить
полное
соответствие
развивающей
предметно-
пространственной
среды
ДОО
и УМК
в каждой
возрастной
группе
требованиям ФГОС ДО.
Для решения этих задач необходимо включить в план работы :
цикл методических мероприятий (в т. ч. в форме экспериментально-
проблемных групп педагогов, объединенных общей темой, значимой для
п р а к т и ч е с ко го
п р и м е н е н и я
н о в ы х
з н а н и й
в образовательной
деятельности);
педагогические
чтения
на тему
«Саморазвитие
педагогических
компетенций воспитателя как фактор повышения качества образования»;
педагогические
часы,
тематические
консультации,
семинары-
практикумы и т. д.
В рамках
практико-ориентированных
методических
мероприятий
будут
рассматриваться следующие темы:
«Создание условий для овладения детьми культурными средствами
деятельности посредством разных культурных практик: художественной,
игровой, образовательной, коммуникативной, исследовательской»;
«Реализация
принципа
индивидуализации
образовательной
деятельности в работе с детьми»;
«Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО»;
«ИКТ в детском саду»;
«Эффективное
применение
здоровьесберегающих
технологий
в образовательной деятельности»;
«От слеживание
динамики
и корректировка
индивидуальных
образовательных
траекторий
развития
воспитанников
по результатам
педагогической диагностики» и др.