Автор: Аутлева Марина Вячеславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: а.Хакуринохабль
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Обучение английскому языку младших школьников с использованием физических упражнений"
Раздел: среднее образование
Информационная карта о педагогическом опыте
Тема опыта: «Обучение английскому языку младших школьников с использованием
физических упражнений».
Автор опыта: Аутлева Марина Вячеславовна, учитель английского языка
«Все,
что
находится
во
взаимной
связи, должно преподаваться в такой
же связи».
Ян Амос Коменский
«Великая дидактика»
Актуальность:
В 2002/2003 учебном году началось изучение иностранного языка со 2-го
класса.
Как
показывает
практика,
количества
часов
по
учебному
плану
Министерства
образования и науки не совсем достаточно для формирования иноязычной коммуникативной
компетенции
младшего
школьника,
поскольку
не
во
всех
школах
часы
вариативной
составляющей
используются
для
иностранного
языка.
Расширение
количества
учебных
предметов, увеличение часов на изучение уже существующих приводит к перегрузке учащихся
в школе. Общество и образование находятся в поиске других путей оказания ребенку всех
необходимых знаний для общекультурного развития в современном понимании. К способам
решения этой проблемы принадлежит и создание интегрированных уроков.
Теоретическая основа опыта: Концепция интеграции в образовании возникла еще в начале
ХХ века в связи с ростом научных знаний. Первые практические попытки создания образования
на
проблемно-комплексной,
интегрированной
основе
сделаны
Д. Дьюи,
С.Т.Швейным,
М.М. Рубинштейном
и
др..
Необходимость
внедрения
интегрированных
курсов
в
систему
полилингвального
образования
обосновывается
в
работах
И.Л. Бим,
С.У. Гончаренко,
И. Козловской, Н.Е.Миропольский, А. Даффа, А. Малое, и др.
Мы
рассматриваем
проблему
внедрения
в
обучение
учеников
начальной
школы
интегрированных уроков иностранного языка, в частности иностранный язык и физическая
культура.
Сравнительный
анализ
программ
по
физической
культуре
убедительно
свидетельствует о существовании возможности интеграции этих дисциплин с иностранным
языком. Целью обучения этим предметам, так же, как и иностранному языку, является развитие
и обучение учеников, но разными средствами. Если иностранный язык учит общению с миром
вербальными
средствами,
то
указанная
выше
дисциплина
использует
для
этого
язык
движений. Для учащихся начальной школы речевые задания, опирающиеся на практические
действия - игры и песни с движениями, физические упражнения - имеют коммуникативную
ценность,
являются
достаточно
продуктивными
для
восприятия
и
усвоения
знаний
по
иностранному языку
Во время уроков в начальных классах дети теряются, смущаются, когда к ним
обращаются на иностранном языке, и не могут вспомнить ни одного слова на иностранном
языке.
Это
говорит
о
том,
что
учащиеся,
не
имея
опыта
практического
применения
иностранного языка в реальной жизни, не могут сразу перенести знания, которые они получили
на уроках иностранного языка, в другую плоскость - реальные ситуации общения в процессе их
общественной
деятельности.
Эти
наблюдения
и
подтолкнули
к
идее
внедрения
интегрированных уроков в начальных классах. Ведь во время уроков физической культуры
ученики
избавляются
от
одного
из
главных
психологических
препятствий
в
обучении
иностранному языку - чувства страха за неправильно сказанное слово, они понимают, что их не
будут оценивать по иностранному языку. Во время этих уроков иностранный язык становится
не целью обучения, а средством общения, элементом игры, правила которой устанавливают
сами ученики. Задача учителя в данном случае заключается в позитивном стимулировании
учащихся
к
общению
на
иностранном
языке,
создании
соответствующих
условий,
направленности учебного процесса в русле коммуникативных потребностей. Интегрированные
уроки
могут
внедряться
в
обучение
в
любом
возрасте
постоянно
или
эпизодически.
Иностранный язык только выиграет за счет того, что расширяется сфера его применения, за
счет привлечения иноязычной деятельности в другие, не свойственные языку: подвижную
(физкультура).
Новизна опыта заключается в том, что разработана методика физического воспитания
дошкольников
и
младших
школьников,
позволяющая
решать
задачи
обучения
детей
иностранному языку, сопряжено. Существенными элементами научной новизны являются:
- содержательная составляющая методики физического воспитания детей обеспечивающая
интеграцию двигательной и познавательной (в области иностранного языка) деятельности;
- обоснование методических приемов обучения иностранному языку детей в процессе игры
или выполнения физических упражнений;
- выявление закономерности возрастной динамики звуковой культуры речи дошкольников в
условиях
адыгейско-русского
двуязычия
и
ее
динамики
при
обучении
иностранному
(английскому) языку.
Теоретическая значимость результатов опыта заключается в дополнении основ теории
и
методики
преподавания
иностранного
языка,
положениями
о
возможных
путях
совершенствования учебного процесса в дошкольных и образовательных учреждениях за счет
дифференцирования
средств
и
методов
сопряженного
развития
физических
качеств
и
обучения иностранному языку.
Технология
опыта.
Методической
основой
интегрированного
подхода
к
обучению
являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также
установление
внутрипредметных
связей
в
усвоении
основ
наук.
Поскольку
в
интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы,
расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но
необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком
подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и
изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление
самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое
место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому обучению.
Из исследований известно, что сидение на протяжении более чем 10 минут без перерыва,
снижает
концентрацию
детского
внимания,
и,
поэтому
часто
возникают
проблемы
с
дисциплиной.
Движение
же,
расширяет
кровяные
сосуды,
которые
предназначены
для
доставки кислорода, воды и глюкозы к мозгу. Другими словами, когда дети двигаются,
большее количество информации идет в мозг. Таким образом, именно движение становится
ключиком к обучению. В исследованиях видных отечественных и зарубежных психологов
Л.С. Выготского (1956), А. В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981)
показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности
и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Общий
механизм
этих
взаимоотношений
можно
представить
следующим
образом.
Каждый
двигательный
акт
осуществляется
в
пространстве
и
времени,
поэтому,
активно
передвигающийся ребенок получает возможность приобрести в единицу времени больший
объем информации, что и способствует ускоренному формированию его психики. Еще один
положительный момент интеграции занятий иностранным языком и физкультурой состоит в
том, что ребенок может применить полученные им знания на практике. Ведь как точно
заметил еще Эйнштейн « Обучение - есть опыт. Все остальное - только информация».
Основной
акцент
приходится
не
столько
на
усвоение
определенных
знаний,
сколько
на
развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное
развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех
учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства,
обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Технологии в интегрированном обучении. Технология личностно-ориентированного
обучения развивающего обучения,технология формирования приемов учебной работы,
технология дифференцированного обучения, учебно-игровой деятельности, технология
коммуникативно-диалоговой деятельности, модульная технология, технология проектной
деятельности
Результативность: проведенные эксперименты показали, что методика сопряженного
физического
воспитания
и
обучения
иностранному
языку
детей,
построенная
на
речевом
сопровождении процесса выполнения физических упражнений и игр позволяет эффективно
воздействовать
на
процесс
физического
развития
детей,
обеспечивать
интеллектуальное
развитие и развитие коммуникативных возможностей детей, формировать звуковую культуру
речи и обеспечивать правильное произношение звуков, слов и интонации.
Практическая значимость. Экспериментальная методика сопряженного физического
воспитания
и обучения иностранному языку позволяет повысить эффективность учебно-
воспитательного процесса и рационально использовать временные и педагогические ресурсы.
Основные методические разработки опыта могут быть использованы воспитателями
дошкольных учреждений и учителями начальных классов.
Творческие находки: разработки интегрированных уроков, внеклассных мероприятий,
комплексы упражнений на английском языке, пальчиковая гимнастика; песни, рифмовки,
считалки, сопровождаемые движениями; упражнения на релаксацию. Также представлены на
английском языке адыгейские национальные игры, которые можно использовать как на уроке,
так и во внеурочное время.
Литература:
1)
Амонашвили Ш.А. Раннее начало обучения: поиск новых результатов. ИЯШ-1988-№5.
2)
Голощекина М.П. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической
культуре (в детском саду).- Дошкольное воспитание .-1973.-№4.-с.81-87
3)
Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников. Физическая культура.-
1996.-№2.-с.11-12.
4)
Чермит
К.Д.
Коблев
Я.К.
и
др.
Адыгейские
народные
игры
в
системе
физического
воспитания детей. 1989 с.60.